Напоминание

Дни психологической разгрузки


Автор: Полозова Нина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - ДС №32"
Населённый пункт: г. Братск Иркутской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дни психологической разгрузки
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 32»









«Дни психологической разгрузки»

Автор – составитель: Полозова Н.А.

педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС №32»

Братск
Пояснительная записка
По данным статистики у педагогов среди множества профессий самые низкие показатели физического и психологического здоровья. А это недопустимо. Мы в ответе за то, какое настроение мы несем детям, потому что от этого напрямую зависит атмосфера группы. Педагогу необходимо быть здоровым. Нельзя допускать длительного напряжения и усталости, потому что это ведет к хроническому утомлению, основными признаками которого являются:  ощущение усталости перед началом работы;  повышенная раздражительность;  исчезновение интереса к работе и окружающим событиям;  нарушение сна;  потеря аппетита и т.д. Что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы? В этом могут помочь дни психологической разгрузки, которые могут проводиться для педагогов и с целью профилактики, и с целью коррекции при выявлении степени эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений у педагогических работников выше нормы. Такие дни желательно проводить два раза в год, осенью и весной. Время проведения – с 13:20 до 15:00 (в тихий час). Форма приглашения участников: объявление на педсовете, планерке за две недели до первого занятия. Посещение добровольное. Основные задачи:  профилактика профессионального выгорания;  повышение стрессоустойчивости сотрудников;  профилактика психосоматических проблем;  изучение техник саморегуляции (для самостоятельного применения);  личностный рост;  оздоровление организма. Программа тренинга состоит из отдельных встреч. Каждая встреча, с одной стороны, логически связана с другими встречами общей темой, а с другой – является самостоятельной, что позволяет использовать эти встречи как комплексно, так и самостоятельно. Структура проведения любой встречи - стандартная:  приветствие (вхождение в процесс);  игра-разминка (снятие эмоционального напряжения);  практические упражнения (с использованием методов арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, дыхательных биоэнергетических технологий, танцевально-двигательных упражнений, медитативных техник, техник работы с голосом и др.);  беседы, дискуссии, размышления;
 домашнее задание (выполнение определенных дыхательных упражнений, составление списка личных качеств, выполнение рисунка на заданную тему) для обсуждения на следующем занятии;  рефлексия (участники проговаривают, какие чувства они испытали, что получили для себя, определяются с целями на будущее);  прощание (слова благодарности каждому участнику группы, ритуал прощания по выбору участников). Перед началом занятий с участниками обсуждаются правила работы в группе, спрашивается согласие участников на применение этих правил. Правила работы:  доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);  общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведется работа);  персонификация высказываний (нет безличной речи, вместо «мы», «нас» употребляются «я», «для меня»);  обращение на «ты»;  искренность в общении (нет желания говорить правду – можно молчать);  активность (даже если упражнение может быть неинтересным – нужно его выполнять);  конфиденциальность;  недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится», - а поступок: «Я не согласен с действиями…»);  отказ давать советы, если о них не просят;  уважение к говорящему (у каждого должна быть возможность высказаться). Для отслеживания результатов перед проведением тренинга и после проводится диагностика с использованием методик:  МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Собчик Л.Н.)  Тест Люшера (упрощенный вариант)  Опросник «Диагностика профессионального выгорания» (В.В.Бойко) Систематическое проведение дней психологической разгрузки дает возможность педагогам:  освободиться от части эмоционального груза нашей нелегкой работы;  пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, раскрепоститься, избавиться от некоторых внутренних зажимов, найти поддержку коллег и просто немного отдохнуть,  узнать о себе много интересного, о чем, возможно, никогда еще ни задумывались, увидеть свои внутренние ресурсы, проявить свой нераскрытый творческий потенциал, попробовать себя в новых ролях.

Содержание
1.Пояснительная записка 2.Осенний цикл занятий  День первый  День второй  День третий 3. Весенний цикл занятий  День четвертый  День пятый  День шестой
Приложения
1. Формулы психологической устойчивости 2. Свод правил «Как избежать перенапряжения нервной системы?» 3. Психологические зарядки 4. Формулы позитивного мышления 5. Формулы самовнушения 6. Упражнения – настрои по методу Сытина 7. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»


Осенний цикл занятий
День первый
Материалы и оборудование:индивидуальные коврики, магнитофон, листы бумаги, ручки (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.
1. Упражнение – приветствие «Продолжи фразу»
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Поскольку наши встречи посвящены оптимизации нашего здоровья, давайте поприветствуем друг друга с обязательным использованием фразы: «Здравствуйте. Я желаю вам здоровья, потому что…». Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники приветствуют друг друга. Ведущий. Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки, и у вас улучшилось настроение.
2.

«Выходят в круг…»
 ….и жмут друг другу руки те, кто а) любят поспать; б) любят сладкое  ….и прыгают на одной ножке те, кто а) любят работать на даче; б) любят делать заготовки на зиму  ….и танцуют те, кто а) любят тратить деньги; б) любят путешествовать  ….и приветствуют всех громким «Ура!» и любым жестом те, у кого сегодня хорошее настроение!!! Главная задача нашей встречи – поднять настроение тем, у кого оно плохое, и не испортить тем, у кого оно хорошее!!!
3.

Представь себя
Давайте устроимся поудобнее, на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Передавая мяч, будем называть свое имя (как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли), а также слово, отражающее настроение или состояние (например, Галина – веселая).
4.

Дыхательное упражнение «Пробуждающийся гейзер»
Делаем медленный вдох, а выдох быстрый в пропорции 3 + 1 и мысленно представляем себя струей гейзера.
5.

Свободный танец «Мое прошлое» или «Мой самый тяжелый день»
Педагогам предлагается вспомнить свой самый тяжелый день и выразить свои воспоминания движением.
Во время исполнения свободного танца дается команда «Стоп!», после которой необходимо замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
6.

«Да – да – да»
(голосовая техника) Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие событий. В течение 5-ти минут постарайтесь, ни на что не отвлекаясь, проговаривать «да – да – да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
7.

Гора с плеч
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбросьте «гору с плеч». Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, отвести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Сделайте это упражнение 5-6 раз, и вам сразу станет легче.
8.

Дыхательное упражнение «Привет солнцу»
Делаем вдох, затем задержка дыхания, выдох на слог «Ха!».
9.

Упражнение «Главное – второстепенное»
Напишите по порядку на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящий момент наиболее важны. А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75-80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в свое настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным. А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних. Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?
10.

Исполнение

формул

психологической

устойчивости

«Не

жди

подарка от судьбы»
Для выполнения следующего упражнения рассчитаемся на « груши, яблоки, бананы» и разделимся на три группы.
Каждая группа участников воспроизводит одну из формул (приложение 1) в любой форме (поэтической, музыкальной). После воспроизведения всех формул каждый из участников выбирает себе более близкую.  Не жди подарка от судьбы, судьба зависит от борьбы. Учти ошибки прошлых дней и стань умнее и сильней.  Твердо по жизни я иду, в жизни добьюсь я чего хочу. Свою неудачу смогу я сломить, жизнью счастливой я буду жить.  Устойчиво стою я на земле. Вот так! Несчастиям своим я дам под зад. Вот так! Друзей моих я буду обнимать. Вот так! Смеяться буду громко я. Вот так!
11. Релаксация «Избавление от тревог»
Расслабьтесь и представьте, что вы находитесь на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Тело наполняется очищающим целительным цветом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
11. Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
12. Домашнее задание
Сделать что-нибудь приятное себе и уделить 1 час времени только себе.

День второй
Материалы и оборудование:индивидуальные коврики, магнитофон, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.
1. Упражнение – приветствие «Продолжи фразу»
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Для того чтобы поздороваться, будем перекидывать этот яркий красивый мяч друг другу, проговаривая такие слова: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…».
2. Ритмические хлопки
Каждый отхлопывает ладонями свой ритм, сначала слыша только себя. Однако со временем все начинают различать ритмы своих соседей. Желательно создать общий ритмический рисунок.
3.

Дыхательное упражнение «Антистрессин»
Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хааааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.
4.

Танец «Делай, как я»
Участники группы идут за лидером, выполняющим произвольные движения, и повторяют их. Затем лидер меняется по звуковому сигналу ведущего.
5.

Методика «Щит»
Предлагаю взять лист бумаги и разделить его на четыре части. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвертой – «мои увлечения». Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее. Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу? Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения. Похлопаем друг другу.
6.

Игра «Лес»
Цель: деление педагогов на группы Примечание. До начала занятия ведущий раздает каждому участнику карточку с написанным названием животных. Количество названий животных зависит от того, сколько групп в результате нужно сформировать.
Инструкция. Не обсуждая с другими содержание карточки, участники по команде начинают двигаться, изображая свое животное. Задача – найти своих «сородичей» и сформировать команду. Следующее упражнение выполняем, разбившись на группы.
7. Исполнение формул защиты от беспокойства и плохих мыслей.
Каждая группа участников воспроизводит одну из формул (приложение 1) в любой форме (поэтической, музыкальной). После воспроизведения этих формул каждый из участников выбирает себе более близкую.  Опасенья все твои пусты, беспокойства все твои напрасны, Они плод твоих пустых фантазий, никогда не суждено им сбыться! Отгони пустые страхи, отгони! И на жизнь свою иначе посмотри! Нет причин, чтоб так серьезно волноваться! И прекрасной жизни нам нельзя пугаться!  Постарайся никогда не спешить И отрешись навеки от всякой суеты. Заранее все готовь, вставай чуть-чуть пораньше, Чтоб, не спеша, успеть все, что хочешь сделать ты.  Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться! И подниматься, и распрямляться, Крепко держаться и снова смеяться!
8. Упражнение «Оживи ладони»
Цель: задуматься о своих лучших качествах, которые должны стать ресурсом дальнейшей эффективной работы. Инструкция. Каждый участник на листе бумаги обводит свою ладонь. На каждом пальце ладони необходимо написать свои ресурсы – качества личности, черты характера (например, трудолюбие, ответственность, активность, жизнерадостность, оптимизм и т.д.), которые есть у участника или которые ему необходимы. В центре – кто может помочь их дать. С обратной стороны ладони нужно написать пожелание самому себе.
9. Упражнение на релаксацию «Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле большого водопада… Но это не обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий синевато-зеленый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом, почувствуйте, как прекрасный свет струится по голове. Вы чувствуете, как расслабляется лоб… рот… мышцы шеи. Сине-зеленый свет течет по плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными… Свет стекает со спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, она тоже становится мягкой и расслабленной.
Свет течет по груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и без всякого усилия можете дышать глубже и глубже. Вы ощущаете себя расслабленно, испытываете приятные ощущения. Свет течет по рукам, ладоням, пальцам. Руки и ладони становятся мягкими, расслабленными. Свет течет по ногам, спускается к стопам. Вы чувствуете, как они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из сине-зеленого света обтекает все тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он так чудесно позволил расслабиться… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
12. Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
13. Домашнее задание
Составьте список советов «Как избежать перенапряжения

нервной системы?». А на следующей встрече по вашим индивидуальным рецептам составим обобщенный перечень правил (приложение 2).
День третий

Материалы и оборудование:индивидуальные коврики, магнитофон. листы бумаги, ручки (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.
1. Упражнение – приветствие «Продолжи фразу»
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Посмотрите направо, посмотрите налево. Вы заметили какие мы с вами сегодня обаятельные и привлекательные? Поприветствуем друг друга использованием фразы: «Здравствуйте. Мне приятно вам сказать…». Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники по кругу приветствуют друг друга. Ведущий. Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки, и у вас улучшилось настроение.
2. Упражнение «С соседом можно…»
Ведущий предлагает участникам встать в круг так, чтобы ощущать тесное соприкосновение с плечом соседа. Далее все одновременно выполняют следующие действия:  с соседом можно потолкаться;  с соседом можно улыбаться;  с соседом можно пощипаться;  с соседом можно обниматься и т.д.
3.

Психологическая зарядка
Все мы знаем о пользе зарядки. Но не все ее делаем. Кто сегодня начал свое утро с зарядки? Негусто! Поэтому я вам предлагаю сделать зарядку, но не просто зарядку, а зарядку психологическую: сочетание физических упражнений с проговариванием текста позитивного содержания (приложение 3). Педагогам раздаются распечатанные на отдельных листочках примеры психологических зарядок. Предлагается объединиться в небольшие группы (по количеству листочков). Каждая группа сначала демонстрирует доставшееся ей упражнение, а затем проводит его со всеми.
4. Медитационное пение (голосовая техника)
Цель: освобождения сознания, выход негативных переживаний. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка прикройте рот и пойте «А – У – М» с разной интонацией в течение 3-5 минут.
5.

Упражнение

«Где

черпать

ре сурсы,

чтобы

и з бе ж ат ь

эмоционального истощения?»
Упражнение проводится в группах, а затем предложенные варианты объединяем в категории:
 близкие люди, семья;  друзья;  работа;  интересы, увлечения, хобби. Если какой-нибудь из резервов отсутствует или преобладает – возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.
6. Упражнение «Кто я?»
Честно и откровенно закончите предложения: - Я горжусь собой, когда я… - Я симпатичный человек, потому что… - У меня есть такие замечательные качества, как … - Я сделала в своей жизни много хороших дел, например - … Рефлексия:  Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?  Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»? Это упражнение помогает понять, насколько, по вашему мнению, положительно ваше самовосприятие, верите ли вы в себя? Для чего человеку необходимо быть уверенным в себе? Позитивное самоотношение играет большую роль в развитии личности любого человека. И оно очень необходимо педагогу, потому что
вера в себя
помогает выработать свой индивидуальный у с п е ш н ы й с т и л ь д е я т е л ь н о с т и , с п о с о б с т вуе т л и ч н о с т н ом у и профессиональному росту. Это в свою очередь позволяет с большей полнотой самореализовываться, что так значимо для психологического здоровья.
7. Упражнение «Формируем позитивное мышление»
Вы проснулись – ваши первые слова и мысли должны быть положительно окрашены, чтобы запрограммировать сознание и подсознание на достижение наилучших результатов, в том числе и в самочувствии. Участники объединяются в небольшие группы и практикуются в перестройке негативных установок в позитивные:  «Я чувствую себя совершенно вымотанной»  «Хорошие результаты для меня недостижимы»  «Я хочу уйти с работы»  «Я чувствую, что у меня ничего не выйдет»  «Я не умею находить выход из сложной ситуации»  «Люди меня не понимают»  «Я не умею прощать»  «Я часто обижаюсь» и т.д. Важно, чтобы положительное мышление вошло в привычку, тогда оно будет работать на здоровье.
Начинать свой каждый день необходимо с формулы позитивных мыслей:  Начинается мой новый день, Начинается моя снова жизнь! Загорается во мне новый свет, И рождается во мне чудо-жизнь! Здравствуй, новый в сердце дивный свет! Здравствуй новая моя чудо-мысль!
8. Упражнение на релаксацию с помощью воображения
Сначала снимем напряжение физическое. Для этого закройте глаза и мысленно пробегите по всем группам мышц, найдите напряженные и расслабляйте: наморщенный лоб, стиснутые зубы, напряженные плечи, живот, мышцы бедер, икроножные мышцы. Представьте, что ваше эмоциональное напряжение – это туго надутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните его иголкой. Он лопнул. С ним вместе «лопнуло» и ваше напряжение. Если вам кажется, что не все ваши неприятности «улетучились», упакуйте их в мешок и положите на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья далеко-далеко. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
9.

Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
10.

Домашнее

задание.
Познакомиться с формулами позитивного мышления (приложение 4), пополнить список формулами собственного сочинения и выбрать те из них, которым вы готовы следовать уже сегодня. Весенний цикл занятий
День четвертый

Материалы и оборудование:индивидуальные коврики, магнитофон, листы цветной бумаги, ручки, карандаши (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.
1. Упражнение – приветствие «Продолжи фразу»
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга с обязательным использованием фразы: «Здравствуйте. Я рада сообщить вам…». Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники приветствуют друг друга. Ведущий. Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки, и у вас улучшилось настроение.
2. Упражнение «Вездеход»
Цель: разогрев группы в активном взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении. Инструкция. «Давайте отвлечемся от раздумий. Будем передвигаться по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к словам ведущего. Каждый, услышав новую информацию, быстро анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры: изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разглворов и осуждения! Итак, готовы? Начали! Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются… Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… но очень холодной, градусов восемь-десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось! Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один… Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды…» Примечание. Участники изображают все, о чем говорит ведущий.
3. «Гудение»
(голосовая техника) Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений. Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, необходимо издавать мычащий звук в течение 3-5 минут.
Примечание. Ведущий отслеживает общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным либо приподнятым, эмоционально положительным.
3. Представление себя «Смысл моего имени»
Каждый участник группы представляет свою визитную карточку:  где называет свое «тренинговое» имя;  придумывает историю своего имени;  сообщает, как оно переводится (желательно не вспоминать действительный перевод, а придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений). Главная идея этого упражнения - дать возможность каждому подчеркнуть свою индивидуальность.
6.

Дыхательное упражнение
 Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх  Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А»  Вдох, руки вверх до уровня плеч  Выдох с сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).  Медленный, глубокий вдох  Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У»
7.

Упражнение «Аукцион качеств»
Цель: развитие навыков анализа самопрезентации, умения различать свои сильные или слабые стороны, определять, чего не хватает для ощущения комфорта. Инструкция. Участникам предлагается подумать о том, какие качества каждому из них мешают, а какие, наоборот, помогают. На листочках (какого-то определенного цвета) необходимо написать те качества, которых, по мнению участника, у него в избытке и которыми он бы хотел «поделиться» с другими. На листочках другого цвета пишем те качества, которых не хватает участнику. Слово ведущего: «Давайте сравним, каких листочков больше: тех, где записаны ваши качества, которыми вы бы могли поделиться, или листочков с качествами, которых вам не хватает. А теперь мы организуем аукцион. Лотами будут ваши «избыточные» качества. Каждый из вас оставляет листочки на своем стуле, вы перемещаетесь по кругу по часовой стрелке, выбираете необходимые вам качества, которых у кого-то в избытке, и договариваетесь с «хозяином», предлагая варианты замены.
8.

Рисование

Нарисуйте что-нибудь цветом, который вам нравится, и цветом, который не нравится. Посмотрите внимательно на них, и теперь создайте рисунок, так чтобы эти два цвета одновременно присутствовали в нем.
9.

Упражнение на релаксацию «Внутренний луч»
Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряженье в области затылка, ослабляется складка на лбу, спадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией. Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите не просто удовольствие, а также наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать легко и хорошо!»
9. Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
10.

Домашнее

задание.
Познакомиться с формулами самовнушения (приложение 5) и выбрать те из них, которые подходят именно вам.
День пятый

Материалы и оборудование:индивидуальные коврики, магнитофон, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.
1. Упражнение – приветствие «Продолжи фразу»
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Для того, чтобы поздороваться будем перекидывать этот яркий красивый мяч друг другу, проговаривая такие слова: «Привет, вы еще не знаете, что сегодня…».
2. Упражнение – разогрев «Пианино»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе. Инструкция. Участники сидят в кругу, правая рука ладонью вверх лежит на левой ладони сидящего справа, а левая – ладонью вверх лежит под правой рукой сидящего слева. Ведущий правой рукой (которая сверху) передает хлопок влево по кругу, хлопнув по раскрытой ладони сидящего слева, тот – следующему и т.д. Если кто-то сбился, пропустил, хлопнул раньше, чем ему передали хлопок, игра останавливается, руки меняются (правая снизу, левая сверху) и игра запускается в другую сторону с того, кто сбился. Задача – не ошибаться, внимательно следить за кругом и разогнаться до максимальной скорости передачи хлопка соседу.
3. Самомассаж
Цель: оказание позитивного влияния на центральную нервную систему (снять усталость, успокоиться или, наоборот, повысить работоспособность) Инструкция. Основным правилом массажа является совершение поглаживающих движений от периферии к центру, например, от кистей к плечам, от ступней к бедрам. Если вы хотите добиться успокоительного эффекта, массажные движения должны быть легкими, только по поверхности кожи. Если вы хотите взбодриться, то движения должны быть с большим приложением силы, задействуя мышечные ткани. Самомассаж занимает всего несколько минут:  Потрите ладони, пока не почувствуете тепло. Это важно – тепло рук будет передаваться другим частям тела.  Одной рукой разотрите тыльную сторону и пальцы другой руки. Затем поменяйте руки. Разотрите запястья, предплечья и плечи. Сделайте массаж с усилением на шейно-плечевой отдел.  Мягкими движениями разотрите лицо. Для женщин движения должны быть более мягкими, снизу вверх.  Разотрите ушные раковины: внешний край уха – снизу вверх, по часовой стрелке, внутренний обод – против часовой стрелки; указательным и
большим пальцами захватите козелок (над ушным отверстием) и точечно помассируйте его.  Разотрите ладонями верхний грудной отдел и ребра.  Сделайте несколько поглаживающих движений по животу по часовой стрелке (это один из способов для облегчения пищеварения), без сильного надавливания.  Встаньте и разотрите ладонями спину (это легче сделать друг другу), область почек и ягодицы.  Разотрите с небольшим усилием бедра, разогрейте ладонями коленные суставы, и с небольшим усилием – голени, икры (если есть возможность, то, сняв обувь, разотрите стопы и голеностопные суставы).  Потрясите руками, ногами и телом так, словно вы стряхиваете воду с них – как это делают животные.  Заземление – почувствуйте, как ваши стопы соприкасаются с полом. Немного усильте это ощущение, как бы вкручивая стопы в пол (это можно отдельно практиковать перед речью или разговором с начальством для чувства уверенности). Пару раз невысоко подпрыгните, ощущая твердую опору, на которую приземляются ваши стопы.  Почувствуйте свое дыхание, сделайте пару глубоких вдохов.  Оглянитесь, посмотрите, как изменился мир вокруг вас! Почувствуйте благодарность своего тела за оказанное ему внимание.  Теперь можете возвращаться к своим делам с новыми силами.
4.

Упражнение «Кричалка эмоций»
Цель: снятие напряжения, раскрепощение эмоций. Инструкция
.
Участники садятся в круг, выбирают фразу и начинают произносить ее по очереди. При этом каждый следующий игрок должен произносить фразу со все более нарастающими эмоциями. Фразы:  «Оставьте меня в покое» (от легкого раздражения до сильного гнева);  «У меня все получилось» (от спокойного утверждения к восторгу);  «Мне страшно» (от спокойного утверждения к ужасу»);  «Это так забавно» (от улыбки к безудержному смеху);  «Ты самый лучший» (от дружеского заверения к пламенной любви);  «Я его потерял» (от легкой грусти к безудержному горю);  «Это такая гадость» (от утверждения к отвращению).
5.

Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив – в позитив»
Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию со стороны.
Инструкция. Необходимо разделиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие участники не слышали ваших творческих замыслов. У каждой мини-группы будет лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некоей характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все, что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название на оборотной стороне ватмана. Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональные страдания? А теперь, авторы, назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком. Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что-то позитивное, можно дописывать фразы, придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок.
6.

Цветное дыхание
Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный. Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый, а выдохните синий. Хотите оградить себя от негативных воздействий – вдохните жлтый, выдохните фиолетовый. Хотите повысить самооценку и обрести уважение к себе – вдохните фиолетовый, а выдохните желтый. 7.
Упражнение на релаксацию «Руки»
Цель: снятие усталости, установление психического равновесия, баланса. Сядьте удобно, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5 – 2,0. Теперь слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.
8. Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.

9. Домашнее задание.
Познакомиться с упражнениями – настроями по методу Г. Н. Сытина (приложение 6) и выбрать те из них, которые вы готовы применять уже сегодня.
День шестой
Материалы и оборудование: индивидуальные коврики, магнитофон, лист ватмана, вырезки из журналов и газет, ручки, цветные карандаши, фломастеры, (по количеству участников). Музыкальное оформление:музыка для релаксации и медитации.

1. Упражнение – приветствие.
Давайте теперь поздороваемся друг с другом таким образом: пока я считаю до 10-ти, вы ходите по залу и приветствуете друг друга любым невербальным способом (рукопожатием, объятием, поглаживанием и т.д.). Ваша задача – успеть поздороваться с каждым. Молодцы!
2. Упражнение – разогрев «Сказка на спине»
Цель: сплочение группы, переключение с аналитического на творческий вид деятельности, тактильный контакт участников, развитие творческого мышления. Инструкция. Участники встают в круг друг за другом так, чтобы можно было легко дотянуться руками до спины впередистоящего, и начинают двигаться вперед. Один из них начинает рассказывать сказку, произносит 1-2 предложения, остальные в это время схематично изображают каждый на спине впередиидущего то, что происходит по сюжету. Когда первый проговорил свои предложения, он хлопает по плечу впередиидущего, и тот продолжает повествование. И так до тех пор, пока каждый не расскажет свою часть истории.
3.

«Разговор на незнакомом языке»
Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата. В течение 3-5минут необходимо говорить, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь. Примечание. Во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.
4.

Массаж биологически активных точек
Цель: ознакомление с методом оказания «скорой помощи» в трудных ситуациях. Инструкция. Нервно психические расстройства являются результатом нарушений функций высших отделов головного мозга, на которые мы можем воздействовать с помощью биологически активных точек. Массаж проводим кончиками пальцев.  «Точка возвращения к жизни» После физического или психического шока массируем на левой руке самый кончик среднего пальца.  «Дворец труда» При психической заторможенности, когда растерянность не дает ясности в голове, массируем точку в середине левой ладони.  «Пограничные ворота»
При тревоге и страхе массируем точку в середине внутренней поверхности предплечья.  «Точка атаки» При волнении перед выступлениями массируем точку на самом кончике левого мизинца.  «Крошечное море» При неуравновешенности (что недопустимо для педагога), при отсутствии жизнерадостности массируем правой ладонью область на внутренней стороне локтевого сустава.
5.

Групповой коллаж «Мы вместе»
Цель: дать почувствовать участникам помощь и поддержку друг друга. В коллаже участники отражают свои цели, мечты, желания. Для работы используются заранее приготовленные вырезки из журналов, газет, различные материалы для оформления. Коллаж выполняется под медитативную музыку. После выполнения задания участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о своих чувствах, о том, чему может научить работа в команде. Коллаж дарится тому участнику, кому, по общему мнению, больше всего необходима поддержка.
6.

Упражнение на релаксацию «Маяк»
Это упражнение для тех, кто не уверен в себе, чувствует себя уязвимым… Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий маяк. Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической силе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет.
7.

Рефлексия занятия «Мне сегодня…»
Все сидят в кругу. Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.

8.

Домашнее

задание.
Ознакомиться с текстом зарядки позитивного мышления «Именно сегодня» (приложение 7) и каждое утро последующего дня начинать с проговаривания этих слов.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Формулы психологической устойчивости
 Не жди подарка от судьбы, судьба зависит от борьбы. Учти ошибки прошлых дней и стань умнее и сильней.
 Твердо по жизни я иду, в жизни добьюсь я чего хочу. Свою неудачу смогу я сломить, жизнью счастливой я буду жить.  Устойчиво стою я на земле. Вот так! Несчастиям своим я дам под зад. Вот так! Друзей моих я буду обнимать. Вот так! Смеяться буду громко я. Вот так!  Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться! И подниматься, и распрямляться, Крепко держаться и снова смеяться!
Формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей
 Опасенья все твои пусты, беспокойства все твои напрасны, Они плод твоих пустых фантазий, никогда не суждено им сбыться! Отгони пустые страхи, отгони! И на жизнь свою иначе посмотри! Нет причин, чтоб так серьезно волноваться! И прекрасной жизни нам нельзя пугаться!  Постарайся никогда не спешить И отрешись навеки от всякой суеты. Заранее все готовь, вставай чуть-чуть пораньше, Чтоб, не спеша, успеть все, что хочешь сделать ты.  Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться! И подниматься, и распрямляться, Крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
 Чтобы со мной не случилось, я совершенно спокоен, Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя улыбаюсь.  То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю. Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю. Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться! И подниматься, и распрямляться, Крепко держаться и снова смеяться!
Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих
 Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый. Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный. Я люблю тебя. Приложение № 2
«Как избежать перенапряжения нервной системы»
(свод правил от педагогов города Братска)
1. Сохранять физическую активность (спорт, физкультура, закаливание). 2. Рационально сочетать труд и отдых. 3. Выполнять дыхательную гимнастику. 4. Купаться, плавать в бассейне, использовать контрастный душ. 5. Ходить в баню, сауну. 6. Проводить регулярно витаминную и адаптогенную (женьшень, аралия, элеуторококк) терапию, пить успокаивающие и тонизирующие чаи. 7. Осваивать навыки аутотренинга и самовнушения. 8. Неприятные эмоции вытеснять приятными. 9. Любить себя и окружающих, не делать зла, уметь прощать. 10. Соблюдать режим дня, жить без вредных привычек, правильно питаться. 11. Любить свою работу и не делать того, чего не хочешь. Приложение № 3
Психологические зарядки

1.Стоя, руки перед грудью, сводить и разводить лопатки, улыбаться, подмигивать то правым, то левым глазом и повторять
:

«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».


2. Положив ладони на грудь
: «Я на свете всех умней»,
вытянув руки над головой
«Не боюсь я никого»,
руки на бедра:
«Чудо как я

хороша»,
потопав ногами:
«Проживу теперь сто лет».
3.Подпрыгивая то на правой, то на левой ноге, повторять:
«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4.Чередуя потирание ладонь о ладонь с хлопаньем в ладоши, повторять:
«Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5.Встав на цыпочки, руки над головой, потягиваться и повторять:
«Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6.Положив руки на голову, делая легкий массаж головы, повторять:
«Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед – назад, повторять:
«Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я

прекрасна!»
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторять:
«Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
9. Поднимая руки вверх, делая глубокий вдох:
«Вселенная мне

улыбается»,
опуская руки через стороны вниз, делая глубокий выдох:
«И все у

меня получается».
10. Сжав кулаки, делая резкие удары руками (как по боксерской груше):
«На пути у меня нет преграды, все получается, как надо».
Психологические зарядки помогают овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала воспитателей. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 минут каждый день. Приложение № 4
Формулы позитивного мышления

 Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение  Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг  Свое возрождение начните с правильного мышления  Вредные привычки сбросьте как рукавички  Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный  Будь доброжелательным, твори добро обязательно  Смейтесь больше - проживете дольше  Умеренность во всем – так здоровье сбережем  Когда руки вытираем, каждый суставчик растираем  Всегда будь хозяином своей судьбы  Не надейся на всех и не верь чудесам Есть одна лишь подмога – помоги себе сам! Приложение № 5
Формулы самовнушения
Формулы самовнушения могут быть разными в зависимости от личностных качеств человека и цели, которой он хочет добиться.

Если
Вы человек самостоятельный и всегда стараетесь ориентироваться только на свои собственные убеждения, то Ваша формула может начинаться словами: «Я хочу…», «Я должен…», «Мне нравится…», «Я люблю…». 
Если
Вы человек, не терпящий жестких директив и приказов, то текст, который Вы произнесете, должен быть построен в форме убеждения: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что у меня трудный урок (беседа, занятие). 
Если
Вы безоговорочно верите в свой генотип или астрологический знак, то строите формулу так: «Мои родители, бабушки, дедушки, все в нашем роду, в том числе и я, обладают…», «По своему астрологическому знаку я - …, поэтому…». 
Если
Вы человек сдержанный и в тоже время сильный, энергичный, то формула самовнушения может быть реализована в виде краткого и резкого приказа: «Я должен быть спокойным, уверенным в себе». 
Если
мнение ваших родителей является для Вас законом, то начало формулы самовнушения может выглядеть так: «Моя мама хотела, чтобы я стал человеком…», «Мой отец всегда верил, что я…». 
Если
Вы ориентируетесь на общественное мнение, то Ваша формула будет начинаться так: «Все люди воспринимают меня как человека…», «Все знающие меня относятся ко мне как к человеку…». 
Если
Вы эмоциональны, тогда текст должен содержать яркие прилагательные: «Я испытываю необыкновенное спокойствие и огромную уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент красивого и великолепного здания». Приложение № 6
Упражнения – настрои
«Настрои» по методу Г. Н. Сытина педагог может произносить про себя и вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
1. Утренние и вечерние настрои.

 «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все смогу и ничего не боюсь».  «Я люблю своих воспитанников, Я всегда рада встрече с ними».
2.

Настрой на работу.
 «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом в моей жизни».  «Я в хорошем настроении. Тема занятия всем интересна. Я спокойна и уверенна, я чувствую себя раскованно. Я хорошо подготовилась. Я хорошо владею собой. Настроение мое бодрое, хорошее. Дети меня любят и с интересом ждут начала занятия. Мне приятно со всеми общаться».
3.

Настрои в течение рабочего дня.
 «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».  «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».  «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встрече с ними».
4.

Настрой перед сложным разговором
(снимает волнение и напряжение).  «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».  «Мне легко и свободно. Ярко, отчетливо я чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлива. Каждая клетка дышит безмятежным счастьем. Все тело легкое – легкое, свободное. Безмятежное счастье».
5.

Настрои для снятия усталости и восстановления работоспособности.
 «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливать себя и чувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию в своем теле».  «Я полон сил и энергии и готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные, здоровые, молодые нервы. У меня неутомимое, молодое богатырское сердце». Приложение №7
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.
1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым. 2. Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать. 3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей. 4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум. 5.Именно сегодня я продолжу свое нравственное совершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой. 6.Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить. 7.Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшнего дня, не стремиться решить сразу все проблемы. 8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить. 9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись. 10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят мне. Если вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:  Думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувствуете себя жизнерадостной  Никогда не думайте о тех людях, которые вам неприятны. Не вспоминайте события, которые вам неприятны  Единственный способ обрести счастье – не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости  Не подражайте другим. Найдите себя и будьте самими собой.


В раздел образования