"Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями в развитии в соответствии с ФГОС".
Автор: Юркова Оксана Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 10 "Теремок" (МБДОУ д/с № 10) Населённый пункт: г.Зеленогорск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями в развитии в соответствии с ФГОС". Раздел: среднее профессиональное
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» (МБДОУ д/с № 10)
Статья
Тема
:
Применение
современных
образовательных
технологий
в
работе
с
детьми
с
особенностями
в
развитии
в
соответствии
с
ФГОС
.
Подготовила
учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 10
Юркова О.В.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования
является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения. В дошкольном детстве закладываются
базовые свойства личности, и их преодоление на следующих возрастных этапах
происходит значительно сложнее.
К сожалению, за последние годы наблюдается
тенденция к увеличению числа дошкольников с трудностями в развития. Такие дети
оказываются не готовы к школьному обучению по многим параметрам готовности к
школе.
Страдают
предпосылки
интеллектуальной
деятельности
:
умственные
операции,
действия
и
навыки,
низкая
познавательная
активность
и
мотивация,
недостаточные
знания
и
представления
об
окружающем
мире,
слабое
речевое
развитие, низкая регуляция поведения.
Коррекционная педагогика стоит перед постоянным поиском методов, приемов,
технологий, форм работы с детьми с особенностями в развитии. Лейтмотивом моей
работы является создание условий для гармоничного развития каждого ребенка в
нашей группе, в соответствии с индивидуальными особенностями их психического
и физического развития, возможностями и способностями.
Для меня проведение занятий с использованием новейших средств технологий
в сочетании с традиционным материалом является актуальным и стимульным при
формировании
у
детей
общеинтеллектуальных
умений
(анализ,
сравнение,
группировку, классификацию, обобщение), общественные умения (планирование,
самоконтроль, самооценку), устную монологическую речь.
Сегодня компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни и поэтому,
многие
современные
дети
знакомы
с
компьютером,
им
намного
интересней
компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Проведенный мною опрос
показал,
что
из
11воспитанников
моей
группы
7
имеют
компьютеры
дома.
В
группах,
в
школьных
уголках
имеются
сделанные
своими
руками
макеты
компьютеров
и
компьютеры
бывшие
в
употреблении.
Дети
знают
и
называют
составные
части
компьютеров,
играют
в
сюжетно-
ролевые
игры,
такие
как
«программист», «работник банка», «кассир-контролер».
При разработке таких занятий мною выявлено, что способность компьютера
воспроизводить информацию одновременно в виде текста, изображения, звука, речи,
видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет создавать для детей
новые
развивающие
и
обучающие
слайды,
презентации,
клипы.
Мультимедиа
компоненты, включаемые в содержание занятий, открывают новые возможности
использования методических приемов. Конкретному ребенку всегда я предлагаю
именно
то,
что
в
данный
момент
соответствует
его
возможностям
и
задачам
обучения.
На
своих
занятиях
информационные
технологии
применяю
как
в
групповой, так и в индивидуальной работе с детьми. В процессе занятий решаю
широкий
круг
коррекционно-развивающих
и
образовательных
задач
и
строю
занятия с учетом обще дидактических принципов. Таких как: принцип развития,
научности, наглядности, систематичности, доступности.
Занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных
математических
представлений
сопровождаются
компьютерными
презентациями,
которые построены на сюжетах сказок, или с использованием сказочного героя.
Таких как «Теремок», «Колобок», «Лунтик в гостях у Феи Фонетики».
Например,
одно
из
занятий
по
обучению
грамоте
построено
по
русской
народной сказке «Теремок».
Цели данного занятия : учить различать твердые и мягкие согласные звуки,
образовывать
качественные
и
относительные
прилагательные.
Развивать
фонематический слух, через упражнения в анализе и синтезе. Коррекция внимания
через упражнения в сосредоточении. Воспитывать интерес и желание заниматься.
При
проведении
занятия я
обратила
внимание,
что
дети
внимательно
слушают,
с
интересом
рассматривают
движущиеся
картинки,
с
удовольствием
выполняют задания и упражнения по формированию звукового анализа и синтеза,
составляют деформированные предложения с использованием графических схем.
Детям интересно слушать сказку в новом варианте изложения. Элементы подобных
презентаций позволяют мне легко включать медиа и мультимедиа компоненты в
содержание других занятий.
По ходу занятий
необходимо лишь следить за
последовательностью
переключения
слайдов,
следующих
в
соответствии
с
предлагаемыми
детям
заданиями,
игровыми
упражнениями
и
дидактическими
играми.
Особое внимание, я обращаю на недостатки речи у детей с ЗПР, которые
видны при элементарном языковом общении: недостаточная автоматизация звуков,
наличие
аграмматизмов
в
речи
невозможность
удерживать
в
памяти
план
для
составления
рассказов.
Отсюда
возникли
специфические
трудности,
при
составлении описательных рассказов и рассказов по серии сюжетных картинок.
Таким
детям
постоянно
требуется
наглядная
опора.
Поэтому
на
занятиях
по
развитию
речи
и
ознакомлению
с
окружающим
при
составлении
рассказов
я
использую план- схему описательных рассказов, где дети, опираясь на наглядную
опору, последовательно описывают определенный предмет или явление природы.
Преимущество использования мультимедийных
схем заключается в следующем:
перед ребёнком появляется не вся схема сразу, а предлагаемая последовательность.
У ребенка выстраивается определенный план работы на таких занятиях. Яркость и
красочность
изображений,
их
анимированность
ведет
к
тому,
что
у
ребят
повышается
активность,
познавательный
интерес,
стремление
рассказывать
как
можно точнее, полнее, логичнее. Повышается эмоциональный фон, мотивация, что
очень важно для детей старшего дошкольного возраста.
В индивидуальной работе с детьми использую задания и упражнения на
развитие
внимания,
мышления,
памяти.
Такие
как
:
«Будь
внимательным!»,
«Перенеси бабочку на цветок!», «Сколько машин спряталось на картинке?», «Муха»,
«Найди
путь»,
«Найди
отличия»,
«Чего
не
хватает?»,
«Залатай
коврик»,
«4
лишний», «Хоккей», «Чего не стало»?» и т.д.
Такие
занятия
создает
более
комфортные
условия
успешного
овладения
основам грамоты и формированию элементарных математических представлений:
компьютерные
технологии
обеспечивают
занимательную
для
ребенка
форму
классификации,
сравнения,
обобщения,
что
играет
важную
роль
в
становлении
интеллектуальной
готовности
к
школе.
Появилась
возможность
усвоить
модели
общения с вымышленными героями компьютерной программы, как основу для
освоения межличностной коммуникации.
Ребенок учится говорить, правильно читать, стремится исправить увиденную
ошибку,
ищет
приемы
самоконтроля.
Во
время
занятий
с
использованием
компьютерной
программы,
у
детей
исчезает
негативизм,
связанный
с
необходимостью
многократного
повторения
определенных
звуков,
слогов,
появляется уверенность в своих силах и желание узнавать новое.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, повышается
мотивация.
Благодаря
особенностям
устройства
компьютера
осуществляется
интеллектуальная
подготовка
к
обучению
в
школе,
развитие
информационной
культуры, что
способствует всестороннему развитию детей, а информатизация и
обогащение развивающей среды исходит из потребностей современного общества .
Применение
медиа
и
мультимедиа
компонентов
позволяет
упростить
разработку
и
использование
дидактических
материалов,
повысить
качество
образовательного
процесса,
соответствовать
реалиям
сегодняшнего
дня.
Комплексное
использование
компьютерных
технологий
предоставляет
педагогам
возможность
эффективнее
распределять
свое
время,
реализовывать
творческий
потенциал, теснее выстраивать взаимосвязь со специалистами, с педагогами
и
родителями.
Отличительной особенностью таких занятий является соединение традиционной
системы
обучения
с
информационными
(компьютерными)
технологиями
для
решения единой цели. А реальной целью воспитания детей дошкольного возраста ,
является воспитание эмоционально благополучного разностороннего , счастливого
ребенка.
В заключении я хотела бы подчеркнуть, что на практике все описанные выше
технологии дают положительный результат. За первый год обучения дети моей
группы
научились,
учитывая
их
возможности
и
возраст,
строить
правильные
грамматические конструкции, их речь стала более выразительной. Чрезвычайно
важно, что дети стали приучаться к точности в употреблении слов при ответе, в
использовании
средств
русского
языка,
что,
в
свою
очередь,
обеспечивает
закреплению знаний, умений и навыков. При использовании ИКТ ускорился срок
обучения чтению, на данный момент все дети научились читать.