Напоминание

"Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями в развитии в соответствии с ФГОС".


Автор: Юркова Оксана Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 10 "Теремок" (МБДОУ д/с № 10)
Населённый пункт: г.Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями в развитии в соответствии с ФГОС".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» (МБДОУ д/с № 10)
Статья Тема : Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями в развитии в соответствии с ФГОС . Подготовила учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 10 Юркова О.В.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. В дошкольном детстве закладываются базовые свойства личности, и их преодоление на следующих возрастных этапах происходит значительно сложнее. К сожалению, за последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа дошкольников с трудностями в развития. Такие дети оказываются
не готовы
к школьному обучению по многим параметрам готовности к школе. Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности : умственные операции, действия и навыки, низкая познавательная активность и мотивация, недостаточные знания и представления об окружающем мире, слабое речевое развитие, низкая регуляция поведения. Коррекционная педагогика стоит перед постоянным поиском методов, приемов, технологий, форм работы с детьми с особенностями в развитии. Лейтмотивом моей работы является создание условий для гармоничного развития каждого ребенка в нашей группе, в соответствии с индивидуальными особенностями их психического и физического развития, возможностями и способностями. Для меня проведение занятий с использованием новейших средств технологий в сочетании с традиционным материалом является актуальным и стимульным при формировании у детей общеинтеллектуальных умений (анализ, сравнение, группировку, классификацию, обобщение), общественные умения (планирование, самоконтроль, самооценку), устную монологическую речь. Сегодня компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни и поэтому, многие современные дети знакомы с компьютером, им намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Проведенный мною опрос показал, что из 11воспитанников моей группы 7 имеют компьютеры дома. В группах, в школьных уголках имеются сделанные своими руками макеты компьютеров и компьютеры бывшие в употреблении. Дети знают и называют составные части компьютеров, играют в сюжетно- ролевые игры, такие как «программист», «работник банка», «кассир-контролер». При разработке таких занятий мною выявлено, что способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, изображения, звука, речи, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые развивающие и обучающие слайды, презентации, клипы. Мультимедиа компоненты, включаемые в содержание занятий, открывают новые возможности использования методических приемов. Конкретному ребенку всегда я предлагаю именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. На своих занятиях информационные технологии применяю как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми. В процессе занятий решаю широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач и строю
занятия с учетом обще дидактических принципов. Таких как: принцип развития, научности, наглядности, систематичности, доступности. Занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений сопровождаются компьютерными презентациями, которые построены на сюжетах сказок, или с использованием сказочного героя. Таких как «Теремок», «Колобок», «Лунтик в гостях у Феи Фонетики». Например, одно из занятий по обучению грамоте построено по русской народной сказке
«Теремок».

Цели данного занятия
: учить различать твердые и мягкие согласные звуки, образовывать качественные и относительные прилагательные. Развивать фонематический слух, через упражнения в анализе и синтезе. Коррекция внимания через упражнения в сосредоточении. Воспитывать интерес и желание заниматься. При проведении занятия я обратила внимание, что дети внимательно слушают, с интересом рассматривают движущиеся картинки, с удовольствием выполняют задания и упражнения по формированию звукового анализа и синтеза, составляют деформированные предложения с использованием графических схем. Детям интересно слушать сказку в новом варианте изложения. Элементы подобных презентаций позволяют мне легко включать медиа и мультимедиа компоненты в содержание других занятий. По ходу занятий необходимо лишь следить за последовательностью переключения слайдов, следующих в соответствии с предлагаемыми детям заданиями, игровыми упражнениями и дидактическими играми. Особое внимание, я обращаю на недостатки речи у детей с ЗПР, которые видны при элементарном языковом общении: недостаточная автоматизация звуков, наличие аграмматизмов в речи невозможность удерживать в памяти план для составления рассказов. Отсюда возникли специфические трудности, при составлении описательных рассказов и рассказов по серии сюжетных картинок. Таким детям постоянно требуется наглядная опора. Поэтому на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим при составлении рассказов я использую план- схему описательных рассказов, где дети, опираясь на наглядную опору, последовательно описывают определенный предмет или явление природы. Преимущество использования мультимедийных схем заключается в следующем: перед ребёнком появляется не вся схема сразу, а предлагаемая последовательность. У ребенка выстраивается определенный план работы на таких занятиях. Яркость и красочность изображений, их анимированность ведет к тому, что у ребят повышается активность, познавательный интерес, стремление рассказывать как можно точнее, полнее, логичнее. Повышается эмоциональный фон, мотивация, что очень важно для детей старшего дошкольного возраста. В индивидуальной работе с детьми использую задания и упражнения на развитие внимания, мышления, памяти. Такие как : «Будь внимательным!», «Перенеси бабочку на цветок!», «Сколько машин спряталось на картинке?», «Муха», «Найди путь», «Найди отличия», «Чего не хватает?», «Залатай коврик», «4 лишний», «Хоккей», «Чего не стало»?» и т.д. Такие занятия создает более комфортные условия успешного овладения основам грамоты и формированию элементарных математических представлений: компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму классификации, сравнения, обобщения, что играет важную роль в становлении
интеллектуальной готовности к школе. Появилась возможность усвоить модели общения с вымышленными героями компьютерной программы, как основу для освоения межличностной коммуникации. Ребенок учится говорить, правильно читать, стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля. Во время занятий с использованием компьютерной программы, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, появляется уверенность в своих силах и желание узнавать новое. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, повышается мотивация. Благодаря особенностям устройства компьютера осуществляется интеллектуальная подготовка к обучению в школе, развитие информационной культуры, что способствует всестороннему развитию детей, а информатизация и обогащение развивающей среды исходит из потребностей современного общества . Применение медиа и мультимедиа компонентов позволяет упростить разработку и использование дидактических материалов, повысить качество образовательного процесса, соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Комплексное использование компьютерных технологий предоставляет педагогам возможность эффективнее распределять свое время, реализовывать творческий потенциал, теснее выстраивать взаимосвязь со специалистами, с педагогами и родителями. Отличительной особенностью таких занятий является соединение традиционной системы обучения с информационными (компьютерными) технологиями для решения единой цели. А реальной целью воспитания детей дошкольного возраста , является воспитание эмоционально благополучного разностороннего , счастливого ребенка. В заключении я хотела бы подчеркнуть, что на практике все описанные выше технологии дают положительный результат. За первый год обучения дети моей группы научились, учитывая их возможности и возраст, строить правильные грамматические конструкции, их речь стала более выразительной. Чрезвычайно важно, что дети стали приучаться к точности в употреблении слов при ответе, в использовании средств русского языка, что, в свою очередь, обеспечивает закреплению знаний, умений и навыков. При использовании ИКТ ускорился срок обучения чтению, на данный момент все дети научились читать.


В раздел образования