Тема: " Понятие семья. Ее роль в воспитании и формировании личности ребенка".
Автор: Масановская Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: шола 1613 ДО№2 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья для семинара Тема: Тема: " Понятие семья. Ее роль в воспитании и формировании личности ребенка". Раздел: дошкольное образование
Ее роль в воспитании и формировании личности ребенка».
Подготовила: воспитатель ДО№2
Масановская Е.Н.
Роль семьи в воспитании личности ребенка
Семья остается величайшей социокультурной ценностью, созданной человечеством
за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не
обошлась без этого института воспитания. В ее позитивном развитии, сохранении и
укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается
каждый человек, независимо от возраста, т.к. именно в семье человек получает поддержку
и опору для наибольшей устойчивости в социальном мире, ощущает полноту жизни.
*Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных
принципов ребенка.
* Семья – это первый коллектив в жизни маленького человека, главный институт его
воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть
своей жизни. Именно в семье, с первых дней рождения формируются основные черты
характера ребёнка, его привычки. В семье закладываются основы личности. Она начинает
формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью,
отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами.
В семье формируется
личность не только ребенка, но и его родителей.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
*Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его
проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь
комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка
является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
*Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с
обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение
детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических
проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он
живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые
могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого
ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным,
грубым, лицемерным, лживым.
*Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать
психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения,
одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.
Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.
*Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования
личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она
на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности.
* Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В
здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами.
Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное
единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную
основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства,
которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и
родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и
мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от
отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на
мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с
окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет
строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает
первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в
благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
* Семья – это еще и первая школа общения ребенка, социализирующая ребенка. В семье
ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать
посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка
формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к
взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело
переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и
подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
* Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства
прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно
оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного
обогащается при совместном посещении театров и музеев. Хорошим средством
эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и
пейзажами. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта, который налаживают в
доме родители. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать, поддерживать, беречь. В воспитании чувства прекрасного немалая
роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.
Одним словом, успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда
созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно
семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации
правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют
самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий
воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются
предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателям, учителям. Им самой
природой отдано преимущество в воспитании детей.
Семейные
ценности
не
приходят
в
семью
сами
по
себе,
даже
с
официальной
регистрацией
брачных
отношений
и
с
рождением
ребенка.
Они
есть
результат
постоянного душевного труда родителей и других членов семьи, их духовного роста.
Период
90-х
годов
прошлого
столетия
вызвал
большие
изменения
в
развитии
института семьи, привел к трансформации ее структуры, привычных форм семейных
отношений.
В
развитии
института
семьи
специалисты
отмечают
структурное
многообразие, породившее массу иных форм семейных отношений. В частности, они
выражаются в новых технологиях деторождения, в модификациях семейных связей на
основе естественного и «искусственного» родства с всплеском повторных и фактических
браков, увеличением числа «полуродных», «социальных» родителей и многое другое.
Демографические
проблемы
стали
потенциальной
угрозой
для
устойчивого
экономического развития российского общества.
Государство
обратило
о собое
внимание на возникшие пробелы семейной политики. Так особое внимание стали уделять
демографической проблеме, стали поднимать статус семьи: примечательным событием
стали «Года семьи», учреждение нового российского ордена «Родительская слава» за
заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей. В воспитании и обучении
детей приоритет отведен семье, а не государству, общественному воспитанию. Признание
на государственном уровне вклада обоих родителей, матери и отца, в воспитание ребенка
- это признание приоритета компетентного родительства в способности обоих родителей
успешно справляться с воспитанием детей, а не только чисто репродуктивных заслуг
матери в рождении детей; особое внимание обратили на детей из детских домов и создали
массу условий, для их усыновления. Каждый ребенок должен жить в семье.
МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ
Жизнь современной московской семьи происходит в крупнейшем мегаполисе с
постоянно растущим населением, мощным технико-экономическим и научно-культурным
потенциалом, где сосредоточены огромные людские и трудовые ресурсы.
В
столичной
жизни
отражаются
все
социально-экономические
и
социокультурные
проблемы российского общества. На самочувствие московской семьи заметно отражается
стрессогенный ритм столичной жизни, что сопровождается чрезмерным напряжением на
работе, многочасовыми маршрутами в городском транспорте с работы домой, из дома на
учебу , московская семья оказалась в эпицентре многих кризисных процессов общества ,
огромным соблазном модных круглосуточных развлечений, предлагаемых современной
индустрией отдыха и досуга. При всем этом семья остается
непреходящим по своей
сущности изобретением человечества.
Однако в городских условиях жизни семья существенно меняется сегодня как ценность и
социокультурная реальность. Стали иными экономические условия ее жизни, система
норм
и
семейных
ценностей.
Разрушились
традиционные
уклады,
преобразовались
межпоколенные, родственные , соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и
женщин в семье и многое другое. Все это не может не отражаться на характере детско-
родительского общения, приводит к дефициту его позитивных эмоциональных связей, что
потенциально
и реально уменьшает воспитательные возможности
нынешней семьи.
Период
произошедших
в
обществе
изменений
в
последние
два
десятилетия
способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно изменило
влияние
семьи
на
социализирующую
функцию
по
отношению
к
ребенку,
привело
к
деформации в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.
Понимание серьезности происходящих процессов побуждает обратить особое внимание
воспит.-образоват. учреждений
и осуществлять шаги по улучшению государственной
семейной политики, укреплению социальной ценности семьи, родительства
и детства.
Одной из главных задач является – актуализация в общественном сознании духовной
потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей
последующей жизни человека.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СЕГОДНЯ
С
меняющимися
условиями
жизни,
преобразованиями
в
социальной
сфере,
и
меняющемся
геополитическим
миром
в
целом,
мы
видим
изменяющийся
характер
отношений в семье, приоритетами и ценностями, считавшимися непоколебимыми
и
устоявшимися веками, привычками и мировоззрениями, а так же принципами и подходами
в воспитании детей.
Сейчас в своей практике мы особенно ярко видим возникающий
кризис между устоявшимися принципами в подходах в воспитании и новыми веяниями,
формирующими новые взгляды и подходы в формировании личности ребенка. Сегодня
родитель – это подросшее поколение перестроечного времени, когда все 25 лет велась
политика
отхода
от
всех
устоев,
смена
моральных
принципов,
своеобразная
«демократизация»
общества,
часто
проявляющаяся
во
вседозволенности,
в
падении
морали, норм нравственности. Взамен мы получили: изменился институт семьи (много
гражданских
браков,
неполных
семей,
распределение
обязанностей
в
семье
и
т.д.);
искаженные
нравственные
принципы
и
понятия,
идеалы
красоты
и
добра:
беспринципность,
амбициозность,
часто
ничем
не
подкрепленную,
потеря
традиций,
культурных ценностей, личные интересы стоят в приоритете общественных, не важно
каким
путем
они
будут
достигнуты.
Главное
условие
сегодняшней
жизни
–
умение
выживать и реализовывать личные интересы (как в природе – выживает сильнейший, при
отсутствии
правил
и
норм,
что
упрощает
жизнь).
Поэтому
сейчас
родители
хотят
вырастить прежде всего лидера. При этом мало кого интересует доброта, отзывчивость,
умение уступить, прийти на помощь, просто быть добрым и внимательным. Почему- то
сейчас
эти
качества
стали
рассматриваться,
как
человеческая
слабость
и
некая
несостоятельность. А ведь это черты, которые присущи истинно русской интеллигенции
на протяжении всей истории.
Изменились
подходы
к
воспитанию,
они
стали
проще,
а
жизнь
более
мобильна
(с
младенчества
дети
ездят
по
миру).
Очень
часто
мы
наблюдаем,
как
стираются
в
отношениях границы между ребенком и взрослым, ребенок теряет чувство уважения к
взрослому, а родитель, заигрываясь, выставляет недопустимую грань воспитания, заменяя
истинные приоритеты ложными, часто калечащими неокрепшее мировосприятие ребенка.
То, что раньше считалось бескультурным, о чем молчали и стыдились показывать, сейчас
культивируется и открыто демонстрируется, привлекая, таким образом, к себе внимание.
Часто наблюдаем потерю семейных ценностей, традиций. Пропадает связь поколений, а в
детстве культура народа передается именно через семейные традиции.
Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и
у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых –
отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для
ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский говорил: “ Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь
матери и отца уродует их (детей)” . Эта уродливая любовь к детям имеет много
разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь
откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это
инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?
Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
Сейчас многие родители довольно часто пытаются вырастить качественного
потребителя готовых благ, не стимулируя детей к созиданию чего-либо хорошего и
полезного своими руками. Этим мы сами стимулируем ребенка к бездействию.
Часто родители, не справляясь со своим ребенком, просто пытаются «откупиться»
от него, покупая ему желаемую вещь, не пытаясь убедить его. Вещи
обесцениваются и ребенок все больше требует желаемого. Любовь откупа.
Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех
материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то
совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей.
Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то
их окружает атмосфера духовной пустоты.
Сегодня очень развита инфраструктура развлечений. И часто родители, проявляя любовь
к своему ребенку, пытаются максимально развлечь его, превратить жизнь в сплошной
праздник. У ребенка складывается стереотип, что вокруг только должны быть развлечения,
а все остальное скучно и неинтересно. Поэтому у детей пропадает интерес к будничным
занятиям и поручениям, к самообслуживанию. Они считают это неинтересным и скучным,
а между тем, ребенок должен понимать, что на все есть свое время и повод.
Еще одна очень большая ошибка – это гиперопека ребенка, родитель пытается
оградить ребенка от всякого рода трудностей и забот. А между тем, ребенок растет
и
лишен
всякой
самостоятельности.
При
этом
он
считает
себя
большим,
не
ассоциируя
себя
с
выполнением
определенных
навыков.
Часто
он
не
может
выполнить
элементарные
действия
(одеваться,
расчесать
волосы,
правильно
держать ложку)
Часто родители так любят своего ребенка, что разрешают ему все. Вседозволенность
часто ошибочно опозиционируется со свободным развитием личности ребенка. Мало кто
думает о том, что отсутствие грани – это шаг к потери ребенка, как в моральном , так и
физическом смысле.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ И УСТАНОВКИ В СЕМЬЕ
Тактика воспитания в семье
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная
ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и
формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и
приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных
взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат,
опека, "невмешательство" и сотрудничество.
*Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку,
исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо
принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые
предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами:
лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже
если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и
многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,
инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность
родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его
права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных
неудач формирования его личности.
*Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности
отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая
проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.
Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более
неприспособленными к жизни в коллективе.
*Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой
высокого уровня развития - коллективом.
Роль самооценки ребенка и условий воспитания
в формировании его поведения.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в
зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным
представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им
достаточно много времени; положительно оценивают их физические и
умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства
сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто
поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с
заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не
занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,
наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и
значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка . Дети, у которых занижена самооценка, недовольны
собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают
ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует,
что он не соответствует требованиям родителей.
(Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от
которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это
происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят
подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка
наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и
похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за
поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети
с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его
интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной
требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно
хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не
обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по
сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он
претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем
притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают
только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с
низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в
будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно
сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем
успеваемости, который складывается в начале обучения.
Второй вариант - демонстративность - особенность личности,
связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности обычно становится
недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье
заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается
достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу
гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а
наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет
добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть
ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и
назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не
обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные
(скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно
труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
Третий вариант - " уход от реальности ". Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети
тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее
не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются
вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании
приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что
затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми
активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной
деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи -
жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти
полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным
самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных
вариантов:
Родители регулярно указывают детям, что им делать;
Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его
голосу не прислушиваются;
Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить
одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая
решение;
Решение часто принимает сам ребенок;
Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Стили семейного воспитания, определяющие особенности отношений
ребенка с родителями и его личностное развитие.
Стили семейного воспитания
Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного
воспитания , принятые в семье ценности.
Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и
ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям
ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический -
авторитарный - попустительский (либеральный).
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль
"согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль
"подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и
самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право
быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на
теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто
прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать
другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых
переживаний и конфликтов.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля -
гиперопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям
позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.
Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не
бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец
взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы
ориентироваться.
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его
жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к
пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного
подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и
запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и
не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с
родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети
авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и
становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь
неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители . Дети
из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в
общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в
воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных
воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались
перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время
обычными и не могут не вселять тревогу.
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10%
жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом
развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью
ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой
другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных,
инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью,
быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и
общечеловеческой проблемой.
Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность
СЕМЬЯ И ДОУ
Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Поэтому,
семья и ДУ – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит
эффективность процесса воспитания ребёнка. Учреждение может помочь родителям в
решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и
социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как
союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Понимание серьезности происходящих процессов побуждает обратить особое внимание
воспит.-образоват. учреждений
и осуществлять шаги по улучшению государственной
семейной политики, укреплению социальной ценности семьи, родительства
и детства.
Одной из главных задач является –актуализация в общественном сознании духовной
потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей
последующей жизни человека.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ФОРМИРУЮЩИЕ НРАВСТВЕННУЮ СТОРОНУ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ .
Вся работа детского сада должна быть наполнена уважением ценностей и взглядов
современных родителей; включенностью в реальный жизненный опыт разных категорий
семей
без
навязывания
не
свойственных
им
функций;
доверием
неограниченному
потенциалу семьи в развитии и самореализации детей и взрослых.
Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа должна сделать
более доступным усвоение дошкольниками представлений о семье и семейных родовых
корнях, о взаимоотношениях и обязанностях внутри семейного и родственного круга,
увлечениях
своих
родных,
их
профессиях,
интересных
случаях
из
жизни
семьи.
Воспитательная
работа
должна
способствовать
лучшему
пони манию
детьми
происхождения своего отчества и отчества своих родителей; формированию у них чувства
гордости за свое происхождение, глубокой привязанности и любви к родному дому.
Именно с этого начинается рождение патриотов России!
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста - сюжетно-дидактические и
самодеятельные игры с «игрушечными семьями»: «Поездка в отпуск», «Семья дома»,
«День рождения в семье» и др. С детьми старшего дошкольного возраста - беседы с
играми о профессиях родителей, семейных традициях, детские рассказы типа: «Смешные
истории из жизни нашей семьи», «Когда я был маленьким», «Мои друзья у меня в
гостях», «Мой старший (младший) брат (сестра)», «Как мы дружим с соседями», «О
добрых делах в семье», «О чем рассказывает семейный альбом», «О чем мечтают в нашей
семье» и т.п.
В изостудии дети выполняют и рассматривают рисунки друг друга: «Мои любимые
игрушки, игры и занятия дома», «Моя комната», «Так выглядит папа, когда рад», «Такой
бывает
мама,
когда
она
довольна
(устала)»
и
др.
Дети
делают
и
вруча ют
вечером
сюрпризы для мамы, бабушки, папы, старшей сестры, брата.
Целесообразно
наполнить
проживание
этого
дня
разнообразными
играми:
словесными,
подвижными,
настольно-печатными,
самодеятельными
с
семейной
тематикой.
Например,
словесные
игры
по
типу
«закончи
предложение»:
«Люби мый
праздник в нашей семье - это...»; «В нашей семье любят...»; «В нашей семье есть правило,
это...» и т.п. Или сделать модификации известных игр по типу «Я знаю...», «Фигура
замри» и др.
Музыкальные
руководители,
воспитатели
по
физической
культуре
посвящают
досуги
календарю
народных
и
семейных
обрядов;
любимым
видам
спортивных
развлечений
в
семьях
воспитанников:
«Дружим
со
спортом
всей
семьей»,
«Мама
-
ребенок: спорт с пеленок»; проводят интеллектуально-музыкально-игровые викторины с
участием
детей
и
взрослых:
«Игры
нашего
детства»,
«Песни
нашего
детства»,
«Пословицы и поговорки о семье» и пр. Конечно, активные участники в их проведении -
родители, другие члены семей воспитанников, все сотрудники детского сада.
К
Дню
семьи
могут
быть
приурочены
тематические
выставки,
организованы
вернисажи совместного творчества детей и родителей на темы: «Герб нашей семьи»;
«Наш семейный досуг»; «Наши семейные традиции» и другие семейные проекты в форме
коллажей, дружеских шаржей и пр. Запланированные конкурсы совместных проектов,
соревнования, семейные праздники, походы и экскурсии объединят детей и взрослых,
родителей и педагогов.
Чествование дружных и крепких семей, сделать поклон ответственному и осознанному
родительству. Матери и отцы воспитанников награждаются грамотами и дипломами:
«Самая
играющая
семья»,
«Творческая
семья»,
«Инициативная
семья»,
«Самая
спортивная семья»; «Мудрая бабушка»; поощряются сувенирами, книгами и пр.
К Дню семьи может быть продумана педагогическая панорама в виде презентации
опыта самых разных категорий родителей и поколений семейных воспитателей. Это
могут быть мнения школьной и студенческой молодежи как потенци альных родителей;
мнения матерей и отцов единственных детей; имеющих детей с проблемами в здоровье;
воспитывающих
детей
одного
и
разного
полов;
родителей
первоклассников;
мнения
прародителей о воспитании внуков и др. Хорошо, если разные поколения и категории
родителей поделятся друг с другом сильными и позитивными сторонами своей семейной
жизни, историями своей родительской семьи и своего рода, покажут и прокомментируют
любительские видеокадры, фото.
Формируем семейные традиции:
что советуют мудрые?
•
Поддерживайте ребенка в проявлении чувства привязанности к родным и близким людям -
это то, что «питает» его душу и чувства;
•
Создавайте
и
рассказывайте
свою
семейную
летопись
с
историями,
значимыми
событиями, легендами о членах семьи - это то, чем ребенок станет гордиться всю жизнь;
Изучайте родословную своей семьи - это те знания, в которых много силы для
жизненной опоры, чувства принадлежности и личного достоинства;
•
Совершайте семейные поездки по местам жизни своих предков - это поможет
ребенку осознать, как и почему их надо чтить;
•
Цените и оберегайте свои семейные традиции и реликвии - это научит ребенка уважать
вас и следовать им;
•
Помните,
что
педагоги
дошкольного
учреждения
-
ваши
преданные
союзники
в
формировании
у
каждого
ребенка:
устойчивого
интереса
к
базисным
семейным
ценностям, своим родовым корням и, в конечном счете, к своему отечеству
Девиз для каждого из нас:
используйте свое
жизненное время во благо своего рода!
Что мы, взрослые, став родителями, смогли сами усвоить от своего семейного
рода из того, что было до нас?
Что сегодня известно нашим детям о том, что ценится в том семейном роду, к
которому они принадлежат?
Как часто мы задумываемся, что оставим после себя своему семейному
роду?
Какими нашими достоинствами смогли бы гордиться следующие поколения
нашего рода?
Как мы заботимся о том, кто после нас станет последователем и
хранителем ценностей нашего рода.
Создай палитру настроений в своем доме
Семейные фотографии и рисунки ребенка: «Вот так я выгляжу когда
счастлив», «Так, когда огорчен, сердит»…«Так выглядит папа, когда он
рад (занят)»...
«Такой бывает мама, когда она довольна (устала)», «Любимая бабушка»,
«Выходной день моей семьи», «Радостный день рождения» и т.д.
Я и мои лучшие друзья
«У меня в гостях», «Играем на детской площадке во дворе», «Мои друзья в
детском саду» и т.п.
О чем мечтают в нашей семье?
Члены семьи изображают свои мечты в рисунках и комментариях к ним
Педагогика семейного воспитания
Страничка для взрослых: «Так мы поощряем сына (дочь)». «Так мы
доверяем компетентности ребенка». «Так мы показываем, что не довольны
его действиями», «Кто несет дома ответственность»?
Праздники в нашем доме
Фотографии и рисунки с короткими комментариями.
О семейных увлечениях детей и взрослых
Наша дружба со спортом, туризмом, отдыхом, коллекционированием,
природой, музыкой и т.д.
Родственные и соседские связи нашей семьи
Рисунки, фото, коллажи, дружеские шаржи и т.п.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит,
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём,
он не принесёт положительных результатов в воспитании.