Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Формы по подготовке к учебному занятию"
Раздел: среднее профессиональное
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Формы по подготовке к учебному занятию
дисциплины "Вокальный класс"
Составитель: преподаватель вокала
Колесняк М.В.
Ульяновск, 2017г.
1
1. Формы по подготовке к вокальным занятиям.
Индивидуальная:
1.
Индивидуальный бережный подход к каждому студенту;
2.
Наблюдение за развитием и профессиональным ростом студента;
3.
Такт, осторожность, управление контакта с обучающимся;
4.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики
-сотрудничества.
Подготовительная:
беседа с обучающимся, знакомство с общей установкой вокальных
занятий;
Задачи первого периода занятий.
Ознакомительная:
определение типа голоса студента;
выявление вокальных дефектов, врожденных или приобретенных;
осмысливание действий и их представление.
Индивидуально-обособленная:
самостоятельная работа студента под контролем преподавателя;
выполнение контрольных и самостоятельных работ (рефераты,
выпускные и курсовые квалификационные работы).
Основная форма обучения- индивидуально-урочная форма обучения,
когда основной формой организации и учебной работы представлен урок.
2
Индивидуальные уроки в вокальном классе включают в себя следующие
аспекты: обучающий, воспитывающий, развивающий, самостоятельный.
2. Основные этапы формирования и развития профессиональных навыков
студентов в вокальном классе:
1.
уроки изучения нового учебного материала;
2.
уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
3.
уроки обобщения и систематизации знаний;
4.
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
Уроки изучения нового материала.
Целью данного типа урока является овладение студентами новым
материалом. Работа с обучающимися над новой программой,
организация деятельности обучающихся, направленной на осмысление и
усвоение полученных знаний, закреплению нового материала, выработка
студентами умений и навыков применения знаний на практике.
Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.
На уроках этого типа решаются следующие задачи:
повторение и закрепление раннее усвоенных знаний;
применение знаний на практике для углубления и расширения
раннее усвоенных знаний;
формирование новых умений и навыков;
контроль за ходом изучения учебного материала и
совершенствования знаний, умений и навыков .
3
Уроки обобщения и систематизации знаний:
самостоятельная работа студентов;
изучение вокальной терминологии;
индивидуальные собеседования с обучающимися, консультации;
разучивание студентами произведений под собственный
аккомпанемент;
методические рекомендации студентам по решению творческих
заданий.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
контроль за уровнем усвоения студентами теоретического материала,
закрепление умений, навыков коррекция усвоенных обучающимися
знаний, накопленных умений и профессиональных навыков;
заключительной формой контроля проверки знаний и уровня
знаний студентов является экзамен по предмету.
Литература:
О. Далецкий Вокальные упражнения в воспитании певца в книге
"Молодёжная эстрада" М., - 1974 г.
Л. Дмитриев Основы вокальной методики. Москва - 2000г.
Е.Коротаева "Учитель-ученик: пути взаимодействия". Москва - 2000 г.
Н. Гонтаренко Сольное пение: секреты вокального мастерства - Ростов на
Дону : Феникс., 2008 - 128 с.
Областное Государственное Профессиональное
Бюджетное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных
технологий»
ПОРТФОЛИО
Преподавателя вокальных дисциплин
Колесняк Марии Валерьевны
Ульяновск
Образование: Львовское музыкальное училище(сроки окончания- 26.06.1976
г.).
Специальность по диплому: сольное пение
Квалификация: артист ансамбля и хора, учитель пения в
общеобразовательной школе.
Одесская Государственная консерватория им. А. В. Неждановой (сроки
окончания- 26.05.1984 г.).
Специальность по диплому: сольное пение
Квалификация: оперная, концертно-камерная певица, преподаватель.
Педагогический стаж- 30 лет.
Домашний адрес: г. Ульяновск, ул. Артема, д. 25, кв. 26.
Телефон: 40-36-59.
Аттестация
Дата
Квалификационна
я категория
№ документа,
приказа
Примечание
23.11.2005
Высшая
№1040 от 23
По должности
квалификационная
категория
ноября 2005 г.
преподаватель
вокального
класса
Награды, поощрения
Дата
Наименование награды, поощрения
03.12.2005
03.10.2006
13.05.2008
25.05.2009
14.12.2009
Почетные грамоты, благодарности
Благодарственные письма
Тарификация по годам
Учебный год
Нагрузка
Учебные группы
Классное
руководство
2006 год
28 часов
1 «б», 2 «б», 3 «б», 2
«а», 3 «а», 4 «а»
2007 год
28 часов
1 «б» ,2 «б» ,3 «б», 2
«а», 3 «а», 4 «а»
2008 год
30 часов
1 «б», 2 «б», 3 «б», 2
«а» ,3 «а», 4 «а»
2009 год
31 час
1 «б», 2 «б», 3 «б», 2
«а», 3 «а», 4 «а»
2010 год
24,5 часа
2 «б», 3 «б», 2 «а», 3
«а», 4 «а»
Повышение квалификации, стажировка
Где
Тема курсов
Сроки
Количество
часов
Наименовани
е документа
УИПК ПРО
УИПК ПРО
«Региональный
компонент
музыкального
образования в ОУ»
«Информационны
е технологии в
деятельности
учителя»
С 09.05.2008 г.
по 17.05.2008 г.
С 05.04.2010 г.
по 10.04.2010 г.
72 часа
36 часов
Удостоверение,
регистрационный
номер 487
Карточка учета
курсовых
мероприятий,
регистрационный
номер 1459
№ Конференция
Дата
Публикация
Количество
страниц
Примечания
1.
Формировани
е
Педагогичес-
кой культуры
молодого
специалиста
03.2008
Формировани
е вокальной
культуры у
начинающих
студентов
3 стр.
Вокальное
искусство-
неотъемлемая
часть
художественной
и эстетической
культуры
развития
творческой
личности,
уровень
которой
обусловлен
степенью
художественной
образованности
2.
Формировани
е духовно-
нравственных
ценностей
личности в
современном
обществе
04.2008
Формировани
е духовно-
нравственных
ценностей
творческой
личности
средствами
вокального
искусства
3 стр.
Участие в творческих и рабочих группах
Направление
Уровень участия
Результат
Примечание
деятельности
Член жюри
Фестиваль
«Профи-старт»
Выявление
творческих
способностей
одаренных детей
Заинтересованност
ь участников
конкурсов о
проведении
творческих
мероприятий,
благодарность.
Член жюри
«Молодые
таланты»
Воспитание
художественных
навыков
культуры
вокального
исполнительства
Концертные выступления
Наименование
мероприятия
Ф. И. О. студента
Наличие
рецензии
Примечание
Концерты класса:
1.
«В порыве
нежности
сердечной»
2.
«Память
сердца»
3.
Отчетный
концерт
вокальной
комиссии
Кузьмина Е.,
Алексеева Ю.,
Ткаченко Ю.,
Еременко Т.,
Крылова А.
ВиноградоваА.,
Мартынов В.
Солуянова Е.,
Джуманазарова
Ф., Ушакова М.,
Мартынов В.,
Виноградова А.,
Пронин А.
Заслуженная
артистка России
Смирницкая В. Н.
Солистка
областной
филармонии
Чиркина В.Н.
Музыкально-
литературные
композиции.
Выступления
студентов в
отчетном
концерте
вокальной
комиссии в
колледже.
Участие студентов в творческих конкурсах
Наименование
Ф. И. О. студента
Результат
Примечание
мероприятия
Городской
конкурс
Патриотической
песни
Фестиваль
«Белое озеро»
«Весенняя
капель»
Мартынов В.
Мартынов В.
Благодарственное
письмо
Диплом
Диплом
Цель проводимых
мероприятий-
пропаганда
искусства,
воспитание
артистизма и
развития
творческого
потенциала
будущих
профессиональны
х исполнителей.
2. Открытые уроки
Год
Дата, учебная
группа(Ф. И. О.
студента)
Тема
Вид
Уровень
2007
Кузьмина Елена,
Алексеева Юлия
Формирование
художественных навыков
культуры вокального
исполнительства
Обучающий и
развивающий
Для студентов и
преподавателей колледжа
2006
Группа студентов
Музыкальный лекторий,
посвященный творчеству
мастеров оперного
искусства Е. Степановой,
Е. Мирониченко
Учебно- познавательный
На классном часе для
студентов и преподавателей
колледжа
2008
Петрова Анна, группа
студентов
Музыкальный мастер
класс: Творчество Е. К.
Катульской
Показательный урок-
концерт
На областной научно-
практической
конференции(благодарность
от администрации
колледжа)
2009
Зевахина Наталья, группа
студентов
Музыкальный лекторий
«Есть крылья у песни»,
посвященный 100-летию
со дня рождения Е. Н.
Тиличеевой
Учебно- познавательный
Мероприятие проведено в
детском саду
№153(благодарственное
письмо на имя директора
колледжа от администрации
детского сада)
2010
Терелыгина Татьяна,
группа студентов
Творческий портрет
мастера вокального
искусства М. Биегну
Учебно- познавательный.
На классном часе для
студентов и преподавателей
колледжа
Результаты труда преподавателя
Учебный
год,
семестр
дисциплина
успеваемость
Качество
ЗУН
поощрения
2009-2010 г.
Вокал,
вокальный
класс
100 %
78,6%
Почетные
грамоты,
благодарственные
письма,
благодарности
Методические доклады (самообразование)
Учебный год
Тема
Какой материал
подготовлен
2007
2007
2008
2010
Учебный год
Методические доклады
по предметно-цикловой
комиссии:
«Образ певца педагога»
Воспитание и развитие
детского голоса
«Формирование
вокальной культуры у
начинающих студентов»
Самообразование:
Изучение современных
Самообразование
«Образ певца педагога»
«Воспитание и развитие
детского голоса»
«Формирование
вокальной культуры у
начинающих студентов»
Какой материал
подготовлен
2006
2007
2009
2010
2010
Учебный год
информационно-
коммуникационных
технологий
Мастера вокального
искусства: Н. Шпиллер,
С. Преображенская
Е. Степанова,
Е. Мирошниченко,
Е. Катульская,
Б. Руденко, И. Архипова,
Е. Нистеренко,
Т. Синявская
А. Нежданова,
И. Козловский,
М. Биешу, Л. Руденко
Работа с методическими
источниками:
Л. Дмитриев «Основы
вокальной методики», Т.
Тронина «Из опыта
педагога-вокалиста», И.
К. Назаренко «Искусство
пения»(очерки и
материалы по истории,
теории и практике
художественного
пения).
Самообразование
Прошла курсы ИКТ по
проблеме
«Информационные
технологии в
деятельности учителя
при УИПК ПРО»
Творческий портрет
мастеров вокального
искусства Н. Шпиллер,
С. Преображенской
Творческий портрет
мастеров вокального
искусства Е. Степановой,
Е. Мирошниченко
Творческий портрет
мастера вокального
искусства Е. Катульской
Творческий портрет
мастера вокального
искусства М. Биешу
Какой материал
подготовлен
2008
2010
Л. Б. Дмитриев
«Вопросы вокальной
педагогики»
С. А. Смирнов
«Педагогические
теории, системы,
технологии».
«Формирование
духовно-нравственных
ценностей творческой
личности средствами
вокального искусства».
Взаимопосещение
вокальных занятий и
контрольных уроков у
преподавателей
вокальной комиссии:
Асанова И. Д.,
Синицыной Н. Н.,
Зелениной Н. Ю.
Посещение вокальных
занятий в музыкальном
училище у преподава-
телей Смирницкой В. Н.,
Чиркиной В. Н.
Продолжаю работу над
Статья: «Формирование
духовно-нравственных
ценностей творческой
личности средствами
вокального искусства»
Учебный год
Самообразование
Какой материал
подготовлен
повышением своего
методического
мастерства.
Разрабатываю новые
концертные программы,
методические работы
по проблеме: «Культура
вокального
исполнительства».
Пишу сценарии,
провожу концертные
мероприятия,
записываю диски и
просмотры с участием
мастеров оперного
искусства: Джоан
Сазерленд, Монссерат
Кабалье, Марио
Дельмонако, Франко
Корелли, Лучано
Паваротти и других.
Ставлю перед собой
профессионально
значимые цели и задачи
саморазвития:
Планирование:
выбираю средства
и способы,
действия и
приемы
саморазвития;
Учебный год
Самообразование
Какой материал
подготовлен
2010
Самоконтроль:
осуществляю
сопоставление
хода результатом
саморазвития с
тем, что
намечалось;
Коррекция: вношу
необходимые поправки
в результаты своей
работы
Материалы, разработанные преподавателем (методические, учебные,
учебно-методические пособия)
Учебный год
Название
Где опубликовано
2007
2010
Методическое пособие
«Постановка голоса и
методика обучения
пению».
Педагогический проект
«Особенности развития
механизма певческого
голоса и формирование
вокальной культуры у
начинающих студентов»
Данные материалы
утверждены на
предметно-цикловой
комиссии.
Учебные материалы, разработанные преподавателем.
2010
Контрольно
измерительные
материалы для
определения качества
знаний, умений и
навыков студентов при
проведении
аккредитационной
экспертизы
Данные материалы
утверждены на
предметно- цикловой
комиссии
Учебно-методические комплексы дисциплин
Учебный год
Наименование УМК
Дата утверждения на
ЦМК
2006-2010
Рабочая программа
дисциплины «Вокал»
050601 для
специальности
«Музыкальное
образование»,
050710 «Педагогика
дополнительного
образования»(платное
обучение)
26.11.2006
Научно-исследовательская деятельность, руководство ВКР
№
Ф. И.
студента,
группа
Тема ВКР
Конференция
Дата
Результат
1.
2.
Мартынов
Вадим
Зинина
Надежда
«Воспитание и
развитие детского
голоса»
«Формирование
художественных
навыков культуры
вокального
исполнительства».
Музыкальны
й мастер-
класс
«Творчество
Е. К.
Катульской»
2009
2010
Благодарность
от
администраци
и колледжа
Руководство курсовых работ
Ф. И. студента
Тема курсовой работы
Дата
Бочкова Анастасия
Ладаева Юлия
«Формирование
вокальной культуры у
начинающих студентов»
«Основные принципы
развития певческого
голоса»
2010
2010
Участие в научно-методической работе
1.
Выступления
Учеб-
ный
год
Педсовет
Совещание, НМС
ШПМ,
проблемные
семинары,
ВНИКи
Семинары
областные,
районные
Пед. Чтения,
конференции
2006
2007
2008
2009
2010
Учеб-
ный
год
Участие в колледжных
мероприятиях
Вопросы:
1.
Основные задачи
колледжа в текущем
году
2.
Утверждение плана
работы колледжа на
текущий год
3.
Теоретические
основы и
практические приемы
активизации
Педсовет
Участие в совещаниях по
разработке и выполнению
выпускных квалификационных
работ.
Вопросы:
1.
Общие требования к
содержанию и
оформлению работы
2.
Методические
рекомендации по
вопросам
содержания и
последовательности
Совещание, НМС
ШПМ,
проблемные
семинары,
ВНИКи
Участие в
региональных и
областных
научно-
практических
конференциях и
семинарах по
темам
«Педагогика
искусства и
развития
личности
ребенка»,
Семинары
Выступление на
областной
научно-
практической
конференции
по теме:
«Формировани
е вокальной
культуры у
начинающих
студентов»-
2008 год.
Музыкальный
Пед. Чтения,
областные,
районные
конференции
учебной деятельности учащихся
в процессе обучения.
2.
Работа с трудными
студентами
Подготовка к экзаменам, , план
общеколледжных мероприятий.
Виды деятельности:
профориентационная, учебно-
познавательная,
воспитательная,
организаторская, концертная
выполнения
выпускной
квалификационной
работы(назначение и
задачи, структура и
объем
работы,принципы
разработки и
оформления).
Выбор темы и составление
плана разработки и
оформления курсовой работы.
«Дополнительно
е образование
детей: опыт и
проблемы»,
«Творческое и
человеческое
наследие Д.Е.
Кабалевского и
современные
проблемы
художественног
о образования»
мастер- класс
Е. К.
Катульской-
2009 год