Автор: Арефьева Елена Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: "Красноярский техникум социальных технологий"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: среднее профессиональное
Инклюзивное образование
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина
страны в условиях современной социальной ситуации в России является
необходимым с целью развития профессиональных и личностных
компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных,
мобильных, грамотных специалистов.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif-включающий в себя,
лат.Include-заключаю, включаю) - процесс развития образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями.
Получение полноценного образования, специальности, профессии
является важным фактором в жизни каждого человека, а для инвалида это
имеет особое значение. Приобретение молодыми людьми профессиональных
навыков дает им возможность социально адаптироваться, реализовать свои
способности с дальнейшей интеграцией в общество.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, за лицами с
инвалидностью закрепляется право и устанавливаются государственные
гарантии на получение образования на уровне, отвечающем их способностям
и возможностям, желаниям и интересам с учетом медицинских показаний и
противопоказаний к последующей трудовой деятельности.
В техникуме ведется целенаправленная работа по профессиональной
подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и
создаются условия для обеспечения инклюзивного образования.
Целью инклюзивного образования в техникуме является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке молодых
людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер
подразумевает как техническое оснащение техникума, так и разработку
специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,
направленных на развитие их взаимодействия со студентами, имеющими
ограниченные возможности здоровья.
Обучая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
техникум не только даёт им образование, но и решает одну из главных задач -
их адаптацию. На базе техникума создана и действует социально-
психологическая служба, которая, обеспечивая мониторинг учебных и
межличностных ситуаций, своевременно включается в процесс обучения и
помогает объединить педагогов, студентов и методы реабилитации в единое
целое. Такая модель на этапе привыкания обучающихся к пребыванию в
техникуме позволяет ввести студентов-инвалидов в коллектив быстро и
безболезненно. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья в
техникуме разработаны учебные пособия в электронном виде, методический
и раздаточный материал, проводятся занятия направленные на повышение
уровня адаптивных способностей. Также педагогами-психологами ведется
работа с родителями студентов с ограниченными возможностями здоровья и
преподавателями.
Полученные в техникуме знания, умения, общие и профессиональные
компетенции обеспечат востребованность выпускников с ограниченными
возможностями здоровья на предприятиях и организациях города и края.
Качество профессиональной подготовки выпускников даёт возможность
успешно продолжать обучение в российских вузах.