Автор: Бершак Айкуль Асхатовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 274
Населённый пункт: город Уфа, республики Башкортостан
Наименование материала: отчет
Тема: "Аналитический отчет педагога"
Раздел: дошкольное образование
Аналитический отчет педагога-психолога за 2014–2015
учебный год.
В
течение
2014-15учебного
года
педагогом-психологом
выполнялись
следующие
виды
работ
в
соответствии
с
годовым
п л ан ом :
диагностическая,
консультативная,
коррекционно-развивающая
работы,
профилактика и просвещение.
Количество
воспитанников
детского
сада,
прошедших
обследование
педагогом-психологом 95 человек. Это 51 %, так как всего в детском саду
187 воспитанников.
Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
А) диагностика познавательного развития (внимание, мышление, память,
восприятие, общение, речь) .
Б) применялась непрямая экспресс - диагностика уровня психического
развития: познавательная и речевая сферы.
В)
выявление
детских
страхов,
использовалась
методика
«Страхи
в
домиках».
Г) выявление состояния эмоциональной сферы ребенка.
В
первой
младшей
группе
во
время
адаптации
оказывалась
психологическая поддержка всем участником образовательного процесса.
Работа
по
адаптации
детей
к
ДОУ
строилась
исходя
из
конкретной
ситуации
(трудностей
у
ребенка,
эмоциональных
проявлений,
поведенческих
реакций).
Проводились
адаптационные
и г р ы ;
организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам
помощи
ребёнку
в
период
адаптации
к
детскому
саду.
В
процессе
наблюдения за адаптационным процессом велось наблюдение за детьми в
группе, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование
родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с
детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт
и т. Желающие посещали кружок « Я всё смогу», по дополнительной
общеобразовательной программе, который вела я, где все занятия были
направлены на адаптацию детей к детскому саду.
Из бесед с воспитателями, родителями, в ходе комплексного исследования
у
73%
малышей
наблюдалась
легкая
адаптация,
у
23%
-
адаптация
средней тяжести, тяжелая адаптация у 4% малышей. Анализ результатов
процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для
большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто
болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания,
были
непоследовательны
в
своих
действиях,
тревожны.
С
такими
родителями велась индивидуальная работа.
Особое
внимание
обращалось
на
работу
с
детьми,
которые
имеют
типичные проблемы в развитии (агрессивные, гиперактивные, застенчивые
и
тревожные,
а
так
же
работе
с
одаренными
и
способными
дошкольниками. Педагогам и родителям каждой категории детей давались
индивидуальные
консультации,
практические
рекомендации
по
работе,
общению с «трудными» дошкольниками.
В
подготовительных
группах
в
начале
и
в
конце
учебного
года
было
проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников
готовности к школе. Используя комплекс методик
готовности к школе
выяснилось, что на начало 2014-2015 учебного года, оценка полученных
результатов следующая:
Общие
результаты
диагностики
психоэмоционального
развития
детей
дошкольного возраста.
1.
Была проведена диагностика по готовности детей к школьному обучению в
октябре 2014 года ( где исследовалось: уровень развития мелкой моторики,
памяти,
самооценки,
сформированность
восприятия,
мышления,
установление логических связей и отношений между понятиями, умение
сосредотачиваться, распределять внимание).
Диагностика выявила, что из 38 детей:
Готовы к школьному обучению – 19 детей (50%);
Условно готовы к школьному обучению – 15 детей(39%);
Не готовы к школьному обучению – 4 ребенка (11%).
2.
Вторая диагностика проводилась в апреле 2015 года ( где исследовалось:
уровень развития мелкой моторики, кратковременной памяти, самооценки
и
самоконтроля,
сформированность
сенсорного
восприятия,
внимания,
установление логических связей и отношений между понятиями, умение
сосредотачиваться).Так же была проведена диагностика
мотивационной
готовность к школьному обучению.Она проводилась в форме интервью с
каждым ребенком индивидуально.
Диагностика выявила, что из 41 ребенка:
Готовы к школьному обучению – 30 детей(73%);
Условно готовы к школьному обучению – 10 детей(25%);
Не готов к школьному обучению – 1 ребёнок (2%).
В течение 2014-15 учебного года проводилась коррекционно-развивающая
работа как групповая, так и индивидуальная.
Так
же
проводилась
индивидуальная
диагностическая,
коррекционная
работа с детьми по запросу родителей и воспитателей.
В течение учебного года принимала участие в заседаниях педагогического
совета, выступала на утренниках, помогала физ. работнику в проведении
физкультурных мероприятий.
В
течении
учебного
года
вела
кружок
социально-педагогической
направленности « Я всё смогу» для детей 2-4 лет.
Явлюсь активным пользователем педагогических интернет сообществ,
например МААМ. ru,
размещаю на сайте
материал для родителей и
педагогов, печаталась в районном издании, по теме «Одаренный ребенок».
Систематически
пополняю
информацию
« п а п о к- п е р ед в иж е к»
консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах
ДОУ.
Ежеквартально
оформляется
стенд
педагога-психолога,
где
размещается информация, которая помогает повысить психологическую
компетентность
родителей
в
области
воспитания
и
взаимодействия
с
дошкольниками.
Участвовала
в
районном
конкурсе
(вместе
с
ребенком
оформляли
поделку). Принимала участие в конкурсе «Визитная карточка педагога-
психолога» среди психологов района, где заняла почетное второе место.
Систематически
посещаю
семинары,
РМО,
курсы
повышения
к в а л и ф и к а ц и и ,
к у р с ы
м ол од о го
с п е ц и а л и с т а ,
з а н и м а ю с ь
самообразованием. На РМО, который проходил в нашем ДОУ представила
презентацию о своем кружке.
Работа с родителями проводилась по следующим направлениям:
В начале учебного года для
выпускных группах подготовила доклад на
родительском собрании, где дала конкретные рекомендации по подготовке
детей к школе.
В первой младшей
провела собрание, на котором
познакомила родителей с возрастными особенностями детей 2-3 лет, и
дала рекомендации по адаптации малышей к условиям ДОУ.
В
конце
учебного
года
для
родителей
выпускных
групп
проводила
индивидуальные консультирования, на которых знакомила с результатами
готовности ребенка к обучению в школе, давала советы и рекомендации
для
родителей
будущих
первоклассников.
В
ходе
беседы
старалась
отвечать
на
многие
возникающие
вопросы
по
подготовке
ребенка
к
обучению в школе.
На протяжении всего 2014-15 учебного года проводила анкетирование,
консультирование
и
просвещение
родителей
и
педагогов,
особенно
просвещение
по
вопросам
возрастной
психологии
детей
дошкольного
возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности
к
обучению
в
школе,
по
поведению
и
эмоциональному
состоянию
дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать
педагогов и родителей.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование,
заполнение социальных паспортов, других необходимых документов) с
неблагополучными семьями и семьями «Группы риска», родителями вновь
поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих
ДОУ. Являюсь членом уполномоченной службы детского сада по раннему
выявлению семейного неблагополучия.
В течение учебного года пополняла библиотеку психолого-педагогической
литературой,
диагностическим
и
к оррекционно-развивающим
инструментарием.
Отчетную
документацию
вела
согласно
нормативно-
правовым актам.
Таким
образом,
я,
как
педагог-психолог
я
стараюсь
контролировать
состояние психического здоровья участников педагогического процесса,
стараюсь
организовать
активное
сотрудничество
с
родителями
и
педагогами
с
целью
объединения
усилий
в
процессе
воспитания
дошкольников.
Перспективные направления на будущий год:
Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с
семьями, имеющими психологические проблемы).
Работа с педагогами по оптимизации взаимодействия с детьми.
В работе с детьми – диагностика, коррекция и развитие познавательной и
эмоциональной сферы.
Результат работы, проведенной в 2014-2015 учебном году, на мой взгляд,
носит
положительный
характер,
одобрена
а д м и н и с т р а ц и е й
образовательного учреждения, родителями.