Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения".


Автор: Щеглова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: Краснодарский край Мостовский район станица Ярославская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

через пальчиковые игры и упражнения».

Для детей дошкольного возраста.

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики

1.Комплекс "Пальчиковые игры"

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых

упражнений:

• Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все

пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно

с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю

темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей,

координировать движение, развивать чувство ритма.

• Фигурки из счётных палочек

В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети

выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами,

загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти

упражнения можно использовать на занятиях по математике,

конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений

ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает

фигуры, тем самым развивая воображение.

• Физкультминутки

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование

физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности

предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия

нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в

сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с

движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается

более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие.

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки

на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на

развитие речи детей. Это позволяет: регулярно стимулировать действия

речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.

• Самомассаж

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию

мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений

достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция

тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору

головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая

функция. При обучении детей самомассажу используются массажные

движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После

каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и

встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами

или счётом.

• Шнуровка.

В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный

ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую

моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным

практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными

образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из

куска картона вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и

другие , делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия

дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к

другому (например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой

вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень

увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания,

памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает

глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном

для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном

креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.

• Мозаика.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития

мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание

на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю

мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать

мелкие фишки.

• Игры с молниями и застёжками.

Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и

детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц,

кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует

ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и

возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся

пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.

Пальчиковые игры для детей старшего возраста

1.«Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Взмахи ладонями.

Согнуть кулачки.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2.«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто

играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

Отталкивающие движения двумя ладонями.

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.

3.«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4.«Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты,

снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены,

такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.

5.«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то

тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

Физкультминутки для детей старшего дошкольного возраста.

«Веснянка»

- Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу). Гори,

гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают. (дети медленно встают).

«Мы – портные, мастерицы»

- Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и

присесть)

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя)

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы)

Для начала мы замерим, (руки вперед - в стороны)

Сколько нужно ткани нам, -

Раскроим и вновь проверим, (наклоны в стороны, руки на пояс)

- Не мало ли будет вам.

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)

- И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой)

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь)

Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –

Вот теперь-то можно точно (руки на пояс, поворот вокруг себя)

- Нарядиться – и на бал!

Полюбуемся – всё прочно (руки на поясе, поочередное выставление ног на

пятку)

- И красиво сшито вам.

«Над волнами чайки кружат»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя.

А над морем – мы с тобою. (Дети машут руками, изображая полет чаек,

бегаю врассыпную по ковру)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети садятся на колени, соединяют руки за спиной,

поочередно отрывают ступни ног от пола в быстром темпе)

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком

менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Весёлые прыжки

2. Комплекс

"Использование элементов изо деятельности"

Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не

только формируют представление детей об окружающем мире, развивают

творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей

о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают

моторику кистей рук.

• Ниткография

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является

метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити

контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с

помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того,

работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Как заниматься по

этой методике:

1. Сначала научите ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу,

который выкладывает взрослый.

2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно

переходить к "рисованию по представлению". В этом случае развивается не

только мелкая моторика. но и творческое воображение ребёнка.

3. Для тетей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их

сочетать с рассказом. сказкой, загадкой. Попросите ребёнка изобразить

героев сказки или ответ на загадку.

4. В последствии можно будет давать задания посложнее. Дети должны

пересказать знакомый сюжет сказки и "нарисовать картинки из сказки

нитью".

• Конструирование.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые

можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Развивающий

потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости

рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна

пробудить детское воображение, память, пространственное мышление,

развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист,

превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень

разнообразна и идёт от простого к сложному.

• Аппликация.

При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно

пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало

практических навыков и умений. Умение держать кисточку в руках -

отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией ребёнок

учится пользоваться ножницами и клеем, по результатам таких занятий вы

сможете оценить. на сколько развита мелкая моторика и движения пальцев

рук у ребёнка.

3 Комплекс

"Развитие графической моторики"

Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие

графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение

по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно

использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику.

При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких

мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. В группу я приобрела

фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из

геометрических фигур изображения предметов и смысловых композиций,

штриховать их. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева

направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу

получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука

напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы

расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.

Пальчиковые игры и упражнение

Используются игры совместно с народными потешками, скороговорками

и поговорками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,

активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются

пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они

способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры

как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети,

повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие

предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.) Очень

важно провести работу с родителями, так как это очень важно, чтобы они

тоже принимали в этом не посредственное участие (родительские собрания,

анкетирования, памятки, консультации). После проведения бесед,

консультаций повысится уровень компетентности родителей в применении

пальчиковых игр.

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический

диктант, соединение по точкам, продолжение ряда

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают большой палец.)

Листья рябины, (Загибают указательный палец.)

Листики тополя, (Загибают средний палец.)

Листья осины, (Загибают безымянный палец.)

Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец.)

Маме осенний букет отнесем. ( Сжимают и разжимают кулачки.)

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. ( Сжать пальцы правой руки в

кулак.)

Один! Два! Три! Четыре! Пять! ( Поочередно разжимают пальцы.)

Захотели поиграть! ( Пошевелить всеми пальцами.)

Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на счёт.)

Веселятся все! (Покрутить обеими руками.)

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь (Загнуть пальцы левой руки один за другим.)

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один, ( Загнуть пальцы правой руки.)

Круглый кулачок, как апельсин.

Мы делили апельсин, (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.)

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на

левой руке.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для котят.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для бобра.

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти.)

Ушки длинные у зайки, (Указательный и средний = ушки, шевелятся.)

Из кустов они торчат, (Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.)

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан (Прижать указательный к среднему, ими не

шевелить.)

И ударил бам – бам – бам ! (Безымянный и мизинец стучат по большому.)

Закапали капли, (Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.)

Идет дождь (Постучать четырьмя пальцами.)

Он льет как из ведра! (Стучим сильнее.)

Пошел град, (Косточками пальцев выбиваем дробь.)

Сверкает молния, (Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.)

Гремит гром! (Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.)

Все быстро убегают домой, (Прячем руки за спину.)

А утром снова ярко светит солнце! (Описываем руками большой круг.)

Рекомендации для родителей

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе,

начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие,

расслабление и растяжение кистей малыша.

Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в

соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере

освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком

правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания,

сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения

ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более

сложных.

Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием

(а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает

какие-нибудь упражнения.

Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи,

но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим

состоянием.

Список литературы

1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.

Вайзман. – М. Педагогика, 1997. – 234 с.

2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С.

Певзнер. – М. Просвещение, 1973. – 175 с.

3. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка / М.М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 471 с.

4. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические

произведения / И.М. Сеченов. – М. : Академия, 2006. – 556 с.

5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А.Л.

Сиротюк. – М. : ТЦ, 2002. – 46 с.



В раздел образования