Напоминание

"Сказкотерапия как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста в совместной проектной деятельности воспитателя и музыкального руководителя"


Авторы: Амосова Елена Валентиновна, Хотненко Валентина Александровна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Нижняя Тура. Свердловская область
Наименование материала: проект
Тема: "Сказкотерапия как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста в совместной проектной деятельности воспитателя и музыкального руководителя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образованием Нижнетуринского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

Проект

«Сказкотерапия как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей

второй группы раннего возраста в совместной проектной деятельности воспитателя

и музыкального руководителя»

Составители:

музыкальный руководитель

Амосова Елена Валентиновна

первая квалификационная категория,

воспитатель

Хотненко Валентина Александровна

первая квалификационная категория

Свердловская область

Октябрь 2017

Введение

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Короткова Л. Д.

Постановка проблемы. Содержательное обоснование проекта.

В

рамках

современного

общества

от

образовательных

услуг

ДОУ

предполагается

создание условий для всестороннего развития личности дошкольника, одно из главных

условий - сформированность представлений у детей о духовно - нравственных идеалах,

позволяющих эффективно овладевать навыками социального взаимодействия.

В жизненных ситуациях младшие дошкольники

еще имеют недостаточный опыт и

представления о добре и зле, правильном поведении в обществе, не соблюдают этические

нормы, у малышей недостаточно развиты коммуникативные навыки при взаимодействии

друг с другом в играх.

В связи с этой проблемой, мы разработали совместный проект музыкального

руководителя и воспитателя, на основе метода сказкотерапии, чтобы в игровой, сказочной

форме воспитать в детях духовно – нравственные ценности, развить речь, воображение,

коммуникативные качества.

Актуальность.

«Сказкотерапия» – один

из

видов

здоровье

сберегающих

технологий.

Является

инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво

воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая самые разные задачи.

Сказка

является

наиболее

эффективным,

проверенным

способом

и

средством

воспитания

и

обучения

детей,

методом

работы

с

детьми,

испытывающими

эмоциональные

и

поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно «лечение сказкой»? Оно необходимо, если у ребёнка

наблюдаются

эмоционально-личностные

и

поведенческие

проблемы:

агрессивность,

тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

Сказка

позволяет

ребёнку

актуализировать,

осознать

свои

проблемы

и

увидеть

различные пути их решения.

«Сказкотерапия» – метод, использующий сказочную форму для речевого развития

личности,

расширения

сознания

и

совершенствования

взаимодействия

через

речь

с

окружающим миром.

Основной принцип «сказкотерапии» – целостное развитие личности, забота о душе.

Чем полезна «сказкотерапия» для дошкольников?

- Внутренний мир обогащается, расширяется кругозор.

-

Помогает

принять

правильное

решение

в

спорной

жизненной

ситуации

(взаимоотношения с родителями и другими детьми).

- Осуществление коррекции эмоционального и психологического состояния ребёнка.

- Сказка - это уникальное средство благоприятного воздействия на малыша.

- Одним из главных преимуществ данного вида работы с детьми является то, что занятия

по «сказкотерапии» проходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с

особенностями и нарушениями в развитии.

Воздействие «сказкотерапии» на личностное развитие дошкольников

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психологического развития

ребёнка,

становления

его

как

личности,

раскрытия

творческого

потенциала

остаётся

одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это

с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и

исследователей

не

только

как

культурологический феномен,

но

и

как

феномен

психологический, как форма духовного опыта человечества.

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со

сказкой,

получившем

название

«сказкотерапия». В

современной

педагогике

и

психологии сказка всё чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям

источник личностного развития.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные

образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого).

Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием,

вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая влияние на становление личности в

целом.

Воображение – это фантазия, которая открывает новый необычный взгляд на мир,

обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и

творчество малыша: играть со сказкой, рисовать её, инсценировать, сочинять.

«Сказкотерапия»

это

способ

передачи

индивидууму

(ребёнку)

необходимых

моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях,

былинах и притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

«Сказкотерапия» – как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и

обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования

фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

«Сказкотерапия» способствует умению дошкольников слушать и воспринимать сказки;

человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот

процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку много раз.

Данный проект имеет практическую значимость, поскольку позволяет педагогам не

только разработать методы по формированию представлений духовно – нравственных и

жизненных идеалов методом «сказкотерапии», но и овладеть младшим дошкольникам

этим опытом в непрерывной

образовательной, игровой, театральной, музыкальной

деятельности под руководством взрослых.

Нормативно-правовая база.

1.Концепция социально – экономического развития образования до 2020 года;

2.Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;

3.Федеральная целевая программа Российского образования (2011 – 1015 гг.).

Проблема. Стало очевидным, что без

обучения

детей через игру «в сказку»

всестороннее

развитие

и

способности

их

будут

малопродуктивны.

Современному

обществу требуются новые подходы к организации образовательного процесса. Поэтому

мы

решили организовать

совместную

деятельность

воспитателя

и

музыкального

руководителя по формированию

духовно – нравственных качеств у детей второй

группы раннего возраста методом «сказкотерапии» через проектную деятельность.

Проектная деятельность – это эффективная технология, которая успешно внедряется и

дает положительные результаты.

Результаты

представлены

в

нашем

общем

проекте. Совместный

проект

на

тему:

«Сказкотерапия» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей второй

группы

раннего

возраста

в

совместной

проектной

деятельности

воспитателя

и

музыкального руководителя» состоит из консультаций для родителей: «Сказкотерапия»;

непрерывной музыкально – интегрированной образовательной деятельности: «В гости к

солнышку»; мастер-класса для родителей и детей: «Игрушки - зверушки».

Цель проекта. Формирование

духовно – нравственных качеств у детей второй группы

раннего возраста методом сказкотерапии через совместную проектную деятельность.

Задачи проекта.

1.

Развивать

у

детей

произвольное

внимание,

память,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности.

2.

Развивать

у

дошкольников

сенсорно

перцептивную

сферу

(ощущение

и

восприятие), познавательный интерес, закрепить знание определённых сказочных

сюжетов, понимать сюжетную линию сказки.

3.

Развивать

у

детей

дошкольного

возраста

речь,

обогащать

активный

словарь,

закрепить

способность

сочинять

сказки

с

помощью

взрослых,

выражать

свои

мысли и чувства.

4.

Обогащать положительный эмоциональный опыт, передавать образы и повадки

животных в инсценировании сказки.

5.

Воспитывать

правильное понимание духовно-нравственного поведения героев

сказки.

Объект исследования: формирование духовно-нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста.

Предмет

исследования: метод

«сказкотерапии»

в

совместной

проектной

деятельности педагога и специалиста.

Гипотеза: если в совместной проектной деятельности музыкального руководителя

и воспитателя по формированию духовно-нравственных качеств

детей второй

группы

раннего

возраста

использовать

метод

«сказкотерапии»

(чтение

сказок,

театральная деятельность, инсценирование, сочинение сказок с помощью взрослого),

то

формирование духовно-нравственных качеств у

дошкольников

будет более

эффективно.

Задачи проекта

Для детей:

-

слушать и сочинять простейшие сказки с помощью родителей, понимать духовно-

нравственное поведение героев, эмоционально передавая свои мысли и чувства.

Для педагогов и специалистов:

- изучить литературу по теме: «Сказкотерапия»;

- разработать комплекс мероприятий формирования навыков внимательного слушания

сказок, понимания содержания и нравственных поступков героев у детей;

-

определить

наиболее

целесообразные

методы

и

приемы

работы

с

детьми,

способствующие интересу к сказкам и их сочинению;

- создать благоприятные условия для саморазвития ребенка;

-воспитывать литературный вкус;

- привлекать родителей и социальных партнеров к участию в проекте;

- провести мониторинг, разработав критерии по данной теме.

Для родителей:

- помочь детям достигнуть положительных результатов в сочинении простейших сказок;

- сочинять совместно с детьми сказки о животных.

Содержание проекта на тему: «Сказкотерапия» как метод формирования духовно –

нравственных качеств у детей второй группы раннего возраста в совместной проектной

деятельности

воспитателя

и

музыкального

руководителя» обеспечивает

развитие

личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывает

образовательные области ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В

соответствии

с ФГОС ДО, определены задачи совместного проекта, которые

представлены в каждой образовательной области (таблица № 1).

Таблица № 1

Образовательная

область

Задачи проекта

Социально-

коммуникативное

развитие

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками в инсценировании сказки;

- самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий при передаче образа;

- развитие эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств,

сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками и родителями;

- формирование уважительного отношения к своей семье и к

сообществу.

Познавательное

развитие

- Предполагает развитие любознательности, познавательной

мотивации;

- воображения и творческой активности при прослушивании

сказок, сочинение с помощью взрослых;

- формирование представлений о других людях, животных,

объектах окружающего мира, звучании звуков природы,

народных мелодий.

Речевое развитие

- Включает владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной речи;

-развитие речевого творчества в сочинении простейших сказок;

-знакомство с книжной культурой через сказки, детской

литературой.

Художественно-

эстетическое

развитие

-Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового

восприятия и понимания произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного), мира природы и животных;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- восприятие музыки в сказке, художественной сказочной

литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных

произведений понимание их нравственных поступков.

Физическое развитие

- Выполнение упражнений, направленных на развитие

координации и гибкости, способствующих правильному

формированию опорно-двигательной системы организма,

координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук

через народные потешки из сказок;

- развитие артикуляционного аппарата; овладение играми малой

подвижности - пальчиковые, игры с правилами, настольный

театр, пальчиковый театр и др.

Технология

проектной

деятельности

является

основой,

обеспечивающей

достижение младшими дошкольниками положительных результатов по формированию

духовно

нравственных

качеств,

методом

«сказкотерапии»

и

интеграции

образовательных областей ФГОС ДО.

1.Основная часть

Проектная деятельность одна из универсальных современных технологий, которая

соответствует

требованиям Федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования.

П р е ж д е

ч е м ,

р а с с м ат р и в ат ь

о с о б е н н о с т и

о бу ч е н и я

д о ш ко л ь н и ко в

сказкотерапевтическими

методами

посредством

проектной

деятельности,

мы

выявили

основные теоретические предпосылки:

-

чтение сказок предполагает выработку у дошкольников определенного минимума

навыков, связанных с произносительной культурой речи: потешки, заклички, повтор за

взрослым текста народных сказок; понимание духовно-нравственных поступков героев –

понятие о добре и зле;

-

развитие

навыка

инсценировать

сказку,

передавать

повадки

животных,

с

помощью

взрослого - это результат более качественной социализации дошкольников;

Уникальное средство обеспечения сотворчества детей и взрослых, воспитателя и

музыкального

руководителя

это

интегрированные

занятия

и

другие формы

организованной

образовательной

деятельности,

основанные

на

«сказкотерапии».

Способом реализации личностно - ориентированного подхода к обучению дошкольников,

духовно-нравственным началам является совместная проектная деятельность педагогов.

Интегрированный

метод

обучения

дошкольников

является

инновационным.

Он

направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей:

инсценирование, сочинение сказок с помощью взрослого, участие детей в различных

видах искусства: музыка, литература, рисование, аппликация и т.д.

Наш проект – это специально организованный музыкальным руководителем

и

воспитателем

комплекс

действий,

завершающийся

организацией

музыкально-

интегрированной

образовательной

деятельностью

(продукта).

В

проекте

отражена

коллективная творческая работа педагогов, имеющая социально значимый результат.

Целью проектной деятельности может быть любая тема, развивающая

свободную,

творческую личность ребёнка, раскрывающая детский потенциал, формирующая навыки

духовно-нравственного начала.

1.1.

Разработка проекта

Тема: «Сказкотерапия» как метод формирования духовно – нравственных качеств у

детей

второй

группы

раннего

возраста

в

совместной

проектной

деятельности

воспитателя и музыкального руководителя»

Участники

проекта:

дети

второй

группы

раннего

возраста,

родители,

воспитатели,

музыкальный руководитель.

Место проведения: МБДОУ детский сад «Золотой петушок» Нижняя Тура, Свердловская

область.

Тип проекта (таблица № 2).

Таблица № 2

П о

д ом инирую щ е й

д е я т е л ь н о с т и

участников

практико-ориентированный

По составу участников

групповой

По срокам реализации

краткосрочный (1 месяц)

По содержанию

интегрированный

Срок реализации:

1 – 10 апреля 2017г. – «Сказкотерапия»

11 – 20 апреля 2017г.– «В гости к солнышку»

21 – 30 апреля 2017г. – «Игрушки - зверушки»

Этапы реализации проекта (таблица № 3).

Таблица № 3

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Ценностно-

ориентирова

нный

-Анализ существующей образовательной

базы в дошкольном образовательном

учреждении.

- Теоретическое осмысление проблемы.

- Анализ подходов к понятию

«сказкотерапия», изучение методов и

приемов «сказкотерапии».

- Разработка, определение задач

формирующего внедрения проекта.

- Формулирует продукт деятельности.

- Вхождение детей в проблему.

- Вживание в игровую

сказочную ситуацию.

2.Конст-

руктивный

Планирует образовательную

деятельность, решает задачи по теме:

«Сказкотерапия».

Организует образовательную

деятельность в разных формах, применяя

сказкотерапевтические методы.

- Вовлечение детей в

образовательный процесс

посредством разных форм

деятельности.

3.Практичес

кий

- Проводит НОД и другие формы

образовательной деятельности с

дошкольниками и подготовку

непрерывной музыкально –

интегрированной образовательной

деятельности.

- Консультирует и контролирует

педагогов и родителей по теме проекта.

- Практическая организация и внедрение

проекта в образовательный процесс.

- Организация реализации методов,

методик, программы в соответствии с

целью и задачами проекта.

- Закрепление знаний, умений и

навыков по теме проекта с

использованием методов

«сказкотерапии» в НОД и

свободной деятельности.

4.Заключите

льный

-Представление продукта деятельности,

активная творческая, игровая, сказочная

с и т у а ц и я

д л я

м а л ы ш е й

н а

интегрированном занятии.

-Осуществляет проведение непрерывной

м у з ы к а л ь н о

и н т е г р и р о в а н н о й

образовательной

деятельности

для

педагогов

города

и

родителей

на

методическом объединении, оформляет

презентацию.

- Анализ результатов внедрения проекта в

образовательный процесс.

- Представление рекомендаций для

родителей в рамках обеспечения условий

по формированию представлений

жизненных духовно - нравственных

идеалов.

-Активная творческая, игровая

деятельность детей, через

сказочные ситуации на

интегрированном занятии.

1.2.

Практическая часть

Результат совместной проектной деятельности - это проект на тему: «Сказкотерапия»

как

метод

формирования

духовно

нравственных качеств у детей дошкольного

возраста

в

совместной

проектной

деятельности

воспитателя

и

музыкального

руководителя».

В работе по формированию духовно – нравственных качеств детей второй

группы

раннего

возраста

средствами

«сказкотерапии»,

используются разные

формы работы: консультации – практикумы, беседы с родителями; непрерывная

музыкально – интегрированная образовательная деятельность с детьми, мастер –

класс с родителями и детьми. Они отражены в таблице № 4.

Таблица № 4

Проекты

Формы

работы

«Сказкотерапия»

«В гости к

солнышку»

«Игрушки -

зверушки»

1. С дошкольниками

Развлечение

«Бабушкины

оладушки».

НОД – «Тропинка с

цветными фигурами»

Развлечение с детьми

«Игралочка»

(интерактивные игры

на развитие темпа,

тембра, ритма,

динамики речи).

2. С педагогами

Консультация –

«Сказкотерапия»

Консультация –

«Нарисуем солнышко

на манной крупе»

Консультация –

практикум «Игрушки

из цилиндров»

Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по инсценированию

народных сказок (воспитатель, музыкальный руководитель).

3. С родителями

Консультация для

родителей

«Сказкотерапия»

Прогулка в лес «Кто в

лесу живёт?»

Консультация для

родителей «Мой

любимый зверёк»

4. С

социумом

Беседа: «Кто в

теремочке живёт?».

Встреча с

сотрудником

библиотеки

«Спутник». Тема:

«Чем питаются звери

Встреча с

сотрудником

библиотеки

«Спутник», Король

М.В. Тема: «Кто

5. Итог проектной

деятельности

Консультация – папка-

передвижка в

«Родительском

уголке».

ю

Музыкально-

интегрированная

образовательная

деятельность «В гости

к солнышку». Показ

на ММО для

педагогов.

Мастер-класс для

детей и родителей

«Игрушки -

зверушки»

1.3. Технология создания проекта на тему: «Сказкотерапия» как метод формирования

духовно – нравственных качеств у детей второй группы раннего возраста в совместной

проектной деятельности воспитателя и музыкального руководителя».

Участники проекта.

Дети второй группы раннего возраста (2 – 3 лет), родители, воспитатель, музыкальный

руководитель.

Руководители проекта.

Музыкальный руководитель - Амосова Елена Валентиновна, воспитатель – Хотненко

Валентина Александровна.

В проектной деятельности ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении темы

проекта, рассказывать (представлять продукт своей деятельности – сочинённую сказку

совместно

с

родителем),

выбирать

определенный

вид

деятельности.

Педагог

готовит

предварительный план решения проблемы.

Цель проекта. Формирование

духовно – нравственных качеств у детей второй группы

раннего возраста методом «сказкотерапии» через совместную проектную деятельность

музыкального руководителя и воспитателя.

Задачи проекта.

1.Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию,

творческие способности.

2.Развивать сенсорно – перцептивную сферу (ощущение и восприятие), познавательный

интерес детей, закрепить знание определённых сказочных сюжетов, понимать сюжетную

линию сказки.

3.Развивать у детей дошкольного возраста речь, обогащать активный словарь, закрепить

способность сочинять сказки с помощью взрослых, выражать свои мысли и чувства.

4.Обогащать

положительный

эмоциональный

опыт

малышей,

передавать

образы

животных в инсценировании сказки.

5.Воспитывать правильное понимание духовно-нравственного поведения героев сказки.

Приложение № 1.

«Сказкотерапия». Схема планирования консультации для родителей. Вторая группа

раннего возраста. Дети 2 – 3 лет. Индивидуальная и подгрупповая беседа с родителями.

Приложение № 2.

«В гости к солнышку». Технологическая карта непрерывной музыкально –

интегрированной образовательной деятельности. Вторая группа раннего возраста. Дети 2

– 3 лет. Показано на муниципальном методическом объединении.

Приложение № 3.

«Игрушки – зверушки». Схема планирования акции мастер - класса с родителями и

детьми. Вторая группа раннего возраста. Дети 2 – 3 лет.

1.4.Мониторинг

сформированности духовно – нравственных качеств у детей второй группы

раннего возраста.

Тема: «В гости к солнышку»

Система критериев и показателей сформированности духовно –

нравственных качеств у детей второй группы раннего возраста

средствами «сказкотерапии» разработана в соответствии:

- ФГОС ДО;

- Долгова В. И., Солодянкина Е. Г. Анализ результатов психолого-педагогической

коррекции страхов дошкольников методом «сказкотерапии» // Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 106–110. – URL: e-

koncept2016/56099.htm.

Методы сбора информации:

- наблюдение в НОД;

- беседы: индивидуальная и подгрупповая.

Показатели:

1 балл – уровень не сформирован;

2 балла – в стадии формирования;

3 балла – сформирован.

1 – 5 апреля 2017 г.

Таблица № 5

Критерии

Ф.И.

1.

Знание

опреде-

лённых

сказоч-

ных

сюжетов

2.

Понимает

сюжетную

линию

сказки

3.

Выража-

ет свои

мысли и

чувства

4.

Сочиняет

сказку с

помощью

взрослого

5.

Понимает

духовно-

нравственно

е поведение

героев

6.

Итог

1.Т. А.

2

2

2

2

2

10

2. А. Д.

1

1

1

1

1

5

3.Е. А.

1

1

1

1

1

5

4. С. А.

2

2

2

2

2

10

5. М. Е.

2

2

2

2

2

10

6. З. С.

3

3

3

3

3

15

7. П. С.

1

1

1

1

1

5

8. Я. В.

3

3

3

3

3

15

9. К. М.

1

1

1

1

1

5

10. Л. А.

1

1

1

1

1

5

11. С. И.

1

2

1

2

1

7

12. Г. М.

1

1

1

1

1

5

13. С. А.

2

2

2

2

2

10

14. П. К.

2

2

2

2

2

10

15. З. Г.

1

1

1

1

1

5

16. С. А.

2

2

2

2

2

10

Показатели сформированности духовно – нравственных качеств у детей второй

группы раннего возраста

От 1 баллов до 5 баллов – не сформирован.

От 6 баллов до 10 баллов – в стадии формирования.

От 11 баллов до 15 баллов – сформирован.

-

не сформирован – 7 ч. – 43,7 %

- в стадии формирования – 7 ч. - 43,7 %

- сформирован – 2 ч. – 12, 5 %

43,74%

43,74%

12,51%

Показатели сформированности

духовно-нравственных качеств

детей второй группы раннего возраста

1 - 5 апреля 2017 г.

не сформирован 43,7%

в стадии формирования 43.7%

сформирован 12,5%

----

Показатели несформированности духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 7 детей.

Эти дети мало усидчивы, не дослушивают сказку до конца, дети не понимают

нравственные поступки героев сказки, дети не имеют способность сочинять сказку при

помощи взрослых, не могут выразить свои чувства.

С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных

навыков.

---- Показатели в стадии формирования духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 7 детей.

Эти дети усидчивы, дослушивают сказку до конца, понимают нравственные поступки

героев сказки, дети не имеют способность сочинять сказку при помощи взрослых, не

могут выразить свои чувства.

С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных навыков:

умения различать добро и зло, сочинять сказку с помощью взрослого, выражать различные

чувства: радость, грусть и др.

----

Показатели сформированности духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 2 детей.

Эти дети - усидчивы, дослушивают сказку до конца,

понимают нравственные

поступки героев сказки, дети имеют способность сочинять сказку при помощи взрослых,

могут выразить различные чувства.

29 – 30 апреля 2017 г.

Таблица № 6

Критерии

Ф.И.

1.

Знание

опреде-

лённых

сказоч-

2.

Понимает

сюжетную

линию

сказки

3.

Выра-

жает

свои

мысли

4.

Сочиняет

сказку с

помощью

взрослого

5.

Понимает

духовно-

нравствен-

ное

6.

Итог

ных

сюжетов

и

чувства

поведение

героев

1.Т.А.

3

3

3

3

3

15

2. А. Д.

1

1

1

1

1

5

3. Е.А.

3

3

3

3

3

15

4. С.А.

3

3

3

3

3

15

5. М.Е.

3

3

3

3

3

15

6. З.С.

3

3

3

3

3

15

7.П.С.

3

3

3

3

3

15

8. Я.В.

3

3

3

3

3

15

9. К.М.

2

2

2

2

2

10

10. Л.А.

2

2

2

2

2

10

11.С.И.

2

3

2

3

2

12

12. Г.М.

2

2

2

2

2

10

13.С.А.

3

3

3

3

3

15

14. П.К.

3

3

3

3

3

15

15. З.Г.

1

2

1

2

2

8

16. С.А.

3

3

3

3

3

15

Показатели сформированности духовно – нравственных качеств у детей второй

группы раннего возраста:

От 1 баллов до 5 баллов – не сформирован.

От 6 баллов до 10 баллов – в стадии формирования.

От 11 баллов до 15 баллов – сформирован.

- не сформирован – 1 ч. – 6,3 %

- в стадии формирования – 4 ч. - 25,0 %

- сформирован – 11 ч. – 68,7 %

6,30%

25,00%

68,70%

Показатели сформированности

духовно-нравственных качеств

детей второй группы раннего возраста

29 - 30 апреля 2017 г.

не сформирован 6,3%

в стадии формирования

25,0%

сформирован 68,7%

- Показатели несформированности духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 1 ребёнка.

Этот ребёнок стал дослушивать сказку до конца, но неусидчив, отвлекается от хода

сказки; не понимает нравственные поступки героев сказки; он не имеет способность

сочинять сказку при помощи взрослых, не может выразить свои чувства.

С этим ребёнком планируется индивидуальная работа по развитию данных

навыков.

- Показатели в стадии формирования духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 4 детей.

Эти дети усидчивы, дослушивают сказку до конца, понимают нравственные поступки

героев сказки, дети не имеют способность сочинять сказку при помощи взрослых, не

могут выразить свои чувства.

С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных навыков:

умения различать добро и зло, сочинять сказку с помощью взрослого, выражать различные

чувства: радость, грусть и др.

-

Показатели сформированности духовно – нравственных качеств детей второй

группы раннего возраста наблюдаются у 11 детей.

Эти дети усидчивы, дослушивают сказку до конца, понимают нравственные поступки

героев сказки, дети имеют способность сочинять сказку при помощи взрослых, могут

выразить различные чувства.

Динамика показателей сформированности

духовно – нравственных качеств

у детей второй группы раннего возраста

составила за апрель 2017г.

- Уровень не

сформирован

Показатели понизились на

37,5 %

- Уровень в стадии

формирования

Показатели понизились на

18,7 %

- Уровень

сформирован

Показатели повысились на

56,2%

Продукты

проекта «Сказкотерапия» как метод формирования духовно – нравственных

качеств у детей второй группы раннего возраста в совместной проектной деятельности

воспитателя и музыкального руководителя»:

• Для детей.

- Непрерывная музыкально – интегрированная образовательная деятельность: «В гости к

солнышку».

- Мастер – класс родителей и детей: «Игрушки - зверушки».

• Для педагогов и специалистов.

-Размещение

информации

в

«Родительском

уголке»

на

тему:

«Сказкотерапия»

для

родителей.

-Организация и проведение непрерывной музыкально - интегрированной образовательной

деятельности: «В гости к солнышку».

-Мастер – класс родителей и детей: «Игрушки - зверушки».

- Создание презентации по теме: «Игрушки - зверушки».

• Для родителей.

-Ознакомление с информацией в «Родительском уголке» на тему: «Сказкотерапия»;

- Помощь детям в сочинении сказок с ребёнком в домашней обстановке.

2. Заключение

Согласно ФГОС ДО, проект опирается на целевые ориентиры:

ребенок второй

группы раннего возраста овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу в сочинении сказок с помощью взрослых, исполнении потешек,

общается со сверстниками, понимает духовно – нравственные поступки героев.

В результате внедренной нами технологии совместной проектной деятельности

(музыкальный руководитель и воспитатель) у детей второй группы раннего возраста

сформировались способности:

-

понимают

содержание

сказки,

имеют

понятия

о

добре

и

зле,

сформированы

элементарные духовно – нравственные качества;

- сформированы, с помощью метода «сказкотерапии», представлени

я

о жизни животных,

их повадках;

- дети сочиняют сказки с помощью взрослых;

- у детей сформирован интерес к народному фольклору.

Самооценка проекта

Цель проекта достигнута.

Проект имеет практико-ориентированный

характер; передовой педагогический

опыт, описанный нами, может быть использован педагогами других ДОУ.

Тема проекта:

«Сказкотерапия» как метод формирования духовно – нравственных

качеств

у

детей

второй

группы

раннего

возраста

в

совместной

проектной

деятельности воспитателя и музыкального руководителя»

Тема проекта - актуальна для педагогов ДОУ; теме присуща новизна; проблема,

лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью.

Разработаны и реализованы технологические карты: «Сказкотерапия», «В гости к

солнышку», «Игрушки - зверушки».

Разработаны критерии оценки показателей сформированности духовно –

нравственных качеств у детей второй группы раннего возраста.

Представлен диагностический

инструментарий

для

выявления

показателей

сформированности

духовно

нравственных качеств у детей второй группы

раннего возраста.

2.1. Ресурсное обеспечение проекта

Научно-методическое:

- создание дидактических и методических материалов по теме;

- создание информационно-методического обеспечения;

-использование мультимедийного оборудования;

- разработка методических консультаций по ходу реализации проекта.

Информационное:

- развитие сотрудничества с родителями, педагогами города.

Материально-техническое обеспечение:

-компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр с USB, ноутбук.

Библиография

1.

Гербова

В. В. Занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста

детского

сада:

пособие

для

воспитателя

детского

сада

/

В.В.

Гербова,

А.И.

Максаков. – М.: Просвещение, 1986.

2.

Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких / Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение,

1982.

3.

Каплунова

И.,

Новоскольцева

И.

Ясельки.

Планирование

и

репертуар

музыкальных

занятий

с

аудиоприложением.

/

НЕВСКАЯ

НОТА.

Санкт-

Петербург, 2010.

4.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.

Васильевой. – 3 –е изд, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

5.

Эмоциональное

развитие

детей:

занятия

во

второй

группе

раннего

возраста,

дидактические

игры,

работа

с

семьёй

/

авт.

сост.

О.А.Айрих.

Волгоград:

Учитель, 2008



В раздел образования