Тема: "Что сначала, что потом" по технологии ТРИЗ"
Автор: Шепеленко Людмила Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/с №47 - ЦРР Населённый пункт: Бийск Алтайского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Тема: "Что сначала, что потом" по технологии ТРИЗ" Раздел: дошкольное образование
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение«Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» города Бийска
Заочный конкурс
«Лучшая авторская дидактическая игра»
Конспект дидактической игры.
Тема: «
Что сначала, что потом» по технологии ТРИЗ
»
Номинация: «Дидактическая игра»
Участник: Шепеленко Людмила Георгиевна
Воспитатель I квалификационной категории
Средней группы детского сада
Г. Бийск 2017
Шепеленко Л.Г.
МБДОУ «Д/с №47 – ЦРР»
Г. Бийск
Конспект дидактической игры.
Тема: «Что сначала, что потом» по технологии ТРИЗ
Для детей средней группы (от 4 до 5 лет)
Образовательные области: «Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Цели:
Создать условия для более эффективного освоения детьми технологии ТРИЗ. Развивать понимание простых причинно-
следственных отношений. Формировать умение строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому.
Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить ребенка со способами установления причинно - следственных связей
-способствовать умению обобщать, понимать последовательность сюжета.
Развивающие:
-активизировать
логическое
мышление,
внимание, наблюдательность, связную речь путем разрешения проблемных
ситуаций.
Воспитательные:
-воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.
Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные
Предварительная работа:
ситуативный разговор; развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения
вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому
принимать помощь.
Оборудование :
серия парных картинок, содержащие причину и следствие, карточки со словами-связками «потому что»,
«из-за того что», «поэтому».
Правила игры :
Ребёнку
предлагается
пара
картинок,
составляющих
причинно-следственную
последовательность;
он
должен
определить, что было сначала, а что - потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину
(например,
«Антон проткнул Васин шарик острой палочкой»), а в левую - картинку-следствие («Шарик у Васи лопнул»)
и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала - «Шарик у Васи лопнул» или
«
Антон проткнул Васин шарик
острой палочкой?». После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.
Ход игры
Организационный момент, начало
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Дети заходят в группу. Встают полукругом.
«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
Минутка вхождения
в день.
Упражнение
«Весёлое
настроение»:
Основная часть
Дети садятся на стулья
Ответы детей: Здравствуй, Хрюша!
К нам кто-то пришел, сейчас посмотрю
Хрюша: Здравствуйте, ребята!
Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал
Стук в дверь
внесение игрушки
Хрюши
Хрюша тяжело
дышит
Дети выполняют упражнение: «Медленный
вдох через нос и выдох через рот»
Ответы детей: Да
Ответы детей:
Сначала
Миша
неаккуратно
наливал
сок,
поэтому на столе появилась лужа
- Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с
трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.
Хрюша: А я не умею.
- Дети, давайте поможем Хрюше, научим его
восстанавливать дыхание.
Смотри и делай как мы.
-Хрюша,
ты
уже
ровно
дышишь,
молодец!
А
теперь расскажи нам, что случилось.
-Я хотел с детьми пойти в школу, но понял,
что я ничего не знаю, решил к вам в детский сад
вернуться.
- Ребята, а вы сможете помочь Хрюше?
Давайте сегодня мы поиграем с вами в игру,
которая называется «Что было, что станет». И
Хрюша очень многое узнает и поймёт.
Я напомню вам правила игры.
Я покажу вам картинки, а вы должны будете
определить,
что
было
сначала,
а
что
будет
-
потом. В правой руке у меня картинка, где
«Миша неаккуратно наливал сок», а в левой -
«На столе лужа»
-Что же произошло? «Что было сначала - на
столе появилась лужа или Миша неаккуратно
наливал сок?»
-
Правильно.
И
ответили
п р а в и л ь н ы м
предложением
Упражнение на
речевое дыхание
Показ двух картинок
«Миша неаккуратно
наливал сок», «На
столе лужа»
Ответы детей.
Сначала мальчик попал под
дождь, поэтому мальчик мокрый.
Ответы детей.
Маша уронила тарелку, и
она разбилась, поэтому Маша заплакала.
Ответы детей.
«Снега было много, а стало
мало, потому что растаял весной.
Ответы детей.
Мире подарили куклу,
-А
теперь
вы
должны
без
моей
подсказки
догадаться, что было сначала, а что потом. Ответ
должен
быть
полным.
Возьмем
следующие
картинки
«Мальчик
попал
под
дождь»
и
«Мальчик
мокрый».
-Что было сначала «Мальчик попал под дождь»
или «Мальчик мокрый»?
-«Маша уронила тарелку» и «Маша плачет».
Что было сначала «Маша плачет» или «Маша
уронила тарелку»
-Правильно.
«Снега много - сугроб», «Мало снега – тающий»
-Что было сначала, что потом «Снега много -
сугроб» или «Мало снега – тающий?
-Верно
«Мире подарили куклу» и «Мира довольна».
-Что можно сказать об этих картинках?
Показ двух «Мальчик
попал под дождь» и
«Мальчик мокрый».
Показ картинок
«
Маша плачет» и
«Маша уронила
тарелку»
Показ картинок
«Снега много -
сугроб», «Мало снега
– тающий»
Показ картинок
«Мире подарили
куклу» и «Мира
довольна».
поэтому Мира очень довольна».
Ответы детей.
Сережа упал ,поэтому у
Сережи образовался синяк
Ответы детей.
Из семечка вырос подсолнух.
Было одно семечко, его посадили,
ухаживали, поэтому стало много
Ответы детей.
Дети ели снег , поэтому
заболело горло
Ответы детей.
Мальчик будет расти, станет
папой, а потом дедушкой - старичком
Ответы детей.
– Сначала был росток, он
Что было сначала, что потом «Мира довольна,
или «Мире подарили куклу»?
«Сережа упал» и «У Сереже синяк».
Что было сначала, что потом «Сережа упал» или
«У Сереже синяк».
-« Семечко», «Подсолнух»
Что было сначала, что потом « Семечко», или
«Подсолнух»
-«Дети едят снег» и «Больное горло».
Что было сначала, что потом
Дети едят снег» или
«Больное горло».
-«Старичок», «Мальчик»
Что было сначала, что потом «Старичок» или
«Мальчик»?
-«Дерево», «Ростком»
Что
было
сначала,
что
потом
«Дерево»
или
«Ростком»
«Сережа упал» и «У
Сережа синяк
Картинки:
«Семечко»,
«Подсолнух»
Картинки: «Дети едят
снег» и «Больное
горло».
Картинки:
«Старичок»
«Мальчик»
Картинки: «Дерево»,
«Ростком»
Картинки:
«Буратино» и
превратился в дерево
Ответы детей.
Сначала было полено, а папа
Карло вырезал куклу
«Буратино»
Дети встают в круг.
Плавные взмахи руками.
Отводим сначала правую руку в сторону,
затем левую руку в сторону.
Покружиться и присесть.
Дети присаживаются на стулья.
Ответы детей.
Цыпленком, утенком,
птенчиком, крокодильчиком
Ответы детей. Станет папой
Ответы детей. Большим деревом - дубом
-«Буратино» и «Полено»
Что было сначала, что потом «Буратино» или
«Полено»
Ой, летят, летят качаясь -
Жёлтые листочки
Это осень золотая
Рукавами повела
Все листочки закружила
И на землю опустила.
-Жило было яйцо, что с ним станет потом?
Жил был мальчик, что с ним потом станет?
-
Жил был Желудь,
что с ним потом станет?
-
Жила была Икринка,
что с ней потом станет?
«Поленом»
Физминутка
«Листочки».
Упражнение: «Жил
был»
Вопросы к детям
Ответы детей. Рыбой
Ответы детей. Бабочкой
Ответы детей. Хлебом, булочкой, пирожком
Ответы детей: Из неё дождик полился
Ответы детей: Летом в жару высыхает,
зимой в мороз замерзает
Ответы детей: Из него вырос цветок
Ответы детей: Из неё сделали кирпичи,
вазы, чайные сервизы
Ответы детей яйцом
Ответы детей Мукой
Ответы детей металлом
движения руками вправо, влево сжимая и
разжимая ладони
руки на пояс, вращательные движения
-
Жила была Гусеница, что с ней потом станет?
-
Жила была Мука,
что с ней потом станет?
Жила была тучка,
что с ней потом станет?
Жил был ручеёк, что с ним потом станет?
Жило было семечко, что с ним потом стало?
Жила была глина, что с ней потом станет?
-Кем был раньше птенец?
-Чем был раньше хлеб?
-Чем раньше была машина?
Я хрю-хрюшка
Я хрю-хрюшка
Упражнение «Что из
чего?»
Физкультминутка
«Я хрю-хрюшка»
туловищем
руки развести в стороны
поочередное похлопывание по животу
Ответы детей.
Оно красивое, можно видеть, как под
столом лежит кошка.
Ответы детей.
Такой стол может разбиться и осколками
порежутся люди
Ответы детей.
Есть стекла в очках, бывают
стеклянные люстры, а в них стеклянные
лампочки, в часах тоже есть стекло.
Ответы детей
Лягушкой
Я купаю в луже брюшко
Было розовым оно
А теперь черным-черно
-Из
стекла
сделана
посуда,
окна,
зеркало.
В
экране
телевизора
есть
стекло,
в
магазине
стеклянные
витрины.
А
я
видела
стеклянный
стол
.
-Что хорошего в стеклянном столе?
- А что плохого в таком столе?
- А что еще может быть из стекла?
Было головастиком, а стало?
- Был дождь, а стал?
Игра: « Хорошо –
плохо»
Д/игра «" Чем был -
чем стал"
Вопросы к детям
Ответы детей
Ливень
Ответы детей
Домом деревянным, беседкой
Ответы детей
Дерево, животное
.
Человек был маленьким ребенком, а стал
взрослым и высоким.
Ответы детей
Конфета, когда ее едят становиться
маленькой; самолет, когда рядом стоит
кажется очень большим, а когда улетает -
становиться все меньше и меньше.
Ответы детей
Стало платьем, любой одеждой,
занавесками, скатертью
Ответы детей
Стало рисунком, картиной, кляксой,
пятном
- Было деревом, а стало…
Чем может стать дерево?
- Это было раньше маленьким, а стало большим.
- Это было раньше большим, а стало маленьким.
- Было раньше тканью, а стало…
- Это раньше было акварельными красками, а
стало…
Заключительная часть
Ответ Хрюши: Ни очень поняла
Ответы детей.
Игра называется
: «
Что
сначала, что потом
Хрюша, скажи, в какую игру мы с ребятами
сегодня играли?
Ребята помогите.
Молодцы, ребята!
-Что мы в этой игре узнали?
Оценка.
Ответы детей. Что из чего получается
Ответы детей. Правильно говорить
Дети встают в круг.
Что было тяжело?
Молодцы!
-Сегодня наша игра окончена, поиграем с вами в
неё еще раз.
.
Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ,
здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»
Подготовила:
Шепеленко Л.Г.,
воспитатель МБДОУ № 47
Дата проведения:
Возраст детей: 4-5 лет.
Образовательная область: речевое развитие.
Вид ОД: комплексная.
Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание,
физкультминутка.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе; уточнить произношение звука [О] в
изолированном виде, словах, фразах.
Задачи ОД
Образовательные:
- упражнять в употреблении существительных во множественном числе, отрабатывать дикцию; закреплять умение
говорить замедляя или убыстряя темп
Развивающие:
- развивать психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление.
- чередовать статистические и динамические задания;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание, продолжать развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные.
Материал и оборудование: игрушка-поросенок Хрюша; индивидуальные зеркала, цветные фломастеры, листы чистой
белой бумаги, трафареты круга (для каждого ребенка); наборное полотно с изученными разрезными буквами; картинки,
иллюстрирующие скороговорки.
Предварительная работа: повторение звука [О], работа с зеркалами, разучивание скороговорок и пальчиковой
гимнастики.
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап.
Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии
(стук в дверь)
к нам кто-то пришел, сейчас посмотрю
(вносит игрушку Хрюшу)
Ребята, кто к нам пришел!
Хрюша: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал…(тяжело дышит)
Воспитатель: Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.
Хрюша: А я не умею.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Хрюше, научим его восстанавливать дыхание. Смотри и делай как мы.
Упражнение на речевое дыхание
(медленный вдох через нос и выдох через рот)
Воспитатель: Хрюша, ты уже ровно дышишь, молодец! А теперь расскажи нам, что случилось.
Хрюша: С утра у меня заболел живот. Я, конечно, сам виноват, потому что ел одни конфеты и на ужин и на завтрак. И я
пошел к врачу. Было так больно «О-о-о!».
Воспитатель: Бедный Хрюша, нельзя есть одни конфеты! Так ты даже стонал?
Хрюша: Да! О-о-о!
Содержательный этап.
Воспитатель: Ребята, а не кажется ли вам, что в стоне Хрюши мы слышим знакомый звук?
Дети: Звук [О].
Воспитатель: Конечно, Хрюша, мы уже изучили этот звук и знаем его. Дети, а давайте вместе с Хрюшей правильно
произнесем его.
Работа с зеркалами
Воспитатель: Посмотрим в зеркало. Когда мы произносим звук [О], губы вытягиваются в широкую трубочку, язык
свободно лежит за нижними зубами. Воздух выходит плавно, свободно. Как стонал Хрюша? О-о-о, молодцы!
Хрюша: Вот так звук! А я у вас тут видел буквы (обращает внимание на наборное полотно, на котором выставлены
изученные детьми буквы). А какая же из них «О»?
Воспитатель: А сейчас тебе дети покажут.
(Ребенок достает букву «О» и показывает Хрюше)
Хрюша: (рассматривает букву) Какая она! Ох, какая! Круглая!
Воспитатель: Действительно, Хрюша, буква «О» похожа на какую фигуру, дети?
Дети: На круг!
Воспитатель: Правильно! И я предлагаю всем поиграть!
Игровое упражнение «Дорисуй предмет из круга»
Воспитатель: Послушай, Хрюша, дети расскажут, что нужно сделать.
Ребенок: Надо обвести круглый трафарет, получится круг, а потом дорисовать предмет из круга, а такой предмет, в
названии которого есть звук [О].
Дети рисуют. Воспитатель вместе с Хрюшей рассматривают работы и спрашивают каждого ребенка.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Светофор, потому что здесь есть звук [О].
Хрюша: А зачем он нужен?
Ребенок: Чтобы помогать машинам правильно ездить по дорогам.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Ножницы, тоже со звуком [О].
Хрюша: А для чего они нужны?
Ребенок: Чтобы резать.
И так далее. Опросив детей Хрюша выясняет, что они нарисовали солнце, кольцо, цветок, воздушные шары, яблоко,
колобок, мороженое, паучок, человек (схематично).
Хрюша: Молодцы, ребята, никто не ошибся!
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.
Физкультминутка «Я хрю-хрюшка»
Я хрю-хрюшка (движения руками вправо, влево сжимая и разжимая ладони)
Я хрю-хрюшка (руки на пояс, вращательные движения туловищем)
Я купаю в луже брюшко (руки развести в стороны)
Было розовым оно (поочередное похлопывание по животу)
А теперь черным-черно
Хрюша: Здорово! А я вот хочу рассказать вам стихотворение И. Токмаковой
Невпопад
Ha помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад,
Ах, нет, молодой леопард
Свалился в большой водопард!
Что делать! Опять невпопад!
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Никак не выходит впопард...
Хрюша: (огорченно) Ну вот, хотел прочитать вам стихотворение, а ничего не получилось.
Воспитатель: Хрюша, ты очень волновался и торопился, поэтому все перепутал. Но не огорчайся. Мы знаем хороший
способ научиться говорить правильно и четко произносить слова. Что это за способ? Это скороговорки! Мы знаем
столько скороговорок! Даже придумали игру. Вот смотри это картинки. Выбирай любую и показывай детям, а они тебе в
соответствии с картинкой прочитают скороговорку.
Дидактическая игра «Назови скороговорку»
Хрюша: Как здорово, я тоже хочу научиться.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе с Хрюшей разучить новую скороговорку. А раз мы сегодня повторяли звук [О],
выучим скороговорку в словах которой встречается этот звук.
Зоя везла на возу
Козленка, козла и козу.
Хрюша, слушай и повторяй вместе с нами. Сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем все быстрее и
быстрее.
Заучивание скороговорки.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть! Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносит кулаки к глазам). С
помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей-много.
Дидактическая игра «Один-много»
Воспитатель Дети
Я вижу Мы видим
Розу розы
Сливу сливы
Арбуз арбузы
Ягоду ягоды
Плод плоды
Мост мосты
Куст кусты
Иву ивы
Шар шары
Дуб дубы
Апельсин апельсины
Лимон лимоны
Воспитатель: Хрюша, а ты любишь сказки?
Хрюша: Конечно, люблю!
Воспитатель: Тогда слушай. Мы тебе не только расскажем, но и покажем!
Итоговая сказка (при чтении сказки дети на каждое выделенное слово показывают соответствующую фигуру из пальцев)
Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый свысокой трубой на крыше. Вокруг дома
построил он забор с воротами. Возледома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали
вечером. Над цветами кружили пчелы и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинешенек и пошел он по свету друзей искать. Шел-шел, встретил птичку и говорит: «Птичка-
птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошел человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человечком, плеснула хвостиком и уплыла. А
он пошел дальше и встретил лошадку. «И-го-го,-сказала лошадка, -давай с тобой дружить, человек, я буду тебе
перевозить тяжелые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им-собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше
втроем: человек, лошадь и собака. Идут и видят-коза пасется в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя
вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье.
Оказалось, что кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли
погрызть».
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться
через нее не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег и увидел человечек
свой домик с трубой, из которого он ушел когда-то. Построил человечек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить
поживать и друг другу помогать: человечек, лошадь, собака, коза и кошка.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Давайте вспомним кто приходил к нам в гости? Чем мы занимались? Что вам
понравилось больше всего?
«Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
Что было сначала, что потом
6.
«Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
7.
».
«Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».
Дидактическая игра «А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: Помните, мы с вами говорили о том, что мы
делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по
порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные
передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать?
Тот и будет отвечать». Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?»
Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек
другому ребенку. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой. Примечание. Использовать
камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это
заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать
Дидактическая
игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: развивать речевую активность, мышление.
Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца
— цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает:
«Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).
Дидактическая игра по познавательному развитию (средняя группа)
" Чем был - чем стал"
Дидактическая задача: Учить детей определять линии развития объекта
Игровое правило: 1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при
его изготовлении.
Ход игры:
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел
стеклянный стол.
В: Что хорошего в стеклянном столе?
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В: Было семечком, а стало?
В: Было головастиком, а стало?
В: Был дождь, а стал?
В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
В: Было числом 4, а стало числом( 5).
В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Д: Игрушек, овощей а огороде…
В: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
В: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает -
становиться все меньше и меньше.
В: Было раньше тканью, а стало…
Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…
В: Это раньше было акварельными красками, а стало…
Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…
Игра «Да-нет-ка».
Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения
слушать, быть внимательным.
Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или
объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
Игра «Визуальные "да-нет-ки"».
Цели: учить анализировать; развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.
Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем
спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола?
Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли
задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.
Игра «Кто кем был?».
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например:
- Кем был старичок? (Мальчиком.)
- Чем было дерево? (Ростком.)
- Чем был Буратино? (Поленом