Напоминание

"Создание условий для успешной адаптации детей в детском саду"


Автор: Реунова Ольга Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Родничок"" городского округа город Шарья Костромской области
Населённый пункт: г. Шарья пос.Ветлужский Костромской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Создание условий для успешной адаптации детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области


МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Сведения об авторе:

Реунова Ольга Алексеевна, старший воспитатель

Высшая квалификационная категория
Создание развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования является для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые обеспечивают эффективное развитие личности воспитанника. Но самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В методических рекомендациях даются рекомендации по подбору и установке мебели, игрового оборудования с учетом санитарных и психолого-педагогических требований в младших группах детского сада. Гибкое и вариативное использование пространства, доступность оборудования предоставляют ребенку возможность найти удобное и комфортное место для занятий, а это в свою очередь помогает ему быть самостоятельным.
Методические

рекомендации
предназначены для педагогов детских садов, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой деятельности и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 2- 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Адаптация ребенка на сегодняшний день перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в дошкольном учреждении, она выходит в совершенно иную плоскость изучения. - Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка? -Как организовать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую заинтересовать и привлечь ребенка к новым условиям в период адаптации? .
Актуальность
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно-пространственная среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным о б р а з о м у п о р я д о ч е н н о е о б р а з о в а т е л ь н о е п р о с т р а н с т в о , в котором осуществляется развивающее обучение. С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно- пространственной среде, происходят значительные изменения в ней. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) . Исходя из современных требований к развивающей предметно-пространственной среде, мною были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по созданию комфортных условий для успешной адаптации детей.
Цель
:Создание развивающей предметно- пространственной среды (далее РППС), обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, учет индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников младшего дошкольного возраста.

Задачи
:  изучить инновационные подходы к организации развивающей предметно- пространственной среды на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;  разработать рекомендации для педагогов по совершенствованию РППС для младшего дошкольного возраста, способствующей успешной адаптации ребенка.  создать условия для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его возрастных особенностей, формирования ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками;
Ожидаемый результат:
 Разработаны методические рекомендации для педагогов по совершенствованию РППС для младшего дошкольного возраста способствующей успешной адаптации.  Созданы комфортные условия в младших группах МБДОУ №18 способствующие охране и укреплению физического и психического здоровья детей, облегчению периода адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); - наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; - охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах; - двигательную активность детей, а также возможность для уединения. Для того чтобы организовать развивающую среду в группе грамотно, необходимо придерживаться
принципов
связанных с положениями
дошкольной

дидактики
, являющейся составной частью педагогики развития.
Принципы построения развивающей среды
:
1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в ДОУ. Для того, чтобы это стало возможным, окружающая их обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться. При этом воспитатель должен исходить из интересов и склонностей своих воспитанников, узнать которые можно в ходе наблюдения за деятельностью детей, бесед с ними, их родителями. Важно, особенно для малышей соблюсти некий «баланс»: с одной стороны, приблизить обстановку в группе к домашней, а с другой стороны внести в неё такие элементы, с которыми ребёнок может активно действовать. Такими привлекательными для ребёнка элементами могут быть:  Стены, на которых можно рисовать.  Ширмы-домики, шатры, которые можно использовать для сюжетно-ролевых игр, уединения, игр- драматизации.
 Крупный строительный материал (кубы, арки, плоские маты, сделан-ные из поролона, обшитые кожей), из которого можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и т.д.  Спортивный комплекс, который при изменении может превращаться то в сказочный лес, то в фантастическое животное, то в арену цирка, то в часть вселенной и т.п.  Сцена (подиум), на которой можно выступать.  «Улицы» с множеством дорог, по которым могут ездить машины, а дети закреплять правила дорожного движения.  Оборудование для взрослой деятельности (для приготовления еды, стирке и глажения белья, мытья игрушек; для уборки помещения; участка для обработки огорода, клумб и т.д.). В оборудовании групповой комнаты должны отражаться не только интересы и склонности детей, но и творчество воспитателя, так как дети легко будут участвовать в той деятельности, которую предлагает взрослый, в которой он – мастер. При организации пространства в группе важно подключать к этому самих детей. Каждое из предположений детей необходимо выслушать и обсудить в первую очередь, с точки зрения того, насколько целесообразны предполагаемые изменения, удобны с точки зрения каждого члена группы, безопасны ли они для всех. Если предложения ребёнка принимаются, то дальше ведутся совместные поиски возможностей и способов его реализации. Можно привлекать родителей, детей других групп, школьников и т.д. Кроме того, принцип активности, самостоятельности и творчества требует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими – доставать и убирать на место (при этом, безусловно, должны соблюдаться требования безопасности жизни и здоровья детей). Можно организовать экскурсии в другие группы. Принимая гостей, пришедших к ним на экскурсию на экскурсию по групповой комнате, дети-экскурсоводы должны объяснить, где что находится и почему, как можно использовать то или иное оборудование.
2. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
В соответствии с этим принципом стабильность, неизменность элементов окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает надёжность и защищённость детей от нежелательных воздействий внешнего мира, гарантирует его устойчивость. Наряду с этим, изменения в обстановке - более или менее кардинальные – происходят достаточно часто. Предметно- материальная среда каждый раз так или иначе должна преобразовываться в связи с изменением темы занятия. Начиная изучение новой темы, в окружающую обстановку должны вносится необходимые для этого предметы, должно убираться всё лишнее, относящееся к изучению предыдущей темы. Ребёнок постоянно меняется, становится другим, и к этим изменениям он приспосабливает окружающую его среду. В противном случае, он перерастает её, она становится неинтересной. Для того, чтобы дети могли создавать обстановку, которая в большей степени удобна для выполнения выбранной ими деятельности, в их распоряжении должны быть многофункциональные, легко трансформируемые элементы, которые легко превращаются в «Дом дружбы», «Театр», и т.п.
Кроме того, взрослые должны с определённой периодичностью организовывать неожиданные и приятные сюрпризы для детей, которые заставляют их ждать следующего прихода в ДОУ.
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Пространство в групповой комнате должно быть организованно так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценной детской деятельности.
4. Принцип учёта половых различий детей.
Знакомя детей с книгами, следует соблюдать своего рода баланс – показывать с лучшей стороны, как мужчин, так и женщин, как девочек, так и мальчиков.
5. Принцип открытости-закрытости.
Рассматривается в нескольких аспектах:  Открытость-закрытость по отношению к природе. Это проживание вместе с детьми домашних питомцев (черепах, рыбок и т.п.), за которыми ухаживают дети.  Открытость культуре. Окружающая среда должна содержать лучшие образцы общечеловеческой культуры – музыка, скульптура и т.п.  Открытость обществу. Означает, что в жизни группы могут принимать участие люди разных профессий и интересов. Специально организуются встречи с такими людьми. Также этот принцип предусматривает общение детей разного возраста (соревнования, спортивные игры, совместные праздники и развлечения). Старшие ребята могут показать для младших опыты, фокусы, организовать театр, показать концерт.
6. Принцип дистанции, позиции

при взаимодействии взрослых с детьми.
Этот принцип, в первую очередь, связан с необходимостью установления контакта между педагогом и детьми. Установлению же контакта препятствуют принципиально разные позиции. У нас почти всегда взрослый «сверху», а ребёнок «снизу». При этом подчиняется ребёнок или протестует – контакт между ними вряд ли возможен. Хорошее общение: «глаза в глаза» достигается благодаря разноуровневой мебели.
7. Принцип эмоциогенности среды.
Он предусматривает такую организацию среды, которая побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая функциональную активность ребёнка. Для развития детского познания важно насытить среду такими мотивирующими его объектами, которые помогут расширить интересы ребёнка. Среда должна быть организована так, чтобы ребёнок пережил все эмоции: удивление, интереса к окружающему миру, удовольствия, радости от самого процесса познания или преобразования мира и его результатов; эмоциональные комплексы раздумья (куда можно отнести эмоциональный комплекс догадки, сомнения, уверенности). Так же следует отметить, что:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, доступность. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным. Форма и дизайн предметов
ориентирована на безопасность и возраст детей
. В помещении исключены опасные предметы: острые, бьющиеся, тяжелые, углы закрыты. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Особое внимание следует уделять эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. В интерьере группы должна быть сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие
факторы:
 психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;  психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;  зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);  слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;  тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;  физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;  антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ро сто- возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Следует всячески
ограждать детей

от

отрицательного влияния игрушек
, которые:  провоцируют ребенка на агрессивные действия;  вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
 вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);  провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; Показатели оценки развивающей среды:  положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; • отсутствие конфликтов среди детей; • наличие продуктов детской деятельности; • динамика развития ребенка; • невысокий уровень шума. В примерных основных образовательных программах дошкольного образования авторы дают свои рекомендации об организации развивающей предметно- пространственной среды в образовательном учреждении, приведу выдержки из нескольких и более детально рассмотрим организацию среды по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рекомендации

по

развитию развивающей предметно-пространственной среды

в группах младшего дошкольного возраста

по примерной основной образовательной программе дошкольного образования

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные
центры активности
: —
центр познания
обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); —
центр творчества
обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); —
игровой центр
обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; —
литературный центр
обеспечивает литературное развитие дошкольников; —
спортивный

центр
обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.

Рекомендации

по

развитию развивающей предметно-пространственной среды

в группах младшего дошкольного возраста

по примерной основной образовательной программе дошкольного образования

«Радуга» под редакцией Е.В. Соловьёвой
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. В групповом помещении могут быть организованы
зоны:
 Приема пищи и занятий (со столиками и стульчиками)  Развития движений  Сюжетных игр  Игр со строительным материалом  Игр с машинками  Изобразительной деятельности  Чтения и рассматривания иллюстраций  Игр с песком и водой  Отдыха (уголка уединений)  Уголка природы (аквариум, фонтанчик, растения)
Рекомендации

по

развитию развивающей предметно-пространственной среды

в группах младшего дошкольного возраста

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки») оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

Зона умеренной активности:
«Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;
Зона

средней

активности:
«Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;
Зона

повышенной

активности:
«Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства». В соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ЦРР №18 «Родничок», разработанной с учетом примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в младших группах детского сада создана развивающая предметно- пространственная среда отвечающая требованиям ФГОС дошкольного образования и способствующая легкой адаптации детей к условиям детского сада.
Функциональное назначение:
«Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)»
Лото, домино в картинках. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.). Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Мелкая и крупная геометрическая мозаика. «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»). Игры для интеллектуального развития. Максимальный уровень размещения оборудования. Свободный доступ. Располагается вблизи света (окна). Центр познания требует частичной изоляции. Наличие заданий различной степени сложности. Сменяемость и наполняемость материала – по мере изучения. Располагают знакомый материал, предназначенный для закрепления. Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми. Игровой материал сосредоточивается на открытых полках Функциональное назначение:
«Центр занимательной математики»,
или
«Игротека»
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику» Игры на составление целого из частей: «Лоскутное одеяло» Игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник» и т. д. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди одинаковых гномиков» и т. д. Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по высоте» и т. д. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру. Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Сложи узор», и др. Игровой материал сосредоточивается на открытых полках или в шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах. Материал в наличии для детей Функциональное
безопасности»
Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).  Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий. Макет проезжей части. Макет светофора, дорожных знаков. Образцы, схемы, планы группы, микрорайона. Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.), опасные ситуации. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»: – Водный транспорт. – Автомобильный транспорт. –– Авиация. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы для занятий со взрослыми. Располагается рядом с игры» и «Центром конструирования» Снег, лед (принесенные непосредственно перед экспериментом с прогулки или из морозильной камеры пищевого блока), земля разного состава: песок, глина, камни, остатки частей растений. Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения. Располагается вблизи источника света. Располагается в непосредственной близости от
Стол с клеенкой, подносы. Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны). Трубочки для продувания, просовывания. Игрушки с цветозвуковым эффектом. «Волшебный мешочек», «ящик ощущений». Мыльные пузыри. Маленькие зеркала. Магниты. Электрические фонарики. Бумага, фольга. Театр теней. Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей. Ведерко с отверстием на дне. Кулечек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке) и др. и «Центра природы». Оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Организовывать экспериментирование подгруппами из 2–4 детей Функциональное назначение:
«Центр
Макет – панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью». Коллекции камней, ракушек, семян. Иллюстрации с изображением признаков сезона: о состоянии живой и неживой природы, об особенностях явлений погоды, о типичных видах труда и отдыха. Растения ближайшего окружения. Растения, требующие разных способов ухода. 3–4 цветущих комнатных растения. Растения, характерные для всех времен года. Муляжи овощей и фруктов. Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева и размеров. Кормушки и корм для птиц. Иллюстрации животных (домашних и диких, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие). Календарь природы. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам. Создание ситуаций для активного поиска Располагается вблизи «Лаборатории». Функциональное назначение:
«Центр конструирования»
(конструктивной деятельности) Конструкторы различного размера. Мягкие (поролоновые) крупные модули. Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т. д. Природный и разнообразный полифункциональный материал (шишки, бруски и т. д.). Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндры, перекрытия). Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический). Природный материал (сучки, плоды, шишки и т. д.), клей, пластилин, бумага. Строительный материал из коробок разной величины. Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником); автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, Свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи уголка сюжетно-ролевых игр для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними располагаются машины.
простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки. Машинки, светофор. Весь строительный материал раскладывается по Смена 1–2 раза в месяц образцов построек Функциональное назначение:
«Центр социально-эмоционального развития»
Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей, животных. Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь данной группы и детского сада. Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей. Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий и игрушек, одежды. Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии. Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы). Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки и куклы, изображающие больных детей и животных). Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них. Обеспечение свободного доступа к материалам. Создание условий для объединения детей в деятельности
Функциональное назначение:
«Центр патриотического воспитания»
Иллюстрации и макеты военной техники. Фуражки летчика, пограничника, ракетчика, шлем танкиста, бескозырка моряка. Иллюстрации родов войск. Фотографии исторических памятников России и родного города. Соблюдается соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе Функциональное назначение:
«Центр двигательной активности»,
или
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия. Оборудование для прыжков. Оборудование для катания, бросания, ловли. Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная высотой 103 см, шириной 80–85 см; лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания (складирующиеся один в другой). Оборудование для общеразвивающих упражнений. Атрибутика к подвижным играм . Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты. Плоскостные дорожки, ребристая доска Периодическая сменяемость пособий. Свободное пространство для двигательной деятельности. Максимальный уровень размещения пособий. Располагается вдали от Функциональное назначение: «
Центр дежурства»
Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных. Фартуки, косынки, колпаки, нарукавники, халаты. Тазы, салфетки, щетки, емкости для сбора мусора. Располагается у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных Функциональное назначение:
«Центр игры»
Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей. Игрушки - транспорт разного вида и назначения (легковые, грузовые машины, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.). Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).  Предметы- заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.). Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.). Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар и др.). Набор посуды, соответствующий размеру куклы. Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-погремушки, коляски, тележки и пр.). Располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, ложковый, перчаточный. Игрушки-забавы. Маски, шапочки. Декорации, театральные атрибуты. Ширмы. Фланелеграф. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений. Вовлечение детей в процесс проигрывания роли. Располагается рядом с Безопасность пособий и Соответствие пособий и детей и программе. Эстетичность и разнообразие костюмов
Функциональное назначение:
«Центр музыки»
Игрушки – музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1–2 шт.), погремушки (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок, балалайка). В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов Функциональное назначение:
«Центр книги»
Детские книги: произведения русского фольклора. Картинки на фланелеграфе. Иллюстрации к детским произведениям (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей. Иллюстрации по обобщающим понятиям. Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. Сюжетные картинки. Портреты писателей и поэтов. Книжки-раскраски. Книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки. Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций. Рисунки детей к литературным произведениям. Цветные карандаши, бумага. Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Размещается около источника света (окна). Располагается рядом с от шума и игровых уголков. Пополняемость книгами – по мере изучения Функциональное
ИЗО-

«Центр

Произведения народного искусства: народные глиняные игрушки; игрушки из дерева, предметы из резной березы (короба, шкатулки архангельские, шамаготские), роспись разделочных досок, и др, альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства. Папье-маше. Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные). Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон. Цветные карандаши, гуашь. Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти. Цветные мелки, восковые мелки; уголь, доски для рисования мелом, фломастеры. Высота размещения: рост ребенка + согнутая в локте рука. Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей. Функциональное назначение: Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул или пуфик. Книги. Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага Определенная изолированность от остальных центров. Спокойный музыкальный фон (по возможности и желанию ребенка)
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования радикально м е н я е т с я с т а т у с п е д а г о г а , е г о
План методической работы по повышению профессиональной компетентности

педагогов по теме «Организация развивающей предметно-пространственной

среды ДОУ в рамках ФГОС ДО (младший возраст)».
№ Мероприятие Цель Предполагаемый результат 1. Анкетирование «Организация предметно-развивающей среды в группах младшего возраста с учетом требований ФГОС ДО», Анализ и обсуждение результатов анкетирования; корректировка планов самообразования, подготовка рекомендаций для педагогов Выявление системы представлений педагогов о роли, функциях, принципах и специфике организации ПРС. Выявление «узких мест» в ориентировке педагогов по проблеме, организация работы по повышению их компетентности 2. Выставка методической литературы по теме «Создание и развитие предметно- Активизация потребности педагогов в самообразовании Расширение и углубление системы знаний по теме
развивающей среды в группах младшего возраста» 3. Семинар-практикум «Организация предметно- развивающей среды в группах младшего возраста с учетом ФГОС ДО» Формирование стратегии и тактики модернизации ПРС в ДОУ Модель предметно- развивающей среды групп младшего возраста, на основе ФГОС 4. Мини-педсовет «Стратегия и тактика организации воспитательно-образовательного процесса в младших группах» Анализ актуального развития, индивидуальных потребностей каждого воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника 5. Подготовка рекомендаций для педагогов по специфике организации ПРС в группах младшего возраста. Создание информационной базы по проблеме Инструктивно- методический материал по созданию ПРС в возрастной группе с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и основных видов детской деятельности 6. Организация смотра-конкурса «Содержание и организация предметно-развивающей среды в младшем возрасте» Активизация деятельности педагогов по модернизации ПРС Создание ПРС, отвечающей современным требованиям 7. Консультации для педагогов по подготовке и проведению родительских собраний по теме «Ребенок и предметная среда: правила взаимодействия». Подготовка рекомендаций для родителей «Выбираем игрушки. Как?», « 10 вещей, которые обязательно должны быть у ребенка в комнате» Повышение компетентности родителей по теме Единство требований семьи и детского сада к предметно-развивающей среде 8. Итоговый мониторинг Анализ результатов работы Развитие на высоком уровне познавательного интереса творческой активности воспитанников Повышение профессиональной компетентности педагогов Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах
помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это все способствует более быстрой и легкой адаптации детей.
Заключение:
Таким образом, мы создали благоприятные психологические условия для вхождения ребенка в мир детского сада. Тот эмоциональный настрой, в котором находится ребенок с первых дней в детском саду, имеет огромное значение. Педагогами, овладевшими компетенциями по созданию развивающей предметно- пространственной среды, созданы условия в младших группах МБДОУ №18 способствующие охране и укреплению здоровья детей, успешного периода адаптации к условиям ДОУ. В результате успешной адаптации у детей
:
1. Повысилась детская активность, инициативность и любознательность; 2. Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции; 3. Ребенок принимает роль субъекта деятельности; 4. Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как процесс решения загадок и осуществления открытий; 5. Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.
Литература
1. Новоселова С. Л., Развивающая предметная среда, М., 2001г. 2. Железнова С. В., К вопросу о развивающей среде ДОУ, Ульяновск 2001 г. 3. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 6. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические рекомендации к ней / Авторы сост.: к.пед.н., доц. О.В. Солнцева, д-р пед.н., проф. М.В. Крулехт, к.пед.н., проф. Т.И. Бабаева. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 5.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном- Пресс», 2005. 6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003 7. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.3013 №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию» 10.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.


В раздел образования