Напоминание

"Использование приемов коучинга в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности"


Автор: Проскурня Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов,заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ "Кондратовская средняя школа"
Населённый пункт: Пермского района,Пермского края
Наименование материала: Коучинг в начальной школе
Тема: "Использование приемов коучинга в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Направление «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации

приоритетных проектов системы образования

Пермского муниципального района»

Проскурня Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Пермского района

Использование приемов коучинга в начальной школе

на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель:

познакомить

с

использованием

приемов коучинга на уроках и во

внеурочной деятельности в начальной школе

Концепции

современного

образования

максимально

соответствует

коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система

развивающего

взаимодействия,

а

коучинговые

навыки

органично

встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Учитель, использующий в своей деятельности

базовые принципы

коучинга, эффективно достигает цели и задачи, заявленные Федеральным

государственным образовательным стандартом.

Коучинг распространён в экономически развитых странах и особенно

широко использован в сфере управления человеческими ресурсами.

Человеческие

ресурсы

в

педагогике

это

ученики

и

их

родители.

Коучинг больше помогает учиться, нежели учит. Базовый принцип коучинга-

это вера в потенциал человека.

Посетив курсы «Уральской Академии Коучинга», могу отметить, что

главная задача коучинга в образовании заключается в том, чтобы помочь

ребёнку понять себя.

Педагогический коучинг – это система, которая помогает, используя

знания и опыт ученика, решить его определенные задачи и поставленные

цели; педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный

результат.

Основная цель коучинга - взаимодействовать таким образом, чтобы

способствовать росту и развитию обучающегося, опираясь на его потенциал,

таланты, силы.

На своих уроках

в работе с родителями, я придерживаюсь пяти

принципов Милтона Эриксона:

со всеми моими учениками (родителями) все в порядке;

любое их намерение основано на позитивном стремлении для себя;

каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор;

у каждого есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого;

изменения не только возможны, но и неизбежны;

Атмосфера

творческого

потока,

помогает

пройти

этапы

любого

эффективного урока. Современный учитель должен быть хорошим коучем,

чтобы помогать ребёнку, планировать свои действия и распределять ресурсы.

Методы и техники коуч-подходов, различны. Основные инструменты

коучинга применяемые в педагогике: сфокусированное слушание (на своих

уроках

использую

прием

«Чебурашки»),

создание

доверия

(раппорт),

трансформационные,

сильные

вопросы,

формат

конечного

результата,

SMART

-

правила

формулирования

цели,

намерения,

желания,

шкалирование, колесо баланса.

Многие

приемы

коучинга,

близкие

педагогике

и

хорошо

знакомые

педагогам, используются мною на уроках, родительских собраниях, занятиях

внеурочной деятельности, в процессе реализации проектов, организации и

проведении внеклассных мероприятий.

На уроках эффективно срабатывает прием «Шкалирования», где можно

замерить не только знания обучающихся, но и его эмоциональное состояние.

В процессе урока к «шкале» возвращаюсь не более трех раз.

При объяснении нового материала использую прием сфокусированного

слушания. Очень нравится ребятам, когда выстроен диалог на вопросах,

которые продвигают, «Сильные коучинговые вопросы»: какое занятие (урок)

приносит тебе самое большое удовольствие? Какой вопрос (задание) был(о)

самым лёгким? Чем бы тебе хотелось заниматься больше (меньше) в школе?

Что хорошего произошло сегодня с тобой?

Уже во втором классе, на уроках литературного чтения, пробую вводить

«Колесо баланса». Делим круг на сектора и отдаем предпочтение тем или

иным

героям.

Учитывая

возраст

ребят,

использую

при

этом

не

элемент

шкалирования, а цветовую гамму.

С большим интересом вовлекаю в коучинговые технологии родителей.

Так на одном из родительских собраний в первом классе я познакомила

родителей с техникой «Линия времени». Линия времени – это удобный образ

для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Эта техника

помогает

целостно

и

эффективно

планировать

будущее,

помня

как

о

краткосрочных, так и долгосрочных целях.

Работа выстраивалась индивидуально. Родителям было предложено

нарисовать схематически линию времени. Обозначить для себя реализуемый

проект. С помощью

сильных вопросов и видением формата конечного

результата каждый представил себе, каким он, их реализуемый проект будет

через месяц.

Как если бы задуманный проект реализовался? Что изменится, какие

результаты будут достигнуты? Что будет происходить с вами, вокруг вас,

вокруг этого проекта? Далее предлагалось заглянуть будущее и описать,

какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что уже сделано для того,

чтобы добиться этого результата? На определенный промежуток времени

были прописаны конкретные действия (шаги).

Моему удивлению не было предела, когда на родительском собрании во

втором

классе,

часть

родителей

поделилась

своим

результатом.

Мы

проработали еще одну технику «Колесо баланса».

Я

считаю,

что

современный

учитель

должен

научиться

ценить

в

ученике

не

столько

умение

читать,

считать

и

решать

задачи,

сколько

положительное

отношение

к

самому

себе,

уверенность

в

своих

силах,

открытость

к

внешнему

миру.

Система

взаимоотношений

обучающихся,

родителей, учителя, всё это в полной мере вбирает в себя методика коучинга.

Литература

1.

Аткинсон,

М.

Пошаговая

система

коучинга:

Наука

и

искусство

коучинга:

[пер.

с

англ.]

/Мэрилин

Аткинсон,

Рае

Т.

Чойс.

К.:

Изд-во

Companion Group. –2009. – 256 с.

2. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения

педагогами

образовательных

технологий

в

процессе

повышения

квалификации: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.:

Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132

3. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники

/Э.Парслоу, М.Рэй. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая

психология»).

4. Материалы «Уральской Академии Коучинга»



В раздел образования