Напоминание

"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины"


Автор: Черепанова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 32 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32 г.ЧЕЛЯБИНСКА»

454079, г. Челябинск, ул. Зальцмана, д. 12, телефон 225-31-26, mail:

madouds32@mail.

ru

Опыт работы по теме:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение

к истокам и традициям малой Родины».

Выполнила:

Черепанова Е.В.

г. Челябинск2017г.

Содержание:

Введение

3

1.Теоретическая часть

6

1.1. Принципы организации работы по патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

6

1.2.Задачи по приобщению детей дошкольного возраста к истокам и

традициям малой Родины

9

1.3. Направления деятельности по приобщению детей к истокам и традициям

малой Родины

10

2. Практическая часть

15

2.1. Методы и приемы по реализации данного направления работы

15

2.2. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

18

2.3. Значение устного народного творчества в формировании патриотического

воспитания детей

21

2.4.Значение декоративно-прикладного искусства в формировании

патриотического воспитания дошкольников

23

2.5.Результативность работы попатриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой

Родины

24

Заключение

26

Список литературы

27

Приложение

2

Введение

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они

малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно

дать

утвердительный

ответ:

дошкольникам,

особенно

старшего

возраста,

доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

А

это

и

есть

начало

патриотизма,

который

рождается

в

познании,

а

формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача

педагогов

и

родителей

как

можно

раньше

пробудить

в

растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у

детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином

общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,

родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение

к

армии,

гордость

за

мужество

воинов;

развивать

интерес

к

доступным ребенку явлениям общественной жизни.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству

это

источник

любви

к

Родине.

Понимание

и

чувствование

величия,

могущества

Родины

приходит

к

человеку

постепенно

и

имеет

своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно

отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского

сада

в

работе

по

патриотическому

воспитанию

детей.

Источником

формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в

общественно-полезном

труде,

и

гражданская

ответственность

родителей,

близких.

3

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие

нравственных

чувств.

Современная

жизнь

диктует

необходимость

возвращения

к

приоритетам

любви

к

отечеству.

Но

как

воспитать

эту

любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему

государству. К его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему

человечеству… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит

перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И

хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные

через

детское

восприятие,

они

играют

огромную

роль

в

становлении

личности патриота.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено

на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности,

взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные

проявления,

суждения,

отношения

к

сверстникам,

расширять

и

уточнять

знания,

формировать

у

него

начальное

чувство

Родины

правильное

отношение

к

обществу,

людям,

труду,

своим

обязанностям.

Каждый

вид

деятельности

создает

благоприятные

возможности

для

осуществления

определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с

умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе

трудовой

деятельности

уважение

к

людям

труда,

трудолюбие

и

бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для

дошкольного периода характерна - наибольшая обучаемость и податливость

педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что

усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения,

складывающиеся

черты

характера

оказываются

особенно

прочными

и

являются

в

полном

смысле

слова

фундаментом

дальнейшего

развития

4

личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника

есть

свой

круг

образов,

эмоций,

представлений,

привычек,

которые

усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках

перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного

детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир

родной

отчизны

России.

Очень

важно

вырастить

ребенка

в

мире

национальной

культуры,

поскольку

именно

в

народном

творчестве

сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный

быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения

языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким

образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен

за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на

воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание

личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание

собственной ответственности за судьбу Родины.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования

прописано, что обязательная часть основной образовательной программы

направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации

и

социализации,

к

ним

в

первую

очередь

относится:

формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и

большой Родине;

овладение

элементарными

общепринятыми

нормами

и

правилами

поведения

в

социуме

на

основе

первичных

ценностно-моральных

представлений

о

том,

«что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо».

5

1. Теоретическая часть

1.1 Принципы организации работы попатриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников

обращались

педагоги

и

ученые:

К.Д.

Ушинский,

Л.Н.

Толстой,

Я.А.

Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время

этой

проблемой

занимаются

Л.А.

Кондрыкинская,

Н.Г.

Комратова,

Е.Ю.

Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова,

Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.

Центральным

звеном

социализации

является

гуманистическое

воспитание

ребенка

с

опорой

на

общечеловеческие

ценности:

любовь

к

родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни,

к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают

развиваться

такие

чувства

и

черты

характера,

которые

несоизмеримо

связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни

этого

влияния

в

национальном

языке,

который

усваивает

ребенок

в

народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш

естественно и легко впитывает впечатления от картин родной

Российской

природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть

патриотического

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

посеять

и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и

эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и

есть

самый

естественный,

а

поэтому

и

верный

способ

патриотического

воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Система

и

последовательность

работы

по

воспитанию

у

детей

патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица → район→ город→область → страна: История,

6

символика,

обычаи,

традиции,

чем

живёт

сегодня,

особенности

(достопримечательности), перспективы развития.

Чувство

любви

к

родному

краю

обретаются

самостоятельно

и

переживаются

индивидуально.

Задача

взрослых,

как

педагогов,

так

и

родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать.

А

для

этого

необходимо

придерживаться

следующих

принципов

при

организации образовательного процесса:

Принцип

историзма.

Реализовывается

путём

сохранения

хронологического

порядка

описываемых

явлений

и

сводится

к

двум

историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни)

и будущее (планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на

позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и

эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться

на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю,

Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных

условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о

родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта,

особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с

семьёй,

библиотекой,

общественностью,

музеем

и

т.п.;

в

естественном

включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного

образования.

(Организация

педагогического

процесса

на

основе

тематического планирования).

Позитивный

центризм.

Реализовывался

путём

отбора

знаний,

наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип

активности

и

самостоятельности

это

активное

сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип

наглядности.

Используются

наглядные

средства

7

(игрушки,

пособия,

картинки,

технические

средства),

которые

создают

развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных

занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует

взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания

дошкольников.

Главная

цель

образования

ребенок,

со

своими

особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и

непосредственностью.

Принцип

познавательной

выразительности

с

п р и е м а м и

эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые

способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип

коммуникативности.

У

дошкольников

воспитывается

потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой,

формируется социальная мотивация здоровья.

Преобразования

в

сфере

организации

учебно-воспитательного

процесса:

проведение

открытых

занятий

и

мероприятий

п о

разрабатываемой проблеме с приглашением родителей и заинтересованных

коллег;

сопровождение

воспитанников,

начавших

исследование

мира

малой Родины;

система

мероприятий

в

рамках

комплексной

программы,

нацеленных на взаимодействие воспитанников и родителей, совместные

конкурсы, творческие встречи, собрания.

Комплекс занятий «Семейная традиционная культура», «История

и

культура

народов

Южного

Урала»,

«Животный

и

растительный

мир

Южного

Урала»,

«Мой

город.

Мой

край

-

Урал»,

«Декоративно

прикладное искусство уральцев».

8

1.2Задачи по приобщению детей дошкольного возраста к истокам и

традициям малой Родины

Патриотическое

воспитание

с

дошкольного

возраста

единственно

верный

путь

успешной

ранней

социализации

личности,

формирования

устойчивой

связи

поколений

и

обеспечение

связи

человека

с

родными

корнями,

его

любви

к

отечеству,

которая

начинается

с

осознанного

и

о т в е т с т в е н н о г о

о т н о ш е н и я

к

м а л о й

Р о д и н е .

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,

находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом,

формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует

считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой

Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения

к миру родной культуры. Урал – благодатный край, для воспитания лучших

человеческих качеств посредством

традиций и культуры, многовекового

опыта

муже ственного,

трудолюбивого

и

творче ского

н а р од а .

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек,

своей

семьи,

двора,

дома,

детского

сада

и

школы,

поля

и

речки

расположенных рядом. Дом или детский сад, родной район, город и область

имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет

приблизить

дошкольников

к

истории

своего

родного

края

культура,

местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в

дальнейшем

призвано

обеспечить

успешную

социализацию

личности,

пригодиться на той земле, где родился.

Особое внимание уделяется сохранению и преумножению народных

традиций,

поскольку

живём

мы

в

славном

регионе,

имеющем

глубокие

исторические корни и динамично развивающемся на современном этапе. Мы

стремимся

обогатить

душу

ребенка

и

укрепить

физическое

здоровье

с

помощью

народного

творчества

и

местных

обычаев,

для

этого

были

поставлены следующие задачи:

9

Развивать

познавательный

интерес

к

народному

творчеству

Уральцев, к родной природе, к окружающему миру.

Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни,

творить красоту своими руками.

Формировать

культуру

бережного

отношения

к

природе

и

ко

всему живому.

Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно –

прикладного искусства и местным художественным промыслам.

Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к

традициям, культуре и людям труда.

Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям

в

общении

с

близкими

и

сверстниками,

способствовать

повышению

уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими,

знакомить

с

примерами

жизни

и

деятельности

интересных

земляков,

служащих достойным примером подрастающему поколению.

Воспитывать

эмоционально-положительное

отношение

к

тем

местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу,

области;

Воспитывать

толерантное

отношения

к

людям

разных

национальностей их традициям.

Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения

родного края.

1.3 Направления деятельности поприобщению детей к истокам и

традициям малой Родины

Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с

изобразительной,

оздоровительной,

творческой

и

экологиче ской

деятельностью дошкольников.

10

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение,

труд и праздники,экскурсии.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры,

познавание

окружающего

мира,

маленькие

открытия

в

родной

природе,

культуре, окружающих людях.

Первое направление

Знакомство

дошкольников

с

особенностями

сезонных

изменений

и

природных

явлений

в

нашей

местности,

их

взаимосвязью

с

трудовой,

обрядовой деятельностью жителей Урала.

Оно направлено на обучение

наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного

отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает

потребность

в

прогулках,

играх

на

свежем

воздухе,

живом

общении

с

природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с

народными

приметами,

обрядовыми

действиями,

народными

играми,

с

предметами

декоративно

прикладного

искусства,

с

изделиями

художественных

промыслов.

Изделия

народных

промыслов

помогают

воспитывать

у

дошкольников

внимательное

и

бережное

отношение

к

окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим

мотивам

близко

к

природе.

Наблюдая

мир

животных,

красоту

птиц,

разнообразие

растений,

изменения

погоды,

ребенок

начинает

видеть

и

чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность

находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы,

растительные

узоры,

орнаменты,

символика).

А

художественный

образ,

созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует

раскрытию

творческих

способностей,

совершенствуют

разные

изобразительные умения. Уральский фольклор - особенная область народного

творчества.

Она

включает

целую

систему

поэтических

и

музыкально-

поэтических

жанров,

воспевающих

мужество,

смекалку,

лучшие

дела

и

чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает

дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

11

Ценность

фольклора

заключается

в

том,

что

с

его

помощью

взрослый

устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное

общение.

Интересное

содержание,

богатство

фантазии,

я ркие

художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему

радость

и

в

то

же

время

оказывают

свое

воспитательное

воздействие.

Уральский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и

неповторимый характер. Мужественный, сильный, суровый – по легендам;

хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный,

неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный

– по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом

бытовании

в

соответствии

с

обиходом

и

природой.

Значит,

необходимо

создать

особую

атмосферу

деятельности

дошкольников

или

совместной

деятельности

дошкольников

и

взрослых,

приближенную

к

реальной.

По

возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя

участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление

Определяет

содержание

совместной

деятельности

взрослого

(как

педагога,

так

и

родителя)

с

дошкольниками.

Здесь

решаются

задачи,

направленные на формирование интереса к познанию народной культуры

родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у

дошкольников,

предусматривается

совместная

трудовая

и

творческая

деятельность,

поскольку

«нравственная

норма

народной

жизни

это

сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи,

детского сада, города, календарных и тематических совместных мероприятий

это

уникальная

возможность

содержательного

взаимодействия

между

детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм

общения с близкими людьми.

Третье направление

Создает

свободную

деятельность

дошкольников,

способствующую

реализации

творческого

замысла,

проявлению

инициативы,

фантазии,

12

познавательной

активности

маленьких

исследователей

большого

мира.

Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края

на

занятиях

познавательного

цикла

и

праздниках,

используют

знания

в

народных

подвижных

играх,

в

общеразвивающих

упражнениях,

в

самостоятельной

художественной

и

музыкальной

деятельности,

в

саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины»

Интегрированный

подход

в

воспитании,

образовании

и

развитии

заключает

вполне

определённое

практическое

указание

на

исследование

социально-культурного

наследия

малой

родины,

системную

работу

с

воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального

опыта дошкольников.

В

данном

опыте

представлена

система

разноаспектных

занятий

и

мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями

исследование

социокультурных

условий

малой

Родины

и

органичное

приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького

гражданина

к

большому

патриоту.

Такая

работа

позволяет

не

только

формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в

диалог с миром малой Родины, в «процесс творчества и чудотворства».

Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции

воспитания и развития дошкольников на разных уровнях:

уровень

содержания

интеграция

воспитания

патриотизма,

познания

окружающего

мира,

истории

и

культуры

малой

Родины,

творческого развития;

у р о в е н ь

в и д о в

д е я т е л ь н о с т и

п о з н а в а т е л ь н а я ,

исследовательская, игровая, общение;

уровень взаимодействия – участие в работе детей, их родителей,

общественности;

создания

атмосферы

творчества

и

сопереживания;

вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.

В

о п ы т е

от р а же н ы принципы

деятельности

воспитателя,

его

взаимодействия

с

воспитанниками

и

родителями

и приемы

диагностики

13

результативностиработы

с

дошкольникамина

разных

этапах

воспитания,

обучения и развития.

Преимущества данного опыта:

актуальность;

создание особой атмосферы «сотворчества»;

технологичность (воспроизводимость в иных условиях);

широкие возможности для творческого применения;

природосообразность

(развитие

познавательной

активности

и

социальной

адаптации

ребенка)

и

его

интереса

к

окружающему

миру

и

самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.

14

2. Практическая часть

2.1 Методы и приемы по реализации данного направления работы

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного

возраста к истокам малой Родины» актуально в современных условиях, когда

приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения

с раннего возраста.

Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов

познания

и

освоения

мира

малой

Родины.

В

опыте

акцент

сделан

на

значимость

народной

культуры;

ресурсов

регионального

плана

как

богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей

красоты;

знакомства

с

делами

и

традициями

народа;

экологического,

этического и эстетического воспитания;

развития способности видеть и

создавать

красоту

и

гармонию,

но

и

источника

становления

таких

психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение,

коммуникативность,

эмоционально-положительное

отношение

к

окружающему миру.

В

р а б от е

п од ч ё р к и ва е т с я

з н ач и м о с т ь

о р г а н и з а ц и о н н о -

диагностического

этапа,

намечаются

направления

основной

деятельности

воспитателя,

анализируются

ключевые

аспекты

работы.

Ведущая

педагогическая

идея

опыта

сочетает

богатые

традиции

патриотического

воспитания

на

Южном

Урале

и

новаторский

подход,

представляющий

возможным

внести

в

реализацию

проблемы

патриотического

воспитания

современные интерактивные приёмы и методы. Диапазон опыта охватывает

основные

направления

воспитательной

работы

в

ДОУ

в

системе

«воспитанник - детский сад – родители - мир малой Родины».

Вся

система

работы

включает

в

себя

поэтапное,

постепенное

воспитание

и

развитие

у

детей

патриотических

чувств,

приобщению

к

миру прекрасного,

формированию

художественного

вкуса,

эстетического

15

восприятия,

нахождению

каждым

ребёнком

своего

места

в

окружающем

мире.

Вид из окна, панорама родной улицы, детский сад, парк, стадион,

родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных

факторов воспитания любви к Родине. Любование ее красотой, бережное

отношение к миру природы – все это источники формирования любви к

родному краю.

Чувство

родины,

ассоциируемое

со

знакомыми

пейзажами,

природными

явлениями,

требует

повышенного

внимания

к

ней,

привязанности

к

родным

местам,

которое

сливается

воедино

с

чувством

любви

к

Родине.

Это

чувство

необходимо

воспитывать

у

детей,

руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от

известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к

общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко

остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.

Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы.

Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с

воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны

понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на

Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств мы используем этические игры-

беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».

Каждый

раз

уточняем

и

закрепляем

знания

детей

о

профессиях,

востребованных в нашем

регионе. Рассказываем, что каждая профессия

очень важна и вызывает уважение.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное

мышление.

Поэтому

в

своей

работе

мы

используем

не

только

художественную

литературу,

иллюстрации,

открытки,

фотографии,

но

и

наглядные

материалы

бытовых

предметов,

применяем

современные

16

интерактивные

средства:

с

помощью

компьютера

показываем

ребятам

презентации

и

проводим

игровые

красочные

мультимедийные

игры,

позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.

В нашей группе есть мини-музей, где дети могут познакомиться с

историей и бытом малой Родины. Дети всегда с большим удовольствием

рассматривают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно

потрогать, пощупать, поиграть с ними.

Совершили мы экскурсию в музей боевой славы ЧТЗ, где экскурсоводы

показали, что изучение малой Родины продолжается в школьные годы на

новом уровне. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями

своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои

впечатления в рисунках.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности

ребенка.

Именно

в

этом

возрасте

закладываются

основы

мировоззрения

человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький

ребенок,

дошкольник

или

младший

школьник,

еще

не

разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и

спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со

сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными

символами.

Ребенок

должен

узнавать

герб,

флаг,

гимны

России,

Челябинска,

Челябинской области. Детям должно быть доступно понимание того, что

государственные символы объединяют людей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают

праздники и традиции малой Родины.

Мы рассказывали детям, что у каждого народа есть свои праздники. В

ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу

(проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют,

когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их

угощают

разными

сладостями.

Такие

мероприятия,

с

одной

стороны,

17

являются

близкой

и

понятной

для

ребёнка

игрой,

а

с

другой

стороны,

приобщают к глубинам народной культуры.

2.2Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно

спорить,

когда

говорят:

воспитывает

все,

что

окружает

растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных

влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую

роль

в

дошкольный

период,

когда

закладывается

«моральная

арматура»

личности

и

позже

у

неё

ведущая

роль

в

воспитании

общественно-

политической сознательности, трудолюбия.

К

сожалению,

нередко

установку

на

агрессию

по

отношению

к

сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток,

они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться

защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их

собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм,

жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы мыпровели опрос родителей на

тему

«Патриотическое

воспитание».

К

своему

сожалению,

узнали,

что

родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что

эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются

на детский сад, школу. И посчитали необходимым разъяснить родителям,

насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким

людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с

родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие

только

ей

черты,

особенности,

традиции,

такие

как

праздновать

вместе

Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на

отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт

18

ребенка,

как

самые

приятные

и

дорогие

воспоминания,

которые

хочется

пережить снова.

Поэтому в работе большое внимание уделяется работе над понятием

«семья», проводятся этические беседы о семье, о близких родственниках;

дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают.

Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «Маленькие

концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей

бабушки», «Как мы отдыхали».

Совместно с родителями и детьми мы оформили в группе уголок по

патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили

экскурсии в краеведческий музей, музей ЧТЗ, к памятникам боевой славы.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой»,

«Осенний

сюрприз», «Защитники Отечества», на которых дети вместе с родителями

принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют

сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и

подчёркивают первостепенность истины»: «На Урале человек без родни не

живёт».

Планирование по приобщению детей к народной семейной

традиционной культуре Южного Урала

1.

Человек и его семья.

Цель:

познакомить

детей

со

смысловым

значением

слова

”семья”.

Состав семьи, ее структура, особенности взаимоотношений между членами

семьи, наличие традиций в семье.

2.

Жилище семьи.

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными со

строительством

и

переселением

в

новый

дом.

Выбор

материала

для

строительства

дома.

Выбор

места

строительства.

Выбор

времени

строительства. Дать сведения о названиях и назначении частей народного

жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

3.

Русская крестьянская изба.

19

Цель:

Познакомить

детей

с

внутренним

убранством

избы.

Особенностями

интерьера

(внутреннюю

жилую

часть

разделяла

на

две

половины

матица-особо

крепкое

обтёсанное

бревно,

на

которое

укладывались

потолочные

брёвна).

Соответственно,

в

одной

части

находились входная дверь, печь, в другой - красный угол. Рассказать детям об

особенностях живописной росписи дома.

4.

Предметы народного домашнего быта.

Цель: познакомить детей с семантическим значением слова «утварь».

Дать сведения о различных видах утвари в доме.

5.

Народные праздники семьи.

Цель: дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в

семье.

6.

Здоровье – успех и богатство семьи.

Цель: познакомить детей с народными домашними способами лечения

больных в семьях.

Планирование поприобщению дошкольников к природе, истории и

культуре Южного Урала (приложение 1):

1.

История жизни человека на Южном Урале.

Цель: познакомить детей с историей заселения Южного Урала.

2.

Человек и мир вокруг нас.

Цель: дать детям о народном представлении космоса, мира, природы.

3.

Труд человека на Южном Урале.

Цель:

познакомить

детей

с

понятием

«кочевой

народ»,

«осёдлый

народ»,

с

кочевыми

и

осёдлыми

традициями

народов

Южного

Урала

(русские, башкиры, казахи, татары и другие).

4.

Человек и календарь природы.

Цель: дать детям сведения о том, что все народы, живущие на Южном

Урале

(кочевые,

осёдлые)

жили

по

определённому

порядку,

ладу.

Дать

сведения о смысловом значении слова «лад».

5.

Человек и природа Южного Урала.

20

Цель:

познакомить

детей

с

природно

географическими

зонами

Южного

Урала:

лесная,

горная,

лесостепная,

степная.

Дать

сведения

о

названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор и др.), отражающих

природу родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Познакомить

детей

с

животными,

птицами,

растениями,

обитающими

в

регионе.

6.

Человек и календарные традиции.

Цель:

формировать

представления

детей

о

тесной

взаимосвязи

человека, его семьи, рода с природой. Дать сведения о календарных обрядах

и традициях народов Южного Урала.

2.3. Значение устного народного творчества в формировании

патриотического воспитание детей

В старшем возрасте дети начинают усваивать эталоны представления о

добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.Проводимые

нами дидактические игры на материале фольклора, «Из каких мы сказок»,

«Сказочный

герой»,

«Позовем

сказку»

способствовали

тому,

что

сказка

оставалась

в

душе

ребенка,

как

что-то

целое,

необычное,

надолго

запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей народные сказки. Интересно

прошли вечера знакомства с творчеством детского писателя П.П.Бажова

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало

времени в своей работе мы уделяем проведению праздников, развлечений,

конкурсов. В группе был проведен тематический вечер «Урал – мой край

родной». Вместе с музыкальным руководителем мы разучивали и исполняли

народные песни, стихи, танцы.

На

формирование

умственных,

нравственных

и

этических

качеств

личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка

– способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что

21

народные

традиционные

игры

детей

влияют

не

только

на

физическое

развитие, но и воспитывают нравственно.

В работу с дошкольниками

были включены сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«Помощники»,

«Экскурсии

по

краю»

с

использованием

иллюстрационного

наглядного

материала.

Эти

игры

способствуют

воспитанию

патриотических

чувств

у

детей,

приобщение

к

культуре

и

истории родного края.

Планирование по приобщениюдетей к фольклорным произведениям

(приложение 2):

1.

Докучные сказки

Цель: Познакомить детей с назначением и особенностями докучных

сказок.

Уточнять

знания

детей

об

особенностях

содержания

и

формы

докучных

сказок.

Показать

способ

добывания

докучных

сказок

в

современной жизни. Поддержать желание рассказывать докучные сказки.

Развивать чувство юмора, воспитывать выдержку.

2.Башкирские народные сказки.

Цель: Познакомить детей со сказкой Ленивый сын. Вызвать интерес к

сказке. Познакомить с её особенностями. Нарисовать иллюстрации к сказке.

3.Пословицы и поговорки

Цель: Познакомить детей с башкирскими и русскими пословицами и

поговорками. Помочь понять значение пословиц в жизни человека - они учат,

помогают жить. Если не знаешь, как поступить, вспомни, как говорится в

пословице. Пословица всегда поможет.

4.Дразнилки.

Цель:

Познакомить

детей

с

дразнилками,

их

назначением

(осмеять

отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и

происхождением.Учить

правильно,

оценивать

типичные

жизненные

ситуации. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если

дразнилка

справедливая,

стараться

исправиться

“Маша-растеряша”),

не

обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

22

2.4Значение декоративно-прикладного искусства в формировании

патриотического воспитание детей

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств

у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Для

закрепления

и

расширения

нравственно-патриотических

представлений

у

дошкольников

продолжали,

развивать

различные

виды

изобразительной

деятельности:

«Портрет

моей

мамы»,

«Защитники

отечества»,

«Любимая

улица»,

выставки

поделок

к

Рождеству

с

привлечением родителей, строительство зимнего городка.

Планирование по приобщениюдетей к декоративно – прикладному

искусству Южного Урала (приложение 3):

1.

Занятие – экспедиция «Мы – уральцы».

Цель:

актуализировать

представления

детей

о

малой

родине,

способствовать

расширению

знаний

детей

о

традициях

и

обычаях,

распространённых на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно –

прикладного искусства Урала.

2.

Занятие «Каслинские кудесники».

Цель:

расширять

элементарные

представления

детей

об

искусстве

Каслинскогочугунного

литья.

Способствовать

развитию

предпосылок

ценностно-смыслового восприятия произведений.

3.

Занятие «Оружейных дел мастера».

Цель: способствовать расширению элементарных представлений детей

об искусстве Златоустовской гравюры.

4.

Знакомство с Уральской домовой росписью.

23

2.5Результативность работы попатриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой

Родины

Дети

в

ДОУ

№384,

занимавшиеся

в

системе

«Патриотическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста

через

приобщение

к

истокам

и

традициям

малой

Родины»

отличаются

от

сверстников

большими

компетентностями в познании мира малой Родины, успешнее ориентируются

в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки,

отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых

знаний. Об этом свидетельствуют мониторингисследования. Для определения

уровня

развития

патриотического

воспитания

дошкольников,

руководствовались методикой обследования патриотического воспитания в

детском саду М.И. Новицкой, С.ЮАфонасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В.

Микляевой.

Sep/16

Mar/17

0

10

20

30

40

50

60

30

0

50

40

20

60

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

равнительная диаграмма уровня нравственно-патриотического

воспитания дошкольников.

Мониторинг

показал,

что

качество

проводимой

работы

по

патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истокам и

традициям малой Родины значительно повысилось.

Работу в данном направлении мы продолжаем. Вместе с детьми и

24

родителями мы планируем:

Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных

традиций, обычаев, через пополнения мини-музея «Родной край».

Разработать проекты:

«Мой родной город»;

«Южный Урал – край « голубых» озёр»»,

Знакомство с творчеством поэтессы Н. В. Пикулёвой.

25

Заключение

Благодаря

использованию

различных

форм

и

методов

работы

по

патриотическому

воспитанию

в

процессе

ознакомления

дошкольников

с

родным краем, бытом и традициями малой Родины, у детей формируются

такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к

родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая

и

планомерная

работа

по

воспитанию

у

детей

патриотических чувств - способствовала обогащению знаний дошкольников.

Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об

обычаях и традициях Урала. Пополнение активного и пассивного словаря

детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.

В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения,

обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Таким образом, мы еще раз убедились, что ведём работу в правильном

направлении. Задача нашей работы – формировать у детей чувство любви к

своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной

природе, культуре и традициям, беречь и уважать наследие своего народа.

Решая воспитательные задачи, мы стараемся научить своих воспитанников

одной

из

самых

трудных

вещей

в

педагогике

труду

любви,

умению

трудиться душой. Глядя на них, уверены, что нам это удается и, как бы ни

сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Необходимо

нам,

взрослым,

помнить,

что

если

мы

серьезно

и

качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста,

мы

не

получим

нового

поколения

людей,

достойных

граждан

России.

Национальная

самобытность

воспитания

и

обучения

рассматривалась

многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения

системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек,

лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как

личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».

26

Список литературы

1.

М.Ф.

Литвинова.

Русские

народные

подвижные

игры

для

детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2003.

2.

О.Л.Князева,

М.Д.Маханева.

Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:

Детство-Пресс,2004.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий

и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие

д л я

п е д а г о г о в

д о ш к о л ь н ы х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

3.

О. Н.

Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.Народный

календарь

основа

планирования

работы

с

дошкольниками

по

государственному

образовательному

стандарту:

План-программа.

Конспекты занятий.

4.

Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных

учреждений

/

Николаева

С.Р.,

Катышева

И.Б.,

Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.

Тихонова

М.В.,

Смирнова

Н.С.

красна

изба…Знакомство

детей

с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.

– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

Авторский

коллектив:

Пугачева

Н.В.,

Есаулова

Н.А.,

Потапова

Н.Н.

учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.

Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в

№9 – 2001.Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно.

– М., 2003

8.

Мулько

И.Ф.

Социально-нравственное

воспитание

дошкольников

5-7

лет. – М., 2004.

27

9.

Рыжова М.А. Мини-музей в детском саду, М., «Линка-Пресс», 2008.

10. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова.– Маг

нитогорск:МаГу,2003. Областная образовательная программавоспитания

и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики

«Наш дом — Южный Урал»...

11. Герасимова

З.

Родной

свой

край

люби

и

знай.М.,

«Дошкольное

воспитание», 2001, №2.

12. Зеленова

Н.Г.,

Осипова

Л.Е.

Мы

живем

в

России.Гражданское-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М., 2010.

13. Воспитание

нравственных

чувств

у

старших

дошкольников/Под

ред.

А.М. Виноградовой, - М., 1991.

28



В раздел образования