Напоминание

"Приемы создания проблемной ситуации как средство формирования исследовательской культуры учащихся на уроках биологии"


Автор: Прокашева Роза Авхадиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОУ ТО "ТОЦО"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы создания проблемной ситуации как средство формирования исследовательской культуры учащихся на уроках биологии"
Раздел: полное образование





Назад




«Приемы создания проблемной ситуации как средство формирования исследовательской

культуры учащихся на уроках биологии"

Ч

тобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и

решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и ин -

формационно-технологические умения, сформировать познавательный интерес, развивать творческое

мышление через формирование исследовательской культуры учащихся.

Возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется

использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. Однако можно

выделить общие методические примы создания проблемных ситуаций:

1)

определение противоречия и поиск возможных путей его разрешения;

2)

рассмотрение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3)

определить конкретные теоретические и практические задания;

4)

анализ различных точек зрения, обобщение, выводы.

Для примера можно рассмотреть план-конспект открытого урока в 10 классе по теме «Вирусы –

неклеточная форма жизни»

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы

отведено

20

часов

(программа

среднего

общего

образования

по

биологии X-XI

классы

под

руководством В.В.Пасечника, 2010г). Проведённый урок является заключительным в данной теме,

ранее учащийся познакомился с историей изучения клетки, её химическим составом, строением

эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной

информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности

вирусов как неклеточной формы

жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

Тип урока – изучение нового материала. Форма проведения урока – исследовательская работа.

Тип и форму урока я выбрала исходя из особенностей учащегося – К. У него достаточно высокий

уровень

интеллектуальных

способностей,

что

позволяет

применять

на

уроке

с

ним

исследовательские формы работы. Он быстро входит в рабочий ритм, поэтому организационный этап

всегда проходит чётко и быстро. Этот учащийся любит решать проблемные задачи, что позволяет

часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и

его

высокая

работоспособность

позволяет

постоянно

использовать

дополнительный

учебный

материал.

В начале урока на организационном этапе ученику сообщается тема урока и порядок

организации

учебной

деятельности

исследовательская

работа.

Цели

урока

формулируются

учителем

совместно

с

учащимся,

что

способствует

формированию

ценностно

-

смысловых

компетенций.

В течение урока ученик изучает особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в

возникновении инфекционных заболеваний; продолжает формирование валеологических знаний о

правилах личной гигиены и профилактики

инфекционных заболеваний, в том числе и СПИДа;

проявляет и закрепляет навыки исследовательской работы, самоанализа.

Прежде чем предложить решить учащемуся проблемную задачу,

было организовано

повторение пройденного материала темы «Клетка».

На следующем этапе урока использована

исследовательская модель: «Обучение

исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней:

1 . С т о л к н о в е н и е

с

п р о б л е м о й .

Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая

познавательный

конфликт.

Естественное

любопытство

дает

первый

толчок

исследовательской

любознательности.

2. Вербализация, т.е.

проговаривание

проблемы

(начальный

этап

ее

решения).

Этот

прием

предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.

3. Верификация, т. е .

с б о р

и

а н а л и з

д а н н ы х ,

в ы д в и ж е н и е

и

п р о в е р к а

г и п о т е з .

4. Построение

объяснения. Ученик формулирует объяснение,

которое полностью соответствует

и с х о д н о й

с и т у а ц и и .

5. Анализ хода исследования. Учащийся возвращается к проведенному исследованию, анализирует

его ход.

В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, что

служит не только усвоению знаний как обобщений,

но освоению самого процесса, в котором

создаются

и

проверяются

эти

обобщения. Кроме

того,

формируются

умения

анализировать,

сравнивать, делать выводы. Данная модель хорошо подходит для использования с данным учащимся

К. в силу возрастных и индивидуальных особенностей.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как

просмотр Интернет-урока на moodle, презентации и видеоролика, решение проблемного вопроса,

работа с учебником, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащегося на

высоком уровне, не приводя к утомлению.

Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом. Темп и плотность урока

поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений

учащегося, его интеллектуальными возможностями.

В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащегося используются элементы

самоконтроля и самоанализа.

Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет

дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке

физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие

в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с

жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы.

Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку

у учащегося формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по

обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими

науками,

как

химия

(состав

вирусной

частицы),

медицина

(вирусные

заболевания),

валеология

(вопросы здоровьесбережения), философия (китайская пословица), история (открытие вирусов).

Учебно-методический комплекс, использованный на уроке:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. – Биология. Общая биология. 10-11

класс, М., Дрофа, 2016.

Презентация в Power Point на тему «СПИД».

Ресурсы Moodle.

Видеофрагмент «Вирусное заражение»

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность

учителя:

Деятельность

учащегося:

ЭОР:

I.Организацион-

ный момент

- 30 сек

Приветствие,

проверка готовности

к уроку, позитивный

настрой на работу.

Приветствует

учителя,

проверяет готовность

к уроку.

Психологический

настрой

II.Актуализация

знаний – 3 мин

Учащемуся

предлагается ответить

на следующие

вопросы:

1. Что является

основой строения

любого организма?

2. Какими

свойствами обладают

живые организмы?

3. Какими

особенностями

строения обладает

клетка?

Отвечает на

вопросы:

1. Клетка –

элементарная

единица строения и

жизнедеятельности

всех живых

организмов.

2. Единство

химического состава,

обмен веществ и

энергии, сходство

уровней

организации,

4. Какая структура

является носителем

наследственной

информации в

клетках живых

организмов?

размножение,

наследственность и

изменчивость, рост и

развитие,

раздражимость.

3. Клетка покрыта

клеточной

мембраной, под ней

располагается

цитоплазма, ядро и

органоиды клетки.

4. ДНК

III. Мотивацион

но-

ориентационный

этап,

организация

целеполагания

– 2 мин

Основой строения

любого живого

организма является

клетка. Кроме того в

природе существует и

неклеточная форма

жизни! Вспомни из

истории:

человечеству с самого

начала его

существования

угрожали серьезные

враги. Их жертвами

стали миллионы

людей, погибших от

оспы, гриппа,

энцефалита, кори,

атипичной

пневмонии, СПИДа и

других болезней.

Кто виноват в этих

заболеваниях? О чем

мы будем говорить с

тобой сегодня на

уроке?

Почему же до сих пор

(несмотря на то, что

медицина достигла

больших высот)

эпидемии гриппа

выводят из строя

миллионы людей, нет

лекарства против

СПИДа?

Проблемный вопрос:

Почему с вирусами –

возбудителями

заболеваний трудно

вести борьбу и

полностью их

уничтожить?

Что для этого надо

знать, чтобы

Слушает, делает

предположение о

теме урока:

Мы будем говорить о

вирусах.

Определение цели

урока учащимся:

Цель: узнать состав,

строение и

особенности

жизнедеятельности

вирусов

противостоять

вирусам? Какую цель

можно поставить

перед собой на

уроке?

IV. Изучение

нового

материала.

Исследовательск

ая работа.

-10 мин

Исследовательская

модель: «Обучение

исследованию».

Для того, чтобы

ответить на

поставленный нами в

начале урока вопрос,

мы должны провести

ряд исследований, в

ходе которых

выяснить какие

организмы

называются

вирусами, в чем

особенности их

строения и

жизнедеятельности,

какое значение они

имеют в жизни

человека и в природе.

1.Столкновение с

проблемой:

Ученые до сих пор

спорят, куда отнести

вирусы — к живой

или неживой

природе? Каковы

основания для

ученого спора?

2.Вербализация, т.е.

проговаривание

проблемы:

« Вирус — это

существо или

вещество?»

3.Верификация, т.е.

сбор и анализ

данных, выдвижение

и проверка гипотез.

Строение.

В и р у с ы

существуют

в

двух

состояниях:

покоящемся

(вирионы)

и

репродуцирующемся

(внутриклеточные).

Р а з м е р ы

в и р у с о в

очень

малы:

самые

крупные

п р и б л и ж а ю т с я

к

Самостоятельное

исследование фактов

и на основе их

анализа выдвижение

аргументов:

Сходство с живыми

организмами:

-способны

воспроизводить

себе

подобных;

-обладают

наследственностью

(ДНК или РНК);

-обладают

изменчивостью

( с п о с о б н о с т ь

к

мутациям

у

вируса

гриппа);

-

с п о с о б н ы

скрещиваться

между

собой и производить

жизнеспособные

гибриды.

Отличия вирусов от

живых организмов:

-Размножение

вирусов

невозможно

вне

чужой

клетки.

- О н и

о б р а з у ю т

к р и с т а л л ы

типичное

вещество

неживой

природы.

-Вирусы

не

растут.

-Они не синтезируют

собственные

белки,

н е

с п о с о б н ы

к

о бм е н у

в е щ е с т в .

- У

в и р у с о в

н е т

каких-либо структур,

присущих

обобщенной

схеме

клетки

(или:

у

них

н е т

к л е т о ч н о г о

строения).

Выводы:

-Вирусы — это

субмикроскопически

е структуры

доклеточного уровня

организации.

Фрагменты интернет-урока с

moodle

с а м ы м

м е л к и м

бактериям,

а

самые

м е л к и е

бл и з к и

к

крупным

молекулам.

По

внешнему

виду:

имеют шарообразную

ф о р м у

( в и р у с

гриппа),

кубовидную

(вирус

оспы),

вид

п а л о ч к и

( в и р у с

табачной

мозаики

шестигранная

палочка),

многоугольными,

сферическими,

нитевидными.

Каждый вирус

состоит из ДНК или

РНК,

заключенных

в

белковую

оболочку,

с о с т о я щ у ю

и з

субъединиц,

ра с положе нны х

в

определенном

порядке,

которую

н а з ы в а ю т капсидом.

Э т а

о б о л о ч к а

защищает

нуклеиновую кислоту

о т

в о з д е й с т в и я

ф е р м е н т о в

и

ультрафиолетовых

лучей.

Капсид

также

обеспечивает

прикрепление

вируса

к

п о в е р х н о с т и

клеточной мембраны,

так

как

с од е ржи т

рецепторы,

комплиментарные

рецепторам

клеточных

мембран,

п о э т о м у

в и р у с ы

п о р а ж а ю т

с т р о г о

определенный

круг

хозяев.

В составе

вирусов

присутствуют

двухцепочные ДНК в

к о л ь ц е в о й

и л и

линейной форме;

и

одноцепочные

РНК,

встречаются

одноцепочные ДНК и

-Вирусы сочетают в

себе двойственность

свойств живой и

неживой природы.

-Вирусы —

суперпаразиты: они

могут существовать

и размножаться

только в клетке

чужого организма.

двухцепочные РНК.

3 мин

Продолжим наши

исследования.

2.Проблемная задача:

Прав ли

афоризм: «Вирусы –

самозваные

диктаторы и

двигатели эволюции».

Тебе предстоит

доказать или

опровергнуть его.

Размножение вирусов

(репродукция)

это

многоступенчатый

процесс.

Основной

путь

проникновения

в и р у с а

в

к л е т к у

х о з я и н а

рецепторный

эндоцитоз.

Вирусы

п о п а д а ю т

в н у т р ь

к л е т к и

в м е с т е

с

капельками

межклеточной

жидкости.

1.Вирус

п р и к р е п л я е т с я

к

клетке.

2.Проникновение

вируса в клетку.

3.Размножение

вируса. Вирусная

ДНК встраивается в

ДНК клетки хозяина.

4.Синтез вирусных

белков, самосборка

капсида.

5.Выход вирусов из

клетки.

Новых частиц

вируса

образует ся

огромное количество.

Эти вирусы заражают

новые

клетки,

и

в

к а ж д о й

и з

н и х

повторяется

многоступенчатый

процесс размножения.

4.Построение

объяснения.

5.Анализ хода

Смотрит

видеофрагмент.

Делает выводы:

Афоризм прав.

1.Вирусы

перепрограммируют

генетический

аппарат клетки-

хозяина на

производство

вирусных частиц.

2.Вирусы способны

переносить гены от

одних клеток к

другим.

Видеофрагмент «Вирусное

заражение»

исследования.

Физпауза – 2

мин

Отдыхает, смотрит

презентацию

Видео-презентация

«Искусство быть

счастливым»

7 мин

По образному

выражению

английского биолога,

лауреата Нобелевской

премии Питера

Медавара, вирусы -

«это плохие новости в

упаковке из белка».

Это

действительно так.

Сейчас известно

около 500 вирусов,

каждый из которых

вызывает

определенное

заболевание

растений, животных и

человека.

Около 75% всех

инфекционных

заболеваний –

вирусные.

Для того чтобы

продолжить

исследование

строения и

жизнедеятельности

вирусов, я предлагаю

тебе посмотреть

презентацию.

Вирусы как

возбудители

заболеваний

человека, животных,

растений известны с

глубокой древности.

В прошлые века

вирусные инфекции

носили характер

опустошительных

эпидемий,

охватывавших

обширные

территории. В 18 веке

в Москве оспа

уничтожила почти

80% населения.

Отвечает на

вопросы. Сообщает

известные

учащемуся сведения

о ВИЧ и СПИД

Презентация «СПИД»

Заболевания

вирусной природы

широко

распространены и в

настоящее время.

В

1 9 8 1

г о д у

появ ило сь

н о в о е ,

ранее

не

известное

науке

заболевание,

получившее название

СПИД.

В

1983

году

был

открыт

вирус,

н а з в а н н ы й

В И Ч ,

в ы з ы в а ю щ и й

э т о

заболевание

-А что ты знаешь о

ВИЧ- инфекции?

В И Ч

в и р у с

иммунодефицита

человека,

вызывающее

заболевание СПИД –

синдром

приобретенного

иммунодефицита.

При этом заболевании

происходит

повреждение системы

клеточного

и м м у н и т е т а

развиваются

инфекционные

з а б о л е в а н и я

и

злокачественные

новообразования,

организм

становится

совершенно

беззащитным

перед

микробами.

Вирус,

вызывающий

СПИД,

содержит 2 молекулы

Р Н К .

О н

специфически

с в я з ы в а е т с я

с

клетками

крови

лейкоцитами,

в с л е д с т в и е

ч е г о

с н и ж а е т с я

и х

функциональная

активность.

IV. Обобщение

первичного

закрепления и

систематизации

знаний. 1 мин

Вернемся к

проблемному

вопросу,

прозвучавшему в

начале нашего урока:

Почему с вирусами –

возбудителями

заболеваний трудно

вести борьбу и

полностью их

уничтожить?

Теперь ты сможешь

на него ответить?

V.Итоги урока.

Рефлексия – 1

мин

И в завершении

нашего урока

выскажи свое мнение

о нем, о своем

самочувствии на

уроке, о своей работе.

Можно

воспользоваться

подсказками: -

Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

Какая информация

сегодня была для тебя

наиболее важной?

Оценивание

деятельности

учащегося учитель

проводит совместно с

учеником на

основании

результатов его

индивидуальной

деятельности.

VI.Определение

домашнего

задания и

инструктажа по

его выполнению.

30 сек

Ознакомиться с

материалом

параграфа 20,

постараться решить

проблему: «Как

вирусу, у которого

генетический

материал — РНК,

удается совершить

подлог информации в

ДНК клетки и

организовать

производство

вирусов?» (для этого

необходимо

использование не

только материала

сегодняшнего урока,

но и применение

знаний о строении

нуклеиновых кислот

и процессе

биосинтеза белка в

клетке)



В раздел образования