Напоминание

"Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов".


Автор: Узенбаева Василя Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина" муниципального образования "город Бугуруслан"
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Бугуруслан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов".
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир

Тема: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Цель: познакомить учащихся с ядовитыми и несъедобными двойниками шляпочных

грибов, определить признаки отравления ядовитыми грибами, познакомить с правилами

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Задачи урока:

предметные: научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; учить

работать со справочным материалом.

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ

объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь,

воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное

отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и

сотрудничать.

Создать условия для формирования УУД:

личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в

конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к

учащемуся;

регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной

(неуспешной) деятельности;

познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения

учебной задачи; высказывать предположения;

коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в

тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные

монологические высказывания; слушать и понимать речь других.

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные,

наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, медицинские энциклопедии.

1.Орг. момент. Психологический настрой.

-Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте

товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже

желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

- С чего мы начинаем нашу работу на уроке? (С повторения

необходимых нам знаний).

- К какому царству принадлежат грибы: к царству растений или к

царству животных?

- Расскажите о строении гриба.

- Как называется наука, которая изучает царство грибов?

- С помощью чего грибы размножаются?

- Я планировала в ближайшие выходные отправиться в лес за

грибами. Может, кто-то захочет составить мне компанию?

- При каких условиях растут грибы?

- Когда лучше всего отправляться за грибами?

- Быстро ли растут грибы?

Регулятивные:

контроль и

коррекция.

3.Постановка цели и задачи урока.

Как называют людей, которые любят и умеют собирать грибы?

(Грибник, грибница)

Кроме того, что грибница- 1)это белые тонкие ветвящиеся нити

(гриб), 2) это ещё любительница собирать грибы, 3) ещё это -

теплица для выращивания грибов и 4) грибная похлёбка.

Поиграем в игру «Идём за грибами»

- У вас на партах лежат конверты с рисунками грибов. Показывайте

грибы, как вы отгадаете загадки (работа в группах).

Регулятивные:

определять цель

деятельности на

уроке с помощью

учителя и

самостоятельно.

1. Лета первая примета -

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

на пятнистом корешке. (Подберёзовик)

2. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик).

3. Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом.

Очень дружные сестрички-

Называемся - …(лисички.)

4. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

5.Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай-

Это …(сыроежки)

6. Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов,

Настоящий царь грибов! (Белый гриб или боровик)

- Переверните картинки обратной стороной и назовите номера

собранных грибов.

- Как вы думаете, почему получились разные результаты?

- Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами?

- Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Прочитайте тему нашего урока.

- Какие задачи поставим перед собой?

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического

материала.

Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти

в лес за грибами, не зная их. И как можно научиться плавать только с

помощью опытных товарищей, так можно научиться различать

хорошие съедобные грибы от ядовитых, пользуясь советами

опытных и знающих «охотников за грибами». Знакомиться с грибами

можно не только на практике при сборе грибов, но и по рисункам.

Так как нам предстоит узнать важные для жизни сведения, я выберу

себе помощника, который познакомит нас с первой помощью при

Познавательные:

-Поиск и

выделение

необходимой

информации

(работа с текстом и

иллюстрациями).

Коммуникативные:

учет позиции

собеседника.

отравлении грибами. (работает самостоятельно с разными

источниками – ищет сведения)

Поработайте в группах и найдите различия сходных между собой

съедобных и несъедобных грибов, изучив информацию на листочках.

Можете подчёркивать нужные слова прямо в листочках.

1 группа.

Маслёнок.

Окраска шляпки шоколадно-буроватая с фиолетовым оттенком,

желтая или серовато-желтая. У молодого гриба верхняя часть ножки

соединена со шляпкой белой пленкой (покрывалом), которая с

ростом гриба разрывается, образуя на ножке кольцо. Это кольцо

сначала беловатое, затем темнеющее до слабого фиолетового цвета.

Мякоть беловато-жёлтая, на изломе цвет не меняет, с приятным

запахом, напоминающим запах фруктов.

Перечный гриб (овечка)

Внешне гриб похож на масленок, но более мелкий. Трубчатый слой с

крупными неровными порами и желтовато красным оттенком,

горькой мякотью. Не съедобен.

2 группа.

Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших

лесов — бледную поганку. Берегитесь бледной поганки! В ней

содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный

кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать

бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто

вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый,

бледно-зеленый, желто-зеленый, в середине обычно темнее, чем по

краям. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо.

3 группа.

Белый гриб - боровик. Окраска шляпки самая различная — от

почти белой до темно-бурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от

того, в каком лесу грибы растут. Ножка беловатая или светло-

буроватая, с белым сетчатым рисунком. На изломе мякоть белая, не

меняет свой цвет, без особого вкуса, но с приятным грибным

запахом.

Желчный гриб (ложный белый)

Очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным.

У желчного гриба трубчатый слой шляпки розового цвета и на

изломе мякоть сразу розовеет. Ножка имеет темный сетчатый

рисунок, у земли слегка клубневидная. Главное отличие — горький

вкус, который не исчезает при любой обработке. Гриб не ядовит,

поэтому его можно попробовать на вкус. Если разломить шляпки

двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.

4 группа.

Лисичка.

Один из лучших съедобных грибов в мире. Это грибы с выпуклой

или плоской шляпкой 12 см в диаметре; с волнистым и

нерегулярным краем; светло-жёлтого цвета.

Ложные лисички.

Разница между настоящими и ложными лисичками заметна на глаз.

Главных отличительных признаков два. У ложных лисичек круглая

воронка шляпки с ровными краями, а у настоящих гофрированная

шляпка с изогнутыми бахромчатыми краями. И цвет гриба другой:

светло-жёлтый у съедобных, а красновато-оранжевый или оранжево-

жёлтый у несъедобных. Из надломленной шляпки ложной лисички

выделяется белый сок. Ложные лисички растут по соседству с

настоящими. Ложные лисички не ядовиты — и это радует, но на вкус

они совершенно несъедобны.

5 группа.

5. Обобщение изученного и включение в систему своих знаний.

- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не

отравиться грибами?

Необходимо знать и о том, что отравиться можно и хорошими

грибами. Это может произойти, если употреблять в пищу сырые

грибы, если предварительно их не промыть и не отварить.

Отравление возможно, если грибы долго хранились. В них

происходят те же процессы, что в мясе и рыбе. Поэтому надо есть

только свежие грибы.

- А теперь вернёмся к рисункам грибов и используя приобретённые

знания, я предлагаю распределить грибы на съедобные и

несъедобные.

Проверьте свой результат по слайду.

Правильный ответ: не стоит брать ядовитые грибы – 3, 9, 10

Регулятивные:

контроль и

коррекция.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Теперь в своих группах подведите итог: что вы узнали сегодня на

уроке о грибах?

- Какие выводы сделали?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

«Готовь сани летом, а телегу зимой», - эта пословица как нельзя

кстати подходит к нашему уроку

Мы узнали много полезной информации, чтобы подготовиться к

походу в лес за грибами. Но сегодня мы познакомились лишь с

небольшой частью царства грибов. На самом деле имеется

множество видов грибов - с ними вы познакомитесь на уроках

биологии в старших классах

- Оцените свою работу на уроке.

Личностные:

самооценка на

основе критериев

успешной учебной

деятельности.

7. Отметки за урок. Домашнее задание.

Уч. стр. 113 – 116

Творческое задание: найти интересные сведения о необычных

грибах.

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.



В раздел образования