Напоминание

"Расширение модели психолого-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ и его родителей средствами технологии тьюторства"


Автор: Анисимова Галина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3"
Населённый пункт: город Нерюнгри, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Расширение модели психолого-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ и его родителей средствами технологии тьюторства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Расширение

модели психолого-педагогической поддержки ребенка с

ОВЗ и его родителей средствами технологии тьюторства

Анисимова Г.П., учитель-логопед

МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри,

электронная почта:

malysh@nerungri,edu/ru

Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы

предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее

по тексту ОВЗ) к качественному образованию всех уровней, гарантированной

реализации

их

права

на

образование

по

месту

жительства,

а

также

соблюдения

права

родителей

на

выбор

образовательного

учреждения

и

формы обучения для ребенка [4].

Исполнение положений Национальной стратегии действий в

интересах

детей

с

ОВЗ

требует

пересмотра

содержания

психолого-

педагогического сопровождения, которое характеризуют Н.Г. Битяновой, О.С.

Газманом, И.В. Казаковой как помощь ребенку в преодолении возникающих

трудностей,

создания

условий,

обеспеченных

командной

работой

специалистов различных профилей ( [1]

В качестве основных характеристик сопровождения ребенка с ОВЗ для

нашего

учреждения

наиболее

актуальными

являются:

процессуальность,

пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию

ребенка,

систему

отношений

между

участниками,

право

субъекта

самостоятельно

совершать

выбор

и

нести

за

него

ответственность.

В

условиях

дошкольного

специального

образования

таким

субъектом

считаются родители, как законные представителями детей.

Следует подчеркнуть, что сопровождение ребенка с ОВЗ является

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

специального

(коррекционного) учреждения. Эта деятельность по следам теоретического

анализа литературы и практики деятельности

педагогического коллектива

МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 г определяется нами вслед за М.Р. Битяновой

как

система

профессиональной

деятельности,

направленной

на

создание

социально-психологических

условий

для

успешного

обучения

и

психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия [2].

Само понятие «сопровождение» распространяется в условиях специального

учреждения

не

только

непосредственно

на

ребенка

с

ОВЗ,

ребенка

с

инвалидностью, но и на других субъектов образовательного пространства:

родителей и членов педагогического коллектива, реализующего специальное

образование.

МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 посещают дети с различными видами

нарушения

развития.

В

настоящий

момент

контингент

воспитанников

массово представлен

детьми IV

и VII

вида. При этом в учреждении

единично можно обозначить и детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата (VI вид), с тяжелыми нарушениями речи (V вид ) и др. Следует

отметить,

что

педагогический

коллектив

имеет

опыт

работы

и

профессиональную

подготовку

по

сопровождению

детей

с

нарушением

зрения,

т.е.

IV

вида.

Обеспечение

выполнения

муниципального

заказа,

успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута детей

с ОВЗ различного вида подвело коллектив к поиску путей расширения и

обогащения

психолого-педагогического

сопровождения

в

специальном

учреждении.

На данный момент деятельности учреждения происходит расширение

рамок

психолого-педагогического

сопровождения

за

счет

апробации

технологии

тьюторства.

Данный

выбор

объясняется

теми

широкими

возможностями,

которые

предоставляет

тьюторство

для

осуществления

в

педагогической практике технологий индивидуализации, дифференциации и

др. Основными

составляющими

тьюторской

технологии

являются

«организация

условий

для

становления

индивидуальной

образовательной

программы

и

ее

сопровождение»

[3].

По

нашему

мнению,

тьюторское

сопровождение

отличается

организацией

коррекционно-развивающего

продвижения ребёнка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном

соотнесении

его

достижений

(настоящего

и

прошлого)

с

интересами

и

устремлениями (образом будущего).

В

настоящее

время

полноценная

адаптация

технологии

тьюторства

осложняется тем, что учреждение не располагает возможностью расширения

штатного

расписания

за

счет

введения

должности

тьютора.

Однако

педагогический коллектив реализует идеи тьюторства, используя потенциал

педагогов-новаторов.

Педагог,

осуществляющий

тьюторские

функции,

выступает в роли проводника ребёнка с ОВЗ и его семьи в коррекционно-

развивающее и социокультурное

пространство учреждения. Решением

педагогического консилиума определяется педагог-тьютор по ведущему виду

нарушения ребенка с ОВЗ.

Практика

показала,

что

не

каждый

педагог

может

выполнять

роль

сопровождающего ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий

уровень

толерантности

педагога,

достаточный

запас

знаний

в

рамках

коррекционной педагогики

и специальной психологии, хорошо развитые

коммуникативные навыки и т.д. И поэтому в настоящий момент роль тьютора

выполняют

только

специальные

педагоги:

учителя-дефектологи,

учителя-

логопеды, педагоги-психологи.

Опыт тьюторского сопровождения, преимущественно мы опирались

на

опыт

в

начальном

общем

образовании,

где

данная

практика

уже

прижилась

и

дает

положительные

результаты,

показывает

наличие

различных

схем

деятельности

педагога-тьютора.

Нашим

педагогическим

коллективом апробируется схема: тьютор - персональный сопровождающий

ребенка с ОВЗ.

Он берет на себя функцию специалиста, который четко

выстраивает индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, помогая

приспособиться другим участникам группы сопровождения и родителям к

особенностям развития ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что успех организации тюторского

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ

и

его

семьи

зависит

от

гибкости

администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности

педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной

системы

психолого-педагогической

поддержки

всех

участников

образовательного процесса.

Литература.

1.

Деражне

Ю.Л.

Тьютор

в

открытом

обучении:

Учебно-методическое

пособие.

М.:

Изд-во

Департамента

федеральной

государственной

службы занятости населения Московской области, 1998.

2.

Создание

и

апробация

модели

психолого-педагогиче ского

сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под

общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

3.

Тьюторство

как

новая

профессия

в

образовании:

Сборник

методических материалов/Отв. Ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск:

«Дельтаплан», 2001.

4.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761



В раздел образования