Автор: Анисимова Галина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3"
Населённый пункт: город Нерюнгри, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Расширение модели психолого-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ и его родителей средствами технологии тьюторства"
Раздел: дошкольное образование
Расширение
модели психолого-педагогической поддержки ребенка с
ОВЗ и его родителей средствами технологии тьюторства
Анисимова Г.П., учитель-логопед
МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри,
электронная почта:
malysh@nerungri,edu/ru
Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы
предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
по тексту ОВЗ) к качественному образованию всех уровней, гарантированной
реализации
их
права
на
образование
по
месту
жительства,
а
также
соблюдения
права
родителей
на
выбор
образовательного
учреждения
и
формы обучения для ребенка [4].
Исполнение положений Национальной стратегии действий в
интересах
детей
с
ОВЗ
требует
пересмотра
содержания
психолого-
педагогического сопровождения, которое характеризуют Н.Г. Битяновой, О.С.
Газманом, И.В. Казаковой как помощь ребенку в преодолении возникающих
трудностей,
создания
условий,
обеспеченных
командной
работой
специалистов различных профилей ( [1]
В качестве основных характеристик сопровождения ребенка с ОВЗ для
нашего
учреждения
наиболее
актуальными
являются:
процессуальность,
пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию
ребенка,
систему
отношений
между
участниками,
право
субъекта
самостоятельно
совершать
выбор
и
нести
за
него
ответственность.
В
условиях
дошкольного
специального
образования
таким
субъектом
считаются родители, как законные представителями детей.
Следует подчеркнуть, что сопровождение ребенка с ОВЗ является
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
специального
(коррекционного) учреждения. Эта деятельность по следам теоретического
анализа литературы и практики деятельности
педагогического коллектива
МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 г определяется нами вслед за М.Р. Битяновой
как
система
профессиональной
деятельности,
направленной
на
создание
социально-психологических
условий
для
успешного
обучения
и
психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия [2].
Само понятие «сопровождение» распространяется в условиях специального
учреждения
не
только
непосредственно
на
ребенка
с
ОВЗ,
ребенка
с
инвалидностью, но и на других субъектов образовательного пространства:
родителей и членов педагогического коллектива, реализующего специальное
образование.
МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3 посещают дети с различными видами
нарушения
развития.
В
настоящий
момент
контингент
воспитанников
массово представлен
детьми IV
и VII
вида. При этом в учреждении
единично можно обозначить и детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата (VI вид), с тяжелыми нарушениями речи (V вид ) и др. Следует
отметить,
что
педагогический
коллектив
имеет
опыт
работы
и
профессиональную
подготовку
по
сопровождению
детей
с
нарушением
зрения,
т.е.
IV
вида.
Обеспечение
выполнения
муниципального
заказа,
успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута детей
с ОВЗ различного вида подвело коллектив к поиску путей расширения и
обогащения
психолого-педагогического
сопровождения
в
специальном
учреждении.
На данный момент деятельности учреждения происходит расширение
рамок
психолого-педагогического
сопровождения
за
счет
апробации
технологии
тьюторства.
Данный
выбор
объясняется
теми
широкими
возможностями,
которые
предоставляет
тьюторство
для
осуществления
в
педагогической практике технологий индивидуализации, дифференциации и
др. Основными
составляющими
тьюторской
технологии
являются
«организация
условий
для
становления
индивидуальной
образовательной
программы
и
ее
сопровождение»
[3].
По
нашему
мнению,
тьюторское
сопровождение
отличается
организацией
коррекционно-развивающего
продвижения ребёнка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном
соотнесении
его
достижений
(настоящего
и
прошлого)
с
интересами
и
устремлениями (образом будущего).
В
настоящее
время
полноценная
адаптация
технологии
тьюторства
осложняется тем, что учреждение не располагает возможностью расширения
штатного
расписания
за
счет
введения
должности
тьютора.
Однако
педагогический коллектив реализует идеи тьюторства, используя потенциал
педагогов-новаторов.
Педагог,
осуществляющий
тьюторские
функции,
выступает в роли проводника ребёнка с ОВЗ и его семьи в коррекционно-
развивающее и социокультурное
пространство учреждения. Решением
педагогического консилиума определяется педагог-тьютор по ведущему виду
нарушения ребенка с ОВЗ.
Практика
показала,
что
не
каждый
педагог
может
выполнять
роль
сопровождающего ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий
уровень
толерантности
педагога,
достаточный
запас
знаний
в
рамках
коррекционной педагогики
и специальной психологии, хорошо развитые
коммуникативные навыки и т.д. И поэтому в настоящий момент роль тьютора
выполняют
только
специальные
педагоги:
учителя-дефектологи,
учителя-
логопеды, педагоги-психологи.
Опыт тьюторского сопровождения, преимущественно мы опирались
на
опыт
в
начальном
общем
образовании,
где
данная
практика
уже
прижилась
и
дает
положительные
результаты,
показывает
наличие
различных
схем
деятельности
педагога-тьютора.
Нашим
педагогическим
коллективом апробируется схема: тьютор - персональный сопровождающий
ребенка с ОВЗ.
Он берет на себя функцию специалиста, который четко
выстраивает индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, помогая
приспособиться другим участникам группы сопровождения и родителям к
особенностям развития ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что успех организации тюторского
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ
и
его
семьи
зависит
от
гибкости
администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности
педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной
системы
психолого-педагогической
поддержки
всех
участников
образовательного процесса.
Литература.
1.
Деражне
Ю.Л.
Тьютор
в
открытом
обучении:
Учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Изд-во
Департамента
федеральной
государственной
службы занятости населения Московской области, 1998.
2.
Создание
и
апробация
модели
психолого-педагогиче ского
сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под
общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
3.
Тьюторство
как
новая
профессия
в
образовании:
Сборник
методических материалов/Отв. Ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск:
«Дельтаплан», 2001.
4.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761