Напоминание

"Оптимизация образовательного процесса при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС"


Автор: Гумерова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГАПОУ СО Екатеринбургский экономико-технологический колледж
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Оптимизация образовательного процесса при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Оптимизация образовательного процесса при обучении иностранному языку в условиях

реализации ФГОС

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации до 2020 года российская система профессионального образования

как один из решающих стратегических факторов развития российской экономики требует

системных преобразований структурного характера. В ответ на необходимость

инновационных преобразований в содержании системы профессионального образования в

2011 году были приняты федеральные образовательные стандарты (далее ФГОС) системы

профессионального образования. ФГОС третьего поколения регламентируют минимум

содержания образования, из которых складывается программа или учебный курс

образовательного учреждения, а также содержат требования к результатам освоения

образовательной программы. Формулировка требований ФГОС показывает, что ключевой

момент в обучении заключается в формировании у обучающихся профессиональных

компетенций, востребованных на рынке труда в настоящее время.

Одной из обязательных учебных дисциплин среднего профессионального

образования (далее СПО) является иностранный язык. Сегодня иностранный язык

является не только средством коммуникации, но и одним из важных компонентов

компетенции молодого специалиста. Курс иностранного языка в учреждениях СПО

основной целью имеет формирование коммуникативных компетенций у обучающихся.

Организация учебного процесса должна быть построена таким образом, чтобы была

возможность не только передать студентам базовые знания по учебной дисциплине

«иностранный язык», но и развить их личность, умение самостоятельно применять

полученные знания в различных областях профессиональной деятельности. В связи с этим

наибольшее значение приобретает поиск новых подходов и методов в обучении

иностранному языку, интегрирующих результаты обучения согласно требованиям ФГОС.

Одним из эффективных методов обучения является метод проектов, так как именно

этот метод предоставляет возможность применять иностранный язык в ситуациях

реальной повседневной жизни, дает возможность лучше усвоить и закрепить знания по

учебному курсу «иностранный язык».

Учебный курс иностранного языка в рабочей программе, составленной на основе

ФГОС третьего поколения, поделен на разделы. Каждый раздел содержит шесть тем,

направленных на проработку основных знаний и умений обучающихся при овладении

иностранным языком:

- умение общаться на профессиональные и повседневные темы на иностранном языке;

-переводить иностранные тексты профессиональной направленности;

-пополнять словарный запас;

-знать лексический и грамматический материал, необходимый для чтения и перевода со

словарем иностранных текстов профессиональной направленности.

Например, Раздел «Финансы и банки» рабочей программы по специальности «Экономика

и бухгалтерский учет» состоит из четырех тем, таким образом, отведено восемь часов

учебного времени.

Первое занятие по разделу содержит необходимую лексику и лексико-

грамматические упражнения. Студенты овладевают лексико-грамматическим материалом,

учатся применять его в упражнениях.

Соотнесите немецкие слова с их русскими эквивалентами.

die Notenbank экономическая политика

die Wirtschaftspolitik эмиссионный банк

die Zweigagstalt денежный оборот

der Geldlauf филиал

der Zahlungs verkehr ипотечный банк

die Hypothokenbank платежный оборот

На втором занятии формируется умение общаться на заданную тему, развивается

монологическая и диалогичная речь обучающихся.

Составьте диалог с иностранными партерами об условиях сотрудничества. Используйте

следующие слова и выражения.

Der Arbeitstag beginnt; das Gehalt bekommen; regelmassig; die Bewerbungsunterlagen

schicken; zum Vorstellungsgesprach kommen; nachste Aufgaben erfullen.

На третьем занятии формируется умение переводить тексты профессиональной

направленности.

Например, Найдите аналоги русских предложений в тексте «Geld und Bankwesen».

Выпишите их в тетрадь.

1.

Эмиссионный банк – это немецкий федеральный банк.

2.

Эмиссионный банк ФРГ находится во Франкфурте на Майне.

3.

Федеральный банк регулирует денежный оборот и кредитное обеспечение

экономики.

4.

Федеральный банк ФРГ имеет исключительное право выпускать денежные

бакноты.

Каждый раздел заканчивается самостоятельной подготовкой проекта, где обучающиеся

демонстрируют уровень овладения иностранный материалом. Преподаватель может

своевременно выявить пробелы в знаниях и умениях студентов и корректировать их.

Действительно, без четкой системы контроля за ходом становления речевых

навыков и умений обучающихся невозможно достижение поставленной цели обучения

иностранному языку. Созданы КИМы по учебной дисциплине «иностранный язык»,

выработаны специальные критерии оценивания, в связи с тем, что одним из направлений

модернизации российской системы СПО является создание независимой системы оценки

качества образования. Имеется разработанная система, включающая следующие

оценочные технологии, формы, контрольно-оценочную деятельность:

1.

Технология решения ситуационных задач и кейс заданий. Такую технологию можно

применять для повторения изученного учебного материала.

Например, Составьте диалог, используя приведенные ниже слова и выражения.

Инсценируйте диалог.

Die Ernahrungsguter, die Geldnot, das Kompromissabkommen, das Lebensniveau, der

Mittesitzer, tatig sein, der Wiederverkauf, zuverdienen.

2.

Технология составления толковых словарей для системного овладения лексикой по

профилю специальности. Обучающиеся в начале второго курса обучения заводят

словарь, который пополняют на каждом занятии профессиональной лексикой.

Таким образом, к концу обучения у них будет, составленный самостоятельно,

толковый словарь по профилю специальности, который, несомненно, пригодится

для работы после окончания образовательного учреждения.

3.

Тестирование остаточных знаний по ранее пройденным темам. Рекомендуется

после каждого раздела рабочей программы учебной дисциплины в качестве

контроля проводить тестирование, с целью выявления уровня усвоения студентами

страноведческого и грамматического материала и его своевременной

корректировки.

Например, Выберите правильный ответ.

Welche Bank ist die Bundesbank der BRD?

a)

die Hypothokenbank

b)

die Notenbank

c)

die Kreditbank

4.

Технология самостоятельных индивидуальных заданий. Такую технологию в

обучении можно применять для развития творческого потенциала личности

обучающегося. Примером таких заданий являются составление презентаций по

темам учебного курса или написание сообщений.

Помимо методов преподавания следует обратить внимание на средства обучения, с

целью повышения качества обучения. Одним из современных средств обучения является

использование интернет - ресурсов в изучении иностранного языка. До недавнего времени

ресурсы интернета преподаватели образовательных учреждений использовали ресурсы

интернета только как средство повышения зрительной и слуховой наглядности в процессе

обучения. Но в последние годы педагоги главное внимание стали уделять интернету как

интерактивному средству обучения. Также сейчас интернет рассматривается как средство

формирования адекватной межкультурной коммуникации.

Среди возможностей предлагаемых современными интернет – ресурсами для

изучения иностранного языка можно назвать три основных:

Во-первых, предоставление аутентичных языковых материалов, взятых из

оригинальных источников. Можно обратиться в виртуальные библиотеки и

информационные сайты сети интернет.

Во-вторых, это воспроизводство с помощью интернета естественной языковой среды

для обучающихся с участием носителей изучаемого языка. С помощью аудио и

видеоинформации формируются у обучающихся навыки аудирования. Использование

информации художественных произведений авторы, которых являются носителями

изучаемого языка, позволяет существенно повысить уровень коммуникативной

компетенции обучающихся.

В-третьих, это воссоздание иностранного контекста, основанного на реальной

действительности.

Важно отметить,что иностранный язык предстает перед обучающимися в «живой» форме,

а не только в строгой академической. На официальном сайте образовательного

учреждения преподаватель имеет возможность разместить все необходимые для студентов

учебные материалы – КИМы, УМК-что будет способствовать повышению качества

обучения.

Для организации проектной деятельности обучающихся интернет дает возможность для

проведения устного обсуждения получаемых по электронной почте или в режиме онлайн

писем и замечаний партнеров по проекту. Поскольку одной из основных задач при

обучению иностранному языку является развитие навыков письменной речи, онлайн

переписка с иностранными партнерами способствует реализации этой задачи.

Применение интернет-ресурсов в изучении иностранного языка делают учебный

процесс более интересным и привлекательным для студентов, повышают их мотивацию,

качественно улучшают преподавание.

Таким образом, от грамотного выбора и применения в учебно - познавательном процессе

преподавателем методов преподавания и средств обучения напрямую зависит качество

преподавания, уровень усвоения профессиональных компетенций обучающимися,

достижение целей обучения, поставленных в ФГОС.



В раздел образования