Автор: Доценко Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: По непрерывной образовательной деятельности "Аппликация"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СКАЗКА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «Сказка»)
629805, Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск, пр. Мира д. 43. Тел. 34-10-90 E-mail:
skazka.2016@list
ОГРН 1158905010087 ИНН/КПП 8905057671//890501001
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель заведующего Заведующий МБДОУ «Сказка»
МБДОУ «Сказка» ______________С.Н. Бухтоярова
___________О.В. Бондаренко Утверждена приказом МБДОУ «Сказка»
«____»_____________2017 г. от 28.08.2017 г. № 92-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по непрерывной образовательной деятельности
«Аппликация»
для старшей группы
образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
2 непрерывной образовательной деятельность в месяц
(всего 18 непрерывной образовательной деятельности в год)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
непрерывной
образовательной
деятельности
«Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы,
составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Сказка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:
Т.
С.
Комарова
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Старшая
группа. М.:
Мозаика-Синтез, 2016.
Рабочая
программа
рассчитана
на
проведение
непрерывной
образовательной
деятельности (НОД) 2 раза в месяц (18 раз в год), длительность проведения НОД – 25 минут.
Цель:
приобщение
детей
к
изобразительному
искусству,
развитие
творческих
способностей и познавательной активности детей.
Задачи:
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные
полоски;
вырезать
круги
из
квадратов,
овалы
из
прямоугольников,
преобразовывать
одни
геометрические фигуры в другие: квадрат - в два - четыре треугольника, прямоугольник - в
полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображение
разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а
симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам.
Учить приёму обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями,
обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Новизна программы
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными,
яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и
видео-
записей.
Практическое
использование
в
работе
компьютерной
техники
с
ее
мультимедийными возможностями позволит повысить качество обучения, воспитания детей
дошкольного возраста.
Применение
информационных
технологий
на
занятиях
позволит
преодолеть
интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даст возможность повысить эффективность
образовательной деятельности педагога.
Занятие с мультимедийной поддержкой способствуют повышению мотивации детей к
занятиям, вызывает у детей живой интерес. При такой организации материала включаются три
вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть
сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить
предыдущую
тему.
Также
можно
более
детально
остановиться
на
вопросах,
вызывающих
затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей
к изучаемому материалу.
Особенности образовательного процесса
На всех занятиях
важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует
побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить
сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже делали, как
они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной
предмет.
Особое
значение
в
старшей
группе
приобретает
рассматривание
созданных
детьми
изображений и их оценка. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения
следует обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены,
соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги,
как передано соотношение предметов по величине.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-
коммуникативное развитие».
Формы организации по разделу аппликация
Непрерывная
образовательная
деятельность
Формы работы
Формы
организации
детей
Аппликация
Объяснение, показ, образец воспитателя,
рассматривание, показ слайдов.
Групповая
Тематический план
№
п/п
Тема НОД
Количество
НОД
В том числе
практическая НОД
1.
«На лесной полянке выросли грибы»
1
2.
«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
1
3.
«Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная
работа)
1
4.
«Загадки»
1
5.
«Наш любимый мишка и его друзья»
1
6 «Дома на нашей улице» (коллективная работа)
1
7
«Петрушка на елке»
1
8.
«Новогодняя поздравительная открытка»
1
9.
«Машины
едут
по
улице»
(коллективная
работа)
1
10.
«Большой и маленький бокальчики»
1
11.
«Матрос с сигнальными флажками»
1
12.
«Пароход»
1
13.
«Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»
1
14.
«Весенний ковер»
1
1
15.
предметная «Красивые рыбки в аквариуме»
(коллективная композиция)
1
16.
«Пригласительный
билет
родителям
на
празднования Дня Победы»
1
17.
«Сказочная птица»
1
18
Диагностическое
1
Итог
о:
17
1
Основные требования к уровню освоения НОД по аппликации
К концу года дети должны уметь:
-
Вырезать
одинаковые
фигуры
или
их
детали
из
бумаги,
сложенной
гармошкой;
симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам.
- Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими
изображения.
- Изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе внизу
листа;
-
Создавать
индивидуальные
и
коллективные
композиции
предметного,
сюжетного
и
декоративного содержания;
- Изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно;
- Использовать для создания изображений в аппликации разнообразные приемы.
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 1 раз в год (май) с
целью определения уровня развития творчества детей (методика Т.С. Комаровой).
Методика проведения педагогической диагностики
№
Критерии
Методика
проведения
Уровни
1.
Выявление умений
пользоваться ножницами,
резать по диагонали и по
прямой. Вырезать круг и
к в а д р а т ы ,
о в а л
и з
прямоугольника,
плавно
срезать и закруглять углы.
Наблюдение,
беседа,.
Индивидуальная
работа по
обрабатыванию
навыка пользования
ножницами.
Обрабатывание
резания по диагонали
и по прямой линии.
Обрабатывание
приема закругления
углов у
геометрических
фигур.
Высокий уровень:2 балла
Ребенок хорошо владеет
ножницами правильно их
держит. Умеет хорошо резать по
прямой и по диагонали. Хорошо
умеет вырезать круг из квадрата,
овал из прямоугольника, плавно
срезать и закруглять углы.
Средний уровень:1 балл
Ребенок умеет держать ножницы
и резать по прямой и диагонали,
но
ребенок
затрудняется
в
вырезании
круга
из
квадрата,
овала
из
прямо-
угольника
и
п л а в н о
с р е з а т ь
у г л ы
у
геометрических фигур.
Низкий уровень:0 баллов
Ребенок хорошо умеет держать
ножницы, но у него вызывает
затруднение резать по
диагонали, вырезать круг из
квадрата, овал из
прямоугольника, не аккуратно
срезает углы у геометрических
фигур.
2.
Выявление умений у
ребенка использовать
разнообразные материалы:
бумагу разного качества,
ткань, природные
материалы(засушенные
листья, цветы, соломка и
т.д.)
Ребенок умеет вырезать из
бумаги сложенной вдвое, а
так же использует способ
силуэтного вырезания.
Наблюдение, беседа.
Индивидуальная
работа по отработке
навыков вырезывания
бумаги сложенной
вдвое, силуэтное
вырезывание.
Высокий уровень: 2 балла
Ребенок хорошо владеет
техникой аппликации,
использует в свой
работе разные материалы и
способы вырезания.
Средний уровень:1 балл
Ребенок хорошо владеет
техникой аппликации, но
затрудняется в
технике силуэтного вырезания.
Низкий уровень:0 баллов
Ребенок затрудняется в своей
работе использовать
разнообразные материалы и
разные техники
вырезания.
Содержание рабочей программы по аппликации
Раздел
№ НОД
Задачи
Аппликация
предметная
1,2,3,5,7,9,10,
11,12,13,14,15,
16
Уметь овладевать умением вырезать из бумаги
и
наклеивать
на
фон
отдельные
предметы
изображения,
которые
в
силу
специфики
деятельности
передают
несколько
обобщенный,
даже условный образ окружающих предметов или
их отображений в игрушках, картинках, образцах
народного искусства.
Аппликация
сюжетная
4,6,8,16
Вырезать предметы, показать их различия по
величине при сопоставлении друг с другом (высокое
дерево
и
маленькие
грачи,
рыбки
большие
и
маленькие);
Расположить предметы на плоскости основ: на
одной
линии
в
ряд
по
горизонтали
и
вертикали,
указывая высоту предметов.
Создать двух плановые композиции - ниже,
выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с
учетом их удаления.
Средства обучения
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. Мультимедиа проектор
3. Демонстрационный экран
Учебно-наглядные пособия:
1.
плакаты «Грибы», «Машины»
2.
муляжи фруктов: яблоки, груши, сливы, персики, виноград.
Оборудование:
1.салфетки;
2.картон;
3.цветная бумага;
4.ножницы;
5.клей;
6.клеенка.
Список используемой литературы:
1. Аппликация с детьми 5 -6 лет. Д.Н. Колдина – Мозаика Синтез 2015.
Показатели достижений ребенка в освоении программы «Аппликация» в старшей группе
Дата проведения диагностики:_________________20_____г.
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
Аппликация
Уровень
развития
ребенка
Умение пользоваться
ножницами,
резать
по
диагонали
и
по
прямой.
Умение вырезать круг и
к в а д р ат ы ,
о в а л
и з
прямоугольника, плавно
с р е з а т ь
и
закруглять
углы.
Умение у ребенка
использовать
разнообразные
материалы:
бумагу разного
качества, ткань,
природные
материалы
(засушенные
листья, цветы,
соломка и т.д.
Умение вырезать из
бумаги, сложенной
вдвое, а также
использует способ
силуэтного вырезания.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Воспитатели: ________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________
Календарно-тематическое планирование по аппликации старшая группа
Месяц
Дата по
плану
Дата по
факту
№
НОД
Тема НОД
Цель
Содержание НОД
Материал
Сентябрь
1
Аппликация
предметная
«На лесной
полянке
выросли грибы»
Развивать образные представления.
Закреплять умение вырезать
предметы и их части круглой и
овальной формы. Упражнять в
закруглении углов у
прямоугольника, треугольника.
Учить вырезать большие и
маленькие грибы по частям,
составлять несложную красивую
композицию; разрывать неширокую
полосу бумаги мелкими
движениями пальцев для
изображения травы, мха около
грибов.
Вспомнить с детьми о сборе
грибов, о том, как они недавно
лепили грибы. Уточнить форму
шляпок, ножек. Вспомнить
приёмы вырезывания частей
грибов. Поощрять создание
нескольких изображений,
красивое расположение их на
листе.
Слайд с изображением
разных грибов. Бумага
разных цветов для
грибов, 1/2альбомного
листа для наклеивания
изображений, неширокие
полоски бумаги зеленого
цвета, ножницы, клей,
салфетка, клеенка (на
каждого ребенка).
2
Аппликация
предметная
«Огурцы и
Продолжать отрабатывать умение
вырезывать предметы круглой и
овальной формы из квадратов и
Рассмотреть с детьми овощи,
спросить об их форме. Уточнить
приёмы их вырезывания.
Овощи для
рассматривания. Круг из
белой бумаги диаметром
Октябрь
3
Аппликация
предметная
«Блюдо с
фруктами и
ягодами»
(коллективная
работа)
Продолжать отрабатывать приемы
вырезывания предметов круглой и
овальной формы. Учить делать
ножницами небольшие выемки для
передачи характерных
особенностей предметов.
Закреплять приемы аккуратного
наклеивания. Формировать навыки
коллективной работы. Развивать
чувство композиции.
Рассмотреть с детьми фрукты.
Уточнить их форму и
характерные особенности.
Спросить, как можно вырезать
яблоко, грушу. В процессе
работы поощрять
самостоятельность и активность,
правильное вырезывание.
Отметить оригинальность
замысла, творческое решение.
Черный глянцевый
картон, силуэты
тарелочки, ягод и
фруктов, клей, кисть,
клеенка, салфетки,
картон коричневого
цвета, самоклеящаяся
пленка, ножницы.
4
Аппликация
сюжетная
«Загадки»
Развивать образные представления,
воображение и творчество.
Упражнять в создании изображений
Предложить детям открыть свои
конверты, которые лежат у
каждого на столе. Из этих
Листы цветной бумаги
для фона, наборы
цветной бумаги,
Ноябрь
5
Аппликация
предметная
«Наш любимый
мишка и его
друзья»
Учить детей создавать изображение
любимой игрушки из частей,
правильно передавая их форму и
относительную величину.
Закреплять умение вырезывать
части круглой и овальной формы,
аккуратно наклеивать изображение,
красиво располагать его на листе
бумаги. Развивать чувство
композиции.
Показать игрушечного мишку и
сказать, что он опечален, что у
него нет друзей и ему не с кем
поговорить. Давайте мы ему
сами слепим друзей, кто кого
захочет. Уточнить о форме
частей его тела, об их величине и
расположении. Отметить
оригинальность замысла,
творческое решение.
Цветная бумага, белый и
цветной картон,
фломастеры, цветные
карандаши, клей,
кисточки, салфетки,
клеенка, ножницы.
6
Аппликация
сюжетная
«Дома на нашей
улице»
Учить передавать в аппликации
образ сельской (городской) улицы.
Уточнять представления о величине
предметов: высокий, низкий,
Вспомнить с детьми, какие дома
они видели на улице. Спросить
об их форме, расположении в
пространстве. Уточнить форму,
Наблюдения на прогулке,
экскурсиях. Слайд
иллюстраций, игрушек.
Дидактическая игра.
Декабрь
7
Аппликация
предметная
«Петрушка на
елке»
Учить создавать изображение из
бумаги. Закреплять умение
вырезывать части овальной формы;
вырезывать на глаз мелкие детали,
аккуратно наклеивать изображения
на большой лист. Упражнять в
вырезывании симметричных частей
одежды из бумаги, сложенной
вдвое. Формировать навыки
коллективной работы. Развивать
Вспомнить с детьми нарядных,
весёлых Петрушек, которых они
видели на празднике.
Предложить вырезать и наклеить
разных весёлых Петрушек у
ёлки. Уточнить части тела.
Отметить оригинальность
замысла, творческое решение.
Бумага разных цветов
для костюмов Петрушек,
ножницы, клей, кисть
для клея, салфетка.
8
Аппликация
сюжетная
«Новогодняя
поздравительна
я открытка»
Учить делать поздравительные
открытки, подбирая и создавая
соответствующее празднику
изображение. Продолжать учить
вырезывать одинаковые части из
бумаги, сложенной гармошкой, а
симметричные – из бумаги,
сложенной вдвое. Закреплять
приемы вырезывания и
наклеивания. Развивать
эстетическое восприятие, образные
представления.
Предложить детям подумать, как
можно украсить
поздравительную открытку к
Новому году. Похвалить за
интересные ответы. Показать 3-4
открытки с простыми
изображениями. Предложить
детям самим сделать
поздравительную открытку.
Отметить оригинальность
замысла, творческое решение.
Слайд 3-4 новогодние
открытки. Половина
альбомного листа,
согнутая пополам,
наборы цветной бумаги.
Январь
9
Аппликация
предметная
«Машины едут
по улице»
(коллективная
работа)
Учить детей передавать форму и
взаимное расположение частей
разных машин. Закреплять умения
создавать коллективную
композицию, разнообразные
приемы вырезывания по прямой, по
Вспомнить с детьми, как мы
выполняли работу «Дома на
нашей улице». Предложить
вырезать и наклеить машины,
которые едут по улице.
Уточнить, как можно вырезать
Ватман. Цветная бумага.
Клей, кисти, клеенка,
салфетки.
10
Аппликация
предметная
«Большой и
маленький
бокальчики»
Учить вырезывать симметричные
предметы из бумаги, сложенной
вдвое, срезая расширяющуюся
книзу полоску.
Закреплять умение аккуратно
наклеивать.
Вызывать желание дополнять
композицию соответствующими
предметами, деталями.
Рассмотреть с детьми бокальчик,
расширяющийся кверху.
Показать, что с двух сторон он
одинаковый. Объяснить, что
предметы, одинаковые с двух
сторон, можно вырезывать из
бумаги, сложенной вдвое.
Оказывать индивидуальную
помощь.
Слайд - бокальчик.
Бумага для упражнения,
бумажные
прямоугольники разных
цветов для бокальчиков,
ножницы.
Февраль
11
Аппликация
предметная
«Матрос с
сигнальными
флажками»
Упражнять в изображении человека;
в вырезывании частей костюма, рук,
ног, головы. Учить передавать в
аппликации простейшие движения
фигуры человека. Закреплять
умение вырезывать симметричные
части из бумаги, сложенной вдвое,
красиво располагать изображение
на листе.
Рассмотреть с детьми картинку,
изображающую матроса.
Уточнить форму и расположение
частей. Уточнить приёмы
вырезывания,
последовательность создания
изображения.
Альбомные листы,
цветная бумага,
ножницы, клей, кисть
для клея, салфетка.
Фев
рал
12
Аппликация
предметная
Учить детей создавать образную
картину, применяя полученные
Предложить детям подумать, в
какую погоду и в какое время
Листы цветной бумаги
для фона, наборы
Март
13
Аппликация
предметная
«Вырежи и
наклей какую
хочешь
картинку»
Учить задумывать несложный
сюжет для передачи в аппликации;
выбирать наиболее интересные,
выразительные работы, объяснять
свой выбор. Закреплять усвоенные
ранее приемы вырезывания.
Воспитывать активность,
самостоятельность, творчество.
Поговорить с детьми о том,
какую картинку они могли бы
вырезать и наклеить. Если дети
затрудняются, назвать им
несложные сюжеты. В процессе
работы поощрять
самостоятельность и активность,
правильное вырезывание,
аккуратное наклеивание.
Отметить оригинальность
замысла, творческое решение.
Листы цветной бумаги
для фона, наборы
цветной бумаги,
ножницы, клей, кисть
для клея, салфетка.
14
Аппликация
предметная
«Весенний
Закреплять умение создавать части
коллективной композиции.
Упражнять в симметричном
Предложить детям всем вместе
создать весенний ковёр. Каждый
ребёнок выполняет аппликацию
Бумажные квадраты,
полосы, бумага для фона
бледная, ножницы, клей,
Апрель
15
Аппликация
предметная
«Красивые
рыбки в
аквариуме»
(коллективная
композиция)
Развивать цветовое восприятие;
чувство композиции; умение
рассматривать и оценивать
созданные изображения.
Упражнять в подборе разных
оттенков цвета.
Закреплять приемы вырезывания и
аккуратного наклеивания.
Уточнить с детьми названия
цветов и оттенков. Предложить
вырезать стайку красивых рыбок
разных оттенков одного цвета и
красиво их наклеить. Отметить
оригинальность замысла,
творческое решение.
Цветная бумага,
альбомные листы,
ножницы, клей, кисть
для клея, салфетка
16
Аппликация
сюжетная
«Пригласительн
ый билет
Закреплять умение вырезать части
предметы разной формы и
составлять из них изображение;
умение вырезать симметричные
Поговорить с детьми о том, какие
бывают сказочные птицы.
Рассмотреть изображение
различных сказочных птиц в
Бумага для фона
бледного тона, наборы
разной цветной бумаги,
конверты с обрезками,
Май
17
Аппликация
предметная
«Сказочная
птица»
Закреплять умение задумывать
содержание своей работы.
Упражнять в использовании
знакомых способов работы
ножницами.
Учить подбирать цвета, правильно
Рассмотреть с детьми разные
открытки поздравительные.
Предложить детям подумать,
какую он сделает
поздравительную открытку. Все
открытки рассмотреть и оценить.
Слайд поздравительных
открыток. Цветная
бумага, разрезанная
полосками и
прямоугольниками,
ножницы, клей, кисть
Май
18
Диагностическо
е
Выявление умений пользоваться
ножницами, резать по диагонали и
по прямой. Вырезать круг и
квадраты, овал из прямоугольника,
плавно срезать и закруглять углы.
Закреплять умение задумывать
Работа по обрабатыванию навыка
пользования ножницами.
Обрабатывание резания по
диагонали и по прямой линии.
Обрабатывание приема
закругления углов у
Цветная бумага,
ножницы, клей