Напоминание

"Украшение для иконостаса "Маки" в технике гильоширования"


Автор: Муратшина Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Кечёвская школа-интернат"
Населённый пункт: Удмуртская Республика Малопургинский район д.Среднее Кечёво
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Украшение для иконостаса "Маки" в технике гильоширования"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кечевская школа-интернат»

Малопургинского района Удмуртской Республики

Творческий проект

Тема: «Украшение для иконостаса в технике гильоширования

«Маки»».

Выполнила: Петрова Диана,

ученица 9 класса

Руководитель проекта:

Муратшина Надежда Михайловна,

воспитатель

Кечёво, 2016

1

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Цель и задачи творческой работы…………………………………….........3

2. Идея проекта……………………………………………………………... …4

3. Выбор модели………………………………………………………………. 4

4. Из истории гильоширования………………………………………………. 5

5. Технология изготовления изделия в технике гильоширования…......... 6-7

6. Порядок выполнения изделия………………………………………..…8-10

7. Экономическая оценка проекта………………………………………….. 11

8. Экологическая экспертиза………………………………………………... 11

9. Самооценка……………………………………………..……………….11-12

10. Заключение……………………………………………………………….. 13

11. Список используемой литературы……………………………………… 14

Приложения

2

Введение

Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной

трудовой

деятельности

человека.

Вышивка

одежды,

предметов

быта,

плетение

из

различных

материалов

были

известны

людям

далёкого

прошлого.

Декоративно-прикладное искусство различных народов веками не теряет

своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц. Вся женская

половина пряла, вышивала, ткала, вязала: праздничные одежды, скатерти,

подзоры

(края

покрывал),

полотенца

всё

украшалось

тканым

или

вышитым

орнаментом

или

связанными

вручную

крючком

ажурными

лентами.

Мастерство это передавалось из поколения в поколение, готовили себе

приданое,

постигали

секреты

женского

мастерства,

сохраняя

черты

местного колорита и своеобразия.

По-прежнему модны и актуальны изделия, выполненные своими руками. В

каждой рукотворной вещи остаётся «частичка души» мастерицы.

Искусство

выжигания

по

ткани

позволяет

мне

выразить

свою

индивидуальность, проявить фантазию. Гильоширование – это один из

самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. Этот вид

рукоделия

приносит

творческое

наслаждение

и

вдохновение,

а

достигнутые успехи при этом повышают настроение и помогают забыть о

болезни и неприятности.

Цель проекта: изготовить украшение для иконостаса «Маки».

Задачи:

1.

Изучить технологию гильоширования.

2.

Развить творческие способности в области декоративно-прикладного

искусства.

3.

Доказать, что работы, выполненные своими руками, оригинальны и

экономичны.

4.

Повысить собственное мастерство.

3

5.

Украсить интерьер дома.

Идея проекта

Приближается Великий праздник Пасхи. С давних времен у удмуртов

перед этим праздником принято проводить генеральную уборку в домах,

украшать

окна

новыми

шторами

и

тюлем,

иконостасы

-

подзорами.

Подзоры («мыдоразь») для иконостаса входят и в «состав» приданого

удмуртской невесты. Украшения можно делать в различных техниках и

стилях:

вышивкой

крестиком

и

гладью,

покупными

кружевами

и

связанными крючком. Некоторые мастера подставку для икон делают из

дерева, вырезая красивые узоры лобзиком.

Для украшения интерьера своего дома к Пасхе я решила изготовить

украшение для иконостаса в технике гильоширования «Маки».

Выбор модели

Гильоширование – увлечение, которое стало неотъемлемой частью моей

жизни.

Искусство

выжигания

по

ткани

позволяет

мне

выразить

свою

индивидуальность и проявить фантазию, вложить частичку своей души и

теплоту рук в создаваемые мной изделия. Выбор свой я сделала в пользу

украшения для иконостаса с объемной, яркой аппликацией «Маки», потому

что маки являются моими любимыми цветами.

4

Из истории гильоширования

В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный

метод обработки тканей - гильоширование. Автором его является Зинаида

Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в

Ярославле,

Москве,

Угличе,

Луге.

Сотрудничала

Зинаида

Петровна

с

известным

модельером

Вячеславом

Зайцевым,

признана

она

и

Энной

Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

В 1990 году 3. П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое

изобретение.

Работы,

которые

выполняет

сама

Зинаида

Петровна,

поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из

ее

учениц

удается

достигнуть

такого

же

уровня

мастерства,

но

и

ее

учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.

В

Германии

в

70-е

гг.

XIX

в.

ручная

техника

выжигания

по

ткани

называлась

пиротехникой.

Благодаря

оригинальности,

изысканности

и

неповторимости

художественного

выжигания

по

ткани,

им

овладели

многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за

рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно

быстро

техника

выжигания

по

ткани

распространилась

по

стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, в разных городах

отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника. Я не

хочу никого обижать, понимая, что у нас плохо отрегулирована система

информирования

и

вполне

понимаю

тех,

кто

осваивал

этот

метод

самостоятельно. Действительно, поняв принцип действия, можно вполне

самостоятельно освоить эту технику

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы

можно

создавать

великолепные

изделия

с

применением

аппликации:

салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные

книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники,

шарфики и т. д.

Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а

отточенность техники придет со временем.

5

Этот вид ручного творчества доступен и мужчинам и женщинам, детям и

пожилым людям и даже людям с ограниченными возможностями. Многие

успешно развиваются самостоятельно, занимаясь надомной работой, или

открыли «своё дело». Очень часто это становится семейным делом.

Технология изготовления изделия в технике гильоширования

Основные техники выжигания

1. Однослойный прожиг (применим для салфеток, покромок для икон,

фрагментов одежды)

2.Двухслойный прожиг (применяется если используемая ткань слишком

тонкая или для создания воротничков)

3. Аппликация (применяется для создания композиций, украшений,

скатертей и пр.)

4. Многослойный прожиг (применяется для созданий композиций

создается эффект графичности и живописности)

5. Техника витража (применяется для создания работ имитирующих

витраж)

6. Выполнение искусственных цветов.

Инструменты и принадлежности

1.Специальный прибор для гильоширования (прибор для выжигания по

дереву) – существуют разные модели, с различными характеристиками.

Некоторые умельцы переделывают для такой работы паяльник.

2. Стекло 30 – 40 см, оклеенное по краю изоляционной лентой (чтобы не

порезаться).

6

3.Шаблоны, вырезанные из жести (банки из-под пива, сока). Некоторые

мастера используют картонные шаблоны. Но с целью безопасности лучше

металлические.

4. Ткани с искусственным волокном

(искусственный шелк, шифон, бархат,

крепдешин, капрон, нейлон, органза,

кристаллон).

Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только

синтетические ткани. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а

плавятся и становятся клейкими.

Непригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и

шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и

хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не

плавятся и не обладают клейкостью.

Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке,

проводя горячей иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна

разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его, не оставляя гари

или темного следа.

Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве

основы для изделий чаще других используется белый материал.

5.Вспомогательные

материалы

иголочки,

для

закрепления

ткани

на

бумаге, калька для перевода рисунка.

7

6.Рисунок, который будет выжигаться на ткани. В изданиях по рукоделию

можно найти массу изображений, которые можно выжечь. Специалисты

рекомендуют не перерисовывать их от руки, а отсканировать и распечатать

на принтере – тогда узор будет более четко виден на бумаге.

Порядок выполнения изделия

п/п

Наименование

операции

Фотография

Инструменты

1

Разработать

эскиз, четко его

прорисовать

Карандаши

2

Подготовить

ткань к

выполнению

гильоширования

: обработать

желатином,

высушить,

отутюжить.

Ткань, утюг,

гладильная доска,

желатин

пищевой,

линейка

3

Обработать края

изделия по

шаблонам

Прибор для

выжигания,

стекло, шаблон

4

Изготовить

шаблоны

лепестков

цветов и листьев

Ножницы, картон

8

5

Вырезать по

контуру шаблона

лепестки цветов

нужного

количества

Выжигатель,

стекло, шаблон,

вспомогательная

ткань

6

Собрать из

лепестков

объемный

цветок (вырезать

кружок и

прикрепить с

помощью

выжигателя

лепестки)

Выжигатель,

стекло, ткань

7

Вырезать по

контуру шаблона

листья нужного

количества

Выжигатель,

стекло, шаблон

8

Составить

композицию по

рисунку

9

9

Закрепить

точками на

основу изделия

вырезанные из

ткани листья и

стебли

Ткань, стекло,

выжигатель

10

Закрепить

выжигателем

листья и стебли

Выжигатель,

стекло

11

Закрепить цветы

Выжигатель,

стекло

12

Постирать

изделие,

высушить,

отутюжить с

изнаночной

стороны

Стир.порошок,

утюг, гладильная

доска

13

Готовое изделие

10

Экономическая оценка проекта

Для изготовления поделки потребовалось 3 часа с перерывами для отдыха.

Мощность выжигателя = 1,2 кВт, 1 кВт = 2,27 руб.

3× 2,27× 1,2 = 8,17 руб.

Ткань портьерная: 1 м. – 100 руб. Нам потребовалось 30 см.

30 × 1 = 30 руб.

Все остальные материалы мне покупать не пришлось, так как они все

предназначались для выброса.

Экологическая экспертиза

Экологическая эстетика – материально-культурное наследие. Это

прогнозируется и реализуется в процессе проектирования среды своего

обитания

экологических

факторов.

Экологическая

эстетика

формирует

представление человека: о прекрасном, и безобразном, пробуждая интерес,

к обыкновенным вещам, защищая себя от угроз. Поэтому сейчас очень

11

важно учитывать влияние всего окружающего на самого человека. Моя

продукция экологически чиста и вредного воздействия на нашу семью не

окажет. Изделия будут доставлять радость и удовольствие, а на сельскую

свалку, в окружающую среду, не будут выброшены, казалось бы, ненужные

вещи. А ведь я, проявив свое творчество, превратила эти вещи в нужные и

модные.

Самооценка

При выполнении данной работы я закрепила знания по технологии

изготовления

изделий

методом

гильоширования,

повысила

свое

мастерство. К празднику Пасхе смогу украсить интерьер своего дома.

Во времена экономической нестабильности занятие рукодельем

является

подспорьем

для

семейного

бюджета,

не

требует

больших

материальных

затрат,

предлагает

возможность

использования

остатков

тканей, вещей, вышедших из моды, и как средство от стресса. Повышает

внимательность,

собранность,

вырабатывается

усидчивость

и

аккуратность. Изделие получилось красивым, аккуратным, не требующим

больших материальных затрат.

12

Заключение

Украшать свой дом, придумывать дизайн, экспериментировать разными

с т и л я м и

с е й ч а с

ч р е з в ы ч а й н о

м о д н о

и

и н т е р е с н о .

Освоив технологию гильоширования, процесс украшения интерьера своего

дома

стал

необычайно

увлекательным.

Работы,

выполненные

своими

руками оригинальны, практичны и эстетичны. Я могу изготовить в технике

гильоширования изделия, как для интерьера: скатерти, салфетки, шторы,

т а к

и

э л е м е н т ы

о д е ж д ы :

в о р о т н и ч к и ,

з а ко л к и ,

б р о ш и .

Свои работы я могу подарить маме, друзьям, родственникам и сделать по

заказу

для

продажи.

Я

знаю

заранее,

что

данный

подарок

будет

в

единственном

экземпляре,

что

ещё

ценнее

делает

этот

подарок.

Я считаю, что поставленных передо мной целей и задач я достигла.

13

Список литературы

1. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. «Декоративное выжигание по ткани»,

СПб.: Питер, 2005 г.

2. Белякова О.В. «Искусство выжигания по ткани», Ростов на Дону, 2009 г.

3. Болотина Л.А., Программа декоративной обработки ткани. Выжигание

по ткани», М., 2006 г.

4. Вахринцева С., «Русский традиционный костюм», Ек.: Страна фантазий,

2004

5. Горяинова О.В. «Гильоширование, или выжигание по ткани», Ростов на

Дону, 2006 г.

6. Максимова Ю.Б. «Шёлковые цветы», Кварто (Великобритания. Лондон),

М.: ЗАО «Кураре-Н»,1995 г.

7. Мастер-классы и материалы по гильошированию на сайтах интернета.

8. Постнова М.В., «Женское рукоделие», серия «Домашней волшебнице»,

СПб.: 000 «Диамант», 1999г.

9.Поташников Л.В., Поташников Д.Л. «Интерьер жилища», ГУИПП

«Кострома», РИО, 2001 г.

10. Сарафанова Н.А. «Подарки к праздникам», М.: 2004 г.

11. Смирнова Н.А. «Выжигание по ткани», Санкт-Петербург, 1999 г.

12. Федотова М., «Цветы из ткани», КТ: М, 2001 г.

14

Приложение 1.

15

Обращайтесь в МКОУ

«Кечёвская школа - интернат»

Тел. 6-61-31

Приложение 2.

Правила техники безопасности с электроутюгом и

электровыжигателем

1.

Тщательно приготовить свое рабочее место. На рабочем месте не

должно быть ничего лишнего.

2.

Работать с электроутюгом и электровыжигателем необходимо в

отведенном месте.

3.

Выжигать можно на стекле или керамической плитке.

4.

При включении и выключении электроутюга и электровыжигателя

берись за вилку, а не за шнур.

5.

Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по

отношению к виду ткани.

6.

Если утюг или выжигатель без терморегулятора, то не допускать их

перегрева.

7.

Не отвлекайтесь во время работы с утюгом и выжигателем.

8.

Не оставляйте их включенными в сеть без присмотра.

9.

Утюг ставьте на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он

может упасть на пол. При падении может возникнуть короткое

замыкание.

16

10.При неисправности немедленно сообщите преподавателю и

отключите прибор от сети.

11.Не допускайте соприкосновения горячей иглы эл. выжигателя с

эл.проводом во избежание короткого замыкания.

12.После работы утюг и эл. выжигатель сразу же выключайте из сети.

13.Утюг и эл. выжигатель можно убрать только после того, как они

полностью остынут.

Правила техники безопасности при работе с колющими и

режущими предметами

1.

Хранить ножницы необходимо в футляре.

2.

Передавать ножницы можно кольцами вперед, только с

сомкнутыми концами.

3.

На стол ножницы кладутся кольцами к себе, нельзя оставлять их

открытыми.

4.

Булавки и иглы должны храниться в игольнице.

5.

Нельзя брать булавки в рот и вкалывать в одежду.

17



В раздел образования