Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Автор: Голодова Людмила Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Пестравка Населённый пункт: Село Пестравка Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы. Раздел: начальное образование
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Л.В.Голодова
ГБОУ СОШ С.Пестравка
Проблема
формирования
коммуникативной
культуры
учащихся
–
одна
из
ключевых
проблем
для
современной
школы.
По
результатам
её
решения
ныне
предлагается
оценивать результативность работы учителя и образовательного учреждения. Начинать
воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования.
Младший
школьный
возраст
является
возрастом
позитивных
изменений.
От
степени
личностных
преобразований
на
данном
возрастном
этапе
зависит,
на
сколько
легко
школьник преодолеет трудности подросткового периода.
Известно, что к концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно
утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная
группа.
Активно
формируются
и
развиваются
навыки
общения
с
ровесниками,
завязываются прочные дружеские отношения. Задача учителя – делать эти отношения
позитивными и плодотворными.
Коллектив
нашего
образовательного
учреждения
в
качестве
одной
из
важных
задач
считает активное формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Основная идея его заключается в том, что ребёнок, попадая в специальное развивающее
пространство,
объединяется
в
общей
деятельности
с
учителем
и
другими
детьми
отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Сотрудническая
деятельность
детей
даёт
широкие
возможности
для
проявления
индивидуальности каждого ученика: собственной инициативы, коллективной поддержки и
оценки
своей
инициативы,
участия
в
поддержке
и
оценке
другой
инициативы,
в
формировании
общей
цели,
системы
ценностей,
общих
критериев
эффективности
деятельности,
в
осуществлении
совместной
деятельности,
управлении
этой
деятельностью.
Тем
самым
стимулируется
познавательная
и
практиче ская
деятельность,расширяется
кругозор,формируются
практические
умения,
развивается
внимание, фантазия, исследовательская деятельность , умение проектировать, а самое
главное,
дети
учатся
быть
самостоятельными.
Учащееся
начинают
более
осознанно
контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвлённая система мотивов
деятельности.
Ребёнок
сознательно
формулирует
для
себя
цель
какого-то
занятия,
формируя
для
себя
положительную
мотивацию
при
этом
не
только
сиюминутными
желаниями,
но
и
намерениями,
долгосрочной
перспективой.
В
связи
с
включением
ребёнка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом
деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. Младшие школьники
начинают чётко осознавать свои возможности и способности.
Любой
классный
руководитель
знает,
что
от
уровня
сплочённости
коллектива,
от
эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и
удовлетворённость жизнью в школе всех ребят.В дружном коллективе легко работать и
педагогу. Именно в таком
коллективе
формируется умение существовать в обществе,
развиваются разнообразные коммуникативные навыки. Задача классного руководителя –
создать
условия
для
развития
информационно
–
познавательных,
коммуникативных
навыков и способов поведения. Реализовать это можно и в традиционных школьных
мероприятиях.
Предлагаемый мною ниже сценарий праздника позволяет формировать у детей младшего
возраста (1-2 классы) навыки коммуникативного общения и сотрудничества.
«Осень, осень в гости просим!»
Цели
и
задачи :
воспитывать
любовь
и
бережное
отношение
к
природе,
развивать
творческие
способности;
воспитывать
внимательное
и
уважительное
отношение
к
товарищам; развивать коммуникативные способности; умения правильного общения в
коллективе.
Предварительная подготовка: экскурсии в осенний парк, на « Старицу», разучивание
стихов, песен, сценки; оформление класса (2 осенних дерева, «листопад», осенние букеты,
картинки
овощей,
фруктов,
грибов,
таблицы
с
пословицами,
подготовка
костюмов
и
музыкального сопровождения, подготовка предметов для творческих заданий и конкурсов(
жёлуди, шишки, засушенные листья, ветки, цветы, фломастеры, кроссворд, призы, лист
ватмана, на котором нарисован ствол дерева, угощения для праздничного стола.
Оформление.
Классный кабинет превращается в свободное помещение. Стулья для родителей и детей
красиво
расставлены.
Комната
украшается
осенними
листьями
«листопадом»,
конкурсными букетами. Организуется выставка детских творческих работ на тему осени.
Ход праздника.
На
интерактивной
доске
показывается
презентация
на
тему
«Осень,
осень
в
гости
просим!», подготовленная учителем, родителями, детьми по материалам экскурсий.
Тихо звучит музыка.
Ведущий.
Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.
Это первая примета.
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета,
Осень бродит близко где – то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь, -
Значит, наступила осень.
Под лирическую музыку входит Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам , друзья!
Вы рады встретиться со мой?
Вам нравиться наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Вы меня узнали меня? Я – Осень радостная, пышно убранная, богатая урожаем. Я самая
богатая из всех времён года. Есть у меня друг, который бережёт моё богатство. Это -
Урожай.
Урожай.
Урожай у нас хорош.
Уродился густо:
И морковка, и картошка,трудиться
Белая капуста.
Ведущий.
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться.
Сейчас мы вспомним пословицы о труде . Давайте соберём и прочитаем их.
Игра « Собери пословицу!»
Класс
делится
на
две
команды,
каждый
участник
получает
текст
с
«половинкой»
пословицы ( напечатан крупно на листе бумаги). Дети совещаются и объединяются парами
для воссоздания текста пословицы. «Собранные» пословицы на листах бумаги каждая
команда вывешивает на доску. «Болельщики» из числа зрителей читают пословицу, все
оценивают правильность. По результатам команда- победитель получает приз.
Кто не работает…( тот не ест. ) Землю красит солнце, а.(человека – труд.)
Урожай. Молодцы! Правильно собрали пословицы. А теперь порадуйте меня своими
знаниями, отгадайте мои загадки.
Он усатый и ползучий,Спрятал ядрышки в стручке –Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох.Называется …( горох).
На грядке привалился на бочокСолидный крутолобый…(кабачок).
Хвост зелёный, красная головка,Это остроносая…(морковка).
Он круглый и красный,Как глаз светофора,Среди овощей нет сочней …(помидора).
Ведущий. Молодцы! Все загадкиотгадали, а теперь давайте порадуем Осень коллажем «
Весёлые портреты мистера Овоща и мистера Фрукта».
Учащиеся разбиваются на четыре – пять
мини – групп (кто с кем хочет работать) и
выполняют аппликацию из природного материала. Они самостоятельно договариваются,
что послужит туловищем, головой, глазами и т. д . Работы каждой группы вывешиваются и
оцениваются зрителями.
Осень. Удивили и развеселили вы меня своими работами! Сейчас и я вас повеселю.
Поиграем в игру « Подбери жёлудь».
Жёлудь на пол положи,Себя в пляске покажи.Кончит музыка играть,Быстро жёлудь надо
взять.
Игра «Подбери жёлудь».
На коврик, сделанный из осенних листьев дуба, выкладываются жёлуди по количеству
играющих детей. Пока играет музыка, дети танцуют. Как только музыка прекращается,
дети
должны
взять
жёлудь.
Каждый
следующий
раз
ведущий
убирает
некоторое
количество
желудей.
Дети,
которые
не
успели
взять
жёлудь,
садятся
на
стул.
Игра
продолжается до тех пор, пока не выявится самый ловкий.
Осень. Теперь я хочу узнать, какие вы внимательные. У меня в руках листья разных
деревьев. Отгадайте загадку и найдите лист этого дерева.
Средь тёмна лесаКрасна девица стоит.( Рябина. )
На полянке девчонки В белых рубашонках, В зелёных полушалках.(Берёзы.)
Осень. На прощание я хочу каждому подарить красивый осенний лист. А вы напечатайте
на нём добрые слова – пожелания для своих одноклассников, учителей. Постарайтесь
напечатать не только разборчиво, но и как можно красивее – от всей души! Вместе мы
соберём Дерево пожеланий, которое придаст всем сил и уверенности этой осенью.
Дети записывают пожелания и приклеивают листочки на лист ватмана с изображением
ствола,
получается
аппликация
«Дерево
пожеланий».
Позже
эту
аппликацию
можно
повесить в классе, посоветовав детям подходить к дереву, если плохое настроение или
неудачный день.
Славно мы попраздновали сегодня! Да, разная я бываю – весёлая и грустная, солнечная и
пасмурная, с дождичком и снегом мокрым, с холодными ветрами и заморозками. Но я
очень рада, что все вы любите меня – за щедрость, за красоту, за редкие, но славные
тёплые денёчки! А теперь, гости дорогие, милости прошу праздничному осеннему столу!
Отведайте вкусных моих даров!
Аннотация: большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная
группа.
Активно
формируются
и
развиваются
навыки
общения
с
ровесниками,
завязываются прочные дружеские отношения. Задача учителя – делать эти отношения
позитивными и плодотворными.
Abstract: of great importance in the lives of children start playing peers, social group. Actively formed
and developed communication skills with peers and establish lasting friendships. The task of the
teacher to do these relationships are positive and productive.
Ключевые слова: компетенции, навыки, работа, развитии, загадки, праздник, осень игра,
культура, общение.
Keywords:
competencies,
skills,
job
development,
puzzles,
holiday,
autumn
game,
culture,
communication.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.М., 1995.
2.
Дереклеева
Н.И.
Развитие
коммуникативной
культуры
учащихся
на
уроках
и
во
внеклассной работе. Игровые упражнения. М., 2005.
3. Крупнов А. И. Гуманизация образования и развитие свойств личности.М., 2001
4.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л. А.