Автор: Назимова Любовь Георгиевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: БРТСиПТ
Населённый пункт: г.Кяхта Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Экология"
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
внеаудиторной работы по дисциплине «Экология»
для профессий среднего профессионального образования:
08.01.08 «Мастер отделочных, строительных работ
23.01.03 Автомеханик
2017год
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
внеаудиторной работы по дисциплине «Экология»
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы
студентов и обучающихся
является обучение осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным
материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и
самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою
квалификацию.
Основными задачами самостоятельной работы студентов и обучающихся являются:
Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на
этой основе делать обобщения;
Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
Строить доказательства на основе существенных признаков.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании
психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления
на занятиях любой формы.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экология» обеспечивает умение:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Функции самостоятельной работы:
- информационно – обучающая; - воспитывающая
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая.
1. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной
литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-
ресурсами или другими источниками по усмотрению студента.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности.
Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а
также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе
обучения. Самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и
выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности.
В процессе обучения самостоятельная работа носит характер практической деятельности
с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь
составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по
заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять
упражнения, а также выполнять творческие задания
Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого
предлагается вести отдельную тетрадь, где будут выполняться все задания.
2.Формы самостоятельной работы
Формами самостоятельной работы являются:
Решение экологических задач
Подготовка презентации
Подготовка сообщений, рефератов, эссе
Заполнение тематических таблиц;
Составление глоссария;
Подготовка ответов на вопросы
Решение экологических задач
Задача 1. Одна устрица фильтрует до 10 л/ч воды, содержание водорослей в которой
составляет 0, 5 г/л. Какое количество энергии в кДж этих водорослей будет усвоено
банкой из 1000 устриц, если в 1 г биомассы водорослей содержится 2,5 кДж энергии
корма. На процессы жизнедеятельности устрицы тратят до 60% энергии корма.
Если 1 устрица фильтрует 10 л воды в час с содержанием водорослей 0,5 г/л, значит
она за час потребит 5 г водорослей. 1000 устриц потребят 5000 г водорослей. Поскольку
1 г биомассы водорослей содержит 2,5 кДж энергии, то в 5000 г будет содержаться
12500 кЖд энергии. Но, поскольку, усвоено устрицами из этого количества энергии
будет 60%, а не все 100%, то ответом будет: 12500 х 60: 100 = 7500 кДж.
Задача 2. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку
леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей.
Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 количество лосей
уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите плотность поголовья лосей: а) на момент времени создания заповедника? б)
через 5 лет после создания заповедника? в) после 10 лет создания заповедника? Что
значит «плотность» поголовья? Это количество особей (в данном случае лосей) на 1 км2.
а) поскольку на момент времени создания заповедника на 100 км2 обитало 50 штук
лосей, то плотность популяции лосей составляла 50 : 100 = 0,5 особи на км2; б) через 5
лет после создания заповедника плотность популяции достигала 650 : 100 = 6,5 особей на
км2; в) через 10 лет после стабилизации численности лосей, плотность популяции
составила 90 : 100 = 0,9 особи на км2.
То есть сначала численность лосей резко возросла, так как территория стала охраняемой
и из-за происходящих до этого вырубок леса существовала для лосей обильная кормовая
база в виде молодого подроста кустарников и деревьев на бывших вырубках леса. Затем,
так как лес больше не вырубали, а не съеденные лосями молодые деревья выросли,
произошло снижение кормовой базы для лосей (лоси, хотя и большие, но они не жирафы,
чтобы дотягиваться до веток выросших деревьев) и численность их стабилизировалась
на определенном уровне (около 1 особи на км2).
Задача 3. Какова плотность популяции сосны обыкновенной в сосняке зеленомошнике
если на 4 площадках, площадью 10 на 10 метров каждая, было отмечено соответственно
14,17,12,13 деревьев?
Ответ — деревья на гектары. Для расчета плотности популяции (чего бы там ни было) в
среднем на 1 га (площадь 100х100 м2) необходимо иметь репрезентативную (или
достаточную для количественной обработки данных) выборку каких-либо площадок
меньшего размера. В данной задаче такими площадками являются сотки (1 сотка = 10х10
м2). Если средняя плотность популяции сосны в пересчете на 1 сотку составляет
(14+17+12+13):4 = 14 деревьев, а в 1 га находится 100 соток, то в пересчете на 1 га
плотность популяции сосны обыкновенной в этом сосняке зеленомошнике составит
14х100 = 1400 деревьев.
Задача 4. Какова плотность популяции дятла пестрого большого, если на площадке
размером 400 на 400 метров было зафиксировано 2 заселенных дупла?
Ответ — пары на км2 . Следует понимать так, что «2 заселенных дупла» имеется в виду
заселенных парой особей (самцом и самкой). Хотя это не всегда бывает так: гнездо самец
неимоверными усилиями выдолбит, а самки ему не достанется. Определим, сколько
искомых площадок площадью 400 м х 400 м (или 160000 м2) содержится в 1 км2. В 1 км2
(1000 м х 1000 м) находится 1000000 м2. 1000000 : 160000 = 6,3 площадки. Так как на
каждой площадке было обнаружено по два заселенных дупла (по две особи в каждом
дупле), то всего плотность популяции дятла составит 2 дупла х 6,3 площадок = 12,6 пар
особей на км2. (или 25,2 штук дятлов: что-то мне это напомнило задачу по арифметике
про два с половиной велосипедиста в ответе).
Задача 5. Охотоведы установили, что на площади 20 км квадратных таежного леса
обитало 8 соболей из них 4 самки. Взрослые особи пар не образуют. в среднем за 1 год
самка приносит трех детенышей. Смертность детей и взрослых в конце года составляет
10%. Определить численность соболей в конце года, плотность до начала размножения и
в конце года, смертность за год, рождаемость за год. Что может «смущать» в этом
задании? Может быть: откуда у самок будут детеныши появляться, если «взрослые особи
у соболей пар не образуют»?
Но, конечно же, имеется в виду, что не образуют устойчивых пар, длительное время
совместно ухаживающих за потомством. Значит в данном случае просто речь идет о
свободно-скрещиваемой популяции соболей. Если каждая из 4 самок принесет по 3
щенка, то вся популяция соболей на данном участке леса составила бы 20 особей. Так
как в среднем 2 особи (10%) в течение года погибнут, то останется к концу года 18
особей.
Итак, как надо оформить ответы: численность соболей в конце года достигнет 18 особей;
плотность весной составляла 0,4 особи/км2, а плотность в конце года 0,9 особи/км2;
показатель смертности за год – 2 особи; показатель рождаемости за год (несмотря на
смертность) равен 12 особям.
Задача 6. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что
между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему в этих случаях не
происходит вытеснения одним видом другого? К ответу на этот вопрос следует подойти
комплексно, то есть попытаться обосновать все возможные экологические причины,
лежащие вообще в основе взаимоотношений особей в сообществах:
1. Очень часто совместно обитающие близкие виды могут занимать разные
экологические ниши, что выражается в различиях: а) состава предпочитаемой пищи; б)
способах добывания корма; в) «микроместообитаний» в каждой конкретной
экологической нише; г) могут быть активны в разное время суток.
2. Ресурс, за который виды соперничают, находится в избытке.
3. Вытеснения может не происходить, если численность конкурентно более сильного
вида постоянно ограничивается хищником или третьим конкурентом.
4. Нестабильность внешних условий среды обитания, которые могут поочередно
становиться благоприятными то для одного, то для другого вида.
Задача 7. Для каждой предложенной пары организмов подберите ресурс (из
приведенных ниже), за который они могут конкурировать: ландыш – сосна, полевая
мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть,
барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия,
мелкие грызуны. Отвечая на этот вопрос, следует вообще вспомнить, что имеется в виду
под словом «ресурс». Конечно, чаще всего подразумевается пищевой ресурс, но под
«ресурсом» можно подразумевать и какую-либо конкретную нишу обитания.
Ландыш и сосна (оба растительные организмы, нуждающиеся с поглощении
минеральных веществ из почвы), хотя и образуют в экосистеме различные ярусы, но
могут конкурировать за такой пищевой ресурс как ионы калия.
Полевая мышь и обыкновенная полевка — два близкородственных вида отряда грызунов
могут обитать на одной территории и конкурировать, например, за семена пшеницы.
Волк и лисица — оба относятся к отряду хищники, в рационе питания которых большую
долю составляют бедные – зайцы.
Окунь и щука – хищные рыбы, объектом их конкурентной борьбы может являться мелкая
плотва.
Канюк и сова-неясыть — хищные птицы одного ареала обитания — их пищевой ресурс
– мелкие грызуны.
Барсук и лисица — эти оба организма нуждаются (в основном для разведения
потомства) в таком нишевом экологическом ресурсе как – нора.
Рожь и василек — оба организма тоже растения, как и в первом ответе, но это
светолюбивые растения (никогда не будут расти под густым пологом леса), поэтому их
конкурентный ресурс — свет.
Саксаул и верблюжья колючка,- обитатели пустынь. Так как эти оба вида растений хотя и
являются ксерофитами (приспособленными к жизни при недостатке влаги), все же
лимитирующим фактором их развития в аридных зонах (пустыни) будет являться именно
вода.
Шмель и пчела – эти два рода перепончатокрылых насекомых нуждаются в сходном
источнике питания — нектаре.
Задача 8. В пруду обитает популяция из 15 щук.1 щука в среднем за месяц съедает около
20 карасей. На сколько особей увеличится численность популяции карасей к концу года
если щуки съедают примерно 40% их годового прироста.
Поскольку 1 щука за месяц съедает 20 карасиков, то вся популяция щук 15 штук съест за
месяц 300 карасиков. А за год щуки съедят 300 х 12 = 3600 штук карасей. По условию
задания известно, что это количество карасей составляет 40% от их годового прироста,
тогда весь годовой прирост популяции карасей составит 3600 х 100%: 40% = 9000 штук
карасей.
Задача 9. В озере обитает популяция плотвы из 400 половозрелых особей. Удельная
рождаемость плотвы составляет 50 потомков в год на одну половозрелую самку. Плотва
является основным кормом для популяции из 20 щук, которые съедают примерно 60%
годового прироста плотвы. Одна щука в среднем съедает около 20 особей плотвы в
месяц. Какой половой состав (в %) имеет популяция плотвы?
Подобные задания удобно рассматривать с конца. Так как 1 щука съедает 20 особей
плотвы в месяц, то вся популяция щук, состоящая из 20 особей, съест 400 особей плотвы
в месяц. Значит за год будет съедено 400 х 12 = 4800 особей плотвы. Известно, что это
количество плотвы составляет 60% ее годового прироста. Тогда прирост плотвы за год
будет 4800 х 100% : 60%= 8000 особей. Поскольку 1 самка производит 50 потомков (на
самом деле икры выметывается во много раз больше, а речь идет об удельной
рождаемости или о количестве выживших особей), то 8000 особей плотвы могли
появиться на свет от 8000 : 50 = 160 особей самок. Вся популяция плотвы в озере 400
особей или 100%, тогда 160 особей самок составляют 40% от всей популяции
(соответственно, самцов тогда будет 60%).
Задача 10. В одном из районов саванн популяция львов состоит из 40 особей. Основной
пищей им являются косули. Популяция косуль способна за год восстановить свою
численность на 25%. Один лев в среднем в год убивает до 100 косуль, что составляет 4%
годового прироста их популяции. Чему будет равна численность популяции косуль через
год при условии, что на данную территорию вселится ещё 10 львов? Сможет ли данная
популяция сохранить своё существование(нижний предел численности равен 1000
особей), если другие хищники за год будут съедать до 2000 косуль?
Нам известно, что 100 особей косуль составляют 4% годового прироста популяции, тогда
весь прирост популяции за год будет в 25 раз больше или 2500 косуль. Дано также по
условию задачи, что этот прирост равный 2500 косулям составляет 25% численности
популяции. Значит вся популяция косуль равна 2500 * 4 = 10000 особей. 50 львов (40
аборигенов и 10 пришлых) за год съедят 50 *100 = 5000 косуль, поэтому численность
косуль через год (даже без учета восстановления популяции) составит 10000 — 5000 =
5000 косуль. Даже если другие хищники будут съедать еще 2000 косуль, останется 3000
косуль (что больше 1000 особей необходимых для существования популяции), поэтому
данная популяция косуль сможет сохранить свое существование.
Алгоритм создания презентаций:
1. Создать пустую презентацию: Войти в Power Point – взять пустую презентацию –
выбрать из макетов слайда «Пустой» - ОК
2. Настроить рабочую область: выбрать на панели режим слайдов –
3. Выбрать шаблон оформления слайдов: Формат – Применить шаблон оформления.
4. Можно выбрать дополнительно еще и фон (или вместо шаблона): Формат – Фон – в
раскрывающемся списке выбрать «Способы заливки…» - выбрать одну из закладок
Градиентная, Текстура, Узор, рисунок – получить нужный фон – ОК – Применить ко
всем.
5. Вставка текста: на панели рисования (если ее нет – настроить: Вид – Панели
инструментов –
Рисование) нажать кнопку Надпись , выделить курсором область, где
будет набран текст, набрать текст. в другом документе выделить текст, скопировать его в
буфер обмена ,
перейти в презентацию, вставить
6. Форматирование выделенного текста: Изменение цвета – нажать кнопку Цвет текста ,
выбрать цвет в
раскрывающемся списке. Изменение размера – нажатье кнопки
«Увеличить размер шрифта» или
«Уменьшить размер шрифта» Изменение расстояния
между строчками - нажатие кнопки «Увеличить
интервал между абзацами» или
«Уменьшить интервал между абзацами» Перенести в другое место область с текстом
можно, если область выделить
мышкой , найти крестик и передвинуть область при
нажатой левой кнопки Изменить размер области текста можно выделив ее мышкой,
навести курсор на
один из 8 квадратиков на границах области, получив двойную
стрелку передвинуть курсор
7. Вставка картинок: Вставка – Рисунок – Из файла (Картинка) – выбрать файл с
изображением – Вставить. Можно вставлять анимированные Gif файлы (Flash- ролики).
8. Настройка картинок: выделить рисунок, из контекстного меню (правая кнопка мыши)
выбрать
«Формат рисунка», в закладке «Рисунок» можно обрезать рисунок, сделать его
изображение черно-белым, серым или подложкой. поверх рисунка-«подложки» можно
поместить текст, если рисунок
переместить на задний план (выделить рисунок –
контекстное меню – порядок – на задний план. у выделенного рисунка можно создать
тень – нажать кнопку «Тень» на
панели рисования.
9. Работа с автофигурами(панель рисования): Аналогично Wod, можно нарисовать
любые автофигуры, повернуть их, сгруппировать (при нажатой клавише Shift, выделить
все фигуры, контекстное меню – группировка - группировать)
10. Добавление нового слайда: Вставка – Новый слайд - выбрать из макетов слайда
«Пустой» - ОК
11. Изменение последовательности следования слайдов: выбрать на панели режим
сортировки слайдов и мышкой перетащить слайд в другое место.
12. Настройка анимации на текущем слайде: Показ слайдов – Настройка анимации – в
окне «Настройка анимации» выбрать объект – на закладке «Видоизменение» выбрать
эффект и его свойство – перейти к следующему объекту. На закладке «Порядок и время»
настроить порядок появления объектов на слайде, установить анимацию по щелчку или
автоматически - ОК.
13. Настройка смены слайдов: Показ слайдов – Смена слайдов – в окне «Смена слайдов»
выбрать эффект появления слайда, звук и продвижение (по щелчку или автоматически) –
ОК
14. Зацикливание показа презентации: Показ слайдов – Настройка презентации –
поставить галочку «непрерывный цикл до нажатия клавиши ”Esc”» - ОК
15. Просмотр презентации: Показ слайдов – Начать показ (клавиша F5)
Подготовка сообщений, рефератов, эссе
Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по
заданной проблемной теме.
Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных
источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ
актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть
представлено мнение различных авторов по общей теме.
Алгоритм подготовки реферата:
1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте
предварительный план.
2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые
планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам составленного Вами
плана работы.
3. Делайте сноски к используемым материалам.
4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект изучения,
укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.
5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,
обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными
примерами и фактами.
6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные мысли.
7. В заключительной части работы сделайте выводы.
8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.
Критерии оценки реферата:
Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему
предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать
никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по
заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам
зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из
излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.
Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15печатных страниц через два
интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или
уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата
заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том,
чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно,
без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.
Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно
оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается
необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на
используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение
реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение
школьного сочинения.
Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер
страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение,
основную часть и заключение.
Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и
кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы,
используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено
логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и
цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической
преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема,
прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные
точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это
необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом:
схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы,
формулируются выводы.
При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением
непонятного материала. Соответственно оформленный отчет должен быть сдан
преподавателю.
Составление таблиц
Таблица - краткое систематизированное изложение фактов на предложенную тему.
Алгоритм выполнения таблицы:
1.Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание таблицы.
2.Систематизируйте материал по темам таблицы.
3.Выберите основу таблицы, которая должна раскрыть суть темы.
4. Выполните таблицу стараясь максимально раскрыть суть темы.
Составление глоссария;
Экология: основные термины и понятия
Экология (от греч. "ойкос" - жилище, "логос" - наука) - наука о закономерностях
взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.
Внешняя среда - все условия живой и неживой природы, при которых существует
организм и которые прямо или косвенно влияют на состояние, развитие и размножение
как отдельных организмов, так и популяций.
Экологические факторы (от лат. "фактор" - причина, условие) - отдельные элементы
среды, взаимодействующие с организмом.
Абиотические факторы (от греч. "а" - отрицание, "биос" - жизнь) - элементы неживой
природы: климатические (температура, влажность, свет), почвенные, орографические
(рельеф).
Биотические факторы - живые организмы, взаимодействующие и влияющие друг на
друга.
Антропогенный фактор {от греч. "антропос" - человек) - непосредственное воздействие
человека на организмы или воздействия через изменение им среды обитания.
Оптимальный фактор - наиболее благоприятная для организма интенсивность
экологического фактора (света, температуры, воздуха, влажности, почвы и т. д.).
Ограничивающий фактор - фактор среды, выходящий за пределы выносливости
организма (за пределы допускаемого максимума или минимума): влага, свет,
температура, пища и т. д.
Предел выносливости - граница, за пределами которой существование организма
невозможно (ледяная пустыня, горячий источник, верхние слои атмосферы). Для всех
организмов и для каждого вида существуют свои границы по каждому экологическому
фактору отдельно.
Экологическая пластичность-степень выносливости организмов или их сообществ
(биоценозов) к воздействию факторов среды.
Климатические факторы - абиотические факторы среды, связанные с поступлением
солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
Фотопериодизм (от греч. "фотос" - свет) - потребность организмов в периодической
смене определенной продолжительности дня и ночи.
Сезонный ритм - регулируемая фотопериодизмом реакция организмов на изменение
времени года (при наступлении осеннего короткого дня опадают листья с деревьев,
готовятся к перезимовке животные; при наступлении весеннего длинного дня начинается
возобновление растений и восстановление жизненной активности животных).
Биологические часы - реакция организмов на чередование в течение суток периода света
и темноты определенной длительности (покой и активность у животных, суточные
ритмы движения цветков и листьев у растений, ритмичность деления клеток, процесса
фотосинтеза и т. д.).
Зимняя спячка - приспособление животных к перенесению зимнего времени года
(зимний сон).
Анабиоз (от греч. "анабиозис"-оживление)-временное со- стояние организма, при котором
жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки
жизни (наблюдается у холоднокровных животных зимой и в жаркий период лета).
Зимний покой - приспособительное свойство многолетнего растения, для которого
характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных
побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и
кустарниковых форм.
Морозостойкость - способность организмов выносить низкие отрицательные
температуры.
Экологическая система - сообщество живых организмов и среды их обитания,
составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.
Биогеоценоз (от греч. "биос" - жизнь, "гео" - земля, "це-ноз" - общий) - устойчивая
саморегулирующаяся экологическая система, в которой органические компоненты
неразрывно связаны с неорганическими.
Биоценоз - сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно
связанных в цепи питания и влияющих друг на друга.
Популяция (от франц. "популяцион" - население) - совокупность особей одного вида,
занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих
общее происхождение, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от
других популяций данного вида.
Агроценоз (от греч. "агрос" - поле, "ценоз"-общий) -искусственно созданный человеком
биоценоз. Он не способен длительно существовать без вмешательства человека, не
обладает саморегуляцией и в то же время характеризуется высокой продуктивностью
(урожайностью) одного или нескольких видов (сортов) растений либо пород животных.
Продуценты (от лат. "продуцентис"-производящий)-зеленые растения, производители
органического вещества.
Консументы (от лат. "консумо"-употреблять, расходовать) - растительноядные и
плотоядные животные, потребители органического вещества.
Редуценты (от лат. "редуцере" - уменьшение, упрощение строения)-микроорганизмы,
грибы-разрушители органических остатков
Цепи питания- цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих
органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества; каждое предыдущее
звено является пищей для следующего.
Пищевой уровень - одно звено в цепи питания, представленное продуцентами,
консументами или редуцентами.
Сети питания-сложные взаимоотношения в экологической системе, при которых разные
компоненты потребляют разные объекты и сами служат пищей различным членам
экосистемы.
Правило экологической пирамиды - закономерность, согласно которой количество
растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше,
чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также
имеет массу, в 10 раз меньшую.
Саморегуляция в биогеоценозе-способность к восстановлению внутреннего равновесия
после какого-либо природного или антропогенного влияния.
Колебание численности популяции - сменяющее друг друга увеличение или уменьшение
числа особей в популяции, которое происходит в связи с изменением сезона,
колебаниями климатических условий, урожая кормов, стихийными бедствиями.
Благодаря регулярному повторению колебание численности популяции называют также
волнами жизни или популяционными волнами.
Регулирование численности популяции - организация мероприятий по регулированию
числа особей путем их истребления или разведения.
Исчезающая популяция - популяция, численность видов которой снизилась до принятого
минимума.
Промысловая популяция - популяция, добыча особей которой экономически оправдана и
не приводит к подрыву ее ресурсов.
Перенаселенность популяции - временное состояние популяции, при котором количество
особей превышает величину, соответствующую условиям нормального существования.
Чаще всего связано со сменой биогеоценоза.
Плотность жизни - количество особей на единицу площади или объема тон или иной
среды.
Саморегуляция численности - ограничивающее действие экологической системы,
снижающее численность особей до средней нормы.
Смена биогеоценозов - преемственное естественное развитие экологической системы,
при котором одни биоценозы сменяются другими под влиянием природных факторов
среды: на месте лесов образуются болота, на месте болот-луга. Смена биогеоценозов
может быть вызвана также стихийными бедствиями (пожар, паводок, ветровал, массовое
размножение вредителей) или влиянием человека (вырубка леса, осушение или
орошение земель, земляные работы).
Восстановление биоценоза - естественнее развитие устойчивой экологической системы,
способной к самовосстановлению, которое проходит в несколько этапов на протяжении
десятков лет (после вырубки или пожара еловый лес восстанавливается более чем через
100 лет)-
Восстановление биоценоза искусственное - комплекс мероприятий, обеспечивающих
возобновление прежнего биоценоза путем посева семян, посадки саженцев деревьев,
возвращения исчезнувших животных.
Фитоценоз (от греч. "фитон"-растение, "ценоз"-общий) растительное сообщество,
исторически сложившееся в результате сочетания взаимодействующих растений на
однородном участке территории. Его характеризуют определенный видовой состав,
жизненные формы, ярусность (надземная и подземная), обилие (частота встречаемости
видов), размещение, аспект (внешний вид), жизненность, сезонные изменения, развитие
(смена сообществ) :
Подготовка ответов на вопросы
После изучения темы для закрепления и систематизации знаний студенты должны
ответить на контрольные вопросы. Ответы на вопросы могут быть выполнены либо
устно, либо письменно, в зависимости от формы контроля.
Самостоятельная работа для обучающихся
Тема1 Организм и среда
7
1.Потенциальные
возможности
размножения
организмов.
Решение
экологических
задач.
2
2.Основные пути приспособления организмов к среде (презентация)
2
3.Основные среды жизни (презентация)
2
4.Приспособительные ритмы жизни (сообщение)
1
Тема 2 Сообщества и популяции
5
5.Типы взаимоотношений организмов (презентация)
3
6.Законы и следствия пищевых отношений (сообщение)
1
7.Демографическая структура популяций(сообщение)
1
Тема 3 Экосистемы
6
8.Законы организации экосистем (презентация)
3
9.Агроценозы и агроэкосистемы (сообщение)
1
10.Биологическое
разнообразие
как
основное
условие
устойчивости
популяций,
биогеоценозов и экосистем (отчет по экскурсии, составление глоссария)
2
Итого:
18часов
Контроль самостоятельной работы студентов
Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории.
Предусмотрены следующие виды контроля:
– устный опрос;
– отчетные работы.
Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.
Оценка текущей успеваемости студентов выставляется преподавателем в журнал
теоретического обучения.
Критерии оценки выполненной обучающимся работы:
оценка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений; тема раскрыта
полностью;
оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками; тема раскрыта не
полностью;
оценка «3» - работа выполнена с ошибками, тема не раскрыта.