Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Автор: Терян Элеонора Арамовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Ромашка" Населённый пункт: п Мокроус Федоровский район Саратовская область Наименование материала: методическая разработка(презентация) Тема: Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС Раздел: дошкольное образование
РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ДО
Применение современных развивающих
педагогических технологий на себя и
собственную практику работы с детьми.
Воспитатель д/с «Ромашка» п. Мокроус:Терян Э.А.
2015 г.
ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС
ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА, ПРИ КОТОРОМ САМ
РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ УЧАСТНИКОМ (СУБЪЕКТОМ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, А ТАК ЖЕ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ
В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требование воспитателя :
воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он
постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед
ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать
детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных,
инициативных действий.
Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах
.
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
•создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности;
•создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
•недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы
и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей,
стараться реализовывать их пожелания и предложения;
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты,
выставки и др.)
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ
ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
предметно-развивающая среда.
Должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства,
один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами
замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так
дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и
способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы,
взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что
является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
образовательная и игровая среда.
Должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не
следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти
тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил,
составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой
деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при
решении новых задач.
содержание развивающей среды должно учитывать
индивидуальные особенности и интересы детей конкретной
группы
. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в
группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые
виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ:
создание ситуации, побуждающей детей
активно применять свои знания и умения,
нацеливать на поиск новых творческих
решений. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку,
лучше дать совет, задать наводящие
вопросы, активизировать имеющийся у
ребенка прошлый опыт, нацеливать на
поиск нескольких вариантов решения, тем
самым вызывать у детей чувство радости и
гордости от успешных инициативных
действий.
ПРОГРАММА У УЧЕТОМ ФГОС
Программа обеспечивает полноценное
развитие личности детей во всех
основных образовательных областях, а
именно: в сферах социально-
коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического
и физического развития личности детей
на фоне их эмоционального
благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим
людям.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у
детей дошкольного возраста.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым
исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что
исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-
дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает
возможность удовлетворить присущую ему любознательность,
почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не
учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку
проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость,
удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при
направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить
цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным
путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не
только память, мышление, логику, но и личностные характеристики,
такие как воля и творческие способности
ИМЕННО ПОЭТОМУ Я ПОСТАВИЛА ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ: СОЗДАТЬ
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА, ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Создать в группах предметно-развивающую среду для развития
познавательного интереса детей, а именно - организовать в группе
лабораторный уголок по экспериментированию
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Цель: развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего
мира путем исследования.
Мною было проведено познавательное занятие «Путешествие в мир
посуды» Занятие было взято из книги «Что было до». Игры-путешествия в
прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина.
Рассказала детям из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой
вилкой была заточенная палочка. Предложила такой палочкой наколоть
кусочек картофеля. Проблема-пища соскальзывала с палочки
(Рассуждение детей)Что же дальше придумал человек, чтобы было
удобнее есть? Все вместе пришли к выводу, что человек создал
инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным
концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у них
она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.
На следующем занятии «Путешествие в прошлое стула», также детям было
предложено посидеть на полу- удобно или нет? Посидеть на пеньке,
табурете, мягком стуле. Порассуждать, что было раньше, что потом.
Предложила вспомнить детям сказку «Три медведя» и обыграть ее с
игрушками- медведи, кукла, кроватки, стол и пенечки. Создана проблема,
как пенечки превратились в стулья. Сначала дети рассуждали, затем
искали в группе то, что можно использовать для поделки стула. В итоге
нашли пластилин и подставили их к пенечкам- получились стулья.
ЗАДАНИЕ К ЗАНЯТИЮ ПО
ТЕМЕ»ПОМОЖЕМ ФЕДОРЕ»
К Федоре вернулась посуда,ее надо расставить на полки,каждая
обозначена цифрой от 2 до 5,нужно соотнести цифру с количеством
предметов.
Федора решила сварить суп.Какая посуда ей необходима?
(Рассуждение детей)Пришли к выводу,что нужна кухонная посуда,в
ней удобней готовить.Суп готов,надо накрыть стол для обеда.Нужно
выбрать подходящую. Дети рассуждали,какую выбрать
посуду.Пришли к выводу,что глубокая тарелка вместительней,чем
мелкая.Назвали,что посуда столовая.Посуда выбрана,но все ли есть
на столе?Чего не хватает?Нет ложки.Перед детьми ставится
проблема:где взять ложку?Ложка потерялась,ведь она очень
маленькая,надо идти в лес на ее поиски.
В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и
наблюдает,как он раскладывает свои ложки.Детям предлагается
игра-драматизация по этой сказке.
Федора не стала просить ложку у Жихарки.. И дети решили сделать
ложку для ФедорыДетям предлагается на выбор разные
материалы:глина,краски,бумага,трафареты.
ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛОЖКАМИ
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару",
"Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают
ложки. Дети самостоятельно проводили эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет
ли магнитом» и другие.
Занятие творческо- исследовательский « Хочу все знать о пуговице».
Цель : формирование у детей естественно- научных представлений о предметах
окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-
исследовательской деятельности.
Здачи :
• развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников,
педагогов, родителей;
• развивать мыслительную активность и творческие способности;
• совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению
предметов, познанию их особенностей и назначения;
• развивать коммуникативные навыки;
• обогащать сенсорный опыт детей;
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать нравственно - волевые качества;
• учить применять полученные знания в жизни.
СТРОИЛСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Образовательная деятельность осуществлялась мною в ходе
режимных моментов и в процессе организации различных видов
детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и
поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и
им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог
услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все
остальные пойдут наперекосяк".
В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники
учились пришивать пуговицы. Во время художественного творчества
они придумывали свои пуговицы.
с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так
называемая пуговичная мозаика. Продолжением беседы о дизайне
одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались
правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов
(пальто, блузке, детскому платью и т. п.).
. Ребята рассматривали пуговицы с помощью лупы, сортировали их по
видам и материалам.
На этапе продуктивной деятельности вместе с
детьми изготовили аппликации, панно и
другие поделки. Оказалось, что из пуговиц
можно сделать массу красивых вещей.
Девочки с удовольствием демонстрировали
интересные украшения: браслеты, бусы из
пуговиц.
Таким образом, на данном занятии
дошкольники узнали интересные факты из
истории пуговицы, их классификацию,
пословицы и поговорки об этой детали
одежды, получили представление о способах
пришивания пуговиц и их значении.
ОПЫТЫ И
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
Читала детям рассказ «Гадкий утенок»
Затем сравнили игрушки- курицу и лебедя.
Проблема:почему курица не плавает?В
результате игры погружения игрушей в воду
дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах
перепонок.Затем обратила внимание детей на
лежащие на столе перье.Чьи они могут быть?
Дети рассматривали их через увеличительные
стекла, пускали их в воду,дули на
них.Проблема:почему перья не намокают?
Проведен эксперемент: дети смазали руки
кремом,опустили в воду.Вывод:перья покрыты
жиром.
НАБЛЮДЕНИЕ И ТРУД В
УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
Дети занимальсь посадкой лука,наблюдали,как
развивается растение,постоянно поливали его,делая
вывод,что без воды растение засыхает.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ.
Опыты с водой .
Эксперимент “Какая бывает вода”
(научно – познавательный набор «Родниковая вода»)
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без
запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с
принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со
способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах
поведения при работе с различными веществами.
Эксперимент “Куда делась вода”.
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения
от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность
воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить
причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить
представление детей о значении воды для жизни человека; развивать
социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться,
учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Взяли чистый песок и насыпали его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрели форму песчинок.
Она может быть разной; рассказала детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок
возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
ОПЫТ № 3
«Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно
в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если
долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
«Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито.
Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет
(например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните
лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится
примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на
набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование на песке.
способствует развитию сенсорных ощущений,
раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует
развитию двух полушарий (так как рисование
происходит двумя руками) .
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И
ДЕТЕЙ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ
РУКОТВОРНОГО МИРА И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
Занимались на детской площадке трудовой
деятельностью.Собрали и занесли в группу
веточки деревьев.Проблема:как сделать,чтобы
веточки были похожими на зимние?
Рассуждение детей- покрасить белой
краской,украсить ватой.Решили обернуть
белыми салфетками.
Также предложив детям шишки, каштаны,
крылатки ясеня,перья,скорлупки ореха,
ракушки,пластилин,задала вопрос- что можно
смастерить?Дети с удовольствием придумывали
и конструировали поделки из природного
материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Мы так организовываем детскую деятельность, в том числе
самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в
умении наблюдать, запоминать,
сравнивать,действовать,добиваться поставленной цели.
Ни одну воспитательную задачу или образовательную
нельзя успешно решить без контакта с родителями. Свое
общение с родителями мы строим на основе
сотрудничества, которое по утверждению родителей
сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны
личности своего ребенка.
Таким образом, правильно организованная предметная
среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных
методов и приемов, взаимодействие с родителями,
организация совместной практической деятельности
взрослых и детей являются важными условиями поддержки
детской инициативы.