Напоминание

Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС


Автор: Терян Элеонора Арамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Ромашка"
Населённый пункт: п Мокроус Федоровский район Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка(презентация)
Тема: Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

И ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ДО
Применение современных развивающих педагогических технологий на себя и собственную практику работы с детьми. Воспитатель д/с «Ромашка» п. Мокроус:Терян Э.А. 2015 г.
ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА, ПРИ КОТОРОМ САМ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ УЧАСТНИКОМ (СУБЪЕКТОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, А ТАК ЖЕ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требование воспитателя
:  воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.  предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.  Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах .  поддержку индивидуальности и инициативы детей через: •создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; •создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; •недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).  проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;  презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

предметно-развивающая среда.
Должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ. 
образовательная и игровая среда.
Должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. 
содержание развивающей среды должно учитывать

индивидуальные особенности и интересы детей конкретной

группы
. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ:
 создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

ПРОГРАММА У УЧЕТОМ ФГОС

Программа обеспечивает полноценное

развитие личности детей во всех

основных образовательных областях, а

именно: в сферах социально-

коммуникативного, познавательного,

речевого, художественно-эстетического

и физического развития личности детей

на фоне их эмоционального

благополучия и положительного

отношения к миру, к себе и к другим

людям.


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у

детей дошкольного возраста.
 Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка- дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.  Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности

ИМЕННО ПОЭТОМУ Я ПОСТАВИЛА ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ: СОЗДАТЬ

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА, ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 Создать в группах предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группе лабораторный уголок по экспериментированию

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Цель: развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем исследования. Мною было проведено познавательное занятие
«Путешествие в мир

посуды»
Занятие было взято из книги «Что было до». Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина. Рассказала детям из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложила такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема-пища соскальзывала с палочки (Рассуждение детей)Что же дальше придумал человек, чтобы было удобнее есть? Все вместе пришли к выводу, что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у них она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная. На следующем занятии
«Путешествие в прошлое стула»,
также детям было предложено посидеть на полу- удобно или нет? Посидеть на пеньке, табурете, мягком стуле. Порассуждать, что было раньше, что потом. Предложила вспомнить детям сказку «Три медведя» и обыграть ее с игрушками- медведи, кукла, кроватки, стол и пенечки. Создана проблема, как пенечки превратились в стулья. Сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделки стула. В итоге нашли пластилин и подставили их к пенечкам- получились стулья.

ЗАДАНИЕ К ЗАНЯТИЮ ПО

ТЕМЕ»ПОМОЖЕМ ФЕДОРЕ»
 К Федоре вернулась посуда,ее надо расставить на полки,каждая обозначена цифрой от 2 до 5,нужно соотнести цифру с количеством предметов.  Федора решила сварить суп.Какая посуда ей необходима? (Рассуждение детей)Пришли к выводу,что нужна кухонная посуда,в ней удобней готовить.Суп готов,надо накрыть стол для обеда.Нужно выбрать подходящую. Дети рассуждали,какую выбрать посуду.Пришли к выводу,что глубокая тарелка вместительней,чем мелкая.Назвали,что посуда столовая.Посуда выбрана,но все ли есть на столе?Чего не хватает?Нет ложки.Перед детьми ставится проблема:где взять ложку?Ложка потерялась,ведь она очень маленькая,надо идти в лес на ее поиски.  В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает,как он раскладывает свои ложки.Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.  Федора не стала просить ложку у Жихарки.. И дети решили сделать ложку для ФедорыДетям предлагается на выбор разные материалы:глина,краски,бумага,трафареты.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛОЖКАМИ
 Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают ложки. Дети самостоятельно проводили эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет ли магнитом» и другие. 
Занятие творческо- исследовательский
«
Хочу все знать о пуговице».

Цель :
формирование у детей естественно- научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно- исследовательской деятельности. 
Здачи :
 • развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;  • организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;  • развивать мыслительную активность и творческие способности;  • совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;  • развивать коммуникативные навыки;  • обогащать сенсорный опыт детей;  • развивать мелкую моторику рук;  • воспитывать нравственно - волевые качества;  • учить применять полученные знания в жизни.

СТРОИЛСЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В

СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
 Образовательная деятельность осуществлялась мною в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".  В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы. Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы.  с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.).  . Ребята рассматривали пуговицы с помощью лупы, сортировали их по видам и материалам.
 На этапе продуктивной деятельности вместе с детьми изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц.  Таким образом, на данном занятии дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц и их значении.

ОПЫТЫ И

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
 Читала детям рассказ «Гадкий утенок»  Затем сравнили игрушки- курицу и лебедя. Проблема:почему курица не плавает?В результате игры погружения игрушей в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок.Затем обратила внимание детей на лежащие на столе перье.Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду,дули на них.Проблема:почему перья не намокают? Проведен эксперемент: дети смазали руки кремом,опустили в воду.Вывод:перья покрыты жиром.

НАБЛЮДЕНИЕ И ТРУД В

УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
Дети занимальсь посадкой лука,наблюдали,как развивается растение,постоянно поливали его,делая вывод,что без воды растение засыхает.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ.

Опыты с водой
. 
Эксперимент “Какая бывает вода”
 (научно – познавательный набор «Родниковая вода»)  Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму. 
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
 Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. 
Эксперимент “Куда делась вода”.
 Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). 
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
 Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ

«Песок»
 Цель. Рассмотреть форму песчинок.  Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.  Процесс. Взяли чистый песок и насыпали его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрели форму песчинок. Она может быть разной; рассказала детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.  Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.  ОПЫТ № 3 
«Песчаный конус»
 Цель. Установить свойства песка.  Материалы. Сухой песок.  Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.  Итог. Песок может двигаться. 
«Рассеянный песок»
 Цель. Установить свойство рассеянного песка.  Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.  Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.  Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование на песке. способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И

ДЕТЕЙ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

РУКОТВОРНОГО МИРА И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
 Занимались на детской площадке трудовой деятельностью.Собрали и занесли в группу веточки деревьев.Проблема:как сделать,чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей- покрасить белой краской,украсить ватой.Решили обернуть белыми салфетками.  Также предложив детям шишки, каштаны, крылатки ясеня,перья,скорлупки ореха, ракушки,пластилин,задала вопрос- что можно смастерить?Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 Мы так организовываем детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать,действовать,добиваться поставленной цели.  Ни одну воспитательную задачу или образовательную нельзя успешно решить без контакта с родителями. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое по утверждению родителей сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.  Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержки детской инициативы.


В раздел образования