Напоминание

Методическое пособие по теме: Формирование навыков создания орнамента с помощью узелкового батика на уроках декоративно-прикладного искусства


Автор: Пахомова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДОУ Детская художественная школа №1
Населённый пункт: город Альметьевск, Россия, Республика Татарстан
Наименование материала: узелковый батик
Тема: Методическое пособие по теме: Формирование навыков создания орнамента с помощью узелкового батика на уроках декоративно-прикладного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




[Введите текст] МОУ ДО «Детская художественная школа №1» город Альметьевск Республика Татарстан
Методическое пособие

Формирование навыков создания орнамента

с помощью узелкового батика на уроках

декоративно-прикладного искусства

в Детской художественной школе
Выполнила
:

Пахомова

Татьяна Ивановна
Преподаватель декоративно- прикладного искусства г. Альметьевск 2017 г.
Введение

[Введите текст]
Проблема
изучения орнамента на уроках декоративно- прикладного искусства в художественной школе имеет большое значение, так как с помощью орнамента можно декорировать любые формы творческой деятельности учащихся.
Актуальность
данной проблемы заключается в том, что в рамках изучения основ изобразительного искусства в ДХШ, орнамент во всех его формах и проявлениях детально изучается только на уроках декоративно-прикладного искусства. Навыки создания орнамента широко используются на уроках композиции, живописи и других учебных дисциплин. В связи с этим
целью
методической работы является: разработать методику формирования навыков создания орнамента с помощью узелкового батика. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи:
 изучить и сделать анализ методической литературы по заданной теме,  рассмотреть технику узелкового батика для создания орнамента,  показать этапы последовательности работы, рассмотреть приемы узелковой техники, установить, что в результате этих приемов получаются разнообразные орнаменты по форме и по содержанию,  сделать анализ полученных результатов.
Анализ

освещенности
выбранной темы в методической литературе, в исследованиях отдельных авторов показал, что с одной стороны широко освещена тема изучения орнамента, с другой стороны - тема художественной росписи тканей, но решение проблемы формирования навыков овладения орнаментом с помощью узелкового батика освещена в данной методической работе впервые. Новый, экспериментальный подход в изучении орнамента очень эффективен и дает положительные результаты, активизирует творческую деятельность учащихся, которые начинают создавать свои оригинальные способы узелковой техники для создания орнаментов. Практические навыки, полученные по данной теме, используются для выполнения различных художественных работ,
[Введите текст] их можно объединить в общую композицию, например: «Лоскутный ковер» и др. Таким образом, методические рекомендации, которые внедрены автором в педагогическую деятельность, оказывают существенное влияние на достижение успешных результатов.
Структура
методической работы обусловлена поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также работ учащихся.
[Введите текст]
Глава 1
Изучение орнамента с помощью узелкового батика позволяет учащимся практически создавать самые разнообразные узоры по форме. Основные этапы работы:  познакомить детей с историей возникновения батика  рассказать о видах батика  показать, как с помощью узелкового батика создавать узоры на ткани  научить приемам складывания и прошивания ткани, а также окраске образцов.
История возникновения батика
Художественный текстиль – большая ветвь декоративно- прикладного искусства, один из самых распространенных его видов. Ткани, одежда играют в жизни людей не только утилитарную роль, но и эмоциональную, эстетическую. Искусство ручной росписи тканей очень старо. Оно известно в различных вариантах в Южной Азии и Африке. Римский автор Плиний (29-79 гг. до н.э.) в своем труде « Естествознание » упоминает о том, что в Древнем Египте сохранились холсты, обработанные воском или рисовым клейстером и окрашенные в яркие цвета. Зародилось это искусство в Индонезии на острове Ява. Слово «батик» - яванского происхождения, в переводе оно обозначает «рисование горячим воском». Воск и некоторые соки каучконосных растений, будучи нанесенными на ткань, способны механически не пропускать через себя растворы красителей, т.е. резервировать ткань от красителя, благодаря чему можно наносить узоры, окрашивая ткань. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших способов орнаментации тканей «батик».
[Введите текст]
Виды батика
Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. При
холодном батике
резервирующую смесь наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. При
горячем батике
расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски. Третий способ ручной росписи тканей – свободная роспись. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Узелковый батик
– это не роспись ткани, а ее крашение. Создание уникального узора легко осуществить в условиях художественной школы, так как рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают и прошивают, а затем красят. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и других. В Индии он называется «бандана», что означает «связывать».
Глава 2

Создание орнамента с помощью узелкового батика

Необходимые материалы
Для создания узелкового батика необходимы: ткань, хлопчатобумажные нитки, бельевые прищепки, резиновые перчатки. Для учащихся художественной школы наиболее удобна хлопчатобумажная ткань. От толщины и структуры ткани зависит будущий рисунок. Тонкие ткани легче завязывать, прокрасить и получить четкие линии на сгибах. Хлопчатобумажные нитки, веревки должны быть крепкими, плотно прилегать к ткани. Веревки не только фиксируют сложенную ткань в нужном положении, но и сами создают рисунок полос.
[Введите текст]
Складывание ткани
Целенаправленно складывая, получим более четкий рисунок. Попробуем самый простой способ – складывание по вертикали, горизонтали, диагонали. 1. Параллельные полосы получаем, складывая ткань в виде плиссировки по прямой. Необходимо проглаживать каждую полоску. Сложенную ткань замотаем нитками, они дадут тонкие неокрашенные полоски. Более сложный узор получится при обматывании в виде шишки. 2. Складываем ткань по диагонали. Ширина и угол, под которым пойдут полосы, зависят от желания учащихся, а узор самих полос от количества и качества обвязывания. 3. Диагональные полосы и ромбы возникают, если сложить ткань по диагонали (угол с углом), а потом сделать плиссировку и обмотку. 4. V – образный узор. Ткань сложить вдвое по средней линии и заплиссировать по диагонали, выполнить четыре крепкие обмотки. 5. Лучеобразная плиссировка. Сложить ткань вдвое, складки с одной стороны делают более узкими и постепенно расширяют. 6. «Елочка» возникает, если ткань перед диагональной плиссировкой сложить, например, втрое, отогнув ее сначала налицо, а потом дважды перевязать наизнанку. 7. Сложив ткань вчетверо и также заплиссировав по диагонали, получим «крестообразную звезду». 8. «Конверт». В основе этого приема – откидывание уголков к центру квадрата или от центра. 9. «Волна». Ткань сложить пополам. Два противоположных угла дважды откинуть вперед е средней линии так, чтобы они соприкасались. Левую часть отогнуть назад и сложить пополам вперед, перевязать. 10. Рисунок «квадратов». Сложить квадратную ткань четыре раза и обмотать.
[Введите текст]
Прошивание ткани
Прошивание ткани дает большую свободу в создании рисунка. Возможно сочетание приемов складывания, обматывания и прошивания. Ткань прометываем по намеченным линиям иглой с толстой белой ниткой №10, длина стежков примерно 5мм, затем нить сильно затягиваем, материал присборивается и краска не проникает в глубину складок. 1. Узор «солнышко». В центре ткани намечаем окружность, прошиваем и затягиваем. Красивый узор получается, если выполнить несколько окружностей через разные расстояния от центра. 2. «Узор из клеток». Ткань в клетку получается, если сделать наметку по горизонтали и вертикали, затянуть нить и обмотать. 3. Узор «хоровод» образуется, если разметить и прошить несколько квадратов, увеличивающихся от центра.
Глава 3

Окраска ткани
В условиях учебного помещения окраска тканей является сложной и небезопасной. Поэтому практикуется окраска кистью. Подготовленный образец ткани необходимо намочить, просушить полотенцем. Главное условие – прокрашивать ткань внутри сгибов кисточкой, работать необходимо в резиновых перчатках. Крашение можно выполнять одним или двумя – тремя цветами от светлого к темному. После окраски образец просушивают на воздухе, подвешивая прищепкой к натянутой веревке. Слегка влажную ткань развязывают или разрезают нитки обмотки. Окончательно высушив ткань на воздухе, разглаживают утюгом. Для узелковой техники в условиях детской художественной школы используют краску «Батик-хобби» производства ОАО «Гамма», так как она безопасна при использовании по назначению.
[Введите текст]
Практические рекомендации по окраске ткани
Если необходимо добиться четкого белого рисунка, - многое зависит от толщины образца ткани, чем он плотнее, тем труднее краске войти во внутренние слои. Тонкая жесткая обмотка также дает четкий рисунок почти без полутонов. Если после крашения на ткани нет белых мест, значит перевязки были слабые или веревки пропускают краску. Если на ткани почти нет цветного рисунка (почти все белое), значит ее много было замотано внутрь. Если во время глажения на ткани появляются крапинки, значит ее гладили слишком влажной. В данной методической работе представлены только некоторые варианты узелковых эффектов, но применяя эту технику, можно найти новые и неожиданные варианты. Целе сообразно экспериментировать вместе с детьми и искать новые способы узелкового крашения.
Заключение
Изучение орнамента с помощью данной техники интересно и занимательно, развивает фантазию у учащихся и побуждает их к творческому процессу и экспериментированию. Способов и приемов узелковой техники очень много описано в современной литературе, но главная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть творческие способности детей и предложить им самим искать собственные приемы узелковой техники. На уроках декоративного искусства каждому окрашенному кусочку ткани находится применение. Например, при изготовлении русских обрядовых кукол, дети «одевают их в нарядные расписные одежды. Из окрашенных в узелковой технике лоскутов вместе с детьми собираем и шьем лоскутный орнаментальный коврик. Такая коллективная форма работы сближает учащихся, делает их более ответственными, позволяет совместно решать творческие задачи. Таким образом, в руках учащихся – созданная ими уникальная по рисунку ткань, и возможности ее использования безграничны, как и возможности самой техники батика, как нет предела творческому поиску.
[Введите текст]
Список использованной литературы
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. / Р.А. Гильман ; отв. ред. В.А. Салахетдинова. – М. : Гуманитарное изд-во центр Владос, 2005. – 159 с. 2. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. /И.А.Дворкина ; отв. ред. М. Семченкова. - : ОАО Издательство «Радуга», 2000. – 160 с. 3. Жолобчук А. Я. Подарки из батика. / А.Я. Жолобчук ; отв. ред. Е.Р.Бычкова. - : М. : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2006. – 78 с. 4. Ивановская В.И. Геометрический орнамент / В.И. Ивановская. – М. : Изд-во «В. Шевчук, 2009. – 208 с. 5. Фокина Л.В. Орнамент. /Л.В. Фокина ; отв. ред. И. Жиляков. – Ростов-на-Дону. : «Феникс», 2005. – 172 с. Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей. /В.И. Чурилова ; отв. ред. Я.Н. Васюткевич. – М. : АСТ ; Донецк: Сталкер, 2005. – 171 с.
[Введите текст]
Работы учащихся

[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст] Коллективная работа учащихся « Ковер орнаментальный »
[Введите текст]


В раздел образования