Автор: Миляхова Юлия Герасимовна
Должность: учитель родного (ханты) языка и культуры народов ямала
Учебное заведение: МБОУ "МСОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: с.Мужи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Практика организации внеурочной деятельности в школе в
рамках реализации ФГОС
Сегодня
перед
школой
стоит
сложнейшая
задача
-
воспитать
культурную, творческую личность, умеющей найти свое место в сложной,
постоянно
меняющей
действительности.
Одним
из
путей
активизации
познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального
потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения, при
которых
деятельность
обучаемого
носит
продуктивный,
творческий,
поисковый характер.
Каким должен быть современный урок хантыйского языка? Этот
вопрос
является
актуальным
для
всех
учителей
хантыйского
языка,
которых
волнует
проблема
модернизации
образования,
которым
небезразлично,
что
будущее
поколение
затрудняется
высказывать
собственное мнение, что у многих ребят бедный словарный запас, нет в
семьях общения на родном языке.
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею
личностно – ориентированного подхода с использованием современных
образовательных
технологий
с
целью
максимально
выявить
и
развить
индивидуальные
творческие
способности
учащихся.
Помочь
личности
познать
себя,
самоопределиться
и
самореализоваться. Личностно-
ориентированный
подход
в
обучении
относится
к
гуманистическому
направлению
в
педагогике.
Основной
принцип
этого
направления
заключается в следующем: в центре обучения должен находиться ученик, а
не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками
хантыйского языка и литературы играет развитие у учащихся интереса к
предмету,
то
есть
повышение
познавательной
активности,
творческого
мышления.
Обучение хантыйскому
языку в русскоязычной школе имеет свои
особенности. Цели и задачи
в работе - это формирование первичных
умений
и
навыков
устной
речи,
чтения
и
письма
с
опорой
на
коммуникативный
подход
к
изучению
хантыйского
языка;
включать
обучающихся в диалог, знакомить их своеобразием мира, дать понять, что
именно
через родное слово, родной язык человек познает мир. Родной
язык
является
связывающим
звеном
сохранить
самобытность
народа,
культуру, обычаи.
Одной из черт этнопедагогики является ненавязчивое воспитание и
обучение. Детей не учили ничему специально, не повторяли несколько раз,
они обучались и воспитывались, вовлекаясь в процесс совместного труда,
взаимодействия.
Процесс преподавания хантыйского языка в школе носит не только
образовательный
характер,
но
и
направлен
на
воспитание
успешной
личности,
ориентированной
на
общечеловеческие
и
национальные
ценности. С этой целью стараюсь формировать и развивать творчески
мыслящую
личность
ребенка,
способную
принимать
нестандартные
решения.
В
своей
работе
для
развития
интереса
к
родному
языку,
использую
игровой
метод
обучения
с
использованием
современных
образовательных технологий.
В этом случае такие занятия как: урок-
сказка, урок-загадок, урок-соревнование, урок-викторина, урок-рисование
проходят
более
эмоциональном
уровне,
и
запоминаются
лучше.
Для
обогащения
словарного
запаса
у
детей
использую
на
уроке
картинки,
рисунки, таблицы, ребусы, кроссворды, оформленных в виде презентаций.
Материал урока вводится
в строгой последовательности, постепенно, в
порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник
поднимался по ступеням.
Использование
мультимедийных
средств
помогает
реализовать
личностно-ориентированный
подход
в
обучении,
обеспечивает
индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их
уровня обученности, склонностей. Изучение родного языка с помощью
компьютерных
программ
вызывает
огромный
интерес
у
учащихся
и
способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся. Это
позволяют
выводить
на
экран
информацию
в
виде
текста,
звука,
видеоизображения,
игр.
Обучение
с
помощью
компьютера
дает
возможность
организовать
самостоятельную
работу
каждого
ученика.
Применение
компьютерных
презентаций
на
уроках
позволяет
ввести
новый лексический материал в наиболее увлекательной форме, реализуется
принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации.
Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных
презентаций
как
нельзя
лучше
расширяет
запас
активной
лексики.
Используя информационные ресурсы, можно, интегрируя их в учебный
процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на
уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя
материалы сети разной степени сложности,
-
совершенствовать
умения
аудирования
на
основе
аутентичных
звуковых текстов, также соответственно подготовленных учителем;
-
совершенствовать
умения
монологического
и
диалогического
высказывания
на
основе
проблемного
обсуждения
представленных
учителем или кем-то из учащихся материалов;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,
лексикой
родного
языка,
отражающего
определенный
этап
развития
культуры народа;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя
речевой этикет, особенно речевого поведения народа в условиях общения,
особенности культуры, традиций изучаемого языка.
Задача
моей
педагогической
деятельности
-
научить
детей
осмысливать
язык,
понимать
его
историческое
развитие,
воспринимать
живую речь, будить интуитивное творческое воображение. Свой личный
опыт преподавания родного языка воплощаю через активное внедрение в
учебный процесс элементов диалоговой, исследовательской деятельности и
компьютерной
технологии,
применяю
следующие
приемы,
как
наблюдение, сравнение, сопоставление.
Эффективность применения информационных технологий на уроках
родного языка, в том числе преимущество их использования в качестве
средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и
вариативность.
Компьютер
помогает
повысить
уровень
преподавания,
обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь,
наконец, стимулом в обучении.
Для
решения
традиционных
образовательных
задач
на
уроке
применяю системы мультимедийной презентации, Интернет. На основе
этого
был
подготовлен
познавательный
материал
по
произведениям
и
биографическим данным писателей, интерактивные игры для уроков.
О с в о е н и е
к о м п ь ю т е р н ы х
т е х н о л о г и й
п о з в о л я е т
индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по
отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения,
активизировать
познавательную
деятельность,
усилить
творческую
составляющую работы как ученика, так и учителя.
Таким
образом,
использование
современных
образовательных
технологий в практике преподавания хантыйского языка – это не только
сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной
работы,
самоконтролю,
взаимоконтролю,
приемам
исследовательской
деятельности.