Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС ООО"


Автор: Иваницкая Яна Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Стрелецкая СОШ"
Населённый пункт: с. Стрелецкое Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях внедрения ФГОС ООО"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова»

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании

педагогического совета

Директор школы

Протокол № ___ от

_____О.А. Верюханова

«___»______ 2016 г.

Приказ № _____от

«___»______ 2016 г.

Программа

по реализации

гражданско-патриотического воспитания

Автор разработки – учитель истории Иваницкая Я.Ю.

2016-2017 учебный год

Введение

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Д.С. Лихачев

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-

нравственное состояние общества и являлись его несомненным достоянием.

Можно с уверенностью утверждать, что в современном обществе, когда мы

всё

чаще

сталкиваемся

с

грубостью

и

насилием,

жестокостью

и

безнравственностью,

проблема

гражданско-патриотического

воспитания

школьников становится как никогда актуальной.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия

по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан

Российской Федерации (далее - граждане). В 2001 - 2015 годах реализованы 3

государственные программы патриотического воспитания.

Патриотическое

воспитание

представляет

собой

систематическую

и

целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов

гражданского

общества

и

семьи

по

формированию

у

граждан

высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины.

Свой

пристальный

взгляд

на

данный

вопрос

обращают

не

только

историки,

философы,

литераторы

и

искусствоведы.

Этому

вопросу

посвящено

значительное

количество

правовых

работ.

В

рамках

такого

подхода решения данной проблемы на государственном уровне были изданы

документы, имеющие непосредственное отношение к данному вопросу:

Концепции

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации;

государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.

Они

направлены

на

формирование

у

граждан,

и,

прежде

всего,

у

подрастающего

поколения,

высоких

нравственных,

мо р а л ь н о -

психологических

качеств,

среди

которых

немаловажное

значение

имеют

гражданственность,

патриотизм,

ответственность

за

судьбу

Отечества,

защита своего государства, привитие чувства ответственности к своей Родине

и Малой Родине – Белгородчине.

Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться

отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает

воспитывать патриота.

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из

главных

условий

возрождения

русской

нации

в

лучших

традициях

её

существования.

Функционально

грамотный

гражданин

-

это

человек,

любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать

свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение

и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе

самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но

и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а

не

стороннего

наблюдателя.

Формируя

гражданина,

мы,

прежде

всего,

должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки

зрения

-

это

самобытная

индивидуальность,

личность,

обладающая

единством духовно-нравственного и правового долга.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и

развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей

страны.

Формирование

гражданских

и

патриотических

качеств

личности

школьников,

воспитанию

у

них

активной

жизненной

позиции

-

одна

из

основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.

В 2016-2017 учебном году я стала классным руководителем 6 «Б»

класса.

Первоочередной

своей

задачей

я

поставила

проведение

адаптирования данной программы к воспитанникам класса.

Хочу поделиться опытом работы классного руководителя в направлении

гражданско-патриотического воспитания в классе.

Цель патриотического воспитания:

-

создание

условий

для

формирования

личности

гражданина

и

патриота

России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие,

чувство

собственного

достоинства,

осознание

себя

частью

окружающего

мира,

потребностью

участвовать

во

всех

делах

на

благо

семьи,

школы,

родного города, страны.

Задачи:

дать представления о правах и обязанностях человека, гражданина,

семьянина, товарища;

формировать

у

обучающихся

моральные

качества,

нравственность,

коллективизм,

трудолюбие,

уважение

и

усвоение

норм

ценностей,

способов поведения;

создать условия для формирования у учащихся чувств сопричастности

к родному дому, семье;

формировать

у

детей

осознание

принадлежности

к

школьному

коллективу,

стремление

к

сочетанию

личных

и

общественных

интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы

в коллективе;

развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах

истории

страны;

о

традициях

и

культурном

достоянии

Родины;

о

примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине,

России,

государственной

символике,

родному

языку,

народным

традициям, к старшему поколению;

способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности,

национальной гордости, готовности к защите Отечества.

В нашей школе, носящей имя Героя Советского Союза А.Е. Черникова,

имелись некоторые наработки по гражданско-патриотическому воспитанию

обучающихся. Тем не менее, они показались мне недостаточными, этим и

объясняется актуальность создания данной программы.

В своей работе я использую различные формы воспитания, в том числе, и

гражданско-патриотического. В связи с этим для реализации патриотического

воспитания было определено несколько направлений работы:

I направление. Воспитание через систему классных часов.

Классные часы гражданско-патриотической направленности:

«Государственные символы России»;

«Я – гражданин России»;

«Мои права и обязанности»;

«Конвенция о правах ребёнка»;

«Устав школы»;

«Уроки нравственности»;

«Семейные ценности»;

Просмотр видеофильмов о войне;

«Славим подвиг русского народа», или «Великие люди России»;

«Что такое толерантность», или «Любите себя и других».

II направление. Участие детей в социально-значимых мероприятиях.

Поздравление тружеников тыла с Днем Победы и с днем пожилого

человека;

Проект «Моя семья - моя крепость»;

Подари книгу ребёнку-инвалиду;

Посещение выставок (ежегодно);

Конкурс Социальных проектов «В здоровом теле - здоровый дух»;

Торжественная линейка, посвященная памяти Героя Советского Союза

А.Е. Черникова (ежегодно);

Работа в летнем лагере «Помощь младшим товарищам»;

Школьный конкурс стихов о войне (ежегодно);

Конкурс защита плакатов «Права ребенка в современном мире».

III

направление.

Воспитание

на

боевых

традициях

народа

и

Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия, посвящённые празднованию Дня Победы;

Внеклассное мероприятие, посвящённые «Дню Защитника Отечества»

- «Хорошо, что у страны, есть такие пацаны» (ежегодно), поздравление

мальчиков класса с Днём Защитника Отечества;

Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»;

Вахта

Памяти.

Участие

в

ежегодном

празднике

9

мая

«День

Победы!».

IV направление. Военно-спортивные игры, конкурсы.

Участие в интеллектуальном клубе «Знатоки» (игра и викторины о

великих сражениях, битвах и войнах России - «Бородинское

сражение», «Славным защитникам Сталинградской битвы

посвящается», «Курская битва – грандиозное событие ВОВ»;

Участие в ежегодном смотр-строе песни на школьном уровне;

Участие в игре «Зарница».

Данные мероприятия оказывают положительное влияние на организационное

укрепление

коллектива

класса,

способствует

развитию

общественной

активности

детей,

формирует

качества,

необходимые

будущему

воину,

защитнику Родины.

Конкурс «А ну-ка, мальчики».

Немаловажная роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится

классному

самоуправлению,

нацеленному

на

развитие

гражданской

активности,

инициативности,

оказание

помощи

и

поддержки

на

этапе

становления личности подростков, формирование патриотизма.

На мой взгляд, ведущую роль в гражданско-патриотическом воспитании

занимает семья. Весьма поучительна в данном отношении фраза: «Ребёнок

учится тому, что видит он в дому; родители пример ему». Именно в семье, с

того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живёт его семья

и

начинается

процесс

воспитания

личности,

формирования

и

развития

патриотизма.

Поэтому

свою

работу

в

данном

случае

я

строю

в

тесном

взаимодействии с родителями. Именно благодаря семье учащиеся класса

принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях школы и

Района.

Результатом

положительного

использования

разнообразных

форм

воспитания,

в

том

числе

и

гражданско-патриотического,

считаю

сплоченность

классного

коллектива,

а

уровень

сплочённости

коллектива

определяю по результатам анкетирования в конце года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе специально

организованного

обучения

и

воспитания

в

рамках

гражданско-

патриотического

направления

мы

получим

нравственно

устойчивую

личность,

социально

активного,

в

правовом

и

общекультурном

плане

грамотного и законопослушного гражданина государства.

В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку

ориентироваться

в

сложных

социально-экономических

проблемах,

разбираться

в

обще ственно-политиче ской

жизни

ст раны.

А

целенаправленное

освоение

подрастающим

поколением

нравственных

ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в

свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого

ребенка.

Результатами

активной

деятельности

в

данном

направлении

стали

следующие работы учащихся:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Районный конкурс

исследовательских работ

участников Всероссийского туристско-

краеведческого движения "Отечество"

посвящённый 75-летию Курской битвы

Секция «Святое Белогорье»

Летопись моего района

Подготовил:

Праведников Владислав

Максимович учащийся 9 "А" класса

МОУ "Стрелецкая СОШ" 308511

ул. Краснооктябрьская 203 "А"

8-919-436-74-90

Руководитель:

Иваницкая Яна Юрьевна,

учитель истории

МОУ "Стрелецкая СОШ"

Белгородский район, с. Стрелецкое,

ул.Краснооктябрьская,д.148,

308511

8-915-563-60-40

Белгородский район, С.Стрелецкое 2017 год

Родина…Для каждого из нас это слово священно. Произнося его, мы, прежде

всего, представляем не огромные просторы России, а то место, где родился и

вырос, где находится отчий дом.

В истории любого города, поселка, деревни немало славных страниц,

написанных вместе с историей страны, которую мы узнаем из летописей.

Летопись

погодная

запись

исторических

событий,

производимая

современником.

Каждая

из

них

начинается

словами: «в

лето»

-

отсюда

название – летопись.

Слова «летопись» и «летописец» были синонимами, но летописцем мог

называться

также

и

сам

составитель

произведения

(например,

летописец

Нестор). Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее

рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и

точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они

сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах

городов, принимали участие в мирских делах.

Но

летописец

должен

рассказать

и

о

тех

историях

которым

не

был

свидетелем.

Поэтому в летопись добавлялись сказания, предания и даже

легенды.

Каждый век, каждое поколение что-то открывает и познаёт в мире. И когда

люди

открывают,

исследуют

что-то

новое

то

они

дают

тем

предметам,

которые

открыли, свои названия. Поэтому из летописей мы можем узнать

названия городов, географического местоположение или правителей, которые

на тот момент правили тем или иным государством.

Как же жизнь народа отображается в его языке? В каждом народе это

происходит по-разному. Какие названия улиц, сёл и городов до нас донесли с

древних времён наши предки? Эти вопросы я поставили перед собой. Раньше

названия городов, сёл и деревень происходили от имени владельца деревни

(помещик), или что чаще всего от имени князя. Также города, хутора и

деревни ещё называли от названия местного географического положения,

иногда от названия реки или озера.

Если провести анализ места которым я интересуюсь, то можно узнать много

нового

о

каком

либо

месте,

например:

почему

он

назван

так,

когда

образовался, сколько там проживало населения и много полезного.

Я хотел бы описать сложившуюся культуру в том месте где я живу и

учусь. А именно С.Стрелецкое. И как это место вписано в нашу общую

русскую культуру. Какое значение оно значило в 17, 18 веке для России.

Село Стрелецкое берёт своё начало в 17 веке.

Царство Московское

вынуждено было постоянно оборонятся от угрозы с юга и востока. Хоть

татаро-монгольское иго уже и не существовало, орда распалась, но зато

остались её осколки, и то же Крымское ханство весьма докучало своими

набегами

на

южные

рубежи

Московского

царства.

Москва

терпела

постоянные набеги татар и теряла населения в больших количества, которое

татары угоняли в плен.

А татарские дороги проходили в том числе и по

нашей тогдашней территории, это были Муравский, Кальмиуский, Изюмский

шлях. Именно по этим дорогам враги угоняли в плен местное население и

продавали его уже в Крыму, например на рынке невольничьем, где сейчас

находится современный города - Николаев, Феодосия.

Надо было что то делать, и руководство страны принимает решение

построить

специальный

заградительный

заслон

-

черту.

Цель

этого

мероприятия

было

построение

очень

длинного

оборонительного

вала

с

использованием преимуществ и недостатков нашей и не только местности.

При

царе

Фёдоре

Иоанновиче(Ивановиче)

одного

из

последних

сыновей

Ивана Грозного был основан город Белгород в 1593(1596) году, а уже в 17

веке в 1646

году был основан город Болховой, который нынче является

частью города и называется - район "Болховец". А тогда эта была крепость,

которая

входила в состав Белгородской оборонительной черты и должна

была перекрыть татарам дорогу на Москву и другие города. Сейчас многие

люди уезжающие с остановки "Весна" в город не подозревают, что на месте

старого

кладбища

где

сейчас

установлена

радио

вышка

и

стоял

город-

крепость Болховец. Хочу отметить, что в 1680 году на эти земли состоялся

набег.

Первые военные люди здесь(район С.Стрелецкого) селись по месту

своего

назначения

получилось

четыре

поселения.

Казацкое

-

ул.

Краснооктябрьская,

Драгунское,

Пушкарское,

Стрелецкое.

Больше

всего

военно-служивых людей проживало в

слободе Стрелецкой, даже сейчас

Стрелецкое остаётся самым крупным селом среди перечисленных. Ещё одно

доказательства того, что здесь вряд ли жили землепашцы, это то, что земля

под

жильё

здесь

видывалась

на

склонах

холмов

и

возле

реки,

само

расположение такое не способствует крестьянской полноценной жизни, а

служивым

военным

людям

платили

жалованье

по

нашему

зарплату.

Известно что к 1677 году гарнизон крепости состоял из: 143 стрельцов , 118

казаков, 18 пушкарей , 16 пушек. Даже и сейчас в окрестностях Болховца а

так же дальше в сторону Томаровки можно средь полей разглядеть те старые

древние валы. После завершения засечной черты набеги сократились и стали

очень

редки.

Вот

такую

службу

несли

здесь

служивые

люди

тогдашней

России.

Служивые

люди

моего

края

справились

со

своей

задачей

по

сдерживания

натиска

татар.

А

теперь

эта

память

выразилась

в

тихих

названиях сёл напоминающих нам а том времени, и наша задача не забыть

эти события, поскольку память об этих временах это как наша совесть.

В. Праведников

Список используемой литературы.

1. Учебник "Белгородоведение" под ред. Шаповалова В.А., изд-во БелГУ,

2002 г.

2. Духовное краеведение белгородчины (методические рекомендации...)

Чернова С.С. - Белгород. 2005

3. Духовное краеведение белгородчины (Краткий словарь) Чернова С.С. -

Белгород. 2005

4. Белгородские силуэты. Крупенков А.Н. - Белгород. 1933

5. Традиции и культура русского быта (учебное пособие) Туранина Н.А. -

Белгород. 2004

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Районный конкурс

исследовательских работ

участников Всероссийского туристско-

краеведческого движения "Отечество"

посвящённый 75-летию Курской битвы

Секция «Святое Белогорье»

Летопись моего района

Подготовил:

Рыбальченко Максим Антонович,

учащийся 7 «Б» класса

МОУ "Стрелецкая СОШ" 308511

ул. Шоссейная, 26 а "А"

8-952-423-81-71

Руководитель:

Иваницкая Яна Юрьевна,

учитель истории

МОУ "Стрелецкая СОШ"

Белгородский район, с. Стрелецкое,

ул.Краснооктябрьская,д.148,

308511

8-915-563-60-40

Белгородский район, с. Стрелецкое 2017 год

Воспоминание белгородцев о войне.

И снова память мне покоя не даёт.

М. Ножкин

Что

есть

память?

Память

одно

из

важнейших

свойств

бытия,

способность

сохранять

в

сознании

прежние

впечатления,

воспоминания.

Память противостоит уничтожающей силе времени. Человеческая жизнь не

бесконечна, продлять её может только память, которая одна только побеждает

время. Немало лет прошло с тех пор, как началась Великая Отечественная

война. Жестокая трагедия минувшей войны, память о ней живёт в сердцах,

саднит и ноет болью. И в который раз возникает неодолимое желание читать

воспоминания очевидцев – «книги памяти» Читая их, мы пытаемся ответить

на вопросы: что дало мужество, откуда черпались силы, чтобы выстоять,

победить и воспитать многие поколения достойных людей?

Память человека избирательна. Воспоминания субъективны, но для

человека, они самый настоящий и эмоциональный источник оценки событий.

Значимость

воспоминаний

поистине

бесценна.

Воспоминания

это

документальный

жанр,

часть

устной

истории

народа.

Они

помогают

реконструировать

не

отражённые

в

официальных

документах

моменты,

дополнить и оживить историю.

Воспоминания очевидцев освобождения Белгородчины от фашистских

захватчиков

это

устные

документы,

которые

нужно

успеть

сохранить.

Рассказы очевидцев не только воспоминания о ходе военных действий, но и

рассказы быте, моде, пище военного времени.

С

целью

необходимости

сохранить

воспоминания

для

потомков,

систематизировать и записать собранный материал, мы провели исследование

и выяснили, что у некоторых ребят есть родственники, чьё детство пришлось

на страшное военное время. Мы посетили жителей села

Стрелецкое,

которые

были

очевидцами

оккупации

и

освобождения

Белгородчины от фашистских захватчиков в период Великой Отечественной

войны.

Из

воспоминаний

Галищева

Николая

Кузьмича

мы

узнали,

что

15

сентября 1941 года ему исполнилось четырнадцать лет. Он жил в деревне

Добрая Воля. Он сказал, что в первые два года войны было очень страшно,

так как силы были не равны и фашисты чувствовали себя победителями. Над

головами

летали

немецкие

самолёты.

Гитлеровцы

всё

разрушали

и

уничтожали.

Николай

Кузьмич

вспоминает,

что

очень

трудно

было

прокормиться, есть хотелось всегда. Из мёрзлой картошки, которую удалось

припрятать от немцев, делали драники, в лесу собирали грибы и конский

щавель,

из

которого

варили

суп.

В

1943

году

наши

солдаты

пошли

в

наступление,

было

радостно

осознавать,

что

над

головой

летают

наши

самолёты. Николай Кузьмич отметил, что за победу сражались не только

сильные мужчины, но и хрупкие женщины. Ему тоже очень хотелось на

фронт. Теперь он понимает, что тяжёлый труд в тылу тоже, пусть и немного,

помог приблизить долгожданную победу.

Мартынов

Фёдор

Фёдорович

родился

в

1921

году

в

городе

Баку.

Великую

Отечественную

войну

Фёдор

Фёдорович

встретил,

находясь

на

срочной службе, на границе с Польшей. Служил он автомехаником в войсках

химической

защиты.

За

хорошую

воинскую

дисциплину

и

военную

подготовку

его

премировали

отпуском

на

родину,

но

съездить

домой

помешала война.

Фёдор Фёдорович рассказал, что война застала всех врасплох. Утром 22

июня

1941года

он

увидел

пограничников,

которые

бежали

с

оружием

в

кальсонах все в крови. На границе была паника.

«Все люди в то время жили верой, верой в победу. Война коснулась всех – от

мала до велика.» - сказал Фёдор Фёдорович.

Под городом Харьков в мае 1942 года, батальон в котором служил

Фёдор Фёдорович попал в окружение, сам он был ранен. Войну закончил

недалеко

от

города

Львова

в

составе

ремонтно-восстановительного

батальона.

Ветеран сказал, что из шестнадцати человек, призывавшихся в ряды

вооружённых сил СССР вместе с ним, в живых остался он один.

В 1941 году Шенинг Раисе Николаевне было 3 года. Когда немцы

захватили Белгород маленькую Раю мама посадила на саночки и они со

многими

другими

жителями

города

и

его

окрестностей

бежали

в

село

Казацкое. На дворе стоял морозный февраль. Мама везла Раису на саночках

по

льду

замёрзшего

болотца.

Вдруг

послышался

гул

самолётов.

Люди

закричали:

«Немцы,

немцы!».

Все

побежали,

но

по

льду

бежать

очень

сложно. Раечка была совсем мала и ещё не понимала в какой опасности

находятся они с мамой. Ей нравилось как от льда со звоном отлетают какие-

то

камешки.

Когда

Раиса

подросла,

то

поняла,

что

эти

камешки

были

немецкими пулями. «Только чудо спасло нас с мамочкой!», - сказала Раиса

Николаевна. Ещё она очень хорошо запомнила, что 12 июля 1943 года стоял

страшный гул. Она хотела спрятаться от устрашающего шума. Это доходил

грохот танкового сражения под Прохоровкой.

Наконец,

пришла

долгожданная

победа.

Все

вокруг

радовались,

поздравляли

друг

друга.

По

улице

Будёного

(ныне

улица

Сумская)

шли

советские солдаты. Люди выбегали к ним навстречу и благодарили. Один

солдат взял Раечку на руки и заплакал, наверное он вспомнил свою дочь. «Я

до сих пор помню его колючую небритую щёку», - сказала, заплакав Раиса

Николаевна.

Сухорукова Екатерина Аксёновна родилась в Курской области. Когда

началась Великая Отечественная война, ей была 14 лет. Конечно она не

принимала

участия

в

боевых

действиях

на

территории

Курской

и

Белгородской областей, но ей пришлось жить при «новом» гитлеровском

порядке.

Она

вместе

с

другими

подростками

под

присмотром

полицаев

работала в поле. Немцы для нужд своей армии угоняли скот, отобранный у

жителей, вывозили зерно. « Эти варвары увозили даже наш плодородный

чернозём»,

вспоминает

Екатерина

Аксёновна.

Зимой

1943

года

из

Прохоровского района, где жили её родственники пришла страшная весть.

Немецкие оккупанты загнали в Гусь-Погореловскую школу 615 пленных

красноармейцев облили школу бензином и подожгли. Из горящей школы

пытались выбраться советские солдаты, но их тут же расстреливали. Из этой

деревни были угнаны в Германию почти все молодые девушки и парни.

Юная

Екатерина

очень

боялась,

что

её

вместе

с

другими

юношами

и

девушками отправят в Германию. Но в 1943 году доблестная Красная армия

освободила село от фашистов.

В конце войны её призвали в армию по повестке. Войну она прошла

санитаркой

передвижного

полевого

госпиталя.

В

штате

госпиталя

было

много молоденьких девочек – сестёр, санитарок.

При госпитале было 12 собственных машин, он был рассчитан на 120

мест, но в действительности раненых было намного больше. « Работа была

очень тяжелой, грязной, а так как все это происходило под бомбежкой, было

очень страшно. Не было достаточного количества перевязочного материала,

приходилось вручную стирать бинты. Сильно завшивленное нижнее белье

проглаживали духовыми утюгами. Спать приходилось по 3-4 часа в сутки.

Наградой за этот тяжкий труд служила благодарность бойцов, возвращенных

в строй».

С военным госпиталем Екатерина Аксёновна спасала жзни людей на

Кавказе, в Германии, в Польше. В Польше госпиталь расформировали и

Екатерина Аксёновна вернулась домой. В Белгородской области Сухорукова

Екатерина Аксёновна живёт с 2009 года в семье племянницы.

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти народа. Её нельзя

вычеркнуть из памяти тех, кто смог выстоять и победить.

М. Рыбальченко

Источники:

1. Воспоминания Галищева Николая Кузьмича

2. Воспоминания Мартынова Фёдора Фёдоровича

3. Воспоминания Шенинг Раисы Николаевны

4. Воспоминания Сухоруковой Екатерины Аксёновны.



В раздел образования