Автор: Львова Лариса Анатольевна
Должность: заведующий детским садом
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга" комбинированного вида
Населённый пункт: город Остров, Псковская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие семьи и детского сада в
условиях ФГОС ДО
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные
функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их
взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от
« 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где
прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги
ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители
имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка».
Что
сегодня
должны
учитывать
педагоги
дошкольного
образования
в
данном
направлении
работы
(«Взаимодействие
детского
сада
с
семьей»)
в
рамках
реализации ФГОС ДО?
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих
детей наравне с детским садом, 2) изменение
ценностного отношения сотрудников
детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей
участниками
полноценного
воспитательного
процесса.
Достичь
высокого
качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это
единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех
в
этом
нелегком
процессе
воспитания
полноценного
человека
зависит о т уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели
и
задачи
семьи
и
детского
сада
совпадают. Обе
стороны
желают
по
окончании
детского
сада
получить
одинаковый
результат:
здорового,
смышленого,
инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить
свое образование в школе.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
по
иному
взглянуть
на
проблему
взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья-
детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
•
информировать
родителей
(законных
представителей)
и
общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и
всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
•
-обеспечить открытость дошкольного образования;
•
-создавать
условия
для
участия
родителей
(законных
представителей)
в
образовательной деятельности;
•
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
•
-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с семьёй на основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных
инициатив семьи;
•
-создавать
условия
для
взрослых
по
поиску,
использованию
материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
•
«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью
на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
•
При
взаимодействии
работы
двух
структур
необходимо
учитывать
дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и
микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности
родителей в воспитании своих детей.
•
– создать единое пространство
•
развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного
воспитательного процесса.
Цель педагогов
•
Задачи: Обеспечить
психолого-педагогическую
поддержку
семьи
и
повысить
компетентность родителей (ФГОС)
•
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
•
Создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
•
Оказать
помощь
родителям
в
воспитании
детей
и
активизировать
их
воспитательные
умения,
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
•
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат:
здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который
сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства
ДОУ и семьи
1 . Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских,
доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2 . Индивидуальный
подход
(в
ежедневном
контакте
воспитателя,
когда
родители
приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и
чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где
никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1.Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное
направление-
направлено
на
ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста,
ф о р м и р о в а н и е
у
р о д и т е л е й
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
•
- общие, групповые собрания;
•
- консультации и индивидуальные беседы;
•
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
•
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
•
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
•
- открытые занятия ;
•
- мастер-класс;
•
- семинары.
•
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность
видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
•
сравнивать
его
поведение
и
умения
с
поведением
и
умениями
других
детей,
перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
•
- совместное создание предметно-развивающей среды;
•
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
•
- утренние приветствия;
•
- семейные проекты.
Информационно-аналитиче ское
н ап р а вл е н и е -
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей,
уровня
их
педагогической
грамотности,
установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть
индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
-
тестирование.
-
личные беседы
Данные
формы
помогут
правильно
выстроить
работу
с
родителями,
сделать
ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного
социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической
работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для
определения перспектив развития детского сада.
Важные моменты:
- все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
-
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой
информации быстро пропадет;
-
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на
цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
-
содержание предполагаемого
материала должно быть
действительно интересно
большинству родителей.
Досуговое
направление
-
призвано
устанавливать
теплые
доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями
и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы
они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши
будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется
удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
•
По данному направлению можно организовать:
•
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
•
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в
основном они.
•
- развлечения;
•
- праздники
•
- празднование дней рождения;
•
- выставки;
•
-акции;
•
-селфи-безопасности;
•
-конкурсы к традиционным праздникам;
•
-дни добрых дел.
Вывод:
Перспективы
работы
мы
видим
в
поиске
нового
содержания
работы
с
родителями,
поскольку
формы
организации
взаимодействия
с
семьей,
как
показывают
результаты
опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны.
Необходимо ввести еще и такие нововведения:
•
- Дни открытых дверей;
•
- Родительская почта;
•
-Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
•
«Гость групп.
В
процессе
тренинга
с
воспитателями
были
рассмотрены
различные
аспекты
многогранного взаимодействия с родителями нашего ДОУ. Воспитатели проанализировали
собственные качества, помогающие и препятствующие им эффективному общению с
родителями.