Напоминание

"Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО"


Автор: Львова Лариса Анатольевна
Должность: заведующий детским садом
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга" комбинированного вида
Населённый пункт: город Остров, Псковская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие семьи и детского сада в

условиях ФГОС ДО

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные

функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их

взаимодействие.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от

« 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где

прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги

ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители

имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими

лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка».

Что

сегодня

должны

учитывать

педагоги

дошкольного

образования

в

данном

направлении

работы

(«Взаимодействие

детского

сада

с

семьей»)

в

рамках

реализации ФГОС ДО?

Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих

детей наравне с детским садом, 2) изменение

ценностного отношения сотрудников

детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать

родителей

участниками

полноценного

воспитательного

процесса.

Достичь

высокого

качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это

единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех

в

этом

нелегком

процессе

воспитания

полноценного

человека

зависит о т уровня

профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Цели

и

задачи

семьи

и

детского

сада

совпадают. Обе

стороны

желают

по

окончании

детского

сада

получить

одинаковый

результат:

здорового,

смышленого,

инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить

свое образование в школе.

В

связи

с

этим

возникает

необходимость

по

иному

взглянуть

на

проблему

взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья-

детский сад» в совместном воспитании дошкольников.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки

семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

информировать

родителей

(законных

представителей)

и

общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного

пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и

всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

-обеспечить открытость дошкольного образования;

-создавать

условия

для

участия

родителей

(законных

представителей)

в

образовательной деятельности;

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укреплении их здоровья;

-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в

том

числе

посредством

создания

образовательных

проектов

совместно

с семьёй на основе

выявления

потребностей

и

поддержки

образовательных

инициатив семьи;

-создавать

условия

для

взрослых

по

поиску,

использованию

материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а

также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,

связанных с реализацией Программы.

Задача детского сада

«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью

на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

При

взаимодействии

работы

двух

структур

необходимо

учитывать

дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и

микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности

родителей в воспитании своих детей.

– создать единое пространство

развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного

воспитательного процесса.

Цель педагогов

Задачи: Обеспечить

психолого-педагогическую

поддержку

семьи

и

повысить

компетентность родителей (ФГОС)

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

Оказать

помощь

родителям

в

воспитании

детей

и

активизировать

их

воспитательные

умения,

поддерживать

их

уверенность

в

собственных

педагогических возможностях.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают

Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат:

здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который

сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Основные принципы партнёрства

ДОУ и семьи

1 . Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских,

доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2 . Индивидуальный

подход

ежедневном

контакте

воспитателя,

когда

родители

приводят и забирают детей).

3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и воспитательные запросы).

4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и

чем занимается их ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где

никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

1.Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Познавательное

направление-

направлено

на

ознакомление

родителей

с

возрастными

и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста,

ф о р м и р о в а н и е

у

р о д и т е л е й

практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

- открытые занятия ;

- мастер-класс;

- семинары.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность

видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,

сравнивать

его

поведение

и

умения

с

поведением

и

умениями

других

детей,

перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- семейные проекты.

Информационно-аналитиче ское

н ап р а вл е н и е -

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов

родителей,

уровня

их

педагогической

грамотности,

установление

эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть

индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

-

тестирование.

-

личные беседы

Данные

формы

помогут

правильно

выстроить

работу

с

родителями,

сделать

ее

эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и

ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного

социального статуса, имеющие разный уровень образования.

Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической

работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для

определения перспектив развития детского сада.

Важные моменты:

- все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

-

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой

информации быстро пропадет;

-

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на

цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

-

содержание предполагаемого

материала должно быть

действительно интересно

большинству родителей.

Досуговое

направление

-

призвано

устанавливать

теплые

доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями

и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы

они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши

будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется

удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в

основном они.

- развлечения;

- праздники

- празднование дней рождения;

- выставки;

-акции;

-селфи-безопасности;

-конкурсы к традиционным праздникам;

-дни добрых дел.

Вывод:

Перспективы

работы

мы

видим

в

поиске

нового

содержания

работы

с

родителями,

поскольку

формы

организации

взаимодействия

с

семьей,

как

показывают

результаты

опросника и других проверок, в МБДОУ разнообразны, современны.

Необходимо ввести еще и такие нововведения:

- Дни открытых дверей;

- Родительская почта;

-Мероприятия, организованные по инициативе родителей.

«Гость групп.

В

процессе

тренинга

с

воспитателями

были

рассмотрены

различные

аспекты

многогранного взаимодействия с родителями нашего ДОУ. Воспитатели проанализировали

собственные качества, помогающие и препятствующие им эффективному общению с

родителями.



В раздел образования