Напоминание

"Использование ИКТ на уроках физики в условиях реализации ФГОС"


Автор: Еранова Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: пос.Октябрьский Лениградский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




В настоящее время российское образование осуществляет переход к новым

образовательным стандартам, совсем недавно принят и новый «Закон об

образовании». Главная цель предстоящих изменений — привести российскую

систему образования в соответствие с требованиями современности. Задача

школы в новых условиях — создать условия для формирования у выпускников

компетенций, обеспечивающих им в будущем профессиональную

востребованность, способность постоянно овладевать новыми знаниями,

самосовершенствоваться. Все это практически невозможно без овладения

новыми информационными технологиями. Именно формирование и развитие

информационно - коммуникационных компетентностей современного учителя

должно вывести процесс преподавания на более высокий качественный

уровень.

Практический опыт применения компьютерных технологий на уроках физики

иматематики многими коллегами и мой собственный показывает, что у

учащихся, активно работающих с компьютером, повышается интерес к

предмету, облегчается усвоение нового материала, появляются новые

возможности для развития творчества. Активное использование ИКТ на

уроке позволяет развивать коммуникативные навыки и умения, дает

возможность получить максимум полезной информациии, учит работать в

команде, развивает аналитические навыки, повышает информационную

грамотность.

Для того, чтобы эффективно использовать ИКТ в процессе обучения, учителю

необходимо:

- иметь представление обо всех существующих и вновь появляющихся

электронных средствах обучения,

- уметь применять данные средства на практике для оптимизации

образовательного процесса.

Необходимыми условиями для использования ИКТ на уроках физики и

математики считаю следующие:

- наличие необходимого оборудования: компьютер, проектор, большой экран

- компакт - диски или другие электронные носители информации

- источники информационных технологий: электронные энциклопедии,

репетиторы - контролеры, компьютерные учебники, мультимедиа презентации,

Интернет.

Подробнее остановимся на использовании мультимедиа презентаций на уроке.

В настоящее время в Интернете можно найти огромное количество готовых

презентаций по самым разным темам. Многие из них очень грамотны,

информативны, красочны. Однако, считаю, что гораздо интереснее и полезнее

для учителя, минимально знакомого с основами создания презентаций в

программе PowerPoint, лучше и полезнее делать это самому. Использование

ИКТ на уроке не может быть ограничено только применением мультимедиа

презентаций. Различные типы уроков предполагают разнообразные варианты

использования ИКТ. Например:

1) на уроке - лекции — в качестве иллюстративного материала.

2) на уроке - семинаре — для выступлений учащихся с использованием ИКТ.

3) на повторительно - обобщающем уроке — для отбора и систематизации

изученного материала.

4) на уроках - смотрах знаний — для защиты рефератов и проектов учащихся.

5) на уроках контроля и проверки знаний — для выполнения тестовых и других

контрольных заданий.

6) на интегрированных уроках — для создания мини - проектов учащихся.

7) На уроках с использованием Интернет - ресурсов — для извлечения

информации.

Считаю, что применять ИКТ необходимо на уроках не только в старших

классах, но и в среднем звене. В последнем случае учитель, в основном, берет

на себя большую часть работы по подготовке и использованию ИКТ. В тоже

время, учащиеся среднего звена уже могут находить и отбирать необходимую

для урока информацию в различных источниках, готовить с их помощью

индивидуальные сообщения, иллюстративный материал для урока и т. д.

Учащиеся старших классов уже активно используют ИКТ для выполнения

творческих заданий, создания собственных проектов и презентаций. Нередко

старшеклассники владеют компьютером гораздо лучше учителя, могут

выступать полноправными партнерами в подготовке и проведении урока. В

данном случае ученики не только оказывают помощь учителю, но и

развиваются дальше сами.

Огромную помощь могут оказать ИКТ и при подготовке учащихся к ГИА и

ЕГЭ:

1) выполнение тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных

заданий ГИА и ЕГЭ.

2) использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on -

line режиме позволяет оценить уровень подготовки учащихся.

3) участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах способствует развитию

творческих способностей, компетенции учащихся.

Нельзя не остановиться и на трудностях, с которыми может столкнуться

учитель при использовании ИКТ. Во - первых, далеко не во всех школьных

кабинетах истории есть компьютер, а проведение уроков уроков в кабинете

информатики не всегда возможно. Во - вторых, не все учащиеся имеют дома

компьютер и доступ к Интернету, что затрудняет выполнение самостоятельных

заданий даже заинтересованными учениками. В - третьих, недостаточная

компьтерная грамотность учителя может затруднять использование имеющихся

в образовательном учреждении возможностей. В - четвертых, низкий уровень

компьютерной грамотности учащихся может свести к минимуму все усилия

учителя. В - пятых, на освоение новых технологий, овладение новыми

навыками, подготовку презентаций требуется много времени.

Сегодня становится очевидным, что современная школа не может развиваться в

отрыве от модернизации и компьютеризации всего общества. Современный

учитель должен не только учить детей, но и постоянно учиться сам. Только в

этом случае школа может обеспечить одно из важнейших прав гражданина

России — право на качественное образование.

Содержимое разработки

Использование ИКТ при организации образовательного процесса в рамках

реализации ФГОС.

Еранова О.Н., учитель физики МБОУ СОШ №5



В раздел образования