Автор: Еранова Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: пос.Октябрьский Лениградский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование
В настоящее время российское образование осуществляет переход к новым
образовательным стандартам, совсем недавно принят и новый «Закон об
образовании». Главная цель предстоящих изменений — привести российскую
систему образования в соответствие с требованиями современности. Задача
школы в новых условиях — создать условия для формирования у выпускников
компетенций, обеспечивающих им в будущем профессиональную
востребованность, способность постоянно овладевать новыми знаниями,
самосовершенствоваться. Все это практически невозможно без овладения
новыми информационными технологиями. Именно формирование и развитие
информационно - коммуникационных компетентностей современного учителя
должно вывести процесс преподавания на более высокий качественный
уровень.
Практический опыт применения компьютерных технологий на уроках физики
иматематики многими коллегами и мой собственный показывает, что у
учащихся, активно работающих с компьютером, повышается интерес к
предмету, облегчается усвоение нового материала, появляются новые
возможности для развития творчества. Активное использование ИКТ на
уроке позволяет развивать коммуникативные навыки и умения, дает
возможность получить максимум полезной информациии, учит работать в
команде, развивает аналитические навыки, повышает информационную
грамотность.
Для того, чтобы эффективно использовать ИКТ в процессе обучения, учителю
необходимо:
- иметь представление обо всех существующих и вновь появляющихся
электронных средствах обучения,
- уметь применять данные средства на практике для оптимизации
образовательного процесса.
Необходимыми условиями для использования ИКТ на уроках физики и
математики считаю следующие:
- наличие необходимого оборудования: компьютер, проектор, большой экран
- компакт - диски или другие электронные носители информации
- источники информационных технологий: электронные энциклопедии,
репетиторы - контролеры, компьютерные учебники, мультимедиа презентации,
Интернет.
Подробнее остановимся на использовании мультимедиа презентаций на уроке.
В настоящее время в Интернете можно найти огромное количество готовых
презентаций по самым разным темам. Многие из них очень грамотны,
информативны, красочны. Однако, считаю, что гораздо интереснее и полезнее
для учителя, минимально знакомого с основами создания презентаций в
программе PowerPoint, лучше и полезнее делать это самому. Использование
ИКТ на уроке не может быть ограничено только применением мультимедиа
презентаций. Различные типы уроков предполагают разнообразные варианты
использования ИКТ. Например:
1) на уроке - лекции — в качестве иллюстративного материала.
2) на уроке - семинаре — для выступлений учащихся с использованием ИКТ.
3) на повторительно - обобщающем уроке — для отбора и систематизации
изученного материала.
4) на уроках - смотрах знаний — для защиты рефератов и проектов учащихся.
5) на уроках контроля и проверки знаний — для выполнения тестовых и других
контрольных заданий.
6) на интегрированных уроках — для создания мини - проектов учащихся.
7) На уроках с использованием Интернет - ресурсов — для извлечения
информации.
Считаю, что применять ИКТ необходимо на уроках не только в старших
классах, но и в среднем звене. В последнем случае учитель, в основном, берет
на себя большую часть работы по подготовке и использованию ИКТ. В тоже
время, учащиеся среднего звена уже могут находить и отбирать необходимую
для урока информацию в различных источниках, готовить с их помощью
индивидуальные сообщения, иллюстративный материал для урока и т. д.
Учащиеся старших классов уже активно используют ИКТ для выполнения
творческих заданий, создания собственных проектов и презентаций. Нередко
старшеклассники владеют компьютером гораздо лучше учителя, могут
выступать полноправными партнерами в подготовке и проведении урока. В
данном случае ученики не только оказывают помощь учителю, но и
развиваются дальше сами.
Огромную помощь могут оказать ИКТ и при подготовке учащихся к ГИА и
ЕГЭ:
1) выполнение тестов и заданий по изученным темам по типу экзаменационных
заданий ГИА и ЕГЭ.
2) использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on -
line режиме позволяет оценить уровень подготовки учащихся.
3) участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах способствует развитию
творческих способностей, компетенции учащихся.
Нельзя не остановиться и на трудностях, с которыми может столкнуться
учитель при использовании ИКТ. Во - первых, далеко не во всех школьных
кабинетах истории есть компьютер, а проведение уроков уроков в кабинете
информатики не всегда возможно. Во - вторых, не все учащиеся имеют дома
компьютер и доступ к Интернету, что затрудняет выполнение самостоятельных
заданий даже заинтересованными учениками. В - третьих, недостаточная
компьтерная грамотность учителя может затруднять использование имеющихся
в образовательном учреждении возможностей. В - четвертых, низкий уровень
компьютерной грамотности учащихся может свести к минимуму все усилия
учителя. В - пятых, на освоение новых технологий, овладение новыми
навыками, подготовку презентаций требуется много времени.
Сегодня становится очевидным, что современная школа не может развиваться в
отрыве от модернизации и компьютеризации всего общества. Современный
учитель должен не только учить детей, но и постоянно учиться сам. Только в
этом случае школа может обеспечить одно из важнейших прав гражданина
России — право на качественное образование.
Содержимое разработки
Использование ИКТ при организации образовательного процесса в рамках
реализации ФГОС.
Еранова О.Н., учитель физики МБОУ СОШ №5