Напоминание

"Разговор о жизненных ценностях"


Автор: Юрченко Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Апшеронский СРЦН"
Населённый пункт: г.Апшеронск,Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разговор о жизненных ценностях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытое занятие.

Тема «Разговор о жизненных ценностях» или «Ценности, которым

нет цены».

Цель: Создать условия, для того чтобы подростки задумались

о

важности ценностей в их жизни.

Задачи:

-cпособствовать

повышению

интереса

подростков

к

своему

внутреннему

миру, развитию самосознания;

-определить

какие

ценности

для

подростков

в

данный

момент

являются

актуальными, с целью дальнейшей работы в этом направлении;

-заставить задуматься о последствиях выбора ценностей;

-способствовать

созданию

в

группе

атмосферы

эмоциональной

свободы,

открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

Материалы

и

оборудование: видеоролик

«Самая

высокая

цена»,

презентация «Жизненные ценности», эпиграф на плакате “Умрет человек в

человеке – заменить его будет некем...”, бланки со списком ценностей для

ранжирования,

плакат

«Правилами

поведения

на

занятии»,

картинки

с

изображением материальных ценностей.

Форма проведения: диспут в сопровождении презентации.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Воспитатель:

- Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Я рада вас видеть.

Давайте улыбнемся друг другу, ведь для того, чтобы наше занятие

прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но понятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

Прежде чем начать занятие, давайте с вами вспомним правила общения

на занятии. (дети называют правила)

2.Основная часть

Вступительное слово воспитателя:

-Ребята, вы на пороге взрослой жизни. И уже сейчас пора задуматься,

что вы хотите, кем будете, что для вас важно, что ценно?

Сегодня

я

приглашаю

вас

к

разговору

о

жизненных

ценностях

их

значении в жизни человека (слайд 1).

2.1. Так что же такое ценность? (слайд 2)

-Какие ассоциации, образы возникают у вас, когда вы слышите слово

«ценности»? ( ответы детей)

-

Вот

видите,

какие

разные

у

всех

нас

понятия

о

ценностях.

Воспитатель обобщает ответы детей (слайд 3).

- Вот какое определение слова “ценность” я нашла в словаре:

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо (слайд 4).

-А что же тогда жизненная ценность?

(ответы)

Воспитатель:

Правильно. Это то, что наиболее важно, ценно в жизни человека.

Жизненные ценности- это индивидуальные(у каждого человека они свои)

особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

Иначе говоря,- это отношение к окружающей нас действительности (семье,

друзьям,

другим

людям,

знаниям,

себе,

своему

здоровью,

успеху,

достижениям и т.д.).У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь,

которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти

себя самого от всяких напастей. На основании своей оценки человек имеет

возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и

злым, полезным и вредным. И от этого зависит будет он жить полноценно и

счастливо,

либо-

примитивно

и

бесцветно

существовать.

Перефразируя

известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я

скажу, кто ты».

-Различают духовные и материальные ценности (слайд 5).

(объяснение воспитателя)

Упражнение с 2-мя шкатулками (материальные и духовные ценности).

У меня есть две шкатулки. В одной лежат украшения, деньги – это

богатство. Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят

богатства? (ответы воспитанников)

А

в

другой

шкатулке

пусто.

Что

мы

можем

туда

положить?

(размышление детей).

Давайте в шкатулку положим свою бусинку с названием духовной

ценности,

которой

обладаете

именно

вы

(дети

кладут

в

подготовленную

пустую шкатулку свою бусинку с названием духовной ценности)

- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное

богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство

из первой шкатулке или из второй.

(Выслушивают ответы воспитанников)

Вопрос: Что же важнее для общества: духовность или материальность?

Вывод делают дети. Нравственное общество можно построить на духовной

основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть

второстепенна. прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей

душе, находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с

вами собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей

Земле, тем лучше и добрее будет наш мир.

(слайд 6)

Есть ценности которым нет цены…

Есть ценности которым нет цены…

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в твоей школьной сумке

Учебник первый в твоей школьной сумке

И письма не вернувшихся с войны…

И письма не вернувшихся с войны…

Но если занят ты одной заботой

Но если занят ты одной заботой

Приобретать вещественное что-то,

Приобретать вещественное что-то,

Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

Преуспевай! Не покушайся только

Преуспевай! Не покушайся только

На ценности, которым нет цены.

На ценности, которым нет цены.

Избирательное

отношение

человека

к

материальным

и

духовным

ценностям, система его установок, убеждений выражается в его поведении.

Представьте такую ситуацию (слайд 7) :

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от

ужаса, сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом

стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу

выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как

вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили

мальчики.

“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

(ответы)

Есть хорошее изречение:

- А как вы думаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека,

может без них значительно проще? (ответы)

«Посеешь

поступок…,пожнешь

характер…,посеешь

характер…,

пожнешь

судьбу».

А теперь посмотрим такую сценку:

Автор: Готов для человечества он многое свершить…

Мальч: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел.

Мальч: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!

Атор: Дед от простуды лечиться, лекарство дать велит.

Мальч: Но он не человечество, он старый инвалид.

Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол с ней с утра!

Мальч: Она не человечество, а младшая сестра!

Когда судьбой назначено, Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую на скверике пасти?!

Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел…

Мальч: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!

Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…

Сестра: Я тоже человечество, и мне гулять пора.

Вопрос детям: для того, чтобы быть хорошим человеком,- нужно ли ждать

подвига или можно просто помогать и заботиться о близких?

Если

человек

живет,

чтобы

приносить

людям

добро,

облегчать

их

страдания,

давать

людям

радость,

то

он

оценивает

себя

на

уровне

этой

человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою

жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Видеоролик «Самая высокая цена».

Обсуждение.

«Человеческие ценности» .

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

У

одного

крестьянина

был

сын,

который

стал

себя

плохо

вести.

Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против

дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места- весь

столб был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика,

что

он

начал

исправляться.

Тогда

за

каждый

его

поступок

отец

стал

вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь

был

вытащен

,

но

на

мальчика

это

произвело

совсем

неожиданное

впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь? -спросил его отец.- Ведь гвоздей больше нет?

-Гвоздей -то нет. А дырки остались, - ответил сын.

Вопросы:

1.

Почему заплакал мальчик?

2.

Хороший ли способ воспитания выбрал отец?

3.

Какой способ убеждения используют ваши родители?

- Как уже говорилось, жизненные ценности у всех разные и сейчас я хочу

попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения

1. Успешный человек – это человек, который...

2. Неудачник – это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности – это ...

6. Мнимые ценности – это ...

(ответы)

2.2.Практическая работа (работа в группах ).

Предлагается набор ценностей, с которым ребята работают в течение трёх

минут.

Цель работы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее

важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа

должна

выработать

единую

позицию

и

объяснить

её.

(Работа

идёт

на

музыкальном фоне).

Список ценностей (слайд 8).

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Ценность группы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, что для нашей (как и для

любой) группы очень важно, очень ценно, чтобы всем нам было хорошо и

комфортно вместе. Правильно, дружба!

Давайте немного поиграем и проверим, насколько вы умеете помогать друг

другу (фоновая музыка песенка «Дружба», группа «Барбарики»).

Игра “Коллективный счет”

Цель: развитие внимательности, умения координировать свои действия.

Инструкция: “Сейчас мы будем считать от одного до двадцати. При этом

каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя

называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно

называть число двум и более участником. После каждой ошибки, мы будем

возобновлять счет”.

Анализ:

Трудно ли вам было считать совместно с остальными?

Чем вы руководствовались, когда называли последующее число?

На что при этом обращали внимание?

Игра “Бег с карандашом”

Цель: научить подростков координировать свои действия с партнером, брать

инициативу на себя, руководить этими действиями.

Материалы: карандаши.

Инструкция: “Встаньте

вкруг

и

зажмите,

пожалуйста,

карандаши

между

подушечками

указательных

пальцев

соседей.

Теперь,

не

отпуская

карандашей, синхронно выполняйте задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть

руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг

вперед. 4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться. 5. Присесть; встать.

Анализ:

Понравилось ли вам упражнение?

Что вызвало наибольшую сложность при выполнении

Упражнение

«Прутики» (воспитатель демонстрирует, как просто сломать

один прутик и невозможно сломать их, когда они в одном пучке).

Вывод: необходимо жить в дружбе, поддерживать друг друга.

Итак, мы сегодня узнали, что…

-Ценность- это….

-Жизненная ценность-это

-Ценности бывают…

-Жизненная позиция человека зависит от…

3.Заключение

- И в заключение хочу рассказать вам ещё одну притчу:

В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто

говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность... Много

всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:

— А ты что думаешь? — Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, —

ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, —

подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы

хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые

ценности.

Упражнение “Общий круг!”

Цель: снятие

эмоционального

напряжения,

завершить

занятие

на

положительной ноте.

Время: 5 минут.

Инструкция: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам

поучаствовать

в

небольшой

церемонии,

которая

поможет

нам

выразить

дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим

образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает

руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!”. Оба остаются в центре,

по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за

свободную

руку

либо

первого,

либо

второго,

пожимает

ее

и

говорит:

“Спасибо

за

приятное

занятие!”.

Когда

к

вашей

группе

присоединится

последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным

крепким троекратным пожатием рук”.

Рефлексия (слайд 9).

Сегодня я узнал (а)_____

У меня получилось_____

Было трудно__________

Меня удивило ________

Было интересно___________

Теперь я умею_________________

Я выбираю настроение на занятии

Приложение1

Список ценностей.

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Задание 1. Перепишите данный перечень в свою тетрадь. Разбейтесь на пары

и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему

мнению, человек не властен. Напротив каждого стремления поставьте

соответствующую пометку - “властен” или “не властен”.

Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них

материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в

тетради поставьте соответствующую пометку. Работайте парами.

Примечание. Перед выполнением этого задания нужно объяснить

подросткам значение слов “материальный” и “нематериальный”.

Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то

воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт

существования.

Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем

не менее это существует.

Задание 3. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в

жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради.

Дети выполняют задание.

Ведущий. В представленном списке к материальным ценностям относятся

деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая

квартира, хорошее здоровье.

Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь

осмысленной, являются нематериальными.

Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться,

но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье

будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его

счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить - ненасытна

лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест

ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны

руководить человеком.

По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет,

возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из

перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше

полагается на обстоятельства, чем на себя.

На самом деле вопрос, что же играет большую роль - воля человека или

обстоятельства жизни, - является непростым, дискуссионным. Об этом

рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек

самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается

жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом

предопределяет успешность деятельности и жизни человека.

Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на

результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними.

Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за

достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди

более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.

Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели

являются наиболее важными в жизни. Воспитанники смотрят на списки

целей: написаны на доске и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3).

Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого

воспитанника (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками

повторно упоминаемые пункты.

Далее ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения.

1. Каковы для тебя пять самых важных вещей в твоем списке?

2. Думаешь ли ты, что будешь по-настоящему счастлив, если

этого добьешься?

3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых

твоих устремлений?

После обсуждения делаются выводы.

1. Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями.

2. Одни цели важнее других в силу ценности получаемого в результате

вознаграждения.

3. Цели и вознаграждения простираются от конкретных и осязаемых до

а б с т р а к т н ы х

и

н е м а т е р и а л ь н ы х .

4.

Для

до стижения

какой-либо

цели

необходимо

п р и л ож и т ь

усилия.

5. Иногда из-за желания достичь различные цели возникают противоречия.



В раздел образования