Автор: Семенченко Мария Игоревна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: МБДОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Шахты, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зачем дошколятам английский язык?"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Зачем дошколятам английский язык?»
На сегодняшний день широко известно, что изучение иностранного языка
позволяет
обогатить
дошкольное
образование,
поскольку
дети
данного
возраста
обладают
врождённой
и
ещё
не
утраченной
способностью
к
овладению языками. В нашем городе, как и по стране в целом, открываются
всё новые центры, где малышей обучают английскому языку. Популярность
им обеспечена, так как спрос рождает предложение: многие родители хотят
видеть
своего
ребенка
свободно
владеющим
английским,
французским,
немецким, китайским языками. Иностранный язык в наши дни осознаётся
как
фактор
социально-экономического,
научно-технического
и
общекультурного
прогресса
общества.
Кроме
этого,
востребованность
изучения
английского
языка
обусловлена
и
введением
ФГОС среднего
(полного) образования: с 2020 года английский язык станет обязательным
предметом ЕГЭ.
Но существует и достаточное количество родителей, которые считают, что
в
раннем
возрасте
ребёнок
не
поймёт
и
не
полюбит
такие
занятия.
Я
попробую убедить сомневающихся, что это совсем не так.
Изучение английского языка следует начинать с малых лет. Изучение
иностранного языка,
в
случае
правильной
организации
занятий,
развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Так, в
результате
проведенного
в
школах Англии и
Уэльса
эксперимента,
охватившего
6000 детей,
б ы л о
у с т а н о в л е н о ,
ч т о
з а н я т и я
иностранным языком положительно влияют на знание родного, многие дети
со слабыми общими способностями показали прекрасные успехи в речи на
иностранном языке.
Благоприятное
влияние
изучения
второго языка на
развитие родной речи доказал Л. С. Выготский, отмечал Л. В. Щерба, и
другие
отечественные
ученые.
Многолетние
экспериментальное обучение
иностранному
языку,
проводившееся
коллективом
лаборатории обучения
иностранным
языкам НИИ
общего
и
среднего
образования
АПН
РФ,
подтвердило
“благотворное
влияние
предмета
на детей:
на
их
общее
психическое
развитие
(память,
внимание,
воображение,
мышление,
на
выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных
ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в
целом”. Чем раньше начать приобщать ребенка английской языковой среде,
тем лучше. Так, в течение первых 4-х лет жизни человека, закладывается 50%
способностей
к
познанию,
к
7-8
годам
формируются
основные
навыки.
Начиная
с
8-10
лет,
любые
возможности
необходимо
развивать
путем
тренировок. Чем больше вам лет, тем больше времени вам необходимо будет
уделять и больше сил вкладывать. Поэтому оптимальный вариант обучения
английскому языку детей - это начинать с 4 лет, а то и раньше. Так, дети
говорят на тех языках, они слышат. Таким образом, как можно более скорое
внедрение
в
жизнь
вашего
ребенка
изучения английского
языка будет
способствовать быстрому его схватыванию. В дальнейшем, когда ребенок
подрастет,
разговорный английский буд е т
в о с п р о и з в о д и т ь с я
н а
подсознательном
уровне
без
акцента,
с
использованием
корректной
грамматики.
Принципы
подачи
учебного
материала дошкольникам:
Чтобы
занятия
действительно были эффективными и не перегружали ребенка, они должны
следовать определенным принципам.
• Добровольность занятий. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка
учить английский в раннем возрасте. Если уроки станут обязанностью, то они
могут
быстро
надоесть,
и
впоследствии
малышу
может
быть
сложно
изучать язык. Главная задача родителей и учителя – вызвать интерес к языку,
и в этом хорошо помогает игра. Через игру дети познают мир и легко
вовлекаются в процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки.
• Мотивированность ребенка и интерес к урокам. У ребенка нет той
мотивации учить английский, которая есть у взрослых. Им не нужно строить
карьеру,
они
не
осознают,
что английский понадобится
им
в
будущем.
Поэтому
важно
заинтересовать
ребенка
чем-то
другим.
Если
ему
будет
интересен процесс обучения, если это будет весело и неутомительно, ребенок
сам будет стремиться к занятиям. Придумайте свою мотивацию.
• Комфорт ребенка при обучении. Комфорт – еще один важный момент
п р и обучении. Одни дети легко остаются в группе с другими детьми и
преподавателем, другим нужно, чтобы рядом находился один из родителей.
Это зависит и от возраста ребенка, и от его характера. Если занятия будут для
ребенка проходить естественно, то он легко начнет осваивать материал. Если
вы видите, что ребенок сопротивляется изучению, не стоит оставлять это без
внимания. Возможно, ему не подходит методика, не нравится учитель или
ему просто тяжело. Стоит изменить подход, чтобы вернуть интерес.
• Последовательность обучения. До шести лет нет смысла нагружать детей
правилами, орфографией и грамматикой, зато хорошо учить вместе новые
слова через песни, танцы, игры. Главное, чтобы подача материала была
последовательной и новые знания легко «ложились» на то, с чем ребенок уже
знаком.
• Настойчивость. Прежде всего, помните, что вы ступили на нелегкий
путь, награда в конце которого велика. Будут времени, когда не будет никаких
видимых
результатов.
В
эти
моменты
вы
должны
поддерживать
вашего
ребенка и вместе с ним преодолеть возникшие трудности, не потеряв темпа.
Также, если методика, подобранная вами, вашему ребенку не по нраву, -
л у ч ш е
п о д б е р и т е
е м у
д р у г у ю методику.
Г л а в н о е
-
н а й т и
интересную методику, а настойчивость придет сама собой.
Критерии организации занятий по английскому языку для дошкольников.
Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно
большего
количества
лексических
единиц,
а
на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитие
коммуникативных
навыков
ребенка,
умение
выразить
себя.
Важно
добиться
определенных
качеств
владения
материалом,
что
должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее
нарастание языковых единиц
в
компетенции
ребенка,
использовать
их
ситуативно, и осмысленно. Формы занятий могут быть следующими:
Ежедневные
15
–
25
минутные
занятия,
сопровождаемые
речью
на
иностранном языке во время режимных моментов.
Занятия два раза в неделю, 25 – 45 минут с перерывами для подвижных
игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления
поделок, тематически связанных с уроком.
Специальные занятия – уроки сказки и просмотр видео фрагментов – как
дополнение к основным занятиям.
Встречи с носителями языка.
Утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения
– инсценировать сказку, продекламировать стихотворение.
Занятия – беседы.
Занятия иностранным языком на природе .
Наиболее
удачные методики опираются
на
принцип
поэтапности
становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует
более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип
коммуникативности,
то
есть
все
служит
достижению
определенного
результата
в
общении.
Самостоятельному
употреблению
речевых
единиц
должно
предшествовать
их
понимание
на
слух,
что
соответствует
психолингвистическим закономерностям усвоения речи.
Перечислим некоторые методики по обучению английского языка детям:
• методика
изучения
английского
-
метод
Зайцева.
Предназначена
для детей
до
3
лет.
Также
известна
как
изучение английского
по
методу Зайцева с помощью кубиков;
•
игровая методика (game
method).
Очень
эффективная методика
для
обучения детей английскому языку. Учитель затевает игры, в ходе которых
происходит обучение.
Развивает
все
составляющие
знания языка -
от
грамматики до разговорной речи;
• проектная методика. Предназначена для детей от 4 лет. Какой-то теме
посвящается
определенное
количество
уроков.
Каждый
узнает
что-то
интересное. На последний урок по теме дети должны принести работы на
прошедшую тему;
•
комбинированная методика.
С мешивание
различ ных
с т и л е й
преподавания английского языка детям. Здесь можно включить как игры, так
и песни, танцы и т. д и т. п. Ребенку никогда не будет скучно и он будет
переключаться с одного рода занятий на другие, что благотворно скажется на
результатах. Методы обучения английскому языку.
• Ассоциативный метод. Детям с их развитым воображением этот метод
подходит
отлично.
Его
суть
в
том,
что
изучаемая
фраза
или
слово
связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая
слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий
образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.
•
Коммуникативный метод (лексический
подход).
Это метод
изучения
языка через общение, обсуждение – так дети постепенно учатся думать
на английском.
Можно
обсуждать,
как
прошел
день,
насколько
была
интересной
новая
книжка
или
фильм,
куда
ходили
на
выходных.
Таким
образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко
используют в речи.
•
Аудио-лингвальный
и
аудиовизуальный методы.
С
п о м о щ ь ю
этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В основе их – интересные
диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.
• Метод погружения. Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая
таким образом оригинальную английскую речь. Хороший способ – общаться
с
н о с и т е л е м языка,
к о т о р ы й
н е
с м о ж е т
о т в е ч а т ь
п о -
русски. Метод погружения
учит
думать
на английском – хороший навык,
который очень пригодится в будущем. Особенности обучения детей разного
возраста. Английский
для
детей
дошкольного
возраста.
В дошкольном
возрасте
при
обучении
английскому
ребенок,
прежде
всего,
учится
коммуникации.
Основной
упор
делается
на
то,
чтобы
дети
начали
понимать а н гл и й с к у ю р е ч ь
и
м о г л и
р е а г и р о в а т ь
н а
н е е .
В
этом возрасте закладываются
и
основы
произношения.
Дети
употребляют
элементарные английские
слова,
заучивают
фразы
из
песенок,
учатся
распознавать
слова
в
играх.
Важно,
чтобы английские слова
обозначали
понятия, которые хорошо знакомы детям на родном языке, и чтобы они легко
сочетались друг с другом. Детям в младшем возрасте проще всего запомнить
названия предметов (их
можно
потрогать) и
действий (их
можно
воспроизвести). Предметы одежды, части тела, члены семьи, приветствия,
игрушки,
животные
–
все
эти
слова
дети
уже
вполне
могут
учить
на английском.
Еще
одна
особенность
восприятия
информации
в
этом возрасте – у детей хорошо развита образная память, поэтому слова
демонстрируются наглядно. В этом помогают реальные предметы, картинки,
игрушки. Активно используется в обучении и рисование, раскрашивание,
вырезание, обведение по точкам – творческая работа также способствует
более легкому запоминанию слов. Часто обязательная составляющая урока –
физкультминутка,
на
которой
все
упражнения
и
действия
также
сопровождаются называнием их на английском. Однако надолго сохранять
внимание дошкольникам еще сложно, поэтому урок обычно не превышает
30-40
минут.
Как
правило,
занятия
проводятся
2
раза
в
неделю.
Уроки
английского
в
дошкольном
возрасте
развивают
память,
внимание,
сообразительность, наблюдательность и хорошо готовят ребенка к школе.
Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет).
Обучение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности.
Начиная
работу
с
детьми,
педагогу
очень
важно
знать,
что
уровень
развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих
задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной,
речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под
руководством
взрослого.
Шестой
год
жизни
является
важным
на
пути
подготовки
ребенка
к
школе.
В
это
время
в
п ед а го г и ч е с ко й
литературе рекомендуется
применять
при
обучении
детей
приемы,
обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной
а кт и в н о с т и
и
л ю б о з н ат е л ь н о с т и ,
ф о рм и р о ва н и е
э л е м е н т о в
целенаправленного
внимания,
произвольной
памяти
и
воображения,
начальных форм осознанного управления своим поведением. В связи с этим
большое
значение
придается методам
развивающего
обучения -
систематизации
предлагаемых
знаний
и
умений,
использованию
вспомогательных
наглядных
средств,
облегчающих
ребенку
процесс
познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и
применять
их
в
новых
условиях.
В
процессе
воспитания
важная
роль
отводится становлению и развитию детских отношений, первоначальному
осознанию нравственного смысла усваиваемых правил поведения. Создание
доброжелательной атмосферы в группе детей, умение их бережно относиться
к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание - необходимое условие
успешного выполнения любого задания в процессе обучения.
Таким образом, методики обучения английского языка детям, равно как и его
преподавания,
различны.
Остается
выбрать
именно
ту методику,
которая
будет интересна ребенку.