Автор: Салазникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 имени Ю.И. Батухтина
Населённый пункт: Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция навыка чтения для учащихся классов VII"
Раздел: начальное образование
Научить
детей
правильному,
беглому,
осознанному,
выразительному
чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно
актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и
развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают
мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников,
посредствам чего их воспитывают и развивают. Скорость чтения является
самым
важным
фактором
из
числа,
влияющих
на
успеваемость.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над
развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
При работе с текстом полезно предлагать следующие задания:
1.
расположи вопросы по порядку содержания текста;
2.
найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске);
3.
докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок
(из предложенных)
4.
подбери к заголовку соответствующую часть текста;
5.
выборочное чтение;
6.
пересказ по вопросам и без них.
Конечно,
беглость
чтения
очень
важна,
но
судить
о
сформированности
навыка чтения только по этому показателю нельзя. Необходимо добиваться,
чтобы ребенок думал о смысле того, что он читает. Чтобы проанализировать
понимает ли ученик прочитанный текст, нужно определить может ли он
разделить текст на смысловые части, может ли выявить основную мысль
каждой части, может ли ребенок пересказать текст своими словами
Т.о формирование навыка чтения невозможно без осмысления читаемого.
Для проверки этого можно воспользоваться следующими методами:
1.
после проверки техники чтения, можно попросить записать по памяти
2-3 предложения и подчеркнуть известные орфограммы;
2.
после прочтения текста, пересказать прочитанное;
3.
попросить выделить главную мысль в прочитанном отрывке.
Коррекция навыка чтения для учащихся классов VII
Для учащихся классов VII вида, испытывающих трудности в формировании
навыка
чтения,
нужно
проводить
специальные
коррекционные
занятия,
индивидуально или со всем классом. Занятия нужно проводить каждый день,
желательно в игровой форме, чтобы у ребенка не было эмоционального
напряжения и тревожности.
Для
эффективного
коррекционного
воздействия
необходимо
раннее
выявление нарушений. Хорошо, если бы эта работа велась еще с детского
сада, но учащиеся классов VII вида мало кто посещал детский сад. Поэтому
учителю самому приходится разрабатывать содержание и направленность
коррекционной работы с каждым учащимся.
Основной
задачей
коррекционного
обучения
является
развитие
артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка звука, развитие
фонематических представлений и овладение навыками звукового анализа, а
затем подготовка к осознанному обучению, формирование навыков чтения и
письма и автоматизация навыков чтения и развития речи.
Коррекционная работа состоит из нескольких этапов.
I этап. Уточнить речевые возможности ребенка, уровень сформированности
языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная
речь),
определяется
состояние
коммуникативных
умений
и
навыков,
осуществляется
развитие
и
совершенствование
психологических
предпосылок
к
активной
учебной
деятельности
(устойчивость
внимания,
способность к умозаключению).
В
течение
подготовительного
периода
ведется
активная
работа
над
уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно над развитием и
совершенствованием
фонематических
представлений.
В
процессе
работы
дети получают практическое представление о предложении, слове, слоге,
ударении,
звуке,
букве,
гласных,
согласных.
В
течение
первых
занятий
формируется
представление
о
звуковой
структуре
слова,
подготовка
артикуляционного аппарата, обучение умения самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и коррекцию произношения.
II
этап.
Уточнение
значений,
имеющихся
у
детей
слов
и
дальнейшее
обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к
различным
частям
речи,
и
знакомство
с
различными
способами
словообразования
и
словоизменения.
Развитие
и
дальнейшее
совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения
предложениями
различных
синтаксических
конструкций,
а
также
за
счет
усвоения связи слов в предложении (согласование, управление).
III этап. Закрепление навыков организации учебной деятельности.
IV этап. Совершенствование связной речи, работа над предложением, как
основной речевой единицей.
Коррекционная
работа
по
устранению
нарушения
письма
и
нарушения
чтения должна проводиться постоянно, так как между недоразвитием устной
речи
и
нарушением
письма
и
чтения
существует
тесная
взаимосвязь.
Поэтому,
для
устранения
нарушений
необходима
единая
система
коррекционного воздействия.
Основные направления коррекционной работы:
--развитие фонематического восприятия (дифференциация оппозиционных
звуков: са-ца, оч-ощ, са-ша), слогов, не только на слух, но и закрепление в
письменную речь, формирование фонематического восприятия проводится с
участием
речедвигательного
анализатора,
поэтому
одновременно
с
развитием
фонематического
слуха
осуществляется
работа
над
звукопроизношением;
--работа
над
звукопроизношением
–
устранить
недостатки,
отработать
артикуляцию, чтобы включить речедвигательный анализатор;
--развитие
навыков
звукового
анализа
и
синтеза,
работа
по
развитию
фонематического
восприятия
переходит
в
работу
по
развитию
навыков
звукового анализа, эта работа проводится всегда на материале правильно
произносимых звуков.
В
коррекционной
работе
большое
значение
придается
развитию
познавательной
деятельности,
а
для
этого
необходимо
развивать
психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо
направлять
психическую
деятельность
ребенка,
способность
быть
внимательным,
организовывать
и
направлять
внимание
при
выполнении
любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.