Автор: Сабитова Евгения Мунировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 93 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Роль пальчикового рисования в развитии детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и
обучения
» Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан
Сообщение из опыта работы
«Роль пальчикового рисования в развитии детей раннего
возраста»
Выполнила: воспитатель
Сабитова Е. М.
г. Казань 2018г
Роль пальчикового рисования в развитии детей раннего возраста
Известный
педагог
В.А.Сухомлинский
говорил:
«Истоки
способностей
и
дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться - двигательные и
речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая
моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. Когда
нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше, тем лучше.
Вспомните
старую
добрую
«Сороку»
или
«Ладушки».
Эти,
казалось
бы,
незамысловатые забавы весьма полезны. Существует масса и менее известных
потешек,
например,
«Семейка»:
По
очереди
берем
в
руку
каждый
пальчик
малыша и принимаемся его легкими движениями массировать, приговаривая:
«Вот он, пальчик, - дедушка, вот он, пальчик, - бабушка, вот он, пальчик, -
папочка, вот он, пальчик, - мамочка. Ну, а этот - я. Вот и вся моя семья».
Когда пальцы ребенка станут более ловкими, спектр полезных развлечений
можно расширить - лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование,
складывание пазлов, шнуровка
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом
деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках
свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная
деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей,
раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее
средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что
обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но
и важно для общего образования и воспитания.
Работая в детском саду, я наблюдала, как меняется содержание и задачи
изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда я только начинала
свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали
проявление
творческих
способностей
детей,
ставя
их
в
рамки
“образца”
и
“показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя
новые
и
довольно
интересные
программы
и
педтехнологии,
стараемся
не
навязывать
детям
свою
точку
зрения
на
окружающий
мир
и
даем
им
возможность
самовыражения,
реализации
своего
творческого
потенциала.
Рисование
–
интересный
и
полезный
вид
деятельности,
в
ходе
которого
разнообразными
способами
с
использованием
самых
разных
материалов
создаются
живописные
и
графические
изображения.
Рисование
развивает
восприятие,
творческие
способности,
мелкую
моторику
рук,
приобщает
малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить
гармонию окружающего мира. Часто этот вид деятельности несёт в себе и
элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не
умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край
и т.п. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он
оставляет
попытки
нарисовать
задуманное.
В
этом
случае
рисование
может
надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен. Важно не
упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При
умелой
организации
занятий
и
учете психологических
и
физиологических
особенностей ребёнка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий
малыша.
Самый
доступный
способ
развить
у
малыша
творческое
начало
-
заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается
воображение,
образное
мышление
и
вкус.
Маленьким
художникам
очень
понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Впервые методика "Рисование пальцем" была описана в 1932 году, а в наше
время пальчиковое рисование приобрело особую популярность. На выставках, в
музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные при помощи только
пальцев рук. Для создания шедевра необходимо пять пальцев на правой руке и
пять на левой, лист бумаги с красками.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не
только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию
речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре
головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать
первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях
находятся
определенные
точки,
которые
связаны
со
всеми
органами
тела.
Массажируя
эти
точки,
можно
добиться
улучшения
состояния
организма
в
целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится
логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по
белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить
кляксу
и
"развозюкать"
ее
ручкой,
то
получится
очень
забавное
пятно.
С
помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое
цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно
получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих
способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он
учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Детям до трёх лет ещё трудно справляться с кисточкой для рисования. И
мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные
ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребёнку многогранные тактильные
ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок-
творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький « мастер»
тренирует
свою
фантазию,
учится
абстрактно
мыслить,
осваивает
разницу
цветов и форм.
Польза рисования для детей велика. Чем раньше малыш приобщается к
рисованию, тем быстрее он познает окружающий мир. Малыш учится брать и
держать карандаш, целенаправленно действовать им. Благодаря этому очень
хорошо развивается мелкая моторика рук. Психологи утверждают, что чем лучше
развита мелкая моторика рук, тем ребенок умнее и сообразительнее, тем лучше и
быстрее у него будет развиваться речь.
Кроме того, рисование стимулирует развитие всех психических процессов:
внимания, памяти, воображения. Через рисование малыш само выражается, он
выражает
в
рисунке
свои
эмоции
и
чувства,
это
способствует
развитию
личности.
В процессе рисования развивается мышление и речь. Ребенок объясняет, что он
нарисовал, как, почему.
Развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок,
малыш каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для
него Происходит знакомство с цветовой гаммой и обучение цветам,
вырабатывается сосредоточенность и усидчивость,
развивается тактильная чувствительность,
производится эффективный массаж ладошек..
Рисование способствует даже развитию математических способностей,
ведь
рисуя,
малыш
учится
анализировать,
сравнивать,
ориентироваться
на
плоскости (вверх- вниз, влево –вправо), оценивать расстояние (ближе –дальше),
величину (больше-меньше, высокий – низкий).
Происходит знакомство с цветовой гаммой и обучение цветам;
вырабатывается
сосредоточенность
и
усидчивость;
развивается
тактильная
чувствительность; производится эффективный массаж ладошек.
Рисуя, малыш учится строить «причинно – следственные связи, учится
логически мыслить. Так он замечает, что после того, как провести пальчиком по
белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а если поставить
кляксу и
«развозюкать»
её
ручкой,
то
получится
очень
забавное
пятно.
С
помощью пальчиковых красок ребёнок получает представление о том, что такое
цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно
получить совершенно новый цвет.
Рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных
техник
рисования
,а
именно
пальчиковое
рисование,
вызывает
у
детей
еще
множество
положительных
эмоций.
Благодаря
этому
происходит
развитие
мышления,
воображения,
фантазии,
творческих
способностей,
чувства
прекрасного. У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на
листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость. Реализуя свои задумки на
бумаге,
ребенок
чувствует
свободу,
становится
увереннее.
Используя
нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится,
в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие –
желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно
для
развития
речи
и
подготовки
руки
к
письму).
Кроме
того,
внедрение
в
практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у
них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания.
В
младшем
дошкольном
возрасте
я
бы
посоветовала
использовать рисование
пальчиком,
рисование ладонью,
кулачком.
Печатать
кулачком
или
ладошкой
будет
интересно
из
разных
позиций:
боковым
основанием, согнутыми пальчиками, а также с отведенным в сторону большим
пальцем, разведенными в сторону пальцами или собранными вместе.
Для пальчикового рисования с малышами понадобятся специальные
пальчиковые краски, которые можно найти в любом канцелярском магазине. Они
должны быть безопасными и безвредными – поэтому следует очень внимательно
изучать упаковку, состав красок.
Пальчиковые краски можно сделать и самим, вот несколько рецептов:
Берём 0.5 кг муки, 5 ст. ложек соли, 2 ст. ложки раст. масла, воды – все это
перемешиваем миксером, до консистенции густой сметаны, затем полученную
массу
разливаем
в
отдельные
баночки,
добавляем
пищевой
краситель
(свекольный
или
морковный
сок,
как
вариант
–
краситель
из
пасхальных
наборов), перемешиваем до однородной массы.
В мисочке смешать 1/3 чашки крахмала и 2 ложки сахара. Добавить 2 стакана
холодной воды и поставить на маленький огонь. Варить 5 минут постоянно
помешивая, пока смесь не станет полупрозрачной гелеподобной массой. Когда
эта масса остынет, в нее добавить 1/4 кружки жидкого средства для мытья
посуды
(это
сделает
краски
легко
смываемыми
с
одежды
и
других
поверхностей.) Затем массу следует разделить на несколько порций и в каждую
порцию добавить либо пищевую краску, либо нетоксичную гуашь.
Смешайте 1,5 стакана крахмала и 0,5 стакана холодной воды, до получения
однородной
массы.
Добавьте
туда
литр
кипятка,
непрерывно
помешивая
до
получения
прозрачной
массы.
Продолжая
помешивать
всыпьте
0,5
стакана
талька.
Когда
смесь
остынет,
добавьте
1,5
стакана
мыльной
стружки
и
хорошенько размешайте. Разлейте в баночки, подкрасьте порошковой темперой и
немного охладите.
Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как
не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на
бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых
поверхностей и легко отстирываются. Перед занятием краски следует развести
до густоты сметаны и налить в плоские крышки. При смене красок пальчики
моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Рисуем пальчиками.
Принцип действия рисования пальчиками в том, что ребенок оставляет
отпечатки пальчиков. Это могут быть точки, линии, пятнышки. Таким образом
можно нарисовать практически любое изображение. Для деток процесс является
очень интересным и они с удовольствием приступают к работе.
Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых,
обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не
сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно
оставлять
следы,
как
ладошками,
можно
рисовать
узоры,
или
простые
«каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте
обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по
бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Пальчиками,
сжатыми в пучок, можно изобразить следы животного, снежинки цветочки…
Ещё один вариант: когда воспитатель рисует что-либо на бумаге (рисунок
не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает.
Можно
просто
обмакивать
пальчик
крохи
и
позволить
ему
«творить»
самостоятельно. Пальчиками
можно
просто
раскрашивать
обыкновенные
раскраски, главное, чтобы предметы были крупные.
Прежде всего необходимо показать малышу, как пользоваться красками.
Нужно
взять
его
пальчик в свою руку, обмакнуть в краску и показать, как
сделать отпечаток на листе бумаги. Во время работы следить за тем, чтобы
пальчик ребёнка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца,
не размазывал краску по бумаге, старался не выходить за контуры работы
Рисуем ладошками.
Когда ребёнок освоит технику рисования пальчиками, можно научить его
рисовать ладошками. Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в
пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску.
На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии,
закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком
ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.
Ладошкой
можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или
создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к
отпечаткам
недостающие
элементы,
можно
воплотить
любые
задумки.
Например,
отпечатав
сомкнутую
ладошку
можно
получить
силуэт
рыбки.
Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с
рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии,
изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз,
позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки . Ребенку
будет
очень
интересно
с
помощью
своей
ладошки
создавать
различные
разноцветные абстрактные картинки. А можно изобразить картинку с сюжетом.
Например, отпечаток открытой ладошки пальчиками вверх может превратиться в
ежика, остается лишь дорисовать глазки. А если использовать ладошки мамы и
папы, то получится целая семья ёжиков. Ещё ладошки могут стать красивыми
цветами,
крылышками
сказочной
птицы,
рыбками,
петушками,
возможно
и
динозаврами. Из внешней стороны ладоней с согнутыми пальчиками получится
сердечко. А слоника можно сделать, если сжать ладошку в кулак и отставить в
сторону большой палец, который будет выполнять роль хобота.Не всегда может
получиться
узнаваемое
изображение,
но
можно
дорисовывать
и
дополнять
получившиеся
образы
и
тем
самым
развивать
творческую
фантазию.
Если
использовать поочередно одну ладошку, потом другую, а затем одновременно
две, то развивается координация движений.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить
солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из
травы.
Нужно показать
ему,
как
обмакивать
ладонь
в
краску
,
а
затем
прикладывать её к бумаге(кстати, краску на ладошку можно наносить также
кисточкой или губкой).
Рисуем кулачком.
Рука, сжатая в кулачок, даёт круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик
для
улитки.
Кроме
того,
из
получающихся
кружков
можно
напечатать
и
снеговика, и солнышко, и забавного человечка. Полураскрытый кулак печатает
дугу.
При
печатании
подушечек
и
фаланг
пальцев
получаются
оттиски
–
прямоугольники или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой
неповторимый
отпечаток.
По-разному
поворачивая
руки,
и
дорисовывая
к
напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.
Пальчиковыми красками можно просто раскрашивать обыкновенные
раскраски, главное, чтобы предметы были крупные.
Следует помнить, что ребёнок этого возраста даже при наличии образца не
может мысленно представить будущую картинку, поэтому в тех местах, где будут
располагаться
предполагаемые
изображения,
рекомендуется
поставить
карандашом точки или провести линии.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность,
которая
удивляет
и
восхищает
детей.
Дети
ощущают
незабываемые,
положительные
эмоции,
а
по
эмоциям
можно
судить
о
настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Свои занятия я провожу обязательно в игровой форме. Использую
игрушки, которые приходят к ребятам в гости, загадываю загадки. Также читаю
потешки, поём песенки. Процесс рисования часто сопровождается приятной
музыкой. Именно она малышу помогает настроиться на творческую волну , а
также по настоящему расслабиться.
В своей группе я провожу различные конкурсы и выставки детских работ,
выполненных
совместно
с
родителями.
В
декабре
проводилась
выставка
рисунков
«Волшебные
ладошки»,
на
которой
были
выставлены
работы,
сделанные
совместно
с
детьми
дома.
Дети
гордились
своими
рисунками
и
любовались рисунками друзей.
Руки и пальцы – универсальный инструмент, который всегда с нами, а бумагу
может заменить все, что угодно, даже такая неподходящая вещь, как запыленное
заднее
стекло
автомобиля.
Главное
–
не
останавливать
творческих
порывов
ребенка, а еще лучше – присоединиться к нему в этой безобидной шалости. Это
интересно, полезно и очень сближает! Кроме того, грязные руки легко можно
отмыть, а подавленное в детстве желание творить может уже никогда и не
вернётся.
Рисование пальчиком это маленькая игра, которое позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу
для самовыражения. Главное в моей работе, да и в работе любого педагога,
чтобы занятия приносили радость и положительные эмоции детям.
В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать пальчиковое
рисование
в
изобразительной
деятельности,
с
учетом
возраста
и
индивидуальных особенностей детей.