Автор: Дмитриева Эдита Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c N 7"Жар-птица"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ речевой моторики посредством использования пальчиковых игр"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по теме: "Формирование у
детей младшего дошкольного возраста
основ речевой моторики посредством
использования пальчиковых игр"
Введение
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит
многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми
возникает преграда, его контакты со старшими резко сокращаются и нормальное речевое
развитие замедляется, или же прекращается. При полноценном общении с окружающими
людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в
«копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям
человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в
целом, развитие основных психических процессов. Речь теснейшим образом
взаимосвязана с мышлением. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и
точное слово, зависит ясность и точность мышления. Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем
легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи –
звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у
детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи,
воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения
правильным звукопроизношением. Актуальность темы определяется тем, что развитие
мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей.
При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких - либо пусть и не
ярко выраженных проблемах, возникают трудности в школьном возрасте . 3
У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено
окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции
движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий.
Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук,
тренированности мышц, точности и координации движений. Ребенок, имеющий высокий
уровень степени сформированности тонких движений пальцев рук, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Движение пальцев
и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у
новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои
указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже
немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном
уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет
впоследствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит
в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот
рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует
хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное
развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека
было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с
участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки», «Ладушки», Коза рогатая» и
других) приводят гармоничные отношения тело и разум, поддерживая мозговые системы в
превосходном состоянии. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми.
Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее
воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерёва доказали влияние 4
манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые
движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит –
развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция - «схема
человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от
тренированности пальцев. Развитый мозг и неразвитая рука вполне закономерное, при
современном образе жизни, явление. Но это не должно вводить педагогов и родителей в
панику: слабую руку малыша можно и необходимо развивать. Если будут развиваться
пальцы, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. Планируя воспитательно-
развивающую работу с детьми в группах раннего возраста, наметила основную
цель:
- формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для
реализации основной цели выделила ряд других
задач:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; -
совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; - повысить компетентность
родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста. Работа по
развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста осуществлялась на
базе МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Развитие» в первой младшей группе «Капелька». 5
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста.
1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших
школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,
поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание,
мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда
вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать,
одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Еще в середине
прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от
сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев
отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть
выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения
пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие
речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым
стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения
пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует
и соседние отделы, отвечающие за речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая
моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем
возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями
(ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной
предметной деятельности. 6
Исследования Г.Л.Розенгард - Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное
значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие
восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на
отдельные признаки. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте
интенсивного развития восприятия. Таким образом, мы можем построить следующую
цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать
данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать цветок «кактус»,
дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как
правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом
эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно
ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно
заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо
«угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае
ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой
решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть,
вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше
сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит,
тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные
навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его. Это способствует более
полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его
отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и
мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах
ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в
этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через 7
восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.
Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие –
высшие психические функции (мышление, память, внимание). О чудесных свойствах
мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются
забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие
пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл «руки»-
видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в
работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной
методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое
значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с
«живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.
Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более
сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование
многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с
развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой
моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи
которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об
окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно
еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются
особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё
одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень
важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим
фактором для коры головного мозга. 8
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка
сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения
ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря
чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с
помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается
больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником
познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы,
трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем
старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить
увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует
животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении
всех этих действий глаза помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью
упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими
вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То
есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а
следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации
внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от
сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом. 9
1.2. Особенности развития мелкой моторики в младшем дошкольном
возрасте.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и
психического развития. Повышается активность ребенка, усиливает ся ее целенаправленно
сть; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и
мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет
которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с
окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте –
предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста
состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко
возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения
в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды
суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых
высказываниях. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства
предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих
свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами,
мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается
способным не только объединять предметы по- внешнему сходству (форма, цвет,
величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда,
посуда, мебель). В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование
мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы
мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является 10
важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить
точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по
развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать
эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно
выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с
корой головного мозга. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые
важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в
пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти
способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому
упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно
важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика,
координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений
пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее
близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,
такой же, как артикуляционный аппарат. Педагоги и психологи рекомендуют начинать
активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические
упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения
работоспособности коры головного мозга. 11
В развитии ребенка существуют периоды, когда малыш особенно восприимчив к
усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора
до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором
осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется
особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев
ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. В первые годы
жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы,
негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их
формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими
движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить
разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и
совершенствованию двигательных навыков. От рождения до двух лет ребенок постепенно
учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать
окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К
примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в
коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот,
стаскивать с себя носки или шапку. В возрасте от двух до четырех лет навыки постепенно
совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в
определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и
держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это
время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать
свободную одежду. То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит
постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и 12
хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет
координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук. Овладение относительно
тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства —
положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-
тактильно- кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки
начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета
— это стимул движений рук по направлению к нему. Среди других двигательных функций
движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на
развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка
начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно
значительное время. По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие
нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6
лет: - стучит одним предметом о другой; - берёт крошку хлеба большим и указательным
пальцами; - рисует и черкает на листе бумаги; - строит (копирует) мостик из 3-х кубиков; -
строит башню из 2-х кубиков; - строит башню из 4-х кубиков; - перерисовывает крестик; -
рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.); - перерисовывает квадрат; -
перерисовывает круг; - строит (копирует) мостик из 5-х кубиков; - строит башню из 8-х
кубиков; - рисует человечка(3 элемента); 13
- рисует человечка(6 элементов). Если большая часть навыков им усвоена, мы можете
делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук вашего
ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и
только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном
развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть
нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании
в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени. Над правильным
формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам.
Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные,
можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют
развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают
реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые
игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши
осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает
домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут
играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим
детям можно 14
предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами,
домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения
подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка;
снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж
«активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при
помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также
букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку
не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и
цифра. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность,
сочетающаяся, в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует
развитию мелкой моторики: – застёгивание и расстегивание пуговиц; – всевозможные
шнуровки; – нанизывание колец на тесьму; – игры с мозаикой; – сортировка мозаики по
ячейкам; – игры с конструктором; – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить
от гороха). Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной
деятельности, игры с бумагой. 15
Глава 2. Основные направления работы по развитию мелкой
моторики с детьми младшего дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук.
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж.
Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько: Поглаживание внутренней
и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8
раз, отдельно на каждой руке. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка
одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до
основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–
4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»). Точечные нажатия большим и
указательным пальцами на середину каждой фаланги, каждого пальца ребенка по
направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и
межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем –
топ-топ-топ»). Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях:
вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки
ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.
Занятия с предметами и материалами.
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые
разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых
подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда
на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно 16
использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто,
пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др. Конечно, необходимо помнить,
что малышам часто с трудом даются нелегкие задачи по развитию движений рук и мелкой
моторики пальцев. Поэтому в работе необходимо соблюдать следующие условия: 1) такое
занятие не должно быть длинным, нельзя допускать переутомление ребенка; 2)
необходимо подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и
его умений (например, лучше сначала предложить сделать бусы из крупных бусин с
широкими отверстиями, шнуровки поначалу также должны быть простые – всего
несколько дырочек и т. п.); 3) чтобы создать мотив деятельности, занятие обязательно
следует обыграть – придумать интересный сюжет игры, использовать сюжетные игрушки.
Кроме этого, необходимо помнить, что используемые на занятиях специальные игрушки
не следует оставлять ребенку для игр. Если использовать их только в специально
организованных играх, ребенок не скоро потеряет интерес к действию с ними. Хотелось
бы предостеречь от использования электронных игрушек с многочисленными кнопками,
нажатие на которые производит звуки или мигание лампочек, так как пользы от них
немного, чаще они просто отвлекают ребенка от занятия.
формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников.
В группе бщеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность
и сократительную способность мышц. Также детям предлагается нетрадиционные виды
массажа: - с использованием природного материала (шишек, грецких орехов) - с
использованием подручных материалов(карандашей, массажных щеток, пробок от
пластиковых бутылок) 26
-«Су-Джок» терапия. Одним из эффективных приемов, используемых нами,
обеспечивающих развитие мелкой моторики, а также, эмоционально-волевых сфер
ребенка является «Су-Джок» терапия. «Су-Джок» – это маленький и компактный
массажный мячик, который состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри
которого находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев.
«СУ Джок» - терапия была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак
ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок-стопа. Если мы посмотрим на
нашу кисть, то большой палец - это голова, мизинец и указательные пальцы - это кисти , а
средний и безымянный – это стопы. Процесс очень прост, через нервные окончания
мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, тем самым
активизируются отделы мозга. Важно знать, что «Су-Джок» не имеет вредных и побочных
действий, не имеет противопоказаний, проста настолько, что понятна каждому, всегда
вызывает улыбку уже на первых минутах использования. Кроме игр и упражнений,
развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В нашей группе все
эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали специальную
полочку по изодеятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время
самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной
художественной деятельностью. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и
пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который
развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и
руки, координации движений, их точность. 27
Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей,
способствует развитию воображения, любознательности. Разрывание бумаги на очень
мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для
развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Особое внимание
уделяется рисованию, раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для
раскрашивания или заготовки. Также детям нравится обводить рисунки по контуру.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО).
Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук,
воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - это собирание
пазлов, нанизывание бисера на леску. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и
развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с
родителями анкетирование, родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у
детей младшего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости
развития мелкой моторики детей младшего возраста, предложила осуществлять работу в
трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений
пальцев;
обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых
ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с
использованием различных настольных и пальчиковых игр. Д л я повторного проведения
обследования была использована та же диагностика, что и в начале учебного года.
Фамилия Имя Отчество "Перебор пальцев» «Обследование р е ч и , о б щ е й и
Одновременно е и поочередное 28
Важнейшими условиями успешного развития мелкой моторики является общее
психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя,
так и родителей. Есть семьи, в которых родители понимают и учитывают возрастные и
индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы
воспитания. Такие родители с первых дней могут стать помощниками воспитателя. В
других семьях считают, что воспитывать систематически в этом возрасте еще рано. Таким
родителям воспитатели стремятся подробнее показать повседневную работу детского сада.
Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят
воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность
воспитателя- разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать
дома, чтобы ребенок рос и развивался правильно. Взаимодействие родителей и педагогов в
воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных
взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее
ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать
проблемы сенсорного воспитания детей. Поэтому взаимодействуя с семьей, мы
используем следующие
методы и
формы работы:
1. Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа,
проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему
миру родителей ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с
окружающими, так и в семейном воспитании. Если беседа возникла стихийно (ее
инициаторами явились родители) и мы не можем уделить родителям необходимое
внимание, то мы договариваемся о специальной встрече с родителями в удобное для них
время. На эту беседу приглашаем и других родителей, для которых тема беседы является
актуальной. 51
Но при этом, учитываем: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связанны с внутренними
отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна
располагать к откровенности. Если инициатором беседы становимся мы, то заранее
продумываем, какие вопросы зададим родителям, чтобы выявить их понимание
обсуждаемых вопросов, отношение к ним. 2. Консультации – одна из форм
индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру
близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на
вопросы родителей (поставленные вначале консультации), педагог стремится дать им
квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации – плановые и неплановые –
бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко
во время общения со мной родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения
неплановой консультации мы договаривается заранее. Плановые консультации проводятся
в соответствии с моим планом работы. Консультация позволяет обсудить достаточно
глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом
воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Часто
консультации посвящаются трудностям воспитания детей. Работая над проблемой
сенсорного развития можно провести консультации на следующие темы: - «Развитие
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»; - «Крупная польза мелкой
моторики»; - «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»; - «Игры и
игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»; 3. Родительское собрание –
форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с
задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Темы
родительских 52
собраний могут быть разнообразны. Например, она включает: доклад воспитателя по теме,
наиболее важной для воспитания детей данного возраста. В течение родительского
собрания важно соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную
связь с ведущим собрание педагогом. Нами проводились следующие родительские
собрания:
«Раннее детство: познавательное развитие ребенка»;
«Роль семьи в
познавательно-речевом развитии детей». 4. Анкетирование – метод сбора информации
путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый
популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. При
составлении анкеты следует определить тип задаваемых вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя ряд возможных вариантов ответов, и опрашиваемый
выберет один из них. Открытый вопрос позволяет родителям самостоятельно, в
произвольной форме сформулировать ответ. 5. Стенды (уголок родителей) – это наглядная
форма предъявления информации. На стендах у нас размещена информация для
родителей. 6. Подборка и рекомендации методической литературы по проблеме. Только
единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей
способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная,
систематическая и планомерная работа по развитию мелкой 53
моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями
способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на
речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению
физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к
успешному обучению в школе. Считается, что о сновной задачей в процессе развития речи
детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе
применяла разнообразные формы и методы: в одном случае это игра, в другом - занятие-
спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители. Были придуманы разные варианты
занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно,
сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие
формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у
детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в
преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи,
поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а
значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами
является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это
гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки Исток.и способностей и
дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые
игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
«Анкета для родителей по развитию мелкой моторики
Уважаемые родители!
В целях улучшения скоординированной работы по развитию мелкой моторики руки
ребенка, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты ФИ ребенка,
возраст_____________________________________________ Считаете ли Вы, что можно в
домашних условиях заниматься с ребенком, развивая его речь?
____________________________________________________ С какого возраста, как Вы
считаете, нужно привлекать ребенка к самообслуживанию? (расстегивать и застегивать
пуговицы, кнопки, крючки; завязывать шнурки и
т.д.)_____________________________________________ Насколько самостоятелен в
самообслуживании Ваш ребенок?
__________________________________________________________________ Как часто и в
какие игры Вы играете с ребенком?_________________________ У вашего ребенка есть
дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, к и с т и , к р а с к и и л и г у а ш ь
, п л а с т и л и н и л и г л и н а ?
___________________________________________________________ Ваш ребенок любит
лепить, рисовать?___________________________________ Вы занимаетесь ручным
трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?
___________________________________________ Хотели бы Вы помочь своему ребенку
овладеть умением делать посуду из глины, картины из пластилина, собирать бусы?
____________________________ Как Вы думаете, можно ли стимулировать развитие речи
детей, развивая мелкую моторику рук?
_________________________________________________ Желаете ли Вы тесно
сотрудничать с педагогами ДОУ по данному вопросу? (выполнять домашнее задание,
участвовать в консультациях, беседах и
т.д.)_____________________________________________________________ Спасибо за
откровенные ответы! 69
Приложение 4
Консультации для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей»
Зачем нужна мелкая моторика. Движения руки человека формируются в процессе
воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе
зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития
мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о
психологической готовности ребенка. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством
поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, с р ед с т вом в за имод е
йс т в ия е е с ниже ле жа щими с т р у к т у р а м и . В процессе игр и упражнений на
развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное
восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая
деятельность. Влияние мелкой моторики на организм. Пальцы наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему
человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые
можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Восточные
медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность
головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние
желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце.
Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между л а д о н я м и ш е
с т и г р а н н о г о к а р а н д а ш а . В нашей педагогике созданы игры «Ладушки»,
«Сорока-белобока», «Коза 70
рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие
родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной
деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не
только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет
довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких
движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции
находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Рекомендации по
проведению пальчиковой гимнастики. Исходя из оздоровительного воздействия на
организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими
манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время
жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Обнаружив
отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Все
упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой
рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной
постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Гимнастика
проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. Так же хорошо зарекомендовала
себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию
мелкой моторики: 1.Застегивание и расстегивание пуговиц. 2.Шнуровка на специальных
рамках. 3.Нанизывание колец на тесьму. 4.Мозаика. 71
5. Игры с конструкторами. 6. Перебирание круп, зерен. 7. Лепка, рисование и другие. Чем
раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием
ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у
ребенка будет точной и правильной. 72
«Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей
его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов –
дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение
желательно отдавать природным материалам и объектам. Большое значение в этом
возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и
переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для
построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в
которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие,
шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о
конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах (бумага разной
фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и
т.д.) Разумно дополнить развивающую среду следующими предметами:
Игрушки
контрастных размеров.
Игрушки различной формы (круглые, кубические).
Емкости, с
которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-
высыпать и т.д.
Книги с большими предметными картинками.
Качели, прыгунки,
мягкие модули.
Разрезные картинки, кубики с картинками.
Парные картинки.
Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши.
Шнуровки, застегивающиеся
коврики.
Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель.
Игрушечные
животные. 73
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов
деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание
должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша. Учите
детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то
одной, то другой руки. В процессе общения многократно называйте детям различные
свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей
положительные эмоции. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать
словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться
своими впечатлениями. Чаще задавайте ребенку вопросы. Обогащайте и насыщайте
предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать,
обследовать. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые
впечатления. 74
Приложение 5
Рекомендации для родителей
Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка
1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок
перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней
можно делать (кашу, например). 2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон,
пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно
выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам
обеспечено. 3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных
по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает. 4. Берем разные баночки и крышечки к
ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были
разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся,
закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от
детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки,
ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук 5. На
тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-
рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок
постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет. 6. Поставьте перед
ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку,
как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой
чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу. 7.
Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно
подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и 75
переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики
рук и концентрации внимания. 8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или
другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры.
Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например,
можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите
малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра
хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения. 9. Дайте
малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом
развитие мелкой моторики своих пальчиков.