Авторы: Безгодова Татьяна Владимировна, Толпышева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89"
Населённый пункт: г.Верещагино, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "Я и моя семья. Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Администрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» г.Верещагино
ПРОЕКТ
«Я и моя семья.
Моя малая Родина»
Составили воспитатели:
Безгодова Т.В., Толпышева О.Н.
г. Верещагино, 2017г.
Проект «Я и моя семья. Моя малая Родина»
средняя группа
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
/Л.Н. Толстой/
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном детстве
- важнейшем периоде становления личности, ведь оно напрямую связано с
воспитанием у детей любви к «малой Родине». Нужно признать, что с
раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к
семье, к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в
жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало
уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы,
которая рассказывала бы о родном крае, родном городе.
Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы
воспитывать в детях патриотические чувства. Отсюда вытекает
важная проблема: формирование и углубление знаний о семье, родном
городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Цель проекта: воспитание чувства любви и уважения к членам семьи,
к Родине, родному городу. Формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи проекта:
• Обеспечение необходимых условий для реализации проекта: наличие
методической литературы, пособий, художественной литературы для детей,
организация экскурсий, создание развивающей среды в группах и т. д. ;
• Формирование чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким,
детскому саду, друзьям в детском саду;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей
малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям
Тип проекта: краткосрочный (в рамках лексической темы)
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет,
родители.
Ожидаемые результаты проекта: работа получилась и познавательной и
творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции
областей, помогая детям освоить и осмыслить новое.
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни
бабушек и дедушек. Дети имеют представление о городе, в котором они
живут. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и
семье. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в
совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с
ними доверительные и партнёрские отношения. Родители заинтересовались
результатами и продуктами проекта.
Проект состоит из двух блоков
1 блок «Я и моя семья»
Семья — это место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья — это самое
главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем
определенные ценности. Общество и целые страны начинаются именно с
семьи. Еще А. Н. Острогорский писал: «Семейная жизнь для ребенка то же,
что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в
семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь
привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы,
здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и
авторитеты». И сегодня, когда родители проводят очень много времени на
работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по
формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают
более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной
своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей
семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек,
прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась
идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её
членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять
значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,
прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
Расширение представлений детей о своей семье, родословной, семейных
традициях.
Задачи :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с
родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить
разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе
совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать
ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Формы организации :
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Семейный сад».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
6. Развлечение с участием родителей
Этапы реализации 1 блока:
I этап – подготовительный
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов
и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Семейный сад»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр
«Семья», «Больница», «Магазин»
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации 1 блока проекта
Развлечение «В кругу семьи»
Режим работы: во время и вне занятий.
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д.Родари
«Мамина дочка» В.Белов
«Косточка» К.Ушинский
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто
«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
«Как мы отдыхаем»
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»
«Как я помогаю родителям»
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Определи возраст»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Исправь Незнайку»
«Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
«Назови как тебя дома ласково называют?
Сюжетно - ролевые игры
«Семья», «Больница», «Магазин».
2 Блок: «Моя малая Родина»
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это
их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности.
Актуальность темы:
В. Степанов
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей
составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать
патриотов своего города надо его хорошо знать.
Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они
живут, за «малую» Родину.
Задачи:
1.
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и
настоящему края;
2.
Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице,
городу, стране;
3.
Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям,
культуре, природе);
4.
Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от
рассказов и бесед, прогулок.
Этапы реализации 2 блока
I этап – подготовительный
Пополнение предметно – развивающей среды: оформление
патриотического уголка, подбор иллюстрации и литературы, стихов о
Родине;
2 этап-основной
Фотовыставка «Наш любимый город»
-Беседа о родном городе;
-Экскурсии:«Улица, на которой расположен детский сад»
-Рассказы детей:«Где я люблю бывать?» «Самое красивое место»
Сюжетно-ролевые игры:«Детский сад»«Семья», «Больница»
«Парикмахерская», «В гости к другу»
Строительные игры: «Наш детский сад», «Дома на нашей улице»
«Здания нашего города» ( изготовление зданий из бросового материала)
Чтение художественной литературы.
3 этап- заключительный
Оформление макета «Наш город»
Обработка результатов по реализации блока проекта
Презентация проекта «Я и моя семья. Моя малая Родина»
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь
недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от
воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому
сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к
родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в
общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.
Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.:
Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка-
Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.:
Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»