Напоминание

"Компоненты психологической готовности к обучению в школе детей 6 -7 лет"


Автор: Игнатьева Евгения Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура, свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Компоненты психологической готовности к обучению в школе детей 6 -7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Компоненты психологической готовности к обучению в школе

детей 6 -7 лет

Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-

летнего возраста чрезвычайно актуальна и интерес к которой со стороны

исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование

системы

школьного

образования,

новые

данные

о

потенциальных

возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания

ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего

развития

личности,

социально-культурные

процессы,

происходящие

в

современном обществе, - все это оказывает непосредственное влияние на

осознание

сущности

феномена

"готовность

к

школе"

и

подходы

к

его

дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает

как

совокупный

результат

системы

воспитания,

направленной

на

полноценное

личностное

развитие

каждого

дошкольника.

Выражением

готовности

к

школе

является

ряд

новообразований

развития,

которые

начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в

качественно

новых

чертах

и

возможностях

деятельности,

поведения,

отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности

к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения

развития,

создающие

ребенку

благоприятный

старт

для

начала

учебной

деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы

принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум

– школьная среда. Современные исследования показывают, что 30 - 40 %

детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению.

Для успешного овладения школьной программой семилетние дети, по

сравнению с шестилетками, имеют более высокий уровень психомоторной

зрелости, саморегуляции, психические познавательные процессы их более

произвольны, мелкая моторика развита лучше. Так же семилетний возраст

имеет

ряд

новообразований,

положительно

влияющих

на

эмоционально-

волевую и мотивационную сферу.

Игнорировать уровень школьной зрелости нельзя, так как это может

привести

к

таким

проблемам

у

детей,

как

«школьная

дезадаптация»

и

«школьный невроз».

Успешное

решение

задач

развития

личности

ребенка,

повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

многом

определяются

тем,

насколько

верно

учитывается

уровень

подготовленности детей к школьному обучению.

В

современной

психологии

пока

не

существует

единого

и

четкого

определения понятия "готовности", или "школьной зрелости". Вместе с тем

интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее

разработка.

На сегодняшний день общепризнанно, что психологическая готовность к

школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует

комплексных

психологических

исследований

и

включает

в

себя

такие

компоненты:

интеллектуальная,

личностная

и социально-психологическая

готовность.

-

Личностная

готовность

(мотивация,

произвольность

управления

поведением,

познавательной

деятельностью,

уровень

развития

эмоциональной сферы);

-

Интеллектуальная

готовность

(дифференцированное

восприятие,

аналитическое

мышление,

рациональный

подход

к

действительности

ослабление

роли

фантазии,

логическое

запоминание,

интерес

к

знаниям,

процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладение на слух

разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций);

-

Социально-психологическая

готовность

(владение

способами

установления взаимоотношений с другими детьми, развитие потребности в

общении с другими).



В раздел образования