Автор: Игнатьева Евгения Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура, свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Компоненты психологической готовности к обучению в школе детей 6 -7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Компоненты психологической готовности к обучению в школе
детей 6 -7 лет
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-
летнего возраста чрезвычайно актуальна и интерес к которой со стороны
исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование
системы
школьного
образования,
новые
данные
о
потенциальных
возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания
ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего
развития
личности,
социально-культурные
процессы,
происходящие
в
современном обществе, - все это оказывает непосредственное влияние на
осознание
сущности
феномена
"готовность
к
школе"
и
подходы
к
его
дальнейшему изучению.
Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает
как
совокупный
результат
системы
воспитания,
направленной
на
полноценное
личностное
развитие
каждого
дошкольника.
Выражением
готовности
к
школе
является
ряд
новообразований
развития,
которые
начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в
качественно
новых
чертах
и
возможностях
деятельности,
поведения,
отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности
к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения
развития,
создающие
ребенку
благоприятный
старт
для
начала
учебной
деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы
принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум
– школьная среда. Современные исследования показывают, что 30 - 40 %
детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению.
Для успешного овладения школьной программой семилетние дети, по
сравнению с шестилетками, имеют более высокий уровень психомоторной
зрелости, саморегуляции, психические познавательные процессы их более
произвольны, мелкая моторика развита лучше. Так же семилетний возраст
имеет
ряд
новообразований,
положительно
влияющих
на
эмоционально-
волевую и мотивационную сферу.
Игнорировать уровень школьной зрелости нельзя, так как это может
привести
к
таким
проблемам
у
детей,
как
«школьная
дезадаптация»
и
«школьный невроз».
Успешное
решение
задач
развития
личности
ребенка,
повышение
эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во
многом
определяются
тем,
насколько
верно
учитывается
уровень
подготовленности детей к школьному обучению.
В
современной
психологии
пока
не
существует
единого
и
четкого
определения понятия "готовности", или "школьной зрелости". Вместе с тем
интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее
разработка.
На сегодняшний день общепризнанно, что психологическая готовность к
школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует
комплексных
психологических
исследований
и
включает
в
себя
такие
компоненты:
интеллектуальная,
личностная
и социально-психологическая
готовность.
-
Личностная
готовность
(мотивация,
произвольность
управления
поведением,
познавательной
деятельностью,
уровень
развития
эмоциональной сферы);
-
Интеллектуальная
готовность
(дифференцированное
восприятие,
аналитическое
мышление,
рациональный
подход
к
действительности
–
ослабление
роли
фантазии,
логическое
запоминание,
интерес
к
знаниям,
процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладение на слух
разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций);
-
Социально-психологическая
готовность
(владение
способами
установления взаимоотношений с другими детьми, развитие потребности в
общении с другими).