Автор: Федонюк Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№20 "Снегурочка"
Населённый пункт: Сахалинская обл г.Оха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему: «Знакомство
детей старшего дошкольного возраста с
народными календарно-обрядовыми
праздниками»
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ д\с №20 «Снегурочка»
г. Оха.
Федонюк Любовь Анатольевна.
1
Содержание
Введение
………………………………………………………3
I. Аналитическая часть
…………………………………..3
1.1. Анализ результатов работы с детьми
………………24
II. Проектная часть
………………………………………….28
2.1. Условия для реализации работы
……………………...38
Заключение
…………………………………………………56
Анализ результатов деятельности
……………………………..58
Использованная литература
……………………………………64
2
Аналитическая справка
Введение
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранение
предшествующими поколениями может любить
родину, узнать ее
стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую
очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказывается,
знаем
поверхностно. И
нам,
отрезанным
от
собственных
корней,
приходится взращивать семена традиции заново - кропотливо, терпеливо и
трепетно, не пренебрегая ничьим опытом, т.к. он может оказаться полезен.
Чтобы нашим детям не начинать с пустого места, а иметь представление о
том, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима-
лись, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали
своим
детям
и
внукам.
Поэтому
сегодня
крайне
н е о бход и мо
восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к
3
истокам поможет знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, ведь
их содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито
веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Этому
же
способствует
модернизация
дошкольного
образования,
происходящая сегодня. ФГОС ДО нацеливает педагогов на переход от
традиционной установки к творческой работе педагога с детьми в новых
условиях открытого общества, таких как: ответственность, толерантность,
инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др.
Слово
«творчество»
в
общественном
смысле
означает
искать,
изображать
нечто
такое,
что
не
встречалось
в
прошлом
опыте,
индивидуальном
и
общественном.
Развитие
творческой
личности
становится
приоритетной
целью образования
в
современном
обществе.
Поэтому я считаю, что без знания исторических корней своего народа,
трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников,
как
нравственность,
толерантное
отношение
к
людям
других
национальностей.
А
наша
Россия
–
это
огромная
многонациональная
страна.
Думаю,
что
через
ознакомление
дошкольников
с
народными
традициями,
обрядами
и
праздниками,
можно
воспитать
толерантное
отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным
4
направлением
своей
работы
я
выбрала
тему:
«Знакомство
детей
с
народными календарно-обрядовыми праздниками».
Изучив
программу
О.Л.
Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры»,
посчитала,
что
эта
программа поможет мне в работе с детьми. Основой этой программы
авторы является концепция эстетического воспитания. Согласна с мнением
авторов программы: народные обряды и праздники отлично развивают
эстетическое восприятие дошкольников. В программе О.Л. Князевой, М.Д.
Маханевой
отражены
принципы
народности,
которые
предлагается
комплексно использовать в разных видах искусства. Работа ценна тем, что,
участвуя
в
календарных
народных
праздниках,
детям
легче
понять
и
представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и
веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского
народа,
а
это
несет
в
себе
неиссякаемые
возможности
развития
у
дошкольников
художественного
творчества,
усвоения
нравственных
навыков поведения. Дети начинают понимать: почему их прадедушки и
прабабушки поступали в каждой определенной ситуации так, а не иначе.
Работая
с
детьми,
по
теме
знакомства с народными календарно-
обрядовыми
праздниками,
рассказывала
им
и
о
народных
промыслах
России,
знакомила
с
обычаями,
традициями,
трудом
русского
народа,
5
связывала
это
с
народным
календарем,
с
поэтическим
народным
творчеством:
устным
народным
фольклором,
шутками
и
прибаутками,
народной музыкой, народными играми.
Считаю, что актуальность темы заключается в том, что изменения,
происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на
народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал
важность
приобщения
детей
к
культуре
своего
народа,
поскольку
обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой мы живем. Поэтому детям необходимо знакомиться с
культурой своих предков и изучать ее, начиная как можно раньше, т.к.
знания,
полученные
в
процессе
знакомствам
с
традициями
народа,
поможет дошкольникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой
русской культуры, национальных традиций народа и родного края.
Объект исследования: знакомство детей с народными календарно-
обрядовыми праздниками.
Предмет
исследования:
знания
детей
о народных
календарно-
обрядовых праздниках.
Цель:
знакомство
дошкольников
с
народными
календарно-
обрядовыми праздниками как на занятиях, так и вне их.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным
6
календарно-обрядовым
праздникам,
их
наследию
формирования
чувства любви и чувства добра.
Задачи по реализации цели:
1.
Познакомить
детей
с
русскими
народными
календарными
праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2 . Знакомство
с
обычаями
и
традициями проведении календарно-
обрядовых
праздников,
в
которых
отражаются
накопленные
веками
тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён
года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре,
обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4
. Развивать
художественно-творческие
способности
у
детей,
привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии
лучших традиций.
Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных
календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными,
если:
7
-
усилить
их
эмоциональную
насыщенность
путем
включения
в
систему
педагогических
воздействий
различных
видов
искусств
в
комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);
- организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми
праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;
- воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну;
- проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству
детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;
-
создать
положительный
эмоциональный
настрой,
атмосферу
уважения,
доверия,
открыто сти,
готовно сть
к
т во рч е с ком у
самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.
В
процессе
проведения
работы
по
теме
руководствовалась
следующими принципами:
- практичности и научности;
- системности, логичности, целостности;
- целесообразности, перспективности и актуальности проблемы;
- валеологичности (безопасности);
- инновационности;
-
технологичности
(результаты
моей
работы
могут
быть
использованы другими педагогами);
8
- управляемости (система управления детским коллективом).
Цель
аналитического
отчета:
самоанализ
и
самооценка
своей
профессиональной деятельности за межаттестационный период. В ходе
составления аналитического отчета решались такие задачи:
-
в ы д е л е н и е
в е д у щ е й
п р о бл е м ы ,
р е ш а е м о й
м н о ю
в
межаттестационный период;
- анализ полученных результатов работы;
- установление причинно-следственных связей между результатами
работы
и
условиями
их
получения
(применяемыми
педагогическими
технологиями,
уровнем
профессионально-личностного
потенциала,
материально-технической базой, социальными условиями);
- самооценка эффективности собственной деятельности.
В своей деятельности я руководствовалась:
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.
2.
Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
-
образовательным программам дошкольного образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г.
9
3.
Федеральными
государственными
требованиями
к
структуре
основной
общеобразовательной
программе
дошкольного
образования,
утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655.
4.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. № 155.
5.
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
(СаНПиН 2.4.1.3049-13).
6.
Образовательной
программой
МБДОУ
детский
сад
№20
«Снегурочка».
7. Уставом МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка».
Кроме основных Федеральных и иных нормативных актов в области
образования,
преобразующее
воздействие
на
систему
дошкольного
образования,
связанного
с
инновационным
развитием,
оказывает
реализация
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим, основной целью
моей
деятельности
является
создание
оптимального
комплекса
педагогических
условий,
способствующего
высокой
эффективности
10
воспитательно-образовательной деятельности с детьми в целях реализации
ФГОС
ДО,
т.к.
одним
из
целевых
ориентиров
ФГОС
ДО
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
является
инициативность
и
самостоятельность ребёнка в разных видах деятельности, уверенность в
своих силах, положительное отношение к себе и к другим, проявление в
различных видах деятельности фантазии, творчества.
Во
ФГОС
ДО
говорится,
что
к
концу
дошкольного
периода
воспитанник
должен
обладать
развитым
воображением,
которое
реализуется в различных видах деятельности; уметь взаимодействовать со
сверстниками
и
взрослыми;
участвовать
в
совместных
мероприятиях;
уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства,
в
том
числе
чувство
веры
в
себя.
Поэтому
считаю,
что
знакомство
дошкольников
с
календарно-обрядовыми
праздниками
является,
как
развитию
вышеназванных
качеств,
так
и
частью
воспитания
у
них
пат риотизма
и
ч увства
горд о сти
за
свой
народ ,
за
с в о ю
многонациональную
страну,
а
это
одно
из
важнейших
направлений
в
реализации ФГОС ДО.
Направленность
работы состоит
в изменении
подходов
к
содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
11
Интегративная деятельность, которую рекомендует использовать ФГОС,
связана
с
развивающим,
личностно-ориентированным
обучением.
Инновационный
подход
позволяет
интегрировать
сведения
из
разных
областей
знаний
для
решения
одной
проблемы
и
применять
их
на
практике.
Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное странствие,
где каждый шаг ставит новые вопросы и приносит новые открытия - в
странствие
по
вечному,
но
бесконечно
переменчивому
миру
народных
Традиций.
Полагаю,
использованная
система
работы
окажет
положительное
влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к
русской народной культуре. Приобщая детей к истокам русской народной
культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся,
будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого
можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий
все самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего.
Концептуальные основы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много,
поскольку
обращение
к
отечественному
наследию
воспитывает
уважительное
отношение
к
людям
всех
национальностей,
гордость
за
12
землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Таким
образом,
нравственно-патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образовательного
учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать
детям
начальные
знания
о
Родине,
базисные
представления
о
нашей
стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Наши современники педагоги, психологи занимались и занимаются
проблемами
нравственности,
т.е.
формированием
эмоционально–
положительного
отношения
к
людям
разных
национальностей.
Воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои
исследования Е.И.Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова,
В.Д.
Бондарь,
А.П.
Усова
и
др.
Народные
праздники,
как
совместная
деятельность дошкольников и взрослых оказывают большое влияние на
усвоение детьми нравственных норм, воспитание толерантного отношения
к
людям
других
национальностей,
а
это
особенно
актуально
в
нашей
многонациональной стране.
13
Работу
по знакомству
детей
с
русскими
народными
календарно-
обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:
- планирование работы с детьми;
- изучение авторских программ, инноваций;
- знакомство дошкольников с русскими народными календарными
праздниками;
- создание предметно–развивающей среды в группе;
- активное использование возможностей музыкального воспитания
детей.
Семья
- педагогическое просвещение родителей;
- родительские собрания;
- привлечение родителей к подготовке и проведению календарно-
обрядовых праздников.
Совместная работа педагога и детей
Педагогика сотрудничества взрослых и детей;
Проведение занятий, организация театрализованных игр;
Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.
Формы
работы с
детьми
по
знакомству
с
русскими
народными
календарно-обрядовыми праздниками:
14
1. Беседы.
2. Занятия на основе метода интеграции.
3.
Рассматривание
изделий
народного
искусства,
иллюстраций,
альбомов, открыток.
4.
Выставки
в
мини-музее
изделий
русского
декоративно-
прикладного искусства.
5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в
детском саду.
6. Дидактические игры.
7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
8.
Заучивание
считалок, закличек,
прибауток,
небылиц,
потешек,
стихов, русских народных песен.
9. Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
1.
Метод
наглядности
(рассматривание
изделий,
иллюстраций,
альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
2.
Словесный
(беседа,
использование
художественного
слова,
пояснения).
3.
Практический
(самостоятельное
выполнение
детьми
декоративных
изделий,
использование
различных
инструментов
и
15
материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев,
песен).
4. Частично-поисковый.
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия).
6. Сотворчество.
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Большое
и
разностороннее
влияние
народных
праздников
на
личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое
средство.
Сам
ребенок
при
этом
испытывает
удовол ь стви е,
радость. Тематика
и
содержание
русских
народных
праздников
имеют нравственную направленность.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать
основы
русской
народной
культуры, опыт
нравственного
поведения,
умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного
отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует:
- подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по
ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе
16
всех
видов
продуктивной
деятельности,
физкультурных,
музыкальных
занятиях, а также вне;
- содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию
нравственного поведения;
- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной,
утомляющей детей;
- максимальное вовлечение всех детей в народном празднике;
-
включение
в
программу
праздника
подвижных игр,
хороводов,
танцев,
разученных
с
небольшими
подгруппами
детей
или
со
всей
группой, выступления взрослых в качестве героев представления;
- праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их
продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от
содержания самого праздника;
-
после
праздника
в
последующие
дни
по
желанию
детей
повторяются
песни,
хороводы,
игры,
которые
им
больше
всего
понравились
и
запомнились.
Это
позволяет закрепить
праздничные
впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
-
фиксация
наиболее
запомнившихся
моментов
праздника
в
продуктивной деятельности;
17
- дети должны принимать посильное участие в подготовке народных
праздников и развлечений, что в свою очередь является важным условием
воспитания нравственного и толерантного поведения;
- все народные праздники и развлечения доставляют детям радость,
создают веселое настроение; развивают инициативу и самостоятельность;
воспитывают такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое
отношение к окружающим;
- праздники обогащают жизнь детей радостными переживаниями; в
ходе
народного
праздника
и
развлечений
развивается
творческая
активность детей, их любознательность и познавательные процессы.
Распространение опыта
Распространение опыта в рамках дошкольного учреждения;
Распространение опыта среди профессионального сообщества;
Участие в научно–практических конференциях.
Ресурсное обеспечение проекта
Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.
Подбор художественных народных произведений, песен, закличек,
игр.
Подбор методической литературы.
Создание мини-музея «Русская изба».
18
Картотека сценариев праздников.
Этапы реализации работы
I этап (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение
цели и задач работы; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение
с
родителями
и
детьми
вопросов,
связанных
с
проведением
работы;
составление
тематического
планирования
мероприятий;
проведение
диагностики детей.
II этап (организационный)
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями;
разработка сценариев праздников; создание предметно-пространственной
развивающей среды; подбор дидактического материала, литературы, игр;
изготовление
костюмов
и
атрибутов;
создание
календаря
народных
праздников и мини-музея «Русской избы».
III этап (практический)
Проведение,
бесед,
занятий,
народных
календарно-обрядовых
праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.
IV этап (итоговый)
19
Проведение
диагностического
обследования
детей,
беседы,
самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование.
На I этапе
(аналитическом)
был
проведен анализ
ситуации,
осознание необходимости начать работу по приобщению детей к русской
народной культуре, через знакомство с русскими народными календарно-
обрядовыми праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень
сформированности
основ
русской
народной
культуры
у
детей.
На
родительском собрании родителям было предложено принять участие в
работе по проблеме ознакомления дошкольников с календарно-обрядовыми
праздниками.
На II этапе (организационном) был составлен календарь народных
праздников, с которыми планировалась знакомить детей в процессе работы
в соответствии с возрастными особенностями, составлен перспективный
план календарных праздников по временам года. Подбирались темы бесед,
занятий, потешки, заклички, игры, которые соответствовали календарным
праздникам. Оснащение и организация работы мини-музея «Русская изба».
На III этапе
(практическом) была
разработана
и
апробирована
система
работы
по
приобщению
дошкольников
к
русской
народной
культуре.
20
Работа проводилась в соответствии с образовательными областями,
рекомендованными ФГОС:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Занятия («Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок
девицы гадали», «Из истории русского народного костюма» и др.);
- Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения за
сезонными изменениями в природе, создание мини-музея «Русская изба»;
- Беседы («Что нам осень принесла», «Зимние забавы», «Праздник
масленицы» и др.)
О б р а з ов ат е л ь н а я
о бл а с т ь
«Социально-коммуникативное
развитие»:
- Подвижные игры;
- Дидактические игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Чтение художественной литературы, заучивание наизусть потешек,
закличек, пословиц и поговорок и т.д.
О б р а з о в а т е л ь н а я
о б л а с т ь
«Художественно-эстетическое
развитие»:
21
-
Рисование
(«Осенняя
березка»,
«Масленица
–
барыня»,
«Пасхальное яйцо» и др.);
-
Аппликация
(«Осенний
ковер»,
«Игрушки
для
зверят
на
рождество», «Проводы зимы» и др.);
-
Лепка («Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке» и
др.);
-
Ручной труд («Куклы из соломы», «Куклы наших прабабушек»,
«Рождественские подарки» и др.);
- аппликация («Встреча перелетных птиц», «Березка проснулась» и
пр.);
- конструирование из конструктора ЛЕГО («Русская изба», «Мебель
наших предков», «Русская печь» и пр.)
Выставки совместного труда детей и родителей («Барышня осень»,
«Пасхальные куличи и яйца», «Чьи блины вкуснее» и др.)
-
Музыкальные
занятия,
включающие
тематику
календарно-
обрядовых праздников;
-
Совместная
деятельность
с
педагогом:
разучивание
попевок,
потешек,
закличек,
колядок,
хороводов
под
музыку;
игра
на
шумовых
народных инструментах.
22
- Развлечения: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица»
и др.
- Театральные представления.
Велась
работа
и
с
родителями. Родители
принимали
активное
участие в подготовке и проведении праздников.
Ожидаемые результаты от проведенной работы
Дети:
Формирование чувств национального достоинства;
Устойчивый интерес к культуре русского народа;
Широкое
использование
в
повседневной
жизни
всех
видов
фольклора.
Воспитатель:
Компетентность в вопросах русской национальной культуры.
Освоение инновационных методов работы по знакомству детей с
бытом, традициями и обрядами русского народа.
Родители:
Активное участие в работе по знакомству с календарно-обрядовыми
праздниками. Осознанная помощь воспитателю.
23
На IV этапе
(итоговом)
был
проведен
итоговый
мониторинг
выявления сформированности основ русской народной культуры у детей,
что и подтвердило эффективность проведенной работы.
24
Анализ результатов работы с детьми
В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-
обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми.
Так дети у меня в подготовительной группе были разные, диагностировала
дошкольников
по
одним
и
тем
же
критериям.
Результаты
беседы
оценивались по следующим критериям:
1. Знание названий народных праздников;
2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта
(лучина, плуг, кокошник и др.);
3.
Знание
русских
народных
и
музыкально-фольклорных
игр,
изучаемых в рамках ФГОС;
4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых
в рамках ФГОС;
5 . Знание
различных
видов
фольклора
(пословицы,
приметы,
хороводы) и используют его;
6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме;
7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в
природе;
8. Понятие о том, что люди на земле могут и должны жить в дружбе;
25
9. Имеет представления о нравственных ценностях людей, стремится
следовать им.
Таблица 1
Критерии оценки знаний детей о народно-обрядовых праздниках
№
п/п
Критерии
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
1
З н а н и е
н а р од н ы х
праздников и обычаях
с
ними
связанных
(Осенины,
Покров,
Крещение,
Благовещенье и др.)
Называет
основные
народные
праздники
Называет
не
все
народные
праздники
Н е
з н а е т
основные
народные
праздники
2
Знание
названий
и
назначение предметов
русского
народного
быта
(лучина,
плуг,
кокошник).
Имеет
представление о
н а з в а н и я х
и
назначение
предметов
русского
народного
быта
(лучина,
плуг,
кокошник и др.).
Путается
в
названиях
предметов
народного
быта и в их
назначении
Не
называет
предметы
народного
б ы т а ,
н е
знает
о
их
назначении
3
З н а н и е
р у с с к и х
н а р о д н ы х
и
музыкально-
фольклорных
и г р ,
изучаемых
в
рамках
ФГОС
Знает
русские
н а р о д н ы е
и
музыкально-
фольклорные
и г р ы ,
и х
правила.
С
помощью
взрослого
м оже т
н а -
звать
неко-
которые
иг-
ры и вспом-
Н е
м о ж е т
назвать
н и
одной игры
26
н и т ь
и х
правила.
4
З н а н и е
р у с с к и х
народных
песенок,
потешек,
закличек,
изучаемых
в
рамках
ФГОС
Знает
и
может
исполнить
народные
песенки,
потешки,
заклички
и з у ч е н н ы е
в
рамках ФГОС.
З н а е т
н е
большое
количество
песенок,
потешек.
Путается,
нуждаются в
помощи
взрослого.
Не знает или
н е
м о ж е т
вспомнить
н и
о д н о й
песенки,
потешки,
заклички.
5
Знание
различных
в и д о в
ф о л ь к л о р а
(пословицы,
приметы, хороводы) и
используют его.
Знает
и
может
рассказать
л ю б ы е
в и д ы
фольклора.
Н е
м о ж е т
назвать
ни
одного виды
фольклора,
изученного в
рамках
ФГОС.
Знает не все
виды
фольклора,
изученные
в
рамках
ФГОС.
6
Наличие
п р е д с т а в л е н и й
о
женском
и
мужском
русском костюме.
Узнает
русский
народный
костюм,
выделяет
харак-
терные
средства
выразительност
и
( э л е м е н т ы
узора,
колорит,
сочета-ние
цветов).
Мо-жет
о т л и ч и т ь
о т
Узнает
русский
народный
костюм,
но
путается
в
деталях.
Узнает
русский
народный
костюм,
но
путается
в
деталях.
27
костюмов
других народов.
7
З н а н и е
н а р од н ы х
примет
и
умение
их
с о о т н о с и т ь
с
у в и д е н н ы м
в
природе.
Имеет
представление о
народных
п р и м е т а х
и
у м е е т
и х
с о от н о с и т ь
с
у в и д е н н ы м
в
природе.
Ребенок час-
тично
знает
народные
приметы, но
н е
в с е
соотносит,
с
увиденным в
природе.
Н е
з н а е т
народные
приметы
и
н е
у м е е т
соот-носить
и х
с
увиденным в
природе.
8
Имеет понятие о том,
что
люди
на
земле
могут и должны жить
в дружбе.
Объясняет
п оч е м у
л юд и
должны
ж и т ь
дружно
Н е
в с е г д а
может
объяснить,
почему люди
должны
жить
дружно.
Ух о д и т
о т
ответа.
9
Имеет представления
о
н р а в с т в е н н ы х
ценностях людей.
Стремится
следовать им
Н е
в с е г д а
поступает
адекватно.
Не старается
избегать
конфликтные
ситуации
Проведенная диагностика показала следующие результаты:
высокий уровень – 10%;
средний уровень – 40%;
низкий уровень – 50%.
28
Анализ
диагностики
показал,
что
дошкольники
недостаточно
знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Высокий
уровень
знаний
показали
только
10%
детей.
А
половина
детей
(50%)
практически
не
знают
о
прошлом
своих
предков.
Я
думаю,
что
дошкольники, показавшие высокий результат, более сведущи о прошлом
только потому, что в этих семьях родители детей поддерживают тесный
контакт
со
своими
родителями.
А
бабушки
и
дедушки
рассказывают
внукам о жизни их родителей, т.е. знакомят внуков и внучек с бытом,
обычаями, играми их прабабушек и прадедушек.
II. Проектная часть
Анализ
создавшейся
ситуации,
показывает
необходимость
знакомства детей с русской народной культурой. Такой вывод и послужил
началом
работы
по
знакомству
с
русскими
народными
календарно-
обрядовыми праздниками дошкольников.
Ожидаемые результаты от проведенной работы
Дети:
Формирование чувств национального достоинства;
Устойчивый интерес к культуре русского народа;
29
Широкое
использование
в
повседневной
жизни
всех
видов
фольклора.
Воспитатель:
Компетентность в вопросах русской национальной культуры.
Освоение инновационных методов работы по знакомству детей с
бытом, традициями и обрядами русского народа.
Родители:
Активное участие в работе по знакомству с календарно-обрядовыми
праздниками. Осознанная помощь воспитателю.
Прежде,
чем
начинать
работу
с
детьми,
я
составила календарь
народных праздников:
6-7 января – Коляда;
Конец февраля - начало марта - Масленица. Дата начала праздника
«плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до
первого весеннего полнолуния;
22 марта - Сороки (Встреча перелетных птиц);
Пасха;
Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка;
22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);
23- 24 июня - Иван Купала;
30
2 августа - Ильин день;
28 августа - Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);
14 сентября - Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление
даров осени).
Затем
был
составлен
тематический
план,
который
представлен
в
таблице 2.
Таблица 2
Тематический план работы по знакомству с календарно-
обрядовыми праздниками
№ Месяц
Тема мероприятия
Форма
мероприятия
Методы и
приемы
1.
Сентябрь
Адаптационный период
2.
Октябрь
Календарь,
календарные
песни
и
г о д о в о й
к р у г
календарных
праздников
Беседа.
Рассматривание
иллюстраций.
Дидактическая
и г р а
« С о б е р и
урожай».
Пальчиковая
гимнастика
«отдели
фасоль
от гороха».
Хлеб. Жатва.
Занятие «Как
хлеб на стол
пришел»
Приготовление
печенья.
Пальчиковая
гимнастика.
Динамическая
пауза.
31
«Зерновушка»
Беседа о том, как
в древности забо-
тились о хорошем
урожае в
следующем году.
Поделка
куклы
«Зерновушка»
из разных видов
круп
Осенние посиделки
( к а л е н д а р н о -
обрядовый
праздник
«Осенины»)
Музыкальное
занятие
Разучивание
танца
«Барыня»;
русских
народных игр.
И г р у ш е ч н ы х
д е л
мастера.
Аппликация
«Куклы в
русском
костюме»
Русские
народ-
ные игры, хоро-
воды
(пальчи-
ко в ы е
и г р ы ,
динамическая
п а у з а
н а
занятии)
Кукла «Десятиручка-
Зерновушка»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
«Кузьминки – об осени
поминки»
(календарно-
обрядовый праздник)
Развлечение
«Прощай,
Осень»
Изготовление
а т р и б у т о в
к
развлечению.
Приготовление
винегрета
Кукла «Параскева
пятница»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
Традиции чаепития.
Рассказ
воспи-
тателя об обряде
Чаепитие во 2-й
пол.
дня
(На
32
3.
Ноябрь
ч а е п и т и я
н а
Руси;
аппликация:
«Чайный сервиз»
столах пироги с
капустой).
Подвижные
игры: «Капус-
та», «Чай-чай
выручай»
Познавательное
развитие.
Продуктивная
деятельность
(рисование,
аппликация, лепка)
Занятия «Какие
изменения про-
исходят в приро-
де осенью».
«Жизнь живот-
ных в ноябре».
Наблюдения,
чтение
художе-
ственной
литературы,
рассматривание
иллюстраций.
Физическое развитие
Подвижные
игры:
«Золотые
ворота»,
«Лошадки»,
«Бабка Ёжка»
4.
Декабрь
Познавательное
развитие
Занятие
«Празднование
Нового года
прежде».
Рассказ в-ля,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание
иллюстраций
Зимняя народная кукла
«Спиридон-
солнцеворот»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
Художественно-
Музыкальное
Драматизация
33
эстетическое развитие
Знакомство с
особенностями
содержания
колыбельных песен и
приговорок
занятие
«Баю-баю-баю-
бай, поскорее
засыпай!»
колыбельных
песен,
приговорок
О з н а к о м л е н и е
с
художественной
литературой.
Занятие «Потеш-
ный игровой
фольклор».
Заучивание
потешек к
играм.
Физическое развитие
Беседа о русских
подвижных играх
Подвижные
игры:
«Бубен-
цы», «Игровая»,
«Золотые
ворота»
5.
Январь
Н а р о д н а я
к у к л а
«Белый ангел»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
Зимние праздники.
Колядки (календарно-
обрядовый праздник)
Развлечение
Изготовление
а т р и б у т о в
к
развлечению.
Продуктивная
деятельность.
Рисование по
замыслу на тему
«Зима»
Выставка
детских
рисунков
Игра-драматизация
русской народной
сказки «Маша и
медведь».
Исполнение
русских народ-
ных песен «Во
поле березка сто-
яла», хороводной
«Как пошли на-
Рассказывание
потешек
детьми. Русская
народная
игра
«Ворон»
34
ши подружки».
Физическое развитие
Беседа о зимних
играх русского
народа
Игры «Пройди
по узенькой
дорожке»,
«Баба Ёжка»,
«Перетяжки»,
«Волшебные
снежинки».
6.
Февраль
Н а р о д н а я
к у к л а
«Масленица
Домашняя»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
Художественно-
эстетическое развитие
Музыкальное
занятие
«Гусли звончатые»
Знакомство с
русским народ-
ным инструмен-
том гуслями.
Разучивание р. н
м. «Во поле
березка стояла»»
Прослушивание
фонограмм
в
исполнения
артистов
р.н.м.
на гуслях.
Хоровод
« В о
поле
б е р е з к а
стояла»
Масленица
(календарно-
обрядовый праздник)
Развлечение
Изготовление
атрибутов к
развлечению.
7.
Март
Познавательное
развитие
« Д е н ь
в е с е н н е г о
равноденствия»
Беседа о сезон-
ных изменениях
в природе.
Рисование по
замыслу.
Рассматривание
иллюстраций
35
Праздник жаворонков
(календарно-
обрядовый праздник)
Развлечение с
использованием
весенней
заклички
Изготовление
а т р и б у т о в
к
развлечению.
Д е н ь
в е с е н н е г о
равноденствия
«Прогулка в весенний
парк»
Наблюдение за
изменением се-
зонных явлений в
природе
Игры «Матушка
Весна»,
«Дедушка
Рожок»
Художественно-
эстетическое развитие
Музыкальное
занятие
«Прогулка в
весенний лес»
Фонограмма с
голосами птиц,
пьеса из
альбома П.И.
Чайковского
«Времена года»
«Март».
Подвижная
народная игра
«Птицелов».
Кукла «Веснянка»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
8.
Апрель
Познавательное
развитие
«Вербное
воскресенье»
Занятие «Празд-
нование Вербно-
го воскресения
на Руси», его
традициях
Фонограмма
п ь е с ы
и з
альбома
П.И.
Чайковского
«Времена года»
«Апрель».
Кукла «Вербница»
2-я пол. дня (в
36
течение месяца)
Физическое развитие
Беседа об
особенностях
русских
народных игр
Игры «Ручеёк»,
«Цепи
кован -
ные»,
«Жмур-
к и » ,
« Х л о п !
Хлоп! Убегай!»
Пасха
(календарно-
обрядовый праздник)
Развлечение
Изготовление
а т р и б у т о в
к
развлечению.
9.
Май
Познавательное
развитие.
Продуктивная
деятельность «Весна».
Рисование на те-
мы «Лес весной»,
«Цветущий луг»
(По выбору
детей)
Выставка
детских
рисунков
В е с н а .
Р а б о т а
в
огороде.
Работа в огороде
на участке д/сада
Игры «Зайцы и
огородник»,
«Змейка»
З е л ё н а я
н е д е л я
(праздник березки)
Развлечение «Во
поле береза
стояла»
Украшение
березки на
участке д/с
Изготовление
атрибутов к
развлечению.
Кукла «Утешница»
2-я пол. дня (в
течение месяца)
«Солнечный коняшка»
Занятие «Чтение
сказки П.П.
Ершова» «Сивка-
Изготовление
«Солнечного
ко н я ш к и »
и з
37
Бурка»
ткани.
День Купальницы
Развлечение
Изготовление
а т р и б у т о в
к
развлечению
Физическое развитие
Игры «Стадо»,
«Салка»,
«Лошадки»
Дети,
участвуя
в
русском
народном
празднике
узнают
основы
русской
народной
культуры, опыт
нравственного
поведения,
умение
поступать
в
соответствии
с нравственными
нормами.
Поэтому
мы
(воспитатель,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физическому
воспитанию) придерживались таких принципов:
- подготовку к празднику осуществляли постепенно, на занятиях по
ознакомлению
с
окружающим,
с
художественной
литературой,
физкультурных, музыкальных и др.;
- программу праздника составляли так, чтобы содержание каждого
праздника способствовало воспитанию нравственного поведения;
-
следили,
чтобы
все
дети
были
активными
участниками
мероприятия;
- в программу праздника обязательно включали подвижные игры (по
возможности
использовали
в
них
нетрадиционное
физкультурное
38
оборудование), хороводы, танцы, проблемные ситуации, а также элементы
познавательного развития;
- соблюдали регламент проведения праздника;
- после праздника закрепляли праздничные впечатления в различных
видах деятельности детей;
-
привлекали
к
посильному
участию
в
подготовке
народных
праздников и развлечений детей, что в свою очередь являлось важным
компонентом воспитания нравственного поведения;
- постоянно помнили, что народные праздники обогащают жизнь
детей
радостными
переживаниями.
В
ходе
праздника
или
развлечений
развивали у детей творческую активность, поощряли их познавательные
интересы.
Условия для реализации работы
Работа проводилась в соответствии с образовательными областями,
рекомендованными
ФГОС:
проводила
НОД,
беседы,
развлечения,
театральные представления, выставки и.т.д.
Велась
работа
и
с
родителями. Родители
принимали
активное
участие в подготовке и проведении праздников.
39
В работе используются различные методы и приемы:
1.
Метод
наглядности
(рассматривание
изделий,
иллюстраций,
альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
2.
Словесный
(беседа,
использование
художественного
слова,
пояснения).
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных
изделий,
использование
различных
инструментов
и
материалов
для
изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).
4. Частично-поисковый.
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия).
6. Сотворчество.
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет
свои особенности, которые представлены на рисунке 1 (см. ниже):
Особенности
данной
работы
заключаются
в
том,
в
ее
процессе
необходимо
знакомить
детей
не
только
с
самими
праздниками,
но
параллельно
с
самобытностью
русского
народа;
его
жизнелюбивым
и
открытым
характером;
воспитательным
значением
праздников;
развивающем
характере,
который
проявляется
в
тврочестве
при
его
40
проведении.
А
о
связи
праздников
с
природой
говорит
то,
что
они
разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние.
Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах,
средой обитания животных, сменой времен года и т.д.
Рисунок 1. Особенности знакомства детей с календарно-обрядовыми
праздниками
Всю работу по знкомству с народными календарными праздниками
старалась
проводить
в
комплексе,
которая
включала
различные
виды
41
Особенности знакомства с календарно-
обрядовыми праздниками дошкольников
Чувство
юмора
Связь с природой и
средой обитания
Развивающий
характер
Воспитательный
характер
Открытость к
общению
Сохранение элементов
культуры прежних
поколений
Самобытность
деятельности дошкольников. Интегративный характер работы я отразила в
таблице 1.
Таблица 1
Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками
посредством интеграции разных видов искусств
Литература
Театр
Изобразительн
ое искусство
Музыка
-
рассказывание
сказок, легенд;
-
рассматривание
иллюстраций;
-
драматизация
сказок, рассказов;
-
прослушивание
аудиозаписей ска-
з о к ,
л е г е н д
в
исполнении
мастеров
художественного
слова.
-
т е а т р а л ь н а я
азбука
(мимика,
пантомимика,
жесты,
интонации,
выразительность
и пр.);
-
театрально-игро-
вая деятельность;
- творческая мас-
терская
(изготов-
ление
декораций,
атрибутов и пр.)
- продуктивная
деятельность
детей;
- рассматривание
произведений
художников-
иллюстраторов
о
н а р о д н ы х
празднествах,
костюмах и др.
- развлечения,
- игровая,
музыкальная
деятельность
под
руководством
педагога;
- самостоятельная
музыкальная;
театрализованная
деятельность
- совместная
музыкальная
деятельность
взрослых и детей.
42
В
процессе
проведения
работы
по
знакомству
с
календарно-
обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило
постепенное
знакомство
со
средствами
выразительности
создания
сказочных
образов
прошлого;
формирование
желания
и
умений
использовать полученные знания в собственной творческой деятельности.
Изображение
детьми
различных
образов
на
основе
интеграции,
по
сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия
действительности,
обогащалось
за
счет
использования
интеграционных
методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие
образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные
произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые
техники рисования, лепки, конструирования, аппликации.
Вот так, например, проходило знакомство с куклой «Крупеничка».
Сначала она рассказала с помощью загадок о том, что сделана из разных
круп. Для этого загадала загадки, отгадки которых попросила нарисовать:
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами
(овёс).
В поле метелкой,
В мешке жемчугом
(пшеница).
43
В воде растёт,
Уборки ждёт.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова.
(Рис)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Она здоровье укрепляет,
Гемоглобин наш повышает.
Любит варку, любит печку,
А зовётся она...
(Гречка)
При
изготовлении
куклы
«Крупеничка»
дети
при
помощи
мерки
определяли, количество крупы для рук, головы, туловища опытным путем,
чтобы части тела были пропорциональными. В данном случае ведущей
была опытно-экспериментальная деятельность. Дошкольники подбирали
нужные
лоскутки
ткани,
соединяли
их.
При
этом
совмещались
такие
о бл а с т и ,
ка к познавательное
(ФЭМП), художественно-эстетическое
развитие; развивались мелкая моторика рук и глазомер, пространственная
ориентация.
44
В игровом задании в процессе рассматривания куклы «Крупенички»,
кукла
предлагает
«сварить»
кашу.
Но
здесь
же
сетует,
что
не
знает,
отмерить крупу для нее. Дети учат Крупеничку, как отмерить крупу с
помощью условной мерки. Затем проводится игра «Варим кашу», дети
с а м и договариваются,
кто
кем
будет
(молоко,
сахар,
соль,
крупа).
В
соответствии со словами:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
дети-«продукты» по порядку входят в круг – «горшочек» и присаживаются.
Вовремя варки каши (ребятишки по очереди привстают, говорят: «пых»).
Когда огонь прибавляется
(воспитатель
говорит
«пых»
в
убыстренном
темпе, дети не привстают, а почти подпрыгивают).
Кашу помешивают
(все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться
(все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Крупеничка
«пробует»
получившуюся
кашу,
хвалит
детей
и
благодарит их за то, что они научили отмерять крупу для такой вкусной
каши.
45
В
этом
упражнении-игре
интегрированы
следующие
области
р а зв и т и я ,
п о зн а ват е льн о е
( Ф Э М П ) , художественно-эстетическое,
физическое.
В
процессе
знакомства
с
календарно-обрядовым
праздником
Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней
недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как
были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей
сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба
углами,
а
красна
пирогами»,
«Не
обижайте
хозяина,
отведайте
наши
кушанья».
А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное
воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно
кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы
отношения с окружающими были добрыми.
Очень эмоционально проходил и праздник «Сороки» (22 марта). В
проце сс е
знакомства
с
эти
праздником,
рассказа ла
д е т я м
русскую народную былину.
«Очень-очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40
храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались
это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда
46
любил народ,
и
стали
верить
люди
в
то,
что
не
погибли
40
воинов
дружины,
а
превратились
в
жаворонков».
В
этот
день
-
22
марта
вспоминают всех погибших воинов. Предложила прослушать детям песню
«Журавли» в исполнении Марка Бернеса, которую в 1968 написал Расул
Гамзатов, а перевел ее Наум Гребнев, на музыку положил Ян Френкель.
Дети
получили
знания
о
почитании
защитников
своей
страны,
узнали,
что
хозяйки
в
этот
день
пекли
особые
постные
булочки
– «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да
еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. Этот праздник помог
детям увидеть, как творчески, с фантазией восприняли люди былину о
жаворонках.
Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы,
играли в игры. И я предложила детям поиграть в игру «Жаворонок.
Читая сказку П.П. Ершова «Сивка-бурка», рассказала детям легенду,
которую очень любили наши предки. Они считали, что этого коня кто-то
бережет,
кто-то
пасет.
Русский
народ
считал,
что
«…
стоит произнести
магические слова: «Сивка-Бурка, вещая Каурка, стань передо мною, как
лист перед травою
»
. «И вот в то же мановение полуночный ветер разнесет
все слова ваши куда надобно (по словам этнографа М. Макарова), и вы
47
уже
слышите,
как
бежит
к
вам
конь,
как
без
крыльев
к
вам
летит
непостижимая Сивка-Бурка, вы почувствуете, как из ее ноздрей пышет
полымя, а из ее ушей дым валит столбом. Скорее готовьтесь влезть в одно
из ушей этого коня; но спешите тотчас же вылезть из другого уха, и вот вы
будете
такой молодец,
о
котором
не
расскажет
вам
никакая
сказка,
которого не опишет никакое перо!..» Сказку «Сивка-Бурка дети слушали
под фонограмму музыки из балета «Конек-Горбунок», написанного по
мотивам этой сказки Р.К. Щедриным. После прочтения сказки, загадала
детям загадку:
Всё пустяк для Дурака,
не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал,
расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся?
...Горбунок!
и
предложила
нарисовать
отгадку. Дети
сделали
это
с
большим
удовольствием.
Н а
м у зы ка л ь н ом
за н я т и и
д о ш кол ь н и к и
оч е н ь
хо р о ш о
импровизировали
с
помощью
шумовых
инструментов
ритмический
рисунок перезвона.
48
Вне занятия ребята с удовольствием вспомним содержание всей сказки
посредством раскладывания иллюстрации, которые были перепутаны, в
нужном
порядке.
(
Поймал
жар-птицу.
Привёз
царь-девицу,
Рыба-кит,
Освобождение
кита,
Сундучок
с
перстнем,
Иван
омолодился,
Царь
сварился, Конец сказки. Свадьба.
Вместе с детьми рассмотрели фото памятников «Коньку-Горбунку» в
различных
городах:
Москве,
Тобольске,
Ялте
и
др.
Таким
образом,
подвела детей к тому, что наши предки очень почитали Конька-Горбунка и
придумали как сделать куклу-игрушку Солнечного коняшку – символ мая.
Затем
дети
изготовили
Солнечного
коняшку
из
ткани,
который
символизировал
календарно-обрядовый
праздник
Купальница.
Предложила
детям
русские
народные
игры
«Лошадки»,
«Горелки»,
«Конек-Горбунок прыгает через ручеек», «Поймай Конька-Горбунка» и др.
Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с
обрядовыми
праздниками
четко
прослеживается
интеграция
различных
областей развития дошкольников.
Огромное
значение
для
знакомства
дошкольников
с
календарно-
обрядовыми
праздниками
имеет
создании
развивающей
предметно-
пространственной среды. Чтобы она способствовала знакомству детей с
народными
праздниками,
приобрела
и
изготовила
разнообразный
49
наглядно-демонстрационный
материал;
различные
дидактические
игры
«Чей
это
костюм?»,
«Одень
куклу»
и
др.;
тематические
альбомы
по
календарно-обрядовым
праздникам
«Святки»,
«Масленица»,
«Праздник
жаворонков»
и
др.
Пополнила
книжный
уголок
художественной
литературой;
тематиче скими
а льбомами,
м н е м о т а бл и ц а м и ,
мнемодорожками,
которые
помогали
детям
установить
не
только
последовательность народных праздников, но и вспомнить их элементы.
Пополнила
картотеку
русскими
народными
подвижными
играми.
Физкультурный
уголок
пособиями
для
проведения
подвижных
игр.
Следует отметить, что кукол, которые дети делали во 2-й половине дня, они
пожелали забрать домой. Отказать им было невозможно, т.к. им в их
изготовлении помогали и родители. Но отрадно то, что когда эти куклы
нужны были для занятий или мероприятий, дети приносили их
В
создании
развивающей
предметно-пространственной
среды
активно помогали не только родители, но и дедушки с бабушками.
На
родительском собрании родителям было предложено принять участие в
работе по проблеме ознакомления дошкольников с календарно-обрядовыми
праздниками. Отрадно, что родители с пониманием отнеслись к моему
предложению.
50
В первую очередь были задействованы родители, у которых был
тесный
контакт
со
своими
родителями.
Побеседовав
с
бабушками
и
дедушками
из
этих
семей,
я
пришла
к
выводу,
что
для
того,
чтобы
повысить
знания
детей о
календарно-обрядовых
праздниках,
нужно
пополнить развивающую предметно-пространственную среду. Был создан
«Уголок
русской
избы»
с
помощью
бабушки С а ш и (она
делилась
воспоминаниями
о
своем
детстве)
и
дедушки
(непосредственный
исполнитель «уголка русской избы»).
В
процессе
проведения
занятий
на
основе
интеграции
с
дошкольниками
я
постоянно
использовала
опыт
и
традиции
старшего
поколения семей.
Так, например, во время перерыва между занятиями Таня увидела в
окно, что вороны сидят на дереве головами в разные стороны и обратила
внимание других детей словами: «Смотрите, вороны боятся, что их сдует с
дерева ветром». Некоторые дети засмеялись, а Таня сказала, что об этом
она
узнала
от
бабушки.
В
другой
раз
она
же
привлекла
внимание
сверстником словами: «Вороны по снегу гуляют, значит, будет тепло».
Постепенно
дети
и
сами
стали
спрашивать
у
девочки
о
том,
что
ей
рассказала
бабушка.
А
однажды
Танина
бабушка
пришла
в
группу
и
научила ребят готовить птичьи «пироги». Когда после занятия все вышли
51
на
прогулку
она
показала
и
рассказала,
как
лучше
приготовленные
«пироги»
развесить
на
деревья,
чтобы
зимующим
птицам
было
легче
пережить морозы.
Бабушка Тани
рассказала,
что
она
часто
рассказывает
внучке
о
народных приметах. Так, например, при приготовлении еды, вдруг говорит:
«Вот ведь как соль отсырела – быть дождю». А глядя утром в окно
невзначай отмечает: «Туман сегодня густой – жарко будет днем» и т.д. Был
случай, что, выйдя в огород, отметила: «Не буду сегодня поливать.
Вон как
ботва у моркови поникла – будет дождь». Об этом нам поведала Таня. Так
ненавязчиво она знакомила внучку с приметами, которые народ хранил
веками, и которые очень помогли мне в работе с детьми.
Об очень интересном поведении еловой шишки мы узнали от той же
бабушки. Таня рассказала, что для предсказания погоды у бабушки висит
на
шнурке
зрелая
еловая
шишка:
к
ненастью
чешуйки
у
шишки
смыкаются. Следуя этой традиции, мы тоже в уголке природы повесили
еловую шишку. Наблюдая за ее состоянием, все дети убедились, что шишка
«говорит»
правду.
А
вовремя
прогулок
проводили
наблюдения
за
состоянием кроны ели: перед дождем она опускает свои веточки. Такие
наблюдения,
вроде
и
не
относятся
непосредственно
к
знакомству
с
календарно-обрядовыми
праздниками,
но
они
акцентируют
внимание
52
дошкольников на том, что старшие поколения были очень внимательны к
окружающей жизни и растений, и животных. Они обращали внимание,
когда зима поворачивает на весну: вот и празднование Масленицы; когда
прилетают
грачи,
значит
нужно
готовиться
к
севу;
когда
лучше
сеять
злаковые, а когда овощи. И эти наблюдения тоже закрепились в празднике
«Воронья каша».
Чтобы
работа
с
родителями
была
более
эффективной
проводила
беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы.
В уголке
для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные
игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными
беседы
за
круглым
столом
(например,
«Как
мы
отмечаем
Пасху» или
какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности
сохранения
народных
традиций);
прямой
телефон;
консультации
и
сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и
консультаций
постоянно
делался
акцент
на
то,
что
знание
истории
поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное,
чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес
всей семье, и не были ей в тягость.
IV этап (итоговый)
53
В
конце
каждого
учебного
года
я
проводила
диагностическое
обследование
дошкольников
по
тем
же
параметрам,
что
и
в
начале
учебного года.
Должна отметить, что результаты диагностики все эти годы в конце
учебного года мало отличались. В этом году результаты были такими:
высокий уровень – 50%;
средний уровень – 50%;
низкий уровень – 0%.
Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с
детьми работа имела позитивный результат.
Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо
знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. После
проведенной работы половина детей (50%) имеет высокий уровень знаний,
вторая половина дошкольников на среднем уровне познаний (тоже 50%). Я
думаю, что такой результат был достигнут только благодаря родителям,
бабушкам и дедушкам, которые принимали активное участие в моей работе
по знакомству детей с календарно-обрядовыми праздниками.
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Календарно-обрядовые
праздники
тесно
связанны
с
трудом
и
с
различными
сторонами
общественной
жизни
человека.
Я
считаю,
что
народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках,
должна быть передана детям. За годы межаттестационного периода у меня
уже стало традицией проведение таких календарно-обрядовых праздников,
как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы.
Дети стали проявлять активный интерес к культуре и быту своих
предков,
их
вопросы
«Почему?»
и
«Зачем?»
выражают
стремление
проникнуть
в
суть
познаваемого
объекта;
у
них
сформировался
эмоционально-практический отклик на окружающую действительность.
По результатам диагностического обследования и анализа уровня
знаний детей по знакомству с наследием русской культуры видно, что
работа по реализации данной работы приносит свои ощутимые плоды. Для
детей
характерна
выраженная
положительная
направленность
по
отношению
к
окружающему.
Мотивом
к
этому
выступает
понимание
ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
В
ходе
работы
знакомства
детей
с
русскими
календарно-
обрядовыми праздниками, я стараюсь развивать личность каждого ребенка,
55
который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, т. к. только на
основе
прошлого
можно
понять
настоящее,
предвидеть
будущее.
Ведь
народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ
без будущего.
Я думаю, что опыт моей работы будет полезен воспитателям не
только нашего детского сада, но и другим.
56
Анализ результатов деятельности
Мне
несколько
трудно
составлять
отчет
по
результатам
своей
деятельности, т.к. все эти 5 лет я работала только с детьми 6-7 лет в
логопедических
подготовительных
группах.
Тем
не
менее,
работая
с
каждой
последующей
группой,
анализировала
проведенную
работу
в
предыдущем учебном году с предшествующей группой и старалась что-то
изменить, внести элементы нового в интеграцию проведения занятий и
работы вне ее, внести дополнения в оснащение предметно-развивающей
среды.
Так в работе в данном направлении я стала больше использовать
интегрированные
занятия,
пальчиковую
гимнастику,
т.к.
поняла,
что
пальчиковая гимнастика крайне необходима детям с проблемами в речевом
развитии.
А
использование
подвижных
игр,
динамических
пауз
способствует активизации мышления.
Нельзя не упомянуть и о влиянии музыки. Музыкальный работник
от души и со знанием дела помогала мне подобрать музыку к занятиям. На
своих занятиях она очень часто прислушивалась к моим просьбам на
предмет
использования
каких-либо
произведений.
Так
с
е е
непосредственной
помощью
дети
в
свободное
от
занятий
время
57
просмотрели балет «Конек-Горбунок» Р. Щедрина по сказке Н. Ершова
«Сивка-Бурка», особенно фрагмент празднества.
Она детально разобрала и
обратила внимание детей на элементы праздника.
Не меньшую помощь я увидела и от инструктора по физическому
воспитанию
помогала
не
только
советами,
но
подбором
русских
подвижных игр. Хотя и многие из них я знала из методической литературы,
тем не менее, она советовала, как варьировать ту или иную игру, чтобы она
более эффективно сработала в нужном направлении.
Не могу не сказать слова благодарности и своим руководителям:
заведующей и методисту, которые постоянно поддерживали во всех моих
начинаниях и задумках.
А
мой
младший
воспитатель
была
постоянным
и
бессменным
вдохновителем в работе детьми. Она принимала участие и в сюрпризных
моментах,
занимала
дошкольников
в
то
время,
когда
я
поводила
индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Работа с родителями тоже несколько видоизменялась, т.к. в каждой
группе были уже другие родители с другими запросами и возможностями.
Вывод
Проведя
анализ
своей
педагогической
деятельности
з а
межаттестационный период по данной теме, могу сделать вывод:
58
-
проводя
комплексные
мероприятия
по
знакомству
детей
с
календарно-обрядовыми
праздниками,
я
уверена,
что
знания,
умения,
навыки, полученные моими воспитанниками в детском саду, будут полезны
в дальнейшей жизни;
-
я
считаю,
что
таких
успехов
дети
добились
благодаря
систематической и целенаправленной работе.
С
уверенностью
могу
сказать,
что
дети
проявляют
интерес
к
окружающему
миру,
умеют
наблюдать,
анализировать,
делать
выводы.
Дети знают, что традиции прежних поколений надо хранить и передавать.
При
решении
задач
по
знакомству
дошкольников
с
календарно-
обрядовыми праздниками в межаттестационный период, мне помог ряд
условий:
1. Мотивация.
Понимание проблемы, личный интерес к прошлому своего народа,
возможность реализовать свой потенциал и опыт, передать детям - свои
творческие
знания,
свое
отношение
и
любовь
к
окружающему
миру.
Одновременно
повышать
свой
профессиональный
уровень,
за
счет
углубленного
изучения
проблемы
знакомства
детей
с
прошлым
своего
народа.
2. Профессионально–личностный потенциал.
59
На протяжении всего межаттестационного периода, чтобы повысить
эффективность в работе с детьми, я повышала свой уровень образования:
изучала
научную
и
методическую
литературу
по
передаче
наследия
прошлого дошкольникам, повышала профессиональное мастерство путем
изучения программ:
1.
Программа
под
редакцией
Васильевой
М.А.
«Программа
воспитания и обучения в детском саду», Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС
под редакцией Н.Е. Вераксы 2014 г.
2. Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006.
Использовала опыт, опубликованный в научно-популярных журналах
«Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Старший
воспитатель», «Современный детский сад» и др.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми и
родителями обращала внимание на такие качества, как эмоциональная
устойчивость
и
педагогический
такт,
организаторские
качества,
гуманность, педагогическая интуиция.
Воспитатель детского сада - одна из главных фигур педагогического
процесса,
в
том
числе художественно-эстетического
развития.
Являясь
60
носителем
педагогической
культуры,
владея
методикой художественно-
эстетического воспитания, организовала деятельность так, чтобы она была
содержательной,
эмоционально
насыщенной,
спо собствова ла
формированию практических навыков и необходимых представлений о
народных
традициях,
постепенно
переходила
в
самостоятельную
деятельность детей.
Работу
по
образовательному
направлению художественно-
эстетического
р а з в и т и я
д е т е й
я
п р о в о ж у
в
т е ч е н и е
в с е г о
межаттестационного периода.
61
Использованная литература
1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001.
- 256 с.
2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб.
пос. / В.П. Аникин - М.: МГУ, 1969. - 95 с.
3. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики
в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова -
Тольятти, 2008. - 71 с.
4.
Ефимова
Л.В.
Русский
народный
костюм
//
Государственный
Исторический музей. / Л.В. Ефимова - М.: Издательство Советская Россия,
1989. - 314 с.
5. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова
- Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
6 . Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду. /
М.Ю. Картушина– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.
7. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева– СПб.: Издательство
«Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
62
8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н.
Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и
сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для
педагогов
дошкольных
образовательных
учреждений
/
3-е
издание,
перераб.
и
доп.
/
Л.С.
Куприна,
Т.А.
Бударина,
О.А.
Маркеева,
О.Н.
Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. –
М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с.
10.
Покровский
Е.А.
Русские
народные
игры:
Образовательные
проекты. / Е.А. Покровский. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
1 1 . Рада
(Гульц
Ю.И.)
Языческая
мистерия
славян.
Посвящение
светлым богам: Очерки. «Славянский кологод: обряды на каждый день». –
Воронеж: Река Времени, 2006 – 128 с.
1 2 .
Богданова
И.А.
Сказка
про
Куклу Зерновушку и
Волшебные
Игрушки. /
И.А.
Богданова
Изд-во:
«
Сибирская
Благозвонница
»
. – 2010. -
200 с.
63