Напоминание

Правописание корней раст-ращ-рос


Автор: Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: город Бор, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Правописание корней раст-ращ-рос
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе УМК: программа и учебник Е.А.Быстровой

Тема урока: Правописание гласныха-о в корнях с чередованием раст-ращ-рос

Учитель: Тармакова Елена Владимировна МАОУ СШ №8 г.Бор Нижегородской области

Цель деятельности

учителя

Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-;

формировать навык правописания корней с чередованием.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-А в корне –

РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов

с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать

условия выбора правильных написаний;

Метапредметные:

1. Познавательные: получат возможность научиться приёмами отбора и систематизации материала; анализировать,

сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: научатся искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и

результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: научатся строить связное монологическое высказывание; работать в группе и представлять

результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: получат возможность формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению,

интерес к познавательной деятельности.

Методы и формы

обучения

Позиционное обучение; индивидуальная, групповая, коллективная работа на уроке.

Оборудование

Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-

демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме урока

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква.

УУД: Л- личностные, К- коммуникативные, Р-регулятивные, П-познавательные

Организационная структура( сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организа

ции сов-

заимо-

действия

Формируемые

умения (универ-

сальные учебные

действия)

Контроль

результат

ов

учебной

деятель

ности

1.

Моти-

вация

(само

определен

ие) к

учебной

деятель-

ности

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Вступительное слово.

- Что же, здравствуйте, ребятки!

Все на месте? Все в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку «5»?

-Сегодня на уроке я хотела бы напомнить вам

пословицу: « Каждый день жизнь прибавляет

частицу мудрости». - (1слайд)

- А вы мне напомните смысл этого высказывания.

- И сегодня на уроке мы продолжим добывать

новые знания. Но сначала повторим то, что вы уже

знаете:

Верно-неверно Я утверждаю, что

- корень является главной значимой частью слова

(+)

- окончание образует разные формы одного и того

же слова (+)

- в слове мяч на конце пишется мягкий знак (-)

- в слове прилагательное в корне пишется буква а

(+)

- в слове наклониться напишем в корне букву а (-)

-суффиксы и приставки образуют новые слова(+)

-в слове прикоснуться напишем в корне букву а (-)

Слушают учителя,

участвуют в диалоге

с учителем;

размещают учебные

материалы на

рабочем столе,

демонстрируют

готовность к уроку

Фрон-

тальная

Л: положительно

относятся к учению,

познавательной

деятельности, желают

приобретать новые

знания, умения,

совершенствовать

имеющиеся.

П: осознают

познавательную

задачу.

Р: планируют( в

сотрудничестве с

учителем и одно-

классниками или

самостоятельно)

необходимые

действия

К: работают в парах.

Устный

опрос

- в корне слова загорелый напишем букву а (-)

2.Актуа-

лизация и

проб-

лемное

учебное

действие

Выявле-

ние места

и при-

чины

затруд-

нения.

Вопроизведение

ранее

изученного,

установление

преемственных

связей прежних

и новых знаний

и применение их

в новых

ситуациях.

Эвристическая

беседа

Ну что ж, молодцы! Продолжаем. О чём же мы с

вами будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте

сформулировать тему урока. Мы уже хорошо

знакомы с главной морфемой- корнем. А какие

орфограммы в корне вам известны ( корни с

проверяемой и непроверяемой безударной гласной,

непроизносимыми согласными, с чередованием).

Молодцы!

Посмотрите на слайд и определите лишние слова.

(2 слайд)

(Лишние слова выращивать, вырос,

произрастать, так как правописание этих корней

мы ещё не знаем) Создает проблемную ситуацию,

в которой учащиеся обнаруживают

недостаточность своих знаний и желание

активно преодолевать возникающие противоречия

в процессе учебной деятельности

(самостоятельно или при незначительной помощи

учителя).

И тема нашего сегодняшнего урока: Правописание

гласных в корнях раст-ращ-рос

Формулируем тему урока и записываем в

(3слайд)тетрадь, а также цели урока Я узнаю, я

научусь ( 4 слайд) ( ещё нарисуйте на полях

росточек ваших знаний в начале урока)

Отвечают на

вопросы, строят

понятные для

одноклассников

высказывания

Групповая

Л:

имеют мотивацию

к учебной

деятельности.

П: выполняют

учебно-

познавательные

действия в

материализованной и

умственной форме;

осуществляют для

решения учебных

задач логические

операции.

Р: принимают и

сохраняют учебную

задачу.

К: задают вопросы,

слушают и отвечают

на вопросы,

формулируют

собственные мысли,

высказывают свою

точку зрения

Устные

ответы

3.Выяв-

ление

места и

причи-ны

затруднен

Эвристическая

беседа, ответы

на вопросы.

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти

разными путями: выучить правило по учебнику

или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше

запомнить. Каким мы пойдем путем? ( Овладеем

Формулируют

собственные мысли,

высказывают и

обосновывают свою

точку зрения; в

Групповая,

индивидуал

ьная

Л:

имеют желание

осознавать свои

трудности и

стремиться к их

преодолению;

Вопросы

для

уточнени

я

информа

ия

самостоятельно.) А работать будете

индивидуально, парами или в группах? (В

группах)

-Хорошо, но этот путь нелегкий. Для смелых,

находчивых и творческих

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками

делают выводы.

проявляют

способность к

самооценке своих

действий, поступков;

проявляют заботу о

своём физическом и

психическом

благополучии и

работоспособности

на уроке.

П:

устанавливают

причинно-

следственные связи,

делают

самостоятельно

выводы.

Р:

осознают

недостаточность

своих знаний

К:

задают вопросы с

целью получения

необходимой для

решения проблемы

информации

.

ции

4.Целепол

агание и

пост-

роение

проекта

выхода из

затруд-

ния

Раскрытие

новых понятий,

усвоение новых

способов

учебной и

умственной

деятельности

учащихся.

Беседа по

вопросам.

Форму-

лирование

правила,

письменная

работа, работа с

- Обратимся к учебнику и все внимательно

прочитаем 2 раза правило.(с.38) Работать будем в

группах, делясь друг с другом идеями, рифмами и

цветными карандашами. Каждая группа,

распределив обязанности, представит содержание

правила «Правописание гласных а-о в корнях раст-

ращ-рос» со своей позиции: 1 группа схематисты

попробуют правило изобразить, 2 группа поэты

попробует написать правило- стихотворение, когда

какую букву надо писать (даю буриме) 3 группа

кроссвордисты составят кроссворд из слов-

исключений, используя словарные статьи

Формулируют цель

учебной

деятельности в

диалоге с учителем;

отвечают на

вопросы; в

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками

делают выводы,

выполняют

письменное задание

по рядам, работают

с учебником.

Фронтальна

я,

индивидуал

ьная

Л: осознают свои

возможности в

учении.

П: извлекают необ-

ходимую инфор-

мацию из прослу-

шанного объяснения

учителя, высказы-

ваний одноклас-

сников, системати-

зируют собственные

знания.

Р: планируют

необходимые

действия, операции,

Устные

ответы,

вопросы

для

уточнени

я

информа

ции

учебником

( толкования слов даны, пронумерованы ,дети их

вставят в сетку кроссворда на доске) 4 группа

эксперты проверяют работу групп, дают советы,

исправляют ошибки. ( 5 минут)

Презентация ответов групп:

- Схему чертят на доске (потом проговаривают ) и

все эту схему записывают в тетрадь с/о

- В это же время заполняют сетку кроссворда (и

называют слова-исключения)

- Читают стихотворение

- Эксперты оценивают работу каждой группы(1) и

подводят итог : Что же получилось узнать про

корни раст-ращ-рос?(2)

(Создает условия для устранения перегрузки

учащихся и овладения новым учебным

материалом).

Молодцы!А у меня для вас тоже есть

стихотворение-помощник для запоминания слов-

исключений из правила. ( слайд 7)

. А чтобы зарядиться силами, проведём

физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5 слайд

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Выпрямились, наклонились, выпрямились,

наклонились.

Ниже, ниже, не ленись. Выпрямись и улыбнись.

Потихонечку садись.

А чтобы глазки ваши отдохнули, проведите ими по

местам в классе, где стоят растения.

действуют по плану.

К: строят небольшие

монологические

высказывания,

осуществляют

совместную

деятельность с

учетом конкретных

учебно-

познавательных

задач.

5.Пер-

вичное

закреплен

ие с

коммен-

тирова-

нием во

внешней

речи.Са-

мостоя-

тельная

работа с

самопро-

веркой по

эталону.

Обобщение и

систематизация

знаний,

формирование

рациональных

способов

применения их

на практике.

Письменная

работа, подбор

своих примеров,

иллюстрирующи

х природу

изучаемого

языкового

явления,

составление

связных

рассказов об

изученных

нормах

Ребята, а теперь хотите проверить себя?

Используйте ваши записи.

Диктант «о-а»

Водоросли, растение, выращенный, подрос,

росток, отрасль, расти, Ростислав, отрастить,

ростовщик, росло, Ростов. Проверьте и поставьте

себе отметки. (слайд 8)

Выполняют

задание, работают с

эталоном.

Индиви-

дуальная

Л: имеют желание

осваивать новые виды

деятельности,

участвовать в

творческом,

созидательном

процессе.

П: выполняют

учебно-

познавательные

действия в матери-

ализованной и

умственной форме;

устанавливают

Р: адекватно

оценивают свои

достижения,осозна-

ют возникающие

трудности, ищут их

причины и пути

преодоления.

К: высказывают и

обосновывают свою

точку зрения.

Письмен

ные

работы,

устные

ответы

6.Само-

стоятельн

ая работа

с

самопров

еркой по

эталону.

Обобщение и

систематиза-ция

знаний,

формирование

рациональных

способов

применения их

на практике.

Письменная

работа. Подбор

своих приме-

ров, иллюстри-

рующих природу

изу-чаемого

языкового

1.А сейчас вы попробуете создать свой текст,

вставляя в предложения подходящие по смыслу

слова с корнями раст-ращ-рос. (вырос,

растительностью, растут, растения)

- Что у вас получилось? Давайте посмотрим, так ли

это? Слайд 9

2. А теперь вернёмся к учебнику и выполним

упражнение учебника 59 устно.

Выполняют

упражнения

Индивидуал

ьная

Л:осуществляют

нравственно-

этическое оцени-

вание усваиваемого

содержания.

П:самостоятельно

выделяют формули-

руют цель,

осуществляют поиск

необходимой

информации( из

материалов учебника

и рассказ учителя, по

воспроизведению в

памяти)

Письмен

ные

работы

явления,

составление

связных

рассказов об

изученных

нормах.

Р: самостоятельно

планируют необхо-

димые действия,

операции, действуют

по плану.

К: высказывают и

обосновывают свою

точку зрения

7.Вклю-

чение в

систему

знаний и

повтор-е

Обобщение

полученных на

уроке сведений,

оценивание

Вернёмся к цели урока.( в тетрадях) Достигли ли

вы её?

-Что было на уроке трудным? А что интересным?

-Нужно ли подбирать проверочные слова для

корней раст-ращ-рос? (НЕТ, они подчиняютя

своему правилу и зависят от последующей

согласной)

-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

Хорошо, тогда давайте запишем и разберём

домашнее задание

Слайд 10 Д\З:

-с.38 выучить правило

Упр. 60-всем

Составить связный текст (5-7 предложений) «Я

посадил росточек…»- дополнительно

Отвечают на

вопросы;

определяют уровень

приобретенных

знаний

Индиви-

дуальная,гр

уппо-вая

П

:

приобретают

умения использовать

приобретенные

знания и умения в

практической

деятельности.

Р:

исправляют и

объясняют ошибки.

К: высказывают свою

точку зрения

Оцениван

ие

учащихся

за работу

на уроке.

7.Рефлекс

ия

учебной

деятельно

сти

Заключительная

беседа по

вопросам

-Итак, ребята, помните, что в начале урока вы

нарисовали росточек ваших знаний?

- Насколько ваши знания, по-вашему, выросли

сейчас. Дорисуйте ваш росточек.

Слайд 11

Определяют свое

эмоциональное

состояние на уроке.

Индиви-

дуальная,

групповая

Л: приобретают

мотивацию к

процессу обучения.

П: устанавливают

взаимосвязь между

объемом приобре-

тенных знаний,

навыков и оператив-

ных, исследова-

тельских, аналити-

ческих умений;

приобретают умение

Листы

обратной

связи

мотивированно

организовать свою

деятельность.

Р: оценивают свою

работу.

К: строят небольшие

монологические

высказывания

………………………………..напишем О,

………………………………..повезло.

………………………………СТ и Ща?

……………………………….букву А.

1.Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

2.Стебель растения в самом начале его развития

3.Название города

4. Мужское имя

5. Отдельная область деятельности, науки, производства.



В раздел образования