Автор: Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: город Бор, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Правописание корней раст-ращ-рос
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе УМК: программа и учебник Е.А.Быстровой
Тема урока: Правописание гласныха-о в корнях с чередованием раст-ращ-рос
Учитель: Тармакова Елена Владимировна МАОУ СШ №8 г.Бор Нижегородской области
Цель деятельности
учителя
Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-;
формировать навык правописания корней с чередованием.
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-А в корне –
РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов
с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать
условия выбора правильных написаний;
Метапредметные:
1. Познавательные: получат возможность научиться приёмами отбора и систематизации материала; анализировать,
сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: научатся искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и
результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: научатся строить связное монологическое высказывание; работать в группе и представлять
результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: получат возможность формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению,
интерес к познавательной деятельности.
Методы и формы
обучения
Позиционное обучение; индивидуальная, групповая, коллективная работа на уроке.
Оборудование
Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация по теме урока
Основные понятия
Чередование, орфограмма-буква.
УУД: Л- личностные, К- коммуникативные, Р-регулятивные, П-познавательные
Организационная структура( сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организа
ции сов-
заимо-
действия
Формируемые
умения (универ-
сальные учебные
действия)
Контроль
результат
ов
учебной
деятель
ности
1.
Моти-
вация
(само
определен
ие) к
учебной
деятель-
ности
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Вступительное слово.
- Что же, здравствуйте, ребятки!
Все на месте? Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5»?
-Сегодня на уроке я хотела бы напомнить вам
пословицу: « Каждый день жизнь прибавляет
частицу мудрости». - (1слайд)
- А вы мне напомните смысл этого высказывания.
- И сегодня на уроке мы продолжим добывать
новые знания. Но сначала повторим то, что вы уже
знаете:
Верно-неверно Я утверждаю, что
- корень является главной значимой частью слова
(+)
- окончание образует разные формы одного и того
же слова (+)
- в слове мяч на конце пишется мягкий знак (-)
- в слове прилагательное в корне пишется буква а
(+)
- в слове наклониться напишем в корне букву а (-)
-суффиксы и приставки образуют новые слова(+)
-в слове прикоснуться напишем в корне букву а (-)
Слушают учителя,
участвуют в диалоге
с учителем;
размещают учебные
материалы на
рабочем столе,
демонстрируют
готовность к уроку
Фрон-
тальная
Л: положительно
относятся к учению,
познавательной
деятельности, желают
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
П: осознают
познавательную
задачу.
Р: планируют( в
сотрудничестве с
учителем и одно-
классниками или
самостоятельно)
необходимые
действия
К: работают в парах.
Устный
опрос
- в корне слова загорелый напишем букву а (-)
2.Актуа-
лизация и
проб-
лемное
учебное
действие
Выявле-
ние места
и при-
чины
затруд-
нения.
Вопроизведение
ранее
изученного,
установление
преемственных
связей прежних
и новых знаний
и применение их
в новых
ситуациях.
Эвристическая
беседа
Ну что ж, молодцы! Продолжаем. О чём же мы с
вами будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте
сформулировать тему урока. Мы уже хорошо
знакомы с главной морфемой- корнем. А какие
орфограммы в корне вам известны ( корни с
проверяемой и непроверяемой безударной гласной,
непроизносимыми согласными, с чередованием).
Молодцы!
Посмотрите на слайд и определите лишние слова.
(2 слайд)
(Лишние слова выращивать, вырос,
произрастать, так как правописание этих корней
мы ещё не знаем) Создает проблемную ситуацию,
в которой учащиеся обнаруживают
недостаточность своих знаний и желание
активно преодолевать возникающие противоречия
в процессе учебной деятельности
(самостоятельно или при незначительной помощи
учителя).
И тема нашего сегодняшнего урока: Правописание
гласных в корнях раст-ращ-рос
Формулируем тему урока и записываем в
(3слайд)тетрадь, а также цели урока Я узнаю, я
научусь ( 4 слайд) ( ещё нарисуйте на полях
росточек ваших знаний в начале урока)
Отвечают на
вопросы, строят
понятные для
одноклассников
высказывания
Групповая
Л:
имеют мотивацию
к учебной
деятельности.
П: выполняют
учебно-
познавательные
действия в
материализованной и
умственной форме;
осуществляют для
решения учебных
задач логические
операции.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу.
К: задают вопросы,
слушают и отвечают
на вопросы,
формулируют
собственные мысли,
высказывают свою
точку зрения
Устные
ответы
3.Выяв-
ление
места и
причи-ны
затруднен
Эвристическая
беседа, ответы
на вопросы.
-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти
разными путями: выучить правило по учебнику
или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше
запомнить. Каким мы пойдем путем? ( Овладеем
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения; в
Групповая,
индивидуал
ьная
Л:
имеют желание
осознавать свои
трудности и
стремиться к их
преодолению;
Вопросы
для
уточнени
я
информа
ия
самостоятельно.) А работать будете
индивидуально, парами или в группах? (В
группах)
-Хорошо, но этот путь нелегкий. Для смелых,
находчивых и творческих
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы.
проявляют
способность к
самооценке своих
действий, поступков;
проявляют заботу о
своём физическом и
психическом
благополучии и
работоспособности
на уроке.
П:
устанавливают
причинно-
следственные связи,
делают
самостоятельно
выводы.
Р:
осознают
недостаточность
своих знаний
К:
задают вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации
.
ции
4.Целепол
агание и
пост-
роение
проекта
выхода из
затруд-
ния
Раскрытие
новых понятий,
усвоение новых
способов
учебной и
умственной
деятельности
учащихся.
Беседа по
вопросам.
Форму-
лирование
правила,
письменная
работа, работа с
- Обратимся к учебнику и все внимательно
прочитаем 2 раза правило.(с.38) Работать будем в
группах, делясь друг с другом идеями, рифмами и
цветными карандашами. Каждая группа,
распределив обязанности, представит содержание
правила «Правописание гласных а-о в корнях раст-
ращ-рос» со своей позиции: 1 группа схематисты
попробуют правило изобразить, 2 группа поэты
попробует написать правило- стихотворение, когда
какую букву надо писать (даю буриме) 3 группа
кроссвордисты составят кроссворд из слов-
исключений, используя словарные статьи
Формулируют цель
учебной
деятельности в
диалоге с учителем;
отвечают на
вопросы; в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы,
выполняют
письменное задание
по рядам, работают
с учебником.
Фронтальна
я,
индивидуал
ьная
Л: осознают свои
возможности в
учении.
П: извлекают необ-
ходимую инфор-
мацию из прослу-
шанного объяснения
учителя, высказы-
ваний одноклас-
сников, системати-
зируют собственные
знания.
Р: планируют
необходимые
действия, операции,
Устные
ответы,
вопросы
для
уточнени
я
информа
ции
учебником
( толкования слов даны, пронумерованы ,дети их
вставят в сетку кроссворда на доске) 4 группа
эксперты проверяют работу групп, дают советы,
исправляют ошибки. ( 5 минут)
Презентация ответов групп:
- Схему чертят на доске (потом проговаривают ) и
все эту схему записывают в тетрадь с/о
- В это же время заполняют сетку кроссворда (и
называют слова-исключения)
- Читают стихотворение
- Эксперты оценивают работу каждой группы(1) и
подводят итог : Что же получилось узнать про
корни раст-ращ-рос?(2)
(Создает условия для устранения перегрузки
учащихся и овладения новым учебным
материалом).
Молодцы!А у меня для вас тоже есть
стихотворение-помощник для запоминания слов-
исключений из правила. ( слайд 7)
. А чтобы зарядиться силами, проведём
физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5 слайд
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Выпрямились, наклонились, выпрямились,
наклонились.
Ниже, ниже, не ленись. Выпрямись и улыбнись.
Потихонечку садись.
А чтобы глазки ваши отдохнули, проведите ими по
местам в классе, где стоят растения.
действуют по плану.
К: строят небольшие
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность с
учетом конкретных
учебно-
познавательных
задач.
5.Пер-
вичное
закреплен
ие с
коммен-
тирова-
нием во
внешней
речи.Са-
мостоя-
тельная
работа с
самопро-
веркой по
эталону.
Обобщение и
систематизация
знаний,
формирование
рациональных
способов
применения их
на практике.
Письменная
работа, подбор
своих примеров,
иллюстрирующи
х природу
изучаемого
языкового
явления,
составление
связных
рассказов об
изученных
нормах
Ребята, а теперь хотите проверить себя?
Используйте ваши записи.
Диктант «о-а»
Водоросли, растение, выращенный, подрос,
росток, отрасль, расти, Ростислав, отрастить,
ростовщик, росло, Ростов. Проверьте и поставьте
себе отметки. (слайд 8)
Выполняют
задание, работают с
эталоном.
Индиви-
дуальная
Л: имеют желание
осваивать новые виды
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе.
П: выполняют
учебно-
познавательные
действия в матери-
ализованной и
умственной форме;
устанавливают
Р: адекватно
оценивают свои
достижения,осозна-
ют возникающие
трудности, ищут их
причины и пути
преодоления.
К: высказывают и
обосновывают свою
точку зрения.
Письмен
ные
работы,
устные
ответы
6.Само-
стоятельн
ая работа
с
самопров
еркой по
эталону.
Обобщение и
систематиза-ция
знаний,
формирование
рациональных
способов
применения их
на практике.
Письменная
работа. Подбор
своих приме-
ров, иллюстри-
рующих природу
изу-чаемого
языкового
1.А сейчас вы попробуете создать свой текст,
вставляя в предложения подходящие по смыслу
слова с корнями раст-ращ-рос. (вырос,
растительностью, растут, растения)
- Что у вас получилось? Давайте посмотрим, так ли
это? Слайд 9
2. А теперь вернёмся к учебнику и выполним
упражнение учебника 59 устно.
Выполняют
упражнения
Индивидуал
ьная
Л:осуществляют
нравственно-
этическое оцени-
вание усваиваемого
содержания.
П:самостоятельно
выделяют формули-
руют цель,
осуществляют поиск
необходимой
информации( из
материалов учебника
и рассказ учителя, по
воспроизведению в
памяти)
Письмен
ные
работы
явления,
составление
связных
рассказов об
изученных
нормах.
Р: самостоятельно
планируют необхо-
димые действия,
операции, действуют
по плану.
К: высказывают и
обосновывают свою
точку зрения
7.Вклю-
чение в
систему
знаний и
повтор-е
Обобщение
полученных на
уроке сведений,
оценивание
Вернёмся к цели урока.( в тетрадях) Достигли ли
вы её?
-Что было на уроке трудным? А что интересным?
-Нужно ли подбирать проверочные слова для
корней раст-ращ-рос? (НЕТ, они подчиняютя
своему правилу и зависят от последующей
согласной)
-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?
Хорошо, тогда давайте запишем и разберём
домашнее задание
Слайд 10 Д\З:
-с.38 выучить правило
Упр. 60-всем
Составить связный текст (5-7 предложений) «Я
посадил росточек…»- дополнительно
Отвечают на
вопросы;
определяют уровень
приобретенных
знаний
Индиви-
дуальная,гр
уппо-вая
П
:
приобретают
умения использовать
приобретенные
знания и умения в
практической
деятельности.
Р:
исправляют и
объясняют ошибки.
К: высказывают свою
точку зрения
Оцениван
ие
учащихся
за работу
на уроке.
7.Рефлекс
ия
учебной
деятельно
сти
Заключительная
беседа по
вопросам
-Итак, ребята, помните, что в начале урока вы
нарисовали росточек ваших знаний?
- Насколько ваши знания, по-вашему, выросли
сейчас. Дорисуйте ваш росточек.
Слайд 11
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Индиви-
дуальная,
групповая
Л: приобретают
мотивацию к
процессу обучения.
П: устанавливают
взаимосвязь между
объемом приобре-
тенных знаний,
навыков и оператив-
ных, исследова-
тельских, аналити-
ческих умений;
приобретают умение
Листы
обратной
связи
мотивированно
организовать свою
деятельность.
Р: оценивают свою
работу.
К: строят небольшие
монологические
высказывания
………………………………..напишем О,
………………………………..повезло.
………………………………СТ и Ща?
……………………………….букву А.
1.Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
2.Стебель растения в самом начале его развития
3.Название города
4. Мужское имя
5. Отдельная область деятельности, науки, производства.