Автор: Литвинова Виктория Валентиновна
Должность: преподаватель раннего музыкального развития
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Этнос"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Детская субкультура и её значение для развития ребенка
Раздел: дополнительное образование
Детская субкультура и её значение для развития ребенка.
Литвинова В.В. преподаватель ОРЭВ,
Почетный работник общего образования РФ,
руководитель ансамбля «Ладушки».
Детская субкультура – особая система бытующих в
детстве представлений о мире, ценностях, совокупность
особенностей поведения, форм общения и деятельности
самих детей, своего рода культура в культуре, живущая
по
специфическим
и
самобытным
законам,
хотя
и
встроенная в общее культурное целое.
Носителем основных культурных ценностей является детское
сообщество,
которое
транслирует
их
через
соответствующие
традиции,
обычаи, ритуалы и т.п.
В
процессе
приобщения
к
детской
субкультуре
создаются
условия,
способствующие накоплению социального опыта ребёнком, развитию его
умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е.
осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира
сверстников, взрослых даёт возможность приобщаться к ценностям других
людей,
осознавать
свои
особенности,
предпочтения,
интере сы,
корректировать и формировать собственную систему ценностей.
У ребёнка развивается самостоятельность и ответственность (а это
основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт
взаимодействия с окружающими. Совместная деятельность со сверстниками
является для ребёнка школой социальных отношений; в группе равных себе
ребёнок
социализируется,
учится
соблюдать
правила,
следовать
нормам,
решать конфликты, мыслить нестандартно, приобретать первый жизненный
опыт.
Детская субкультура характеризуется следующими особенностями:
-она является частью, или подсистемой культуры того общества, к
которому принадлежат дети. Однако детская субкультура всегда сохраняет
относительную автономию и самостоятельность;
-детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости,
фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении
столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через
каждые
5
лет),
обладает
своеобразными
«цензурными
фильтрами»,
не
позволяющими расшатывать её устои;
-субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но
имеют
и
несомненное,
иногда
поражающее
исследователей
сходство.
Причиной
этого
сходства
является
общность
природы
детской
психики,
потребностей
формирующейся
личности
ребёнка,
характера
решаемых
детьми возрастных социально – психологических проблем;
-детская субкультура является продуктом социального взаимодействия
и
коллективного
творчества
детей
в
свободном
общении,
играх,
познавательной
деятельности
в
неформальных
группах.
При
этом
она
регулирует
взаимоотношения
между
членами
игрового
сообщества
и
отношения с окружающим миром природы и миром взрослых;
-психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской
традиции создаются на основе, возникающих на определённых возрастных
этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается
трансляция традиций у детей по вертикали: от старших к младшим.
Детская субкультура является миром, который детское сообщество
создавало
«для
себя»
на
протяжении
всего
социогенеза.
Исследователи
выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры.
Рассмотрим наиболее яркие из них.
Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является
главным спутником детства. Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка.
В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте
особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих
отношений,
и
установление,
что
основным
содержанием
игры
является
человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу
этого
есть
форма
ориентации
в
задачах
и
мотивах
человеческой
деятельности». Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя
свои
потребности
в
причастности
к
этой
жизни.
Важное
значение
приобретают
групповые
игры,
которые
носят
особый
интерактивный
характер
и
предполагают
строгие
правила,
смену
позиции
в
игровом
процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести
такие традиционные для России игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки –
разбойники», «Лапта», «Бояре» и др.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они
воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. Число игр, отражающих
труд людей велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и др. Все они не только
показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё
отношение к происходящему.
В ДШИ «Этнос», на отделении раннего эстетического воспитания
проводятся календарные праздники такие как: «Колядование», «Закликание
весны».
При подготовке к календарному празднику «Колядование» с
учащимися разучиваются колядки и игры. Например:
Сеем – веем снежок
На шелковый положок.
Снежок устилается,
Метель разыграется!
Снежок сеем – посеваем,
С новым годом поздравляем!
С новым годом, со всем родом
Счастья, радости желаем!
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки!
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны.
Игра «Мороз, мороз»
Мороз, мороз через тын перерос,
Бабу снежную принёс.
Баба – баба нос крючком,
Подавай -ка, снежный ком!
Снежная баба (взрослый) имитирует игру в снежки и в процессе игры
ловит одного из участников, который становится Снежной бабой
При подготовке к обряду «Закликание весны», разучиваются песни –
веснянки и народные игры. Например:
Нам весну гукать,
Зиму провожать.
Гу – гу – гу!
С ливнями, с цветами,
С песнями, с
журавлями.
Гу – гу - гу!
Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Тёплу летушку!
Идёт матушка –
весна,
Отворяй ворота,
Первый март пришёл,
Всех детей провёл.
А за ним апрель
Отворил окна и дверь.
А уж как пришёл май,
Сколько хошь теперь
гуляй.
Игра «Две тетери»
Как на нашем, на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели!
Дети идут по кругу, взявшись за руки, две тетери идут за кругом. На
слова
«Прилетели
две
тетери,
поклевали,
улетели»
играющие
образуют
воротца, подняв сцепленные руки, тетери должны забежать в воротца и
быстро вернуться обратно. Дети опускают руки, чтобы поймать тетерь.
Игра «Сорока»
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок, сорок морок!
Играющие делятся на сорок и ловцов. Спев песенку, ловцы ловят сорок.
Затем меняются ролями. Сороки становятся ловцами, а ловцы – сороками.
Детский фольклор является важнейшей составляющей детской
субкультуры.
В
основе
детского
фольклора
лежат
произведения,
авторами
которых
являются
взрослые.
Эти
произведения,
передающиеся
из
поколения
в
поколение,
используются
для
общения
с
детьми.
В
их
число
входят
всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки,
загадки,
игры
и
т.д.,
которые
максимально
адаптированы
к
восприятию
детьми.
Колыбельные
песни,
потешки
и
прибаутки
помогают
ребёнку
познакомиться
с
простейшей
моделью
окружающего
мира,
раскрывают
принципы
семейного
жизнеустройства,
формируют
основу
доверия
к
близким и к миру в целом.
Пестушки:
Пошёл котик во лесок,
Принёс Тане поясок.
Пошёл котик по лавочке,
Принёс Тане бараночки.
Как у нашего кота
Колыбелька золота,
А у Митеньки –
Золота – серебряна.
Колыбельные:
Колыбельные:
Баю – баю, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Баю – баюшки – баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Детское словотворчество занимает значительное место внутри
детской
субкультуры.
В
попытках
словотворчества
ребёнок
пытается
выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая
взрослых
к
общению.
Словотворчество
является
средством
обособления
ребёнка,
его
призывом
к
творческому
единению
с
взрослым.
В
словотворчестве
дети
бессознательно
раскрывают
резервный
потенциал
родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик»,
«мазелин».
Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской
субкультуры.
Перевёртыши
–
это
особые
словесные
произведения,
где
наизнанку
выворачивается
подсказываемое
здравым
смыслом
обычное
положение вещей. Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры
и малых фольклорных жанров, рассчитаны на детей:
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота.
Он на пегой на телеге, на дубовой
лошади
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не
случайно К.Чуковский называл их «лепые нелепицы».
Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является
уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет
собой
вместе
с
жеребьёвками
своеобразную
подготовку
к
игре.
Это
необходимый
атрибут
игры
и
культурно
представленная
реализация
распределения ролей:
« Вышел месяц из тумана,
В Вынул ножик из кармана.
Б Буду резать, буду бить –
В Всё равно тебе водить!
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской
среде по поводу игры, обогащает традиционные тексты.
Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки:
ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:
« Жадина – говядина, солёный огурец,
На полу валяется, никто его не
ест!»
Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно».
Одним из важнейших компонентов детской субкультуры является
наличие собственного языка между детьми, который отличается особым
синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. В
процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны
пониманию
взрослых
или
других
детей,
не
посвящённых
в
это
дело.
Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие – либо тарабарские
приставки
или
окончания
и
получится
примерно
такой
текст: «Нашаус
кошкаус вчераус принеслаус домойу с котятус»
В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской
субкультуре табуирование личных имён в сообществах детей и наделение
сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного,
прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки, которая
может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст
или скрытый смысл.
Прозвища образуются от схожести с внешним видом, названием
животного, природных явлений, например: ( Орёл, Лось, Лиса и т.д.). Реже –
это производные от имён и фамилий (Андрю, Рус, Вован, Василёк – Вася и
т.д.),
а
также
от
характера
и
качеств
ребёнка,
например:
(Зоркий
Глаз,
Шустрый,
Красавица),
прозвища
характеризующие
характер,
качества
например: (Светлая голова, Худобышка и т.д.)
Религиозные представления и духовная жизнь детей – ещё один
важный
компонент
детской
субкультуры.
Детская
духовная
жизнь
представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка,
которая
чаще
всего
скрыта
от
внешнего
наблюдателя.
Исследователи
отмечают
особую
мифологичность
детского
сознания,
веру
в
сверхестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен.
Даже если ребёнок отлучён от религиозной традиции, его душе свойствен
поиск эмоциональной связи с внешним миром.
В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы
свободного времяпровождения, среди которых – походы детей в различные
места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например,
рассказывание
страшных
историй. «Места
игр»
–
те
места,
где
дети
собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и
мальчиков
находятся
отдельно,
но
неподалёку
друг
от
друга.
Для
организации общей игры они собираются между этими территориями.
«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных зон
пространства. Обычно это чердак, подвал, заброшенный дом и т.д. Входы в
эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с
миром другим – таинственным, мрачным, населённым враждебными силами.
Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других
детей, пытается активно совладать с этим ужасом.
«Интересные места» – это места, где можно беспрепятственно
наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь
маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей,
которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем – либо интересным для
ребёнка (стройка, мастерская и т.д. )
«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно
и уютно.
«Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок,
разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где
много места и всех видно, где взрослые не мешают.
Таким образом, все эти компоненты играют важную роль в процессе
социализации детей.
Детская субкультура выполняет свои основные функции.
Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет
ребёнку
особое
психологическое
пространство,
благодаря
которому
он
приобретает
социальную
компетентность
в
группе
равных,
основной
функцией
является
социализирующая.
Именно
в
детской
среде,
иногда
достаточно жёстко, с помощью субкультурных средств - детского правового
кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит формирование
его как личности.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребёнку
экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ
своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к
решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
В-третьих, пространство детской субкультуры создаёт ребёнку
«психологическое
укрытие»,
защиту
от
неблагоприятных
воздействий
взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень
погружённости
ребёнка
в
субкультуру
–
своеобразный
показатель
его
гармоничных отношений с другими людьми.
В-четвёртых, детская субкультура выполняет культурноохранительную
функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и
обряды.
Однако, в современной культурной ситуации развития детской
субкультуры можно отметить ряд проблем. Прежде всего, это ограничение
взрослыми
возможностей
для
развития
детской
субкультуры.
На
улицах
мегаполисов и даже средних городов всё меньше места для живого общения
и игр детей. В заполненной необходимой для развития деятельностью, жёстко
регламентированной
жизни
ребёнка,
не
остаётся
места
для
свободного
общения со сверстниками.
Другая проблема современной детской субкультуры – это деформация
детской
субкультуры
в
результате
влияния
экрана
(телевизионного,
компьютерного). Современный ребёнок проводит перед экраном большую
часть своего времени, и зачастую экран становится единственным «другом»
ребёнка. То, что видит ребёнок с экрана – это продукт низкого качества, не
ориентированный
на
ребёнка,
зачастую,
совершенно
чуждый
нашей
культуре. Экран демонстрирует ценности власти, богатства, удовольствия,
формируя тем самым особое эгоцентрическое мировосприятие ребёнка.
Ещё одна проблема мира детства – негативное влияние на детей
некоторых
распространённых
игрушек.
Это
антиигрушки,
которые
заглушают
творчество
ребёнка,
его
идеальное
Я,
внушают
комплекс
неполноценности, транслируют ребёнку совершенно чуждые нашей культуре
ценности. К таким можно отнести роботов – трансформеров, кукол Барби и
Винкс, интерактивные игрушки на английском языке, реалистичные куклы (к
примеру «Беби –Бон») и многие другие.
Однако, даже при наличии подобных проблем, необходимо понимать,
что включённость ребёнка в детскую субкультуру является необходимым
условием его социализации и вообще нормального развития.
Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются
специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности
мировосприятия,
взаимоотношений
со
сверстниками.
Ребёнок
имеет
возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.
Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность
разнообразных форм активности ребёнка. В ней, как и в общей культуре, в
которой
родился
ребёнок,
формируется
целостный
жизненный
опыт
индивида: он познаёт мир, себя и окружающих людей.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений
ребёнка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого – социальный
институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.
2. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, №4.
3. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребёнка в социальной психологии
детства.
–
М.:
Московский
государственный
университет
им.
М.В.Ломоносова, Москва, 2000.
4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –
М.: Литрес, 2010. – 440 с. , ил.