Автор: Сурман Алла Геннадьевна
Должность: преподаватель сольфеджио и теории музыки
Учебное заведение: МБУ ДО "Ильичевская детская школа искусств"
Населённый пункт: п. Ильичево, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кроссворд как составляющая Фонда оценочных средств
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Кроссворд, как составляющая Фонда оценочных средств
по предмету «Сольфеджио и теория музыки»
для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ»
Работу выполнила:
Сурман Алла Геннадьевна,
перподаватель сольфеджио и теории музыки первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Ильичевская детская школа искусств» (МБУ ДО «Ильичевская ДШИ»)
п. Ильичёво
2017 г.
Пояснительная записка
Современная система дополнительного образования, ориентированная на освоение
обучающимися дополнительных образовательных программ, сочетает в себе многообразие
видов
деятельности,
возможность
творчества
и
некоторые
нетрадиционные
формы
организации процесса обучения.
Так, педагогический контроль в дополнительном образовании в соответствии с ФГТ,
выделен теперь,
как обязательная форма организации обучения. Для этого по каждой
дисциплине разрабатывается комплекс контрольно-оценочных средств предназначенных
для
оценивания
знаний,
умений
и
компетенций
обучающихя,
на
разных
стадиях
их
обучения.
Фонды оценочных средств (ФОС), в соответствии с требованиями ФГТ, включают
текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
государственную
аттестацию
обучающихся,
организованные
при
помощи
различных
образовательных
технологий, используемых в преподавании данной дисциплины.
При составлении ФОС по дициплине «Сольфеджио» я опиралась на решение задачи
воспитания у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности на
занятиях
сольфеджио.
Учитывая,
что
период
детства
в
целом
характеризуется
активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является
одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Кроме
того,
внедрение
нетрадиционных
форм
и
методов
контроля,
таких
как
дидактические
игры,
драматизация,
ролевые
игры
и
др.,
способствует
преодолению
пассивности
учащихся,
раскрепощению
личности
ребенка
в
учебном
процессе,
освобождению от страха перед ошибкой.
Текущий
либо
промежуточный
контроль
по
сольфеджио
в
форме
решения
кроссворда позволяет в игровой форме обобщить и выявить уровень усвоения знаний
обучающихся по предмету в каждом классе.
1 класс
По горизонтали: 1. Басовый ключ показывает, что эта нота пишется на 4 линейке
нотного стана. 2. Этот лад звучит жизнерадостно и светло. 3. Так называется
знак
повторения.
4.
Расстояние
между
двумя
ближайшими
звуками
называется…
5.
В
скрипичном ключе эта нота пишется на 2 линейке нотного стана. 6. Это пять линеек, где
пишутся ноты. 7. Это знак для повышения звука на полтона. 8. Знак молчания, перерыв в
звучании. 9. Этот лад соответствует печальным грустным мелодиям. 10. Эта длительность
имеет штиль и черную нотку.
По вертикали: 1. Звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до
ее октавного повторения – это… 2. Этот звук самый главный в ладу. 3. Так называются
знаки для записи музыки. 4. Так называется перенос мелодии из одной тональности в
другую. 5. Звуки, окружающие тонику. 6.
В скрипичном ключе эта нота пишется под
первой линейкой. 7. Этот знак альтерации отменяет действие диеза или бемоля.
2 класс
По горизонтали: 1. Интервал, звуки которого взяты одновременно. 2. Так нужно
играть в темпе Аllegro. 3. Секста, звучащая минорно. 4. Громкость, сила исполнения. 5.
Трезвучие, построенное на первой ступени лада называется… 6. Интервалы, в пределах
октавы называются … 7. Интервал, качественный состав которого равен 2,5 тона. 8. Это
расстояние между двумя звуками,
сочетание двух звуков. 9.
Интервал, звуки которого
взяты одновременно. 10.
Знаки альтерации, действительные на все произведение. 11.
Первый вид минора. 12. Темп Moderato обозначает, что нужно играть…
По вертикали: 1. Скорость исполнения музыкального произведения. 2.
I, III, V
ступени
лада
-
называются…
3.
Знак,
который
показывает,
что
данный
звук
надо
выдержать
несколько
дольше,
чем
написано.
4.
Так
называется
секунда,
если
она
составляет целый тон. 5. Так называется 5 ступень лада. 6. Это неполный такт, с которого
начинается мелодия. 7. Интервал, звуки которого взяты по очереди. 8. Часть диапазона
голоса или музыкального инструмента. 9. I, IV, V - это …ступени лада. 10. Интервал,
охватывающий 7 ступеней.
3 класс
По горизонтали: 1. Трезвучие, построенное на 4 ступени лада называется … 2. Этот
интервал
получается
при
обращении
кварты.
3.
Аккорд,
состоящий
из
трех
звуков,
расположенных по терциям. 4. Интервал, в котором содержатся три тона. 5.
В этот
интервал обращается септима. 6. Интервал, который содержит три ступени. 7. Largo,
Lento, Adagio – это темпы… 8. Динамический нюанс, показывающий, что нужно играть
очень громко. 9. Длительность, которая имеет
два ребра или два хвоста. 10. Вид
трезвучия, в котором нижним звуком является терция основного трезвучия. 11. Ритм:
восьмая с точкой и шестнадцатая называется… 12. Эта гамма строится по схеме: тон -
полутон - 2 тона- полутон - 2 тона. 13. Вид септимы от звука до вниз: до - ре-бемоль. 14.
Эти тональности имеют одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. 15. Интервал,
звучащий благозвучно называется… .
По вертикали: 1. Название нижнего звука трезвучия. 2. Аккорд, состоящий из
кварты и терции. 3. Трезвучия, построенные на I, IV, V ступени лада называются… . 4.
Перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
5. Так называется IV ступень лада. 6. Размер, в котором в такте мы считаем 1и-2и-3и.
4класс
Отгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется септаккорд от пятой ступени лада.
1.Трезвучие, строение которого М3+Б3 называется… 2. Ритмическая фигура из трех
нот, вместо таких же двух. 3. Presto, Vivo, Allegro - составляют эту группу темпов. 4.
Перенос акцента с сильной доли на слабую. 5. Совпадение по высоте различных по
написанию
звуков,
интервалов,
аккордов,
тональностей.
6.
Резкое,
не
слитное,
напряженное звучание интервала. 7. Так называются тональности с одинаковой тоникой,
но
разными
ключевыми
знаками.
8.
Аккорд
из
четырех
звуков,
расположенных
по
терциям.
9.
Переход
Д7
в
Т5/3.
10.
Обращение
доминантсекстаккорда
с
секундой
посередине. 11. Динамический оттенок. 12. Трезвучие состоящее из двух больших терций.
13. Как называется знак, обозначающий повторение музыкального отрывка. 14. Высотное
расположение
лада.
15.
Гамма,
строение
которой:
тон-полутон-3
тона-полутон
–
называется … 16. Интервал, который состоит из 3,5 тонов. 17. Третье обращение Д7. 18.
Мажор
с
повышенной
6
ступенью.
19. Первое
обращение
трезвучия.
20.
Объем
человеческого голоса, или тонов инструментов. 21. Мелодический прием развития, в
котором используется повторение небольшого мелодического оборота от разных звуков.
5 класс
1.
В этом виде минора возникает ув.2. 2. Точка возле половинной равна этой
длительности. 3.
Это символы, которые показывают способ исполнения нот. 4. Страна-
родина
музыкальной
терминологии.
5.
Как
называется
ритм:
восьмая
с
точкой
и
шестнадцатая. 6. Начало мелодии со слабой доли. 7. Гамма, построенная по полутонам. 8.
Какой интервал следует за септимой. 9.
Moll. 10.
Знак, который понижает ноту на тон. 11.
Эти ступени требуют разрешения. 12. Трезвучие, строение которого: б3 + б3. 13. Размер, в
котором написано большинство маршей. 14. Знак, повышающий звук на тон. 15. Символ
артикуляции « > » обозначает … . 16. Первое обращение Д7. 17. Лад, у которого между I
и
III ступенями образуется б.3. 18. Инструмент, в названии которого спрятаны два
противоположных динамических нюанса. 19. Этот танец обычно пишется в размере ¾ .
20. Эта нота состоит из двух шестнадцатых.
6 класс
По горизонтали: 1. Это слово в переводе с итальянского - «пение по нотам». 2.
Бывает высокий, средний и низкий. 3. Инструментальное сопровождение мелодии. 4.
Бывает музыкальный и шумовой. 5. Первая ступень лада. 6. Нижний звук интервала. 7.
Изменение
высоты
звуков.
8.
2/4,
3/4
–
относятся
к
этой
группе
размеров.
9.
Кратковременный переход в другую тональность. 10. Расстояние от одной сильной доли
до другой. 11. Тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. 12.
Равномерное чередование акцентов в музыке. 13. б3 + м3 + м3 = ? 14. Этот интервал
содержит 2 тона. 15. Лад, состоящий из 5 ступеней, расположенных по тонам.
По вертикали: 1.
Уменьшенная квинта или увеличенная кварта. 2. Часть мелодии,
обычно
состоящая
из
2
мотивов.
3.
Знаки
альтерации,
стоящие
возле
ноты
и
действительные
на
один
такт.
4.
М3,
б3,
м6,
б6
относятся
к
этим
консонансам.
5.
Окружение устойчивой ступени неустойчивой. 6. Интервалы, встречающиеся только в
гармонических
ладах.
7.
Первое
обращение
трезвучия.
8.
Наименьшая
музыкальная
форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. 9. Переход из одной тональности в
другую. 10. Т - П - Т - Т - П - Т – Т –… . 11. Интервалы шире октавы. 12. Смещение
акцента с сильной доли на слабую.
.
7 класс
Разгадай кроссворд и ответь, как называется обращение Д7, которое строится на II
ступени
1. Лады без употребления альтерации. 2. Вид трезвучия, строение которого м3 + м3.
3. Минор с повышенной VI ступенью. 4. Заключение музыкальней мысли. 5. В этот
интервал обращается септима. 6. Септаккорд, построенный на VII ступени лада. 7.
Короткая, еле заметная пауза между фразами. 8. Перенесение нижнего звука интервала
на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. 9.
Интервал от СИ до МИ – это… .
10. Ritenuto. 11. Круг, в котором все тональности одного лада расположены по чистым
квинтам. 12. Минорный лад, в котором II ступень понижена. 13. Тоника+лад=… . 14. Dur.
15. Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.
Ответы:
1 класс.
По горизонтали: 1. Фа. 2. Мажор. 3. Реприза. 4. Полутон. 5. Соль. 6. Нотоносец. 7.
Диез. 8. Пауза. 9. Минор. 10. Четвертная.
По вертикали: 1. Гамма. 2. Тоника. 3. Нота. 4. Транспозиция. 5. Вводные. 6. Ре. 7.
Бекар.
2 класс
По горизонтали: 1. Гармонический. 2. Скоро. 3. Малая. 4. Динамика. 5. Тоническое.
6. Простые. 7. Кварта. 8. Интервал. 9. Гармонический. 10. Ключевые. 11. Натуральный.
12. Умеренно.
По вертикали: 1. Темп. 2. Устойчивые. 3. Фермата. 4. Большая. 5. Доминанта. 6.
Затакт. 7. Мелодический. 8. Регистр. 9. Главные. 10. Септима.
3 класс
По
горизонтали:
1.
Субдоминантовое.
2.
Квинта.
3.
Трезвучие.
4.
Тритон.
5.
Секунда. 6. Терция. 7. Медленные. 8. Фортиссимо. 9. Шестнадцатая. 10. Секстаккорд. 11.
Пунктирный. 12. Минор. 13. Большая. 14 . Параллельные. 15. Консонанс.
По
вертикали:
1.
Прима.
2.
Квартсекстаккорд.
3.
Главные.
4.
Обращение.
5.
Субдоминанта. 6. Трехдольный.
4 класс
1. Минорное. 2. Триоль. 3. Быстрые. 4. Синкопа. 5. Энгармонизм. 6. Диссонанс. 7.
Одноименные.
8.
Септаккорд.
9.
Разрешение.
10.
Терцквартаккорд.
11.
Нюанс.
12.
Увеличенное. 13. Реприза. 14. Тональность. 15. Мажорная. 16. Квинта. 17. Секундаккорд.
18. Гармонический. 19. Секстаккорд. 20. Диапазон. 21. Секвенция.
Главное слово - Доминантсептаккорд.
5класс
1. Гармонический. 2. Четвертная. 3. Артикуляция. 4. Италия. 5. Пунктирный. 6.
Затакт. 7. Хроматическая 8. Октава. 9. Минор. 10. Дубль-бемоль. 11. Неустойчивые. 12.
Увеличенное. 13. Четырехдольный. 14. Дубль-диез. 15. Акцент. 16. Квинтсекстаккорд. 17.
Мажор. 18. Фортепиано. 19. Вальс. 20. Восьмая.
6 класс
По горизонтали: 1. Сольфеджио. 2. Регистр. 3. Аккомпанемент. 4. Звук. 5. Тоника. 6.
Основание. 7. Альтерация. 8. Простые. 9. Отклонение. 10. Такт. 11. Параллельные. 12.
Метр. 13. Доминантсептаккорд. 14. Терция. 15. Пентатоника.
По вертикали: 1. Тритон. 2. Фраза. 3. Встречные. 4. Несовершенные. 5. Опевание. 6.
Характерные. 7. Секстаккорд. 8. Период. 9. Модуляция. 10. Минор. 11. Составные. 12.
Синкопа.
7 класс
Ответы: 1. Диатонические. 2. Уменьшенное. 3. Дорийский. 4. Каденция. 5. Секунда.
6.
Вводный.
7.
Цезура.
8.
Обращение.
9.
Кварта.
10.
Замедляя.
11.
Квинтовый.
12.
Фригийский. 13. Тональность. 14. Мажор. 15. Родственные.
Главное слово - Терцквартаккорд.