Автор: Маркарова Гаянэ Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №10 Предгорного муниципального района Ставропольского края
Населённый пункт: село Юца
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Буквосочетание жи.ши в словах"
Раздел: начальное образование
№
п/
п
Этап урока.
Деятельность учителя.
Деятельность
учеников.
Формирование УУД.
1.
Оргмомент
(слайд 1)
«Быстро встали,
подтянулись
Дружно за руки коснулись
И друг другу улыбнулись»
(Улыбнулись нашим
гостям)
- Пожалуйста,
повернитесь ко мне и подарите
ваши улыбки. Ведь улыбка
украшает человека, дарит всем
настроение радости, только
такое настроение нам
понадобится сегодня на уроке.
А теперь вы все садитесь,
На уроке не ленитесь.
Спинки ровненько
держите,
И внимательно пишите.
- Запишите число,
классная работа.
- Ребята, обратите
внимание, пошел снег. Какие
красивые снежинки. В какое
Готовятся к
активной учебно
-
познавательной
деятельности.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и со сверстниками.
(Развитие организационных
умений, самоорганизация и
организация своего
рабочего места, мотивация
к деятельности.)
время года идёт снег?
(Наступила зима. Снег
идёт зимой.)
2.
Минутка
чистописания
(слайд 2)
Загадка.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. /Cнежинка/
– А какая буква похожа на
снежинку?
(Учитель демонстрирует
снежинку, на которой нанесена
буква Ж)
Стала снежинка буквою “ж”
Солнце её не растопит уже.
- Давайте нарисуем красивые
узоры , как мороз на оконном
стекле.
Отгадывают
загадку,
проводят
сравнение
снежинки и
письменной
буквы Ж.
Прописывают
росчерк с
использованием
буквы Ж и её
элементов.
Познавательные:
логические: анализ, синтез,
выбор оснований для
сравнения.
Регулятивные:
прогнозирование (при
анализе пробного действия
перед его выполнением).
3.
Актуализация опорных
знаний.
(Слайд 3)
(Включается звук вьюги.)
- Ребята, подул сильный
ветер и наши снежинки
Дети
составляют у
доски слова из
предложенных
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания,
контроль и оценка процесса
рассыпались, попробуем
поставить снежинки так, чтобы
получились слова.
( На доске снежинки со
слогами, дети по очереди
выходят и составляют слова).
ЛЫЖИ, МОРЖИ,
МЫШИ, ШИНЫ.
- Что объединяет эти
слова?
(Все слова состоят из двух
слогов)
- Какая орфограмма
встречается в этих словах?
(ЖИ - ШИ)
слогов.
Анализируют
получившиеся
слова, находят
общую
орфограмму.
и результатов
деятельности;
логические: анализ, синтез,
выбор оснований для
сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при
анализе пробного действия
перед его выполнением).
4.
Работа над темой
урока.
(Слайд 4)
1. - Правильно, о чём мы
будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока «
Упражнение в написании
буквосочетаний ЖИ – ШИ»
- Какое мы знаем правило
на эту орфограмму?
В сочетаниях ЖИ – ШИ,
Букву И всегда пиши.
Дети
формулируют
тему урока,
вспоминают
известное им
правило о
написании
буквосочетании
жи-ши.
Составляют
слова по
предложенной
учителем схеме.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и
выделение необходимой
- Сегодня на уроке мы с
вами будем учиться находить
слова с сочетаниями ЖИ – ШИ,
правильно их писать.
2. – Следующее задание
будет очень трудное. Из
длинного слова надо найти и
записать слова, с изучаемой
орфограммой. Но помните, что
последний слог предыдущего
слова является началом второго
слова.
С Н Е Ж И Н К А Р А Н Д А Ш
И П О В Н И К
(снежинка, карандаши,
шиповник)
- Слова записываем в
тетрадь, поставьте ударение,
выделите опасные места.
Запись
составленных
слов в тетрадь с
выделением
изучаемой
орфограммы.
информации, применение
методов информационного
поиска; смысловое чтение
и выбор чтения в
зависимости от цели;
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание;
логические: построение
логической цепи
рассуждений, анализ,
синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное
создание способов решения
проблем поискового
характера.
5.
Физкультминутка.
(Слайд 5)
– Нам нужно отдохнуть и мы с
вами отправляемся на свежий
воздух, в лес.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Деятельность
обучающихся с
указанием форм
организации.
Личностные: формировать
представление
здоровьесберегающем
поведении.
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки
дети приседают, быстро
шагают на месте, руки сзади,
потом имитируют игру в
снежки.)
6.
Закрепление
пройденного
материала.
(Слайд 6-9)
- Мы хорошо отдохнули.
Продолжим нашу работу.
1. Работа в парах.
- У каждого из вас на столе
лежат конверты. Достаньте из
них карточки, на которых
записаны предложения и
составьте из них рассказ.
- Прочитайте, что у вас
получилось.
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Дети пошли кататься на лыжах.
- Запишите предложение, в
котором есть слово на
изучаемое правило.
- Какое предложение вы
записали?
Выпал пушистый снег.
- В каком слове изучаемая
Составление
рассказа из
предложенных
предложений.
Запись
предложений с
использованием
изучаемого
правила
Работают с
приёмом
какографии.
Повторение
изученного
правила.
Работают с
учебником,
выполняя
предложенные
задания.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера;
умение выражать свои
мысли.
Регулятивные: контроль в
форме сличения способа
действия и его результата с
заданным эталоном;,
коррекция; оценка –
оценивание качества и
уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказываниеобщеучебные:
поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска;
смысловое чтение и выбор
чтения в зависимости от
цели; умение осознанно и
орфограмма?
- Как пишутся сочетания ЖИ –
ШИ?
2. Приём какографии
- Молодцы ребята, вы
справились с заданиями. К вам
на стол попала тетрадь одного
ученика, а вот и он сам.
- Прочитайте, как его зовут.
(Ответы детей)
- Откройте Лёшину тетрадь.
- Разве можно без улыбки
Видеть Лешины ошибки.
Он в тетрадке написал:
Жыраф, машына, снежынки,
шышки.
Быстро Леше помогайте,
Все ошибки исправляйте.
- Возьмите ручку и исправьте
ошибки в Лёшиной тетради.
- В каких словах Лёша допустил
ошибки? Какое правило
русского языка не знает Лёша.
Прочитайте ещё раз это
правило для Лёши и запомните
его сами.
В сочетаниях ЖИ – ШИ,
Букву И всегда пиши.
произвольно строить
речевое высказывание;
логические: построение
логической цепи
рассуждений, анализ,
синтез.
УУД постановки и решения
проблем: самостоятельное
создание способов решения
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
управление поведением
партнера; умение выражать
свои мысли.
Личностные: формировать
представление о
здоровьесберегающем
поведении.
3. Работа с учебником
- Откройте учебники на
странице 100, найдите
упражнение 163. Прочитайте
задание. Упражнение мы
разберём устно, с проверкой на
доске.
(Дети комментируют по
цепочке, проверка на слайде.)
7.
Домашнее
задание.
(Слайд 10)
- На столах у вас листочки
с домашним заданием.
Дома подберите и
запишите 3 слова с сочетанием
ЖИ, 3 слова с сочетанием ШИ.
Деятельность
обучающихся с
указанием форм
организации.
8.
Рефлексия.
(Слайд 10)
- Ребята, целый урок в
нашем классе кружились
снежинки, они попали и на
ваши парты. Если у вас
осталось хорошее впечатление
от урока –пусть ваша снежинка
улыбнётся, если не очень, то -
загрустит.
- Хорошее настроение
Дети на
снежинках
показывают
впечатление от
урока.
Познавательные:
общенаучные: умение
структурировать знания;
оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли.
Регулятивные: волевая
саморегуляция; оценка –
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще
перевесило, наши снежинки
улыбаются. Спасибо за урок.
подлежит усвоению,
прогнозирование.