Автор: Толстихина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/с №79 "Лучик"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: Изобразительная деятельность детей в детском саду детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Изобразительная деятельность в детском саду
детей младшего дошкольного возраста
I. От качества обучения и воспитания детей в этой возрастной группе во многом
зависит
успех
развития
изобразительного
творчества
ребенка
на
протяжении
всего
дошкольного детства. На данном этапе у малыша интенсивно формируются эстетические
чувства, интерес к рисованию, лепке; происходит овладение соответствующими умениями
и навыками.
При обучении детей 4-го г. жизни особое значение имеет взаи мосвязь занятий
рисованием,
лепкой,
аппликацией
с
игрой.
Важное
место
занимает
также
метод
совместных действий взрослого и ребенка.
II. Эффективность обучения во многом зависит от наличия у де тей интереса к
занятиям, развитию которого способствует использование игровых методов и приемов, а
также произведений художественного слова, изобразительного и народного искусства,
музыкальных. Например, в гости к малышам приходит кукла Маша и приносит с собой
карандаши. Кукла говорит: «Братья-карандаши, рассказали мне, как их правильно держать,
как правильно пользоваться ими; они предупредили, что при рисовании и закрашивании
на карандаш не следует сильно нажимать, так как он может поломаться или порвать
бумагу. И загадали вот такую интересную загадку:
Что за палочки такие,
Не простые, а цветные?
Стоит только в руку взять —
Начинают рисовать.
Воспитатель: возьмите ребята, карандаши, и давайте покажем кукле Маше как надо
их держать (показ: берем карандаши тремя пальцами, держим его большим и средним,
придерживая сверху указательным пальцем) Дети показывают, как они держат карандаш.
Посмотрите,
ребята,
как
я
буду
закрашивать
дорожку
для
зайчика.
Мой
карандаш
движется неотрывно туда – обратно. А сейчас все взяли правильно карандаш и в воздухе
повторили движения неотрывно туда – обратно. Теперь наш карандаш на бумаге нарисует
дорожку для зайчика, чтобы он не заблудился в лесу.(рисуют дорожку)
Кукла Маша подводит итог и хвалит детей.
III. Воспитатель: ребята, чтобы нашему зайчику не страшно было одному идти по
дорожке
в
лесу,
мы
с
вами
нарисуем
солнышко.
Рисовать
солнышко
будем
не
карандашами, а красками. А на что, ребята, похоже солнышко? (ответы детей). А какой
формы эти предметы? На вашем столе лежат кружочки, возьмите и положите их перед
собой. Указательным пальцем правой руки обведите круг, теперь возьмите в руки кисточку
(методика держания кисточки) и обведите круг сухой кисточкой, давайте закрасим его.
Ведем
кисточку
сверху
вниз;
опять
сверху
вниз
в
одном
направлении,
отрывно.
Посмотрите, как я нарисую солнышко краской. Дети, какого цвета солнышко?(желтого). Я
обмакиваю кисть в желтую краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки и рисую
солнышко. Плавно веду кисточку, не отрывая от бумаги. Обмакиваю кисточку еще раз и
закрашиваю солнышко сверху вниз в одном направлении, отрывно. А теперь вы нарисуйте
солнышко для зайчика на листке бумаги.(Дети рисуют солнышко, по окончании работы
воспитатель обращает внимание детей на то, что кисточку надо промыть и осушить
прикладывая ворсом к салфеточки.
IV.
Аппликация
содержит
большие
возможности
для
развития
фантазии,
воображения,
творческих
способностей
детей.
На
занятиях
по
аппликации
также
применяются
игровые
методы,
художественное
слово,
изобразительное
искусство,
народное
творчество.
Аппликация
–
более
трудный
по
технике
выполнения
вид
деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и
условнее получаемый результат. Развитие двигательных функций руки у детей четвертого
года жизни еще не совершенно, поэтому им не доступно пользоваться ножницами, в связи
с
этим
решением
поставленных
программой
задач
проходит
на
занятии
с
готовыми
формами. Но ребенка можно обучать навыкам пользования ножницами в условиях семьи.
Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур
в один ряд на полоске бумаги. Чтобы ребенок смог справится с этим заданием, для
наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не
имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения. Клей для аппликации
готовится из муки, так как после его высыхания не остается следов.
Например:
Кукла Маша рассказала ребятам о том, что она недавно ходила на представление в
цирк, и видела там, как клоун играет разноцветными шариками. Дома она нарисовала
много клоунов и только одному успела наклеить шарики, так как очень торопилась к вам
на занятие. но клоуну одному очень грустно и (кукла Маша предлагает детям наклеить
остальным клоунам разноцветные шарики).
Воспитатель: дети, посмотрите, как выполнить эту работу. Беру кисточку тремя
пальцами (по методике) набираю немного клея, беру шарик, кладу его на клееночку,
аккуратно намазываю с обратной стороны и кисточку кладу на подставку, приклеиваю
шарик на место намазанной стороной, прижимаю тряпочкой не сдвигая его. Затем беру
следующий шарик кладу его на клееночку, аккуратно намазываю с обратной стороны и
кисточку
кладу
на
подставку,
приклеиваю
шарик
на
место
намазанной
стороной,
прижимаю тряпочкой не сдвигая его. Работу выполняют дети.
Кукла Маша подводит итог и хвалит детей.
V.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для
ребенка большую сложность, и это заставляет с особой ответственностью подходить к
отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.
Обычно
в
детском
саду
используют
пластилин.
Большой
кусок
пластилина
ее
создает
хорошую основу для интересной лепки. Дети учатся раскатывать пластилин
прямыми движениями рук (столбики, палочки, колбаски и т.д.); свертывать знакомую
форму для получения другого предмета (палочку в колечко, в баранку) здесь включаются
пальцы; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями (шарик, мячик,
яблоко);
расплющивание
шара
между
ладонями
(лепешка,
печенье,
пряник).
Лепить
предметы
из
двух-трех
частей.
Пользуясь
усвоенными
способами
изображения.
Используется предварительная работа, наглядный материал, художественное слово.
Например: «Грибы на пенечке» коллективная работа.
Воспитатель: показываю детям композиционную основу, с налепами в виде корней и
сучков и двумя-тремя пластилиновыми грибами. Читаю отрывок из стихотворения В.
Шипуновой «Грибной пенёк»:
Тень-тень, потетень,
Посреди поляны пень.
А на пне растут ребята –
Тонконогие опята.
Охраняют пень, стоят.
С высоты на всех глядят.
Предлагаю
детям
слепить
ещё
много-много
грибов
и
разместить
на
пенёчке.
Уточняю представление детей о внешнем виде (строении гриба) и показываю способы
лепки ножки и шляпки:
» у гриба одна ножка - длинная и светлая; берём кусочек пластилина белого или
жёлтого цвета, раскатываем в ладошках столбик - ровный и длинный (прямые движения
ладоней «туда-обратно»);
» у гриба большая шляпка - круглая и яркая; берём кусочек пластилина красного,
оранжевого или коричневого цвета, раскатываем в ладошках шар (круговые движения
ладоней) и сплющиваем, чтобы получился пряник или печенье;
» шляпка гриба держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и
шляпку - вот так; » ставим гриб на пенёк, прикрепляем - крепко, но аккуратно прижимаем;
если наш грибок растёт не на пеньке, а на лесной полянке или под пеньком, отщипываем
кусочек пластилина зелёного цвета, сплющиваем и прикрепляем к ножке внизу - ставим
грибок на зелёную полянку и прижимаем. Дети лепят грибочки.
Литература.
1.
И.А.Лыкова
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Методические
рекомендации.
2.
А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3.
А.М.Вербенец Образовательная область. Художественное творчество.
4.
Е.В.Краснушкин
Изобразительное
искусство
для
дошкольника:
натюрморт,
пейзаж, портрет.
5.
Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду.