Напоминание

Изобразительная деятельность детей в детском саду детей младшего дошкольного возраста


Автор: Толстихина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/с №79 "Лучик"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: Изобразительная деятельность детей в детском саду детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изобразительная деятельность в детском саду

детей младшего дошкольного возраста

I. От качества обучения и воспитания детей в этой возрастной группе во многом

зависит

успех

развития

изобразительного

творчества

ребенка

на

протяжении

всего

дошкольного детства. На данном этапе у малыша интенсивно формируются эстетические

чувства, интерес к рисованию, лепке; происходит овладение соответствующими умениями

и навыками.

При обучении детей 4-го г. жизни особое значение имеет взаи мосвязь занятий

рисованием,

лепкой,

аппликацией

с

игрой.

Важное

место

занимает

также

метод

совместных действий взрослого и ребенка.

II. Эффективность обучения во многом зависит от наличия у де тей интереса к

занятиям, развитию которого способствует использование игровых методов и приемов, а

также произведений художественного слова, изобразительного и народного искусства,

музыкальных. Например, в гости к малышам приходит кукла Маша и приносит с собой

карандаши. Кукла говорит: «Братья-карандаши, рассказали мне, как их правильно держать,

как правильно пользоваться ими; они предупредили, что при рисовании и закрашивании

на карандаш не следует сильно нажимать, так как он может поломаться или порвать

бумагу. И загадали вот такую интересную загадку:

Что за палочки такие,

Не простые, а цветные?

Стоит только в руку взять —

Начинают рисовать.

Воспитатель: возьмите ребята, карандаши, и давайте покажем кукле Маше как надо

их держать (показ: берем карандаши тремя пальцами, держим его большим и средним,

придерживая сверху указательным пальцем) Дети показывают, как они держат карандаш.

Посмотрите,

ребята,

как

я

буду

закрашивать

дорожку

для

зайчика.

Мой

карандаш

движется неотрывно туда – обратно. А сейчас все взяли правильно карандаш и в воздухе

повторили движения неотрывно туда – обратно. Теперь наш карандаш на бумаге нарисует

дорожку для зайчика, чтобы он не заблудился в лесу.(рисуют дорожку)

Кукла Маша подводит итог и хвалит детей.

III. Воспитатель: ребята, чтобы нашему зайчику не страшно было одному идти по

дорожке

в

лесу,

мы

с

вами

нарисуем

солнышко.

Рисовать

солнышко

будем

не

карандашами, а красками. А на что, ребята, похоже солнышко? (ответы детей). А какой

формы эти предметы? На вашем столе лежат кружочки, возьмите и положите их перед

собой. Указательным пальцем правой руки обведите круг, теперь возьмите в руки кисточку

(методика держания кисточки) и обведите круг сухой кисточкой, давайте закрасим его.

Ведем

кисточку

сверху

вниз;

опять

сверху

вниз

в

одном

направлении,

отрывно.

Посмотрите, как я нарисую солнышко краской. Дети, какого цвета солнышко?(желтого). Я

обмакиваю кисть в желтую краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки и рисую

солнышко. Плавно веду кисточку, не отрывая от бумаги. Обмакиваю кисточку еще раз и

закрашиваю солнышко сверху вниз в одном направлении, отрывно. А теперь вы нарисуйте

солнышко для зайчика на листке бумаги.(Дети рисуют солнышко, по окончании работы

воспитатель обращает внимание детей на то, что кисточку надо промыть и осушить

прикладывая ворсом к салфеточки.

IV.

Аппликация

содержит

большие

возможности

для

развития

фантазии,

воображения,

творческих

способностей

детей.

На

занятиях

по

аппликации

также

применяются

игровые

методы,

художественное

слово,

изобразительное

искусство,

народное

творчество.

Аппликация

более

трудный

по

технике

выполнения

вид

деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и

условнее получаемый результат. Развитие двигательных функций руки у детей четвертого

года жизни еще не совершенно, поэтому им не доступно пользоваться ножницами, в связи

с

этим

решением

поставленных

программой

задач

проходит

на

занятии

с

готовыми

формами. Но ребенка можно обучать навыкам пользования ножницами в условиях семьи.

Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур

в один ряд на полоске бумаги. Чтобы ребенок смог справится с этим заданием, для

наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не

имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения. Клей для аппликации

готовится из муки, так как после его высыхания не остается следов.

Например:

Кукла Маша рассказала ребятам о том, что она недавно ходила на представление в

цирк, и видела там, как клоун играет разноцветными шариками. Дома она нарисовала

много клоунов и только одному успела наклеить шарики, так как очень торопилась к вам

на занятие. но клоуну одному очень грустно и (кукла Маша предлагает детям наклеить

остальным клоунам разноцветные шарики).

Воспитатель: дети, посмотрите, как выполнить эту работу. Беру кисточку тремя

пальцами (по методике) набираю немного клея, беру шарик, кладу его на клееночку,

аккуратно намазываю с обратной стороны и кисточку кладу на подставку, приклеиваю

шарик на место намазанной стороной, прижимаю тряпочкой не сдвигая его. Затем беру

следующий шарик кладу его на клееночку, аккуратно намазываю с обратной стороны и

кисточку

кладу

на

подставку,

приклеиваю

шарик

на

место

намазанной

стороной,

прижимаю тряпочкой не сдвигая его. Работу выполняют дети.

Кукла Маша подводит итог и хвалит детей.

V.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для

ребенка большую сложность, и это заставляет с особой ответственностью подходить к

отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно

в

детском

саду

используют

пластилин.

Большой

кусок

пластилина

ее

создает

хорошую основу для интересной лепки. Дети учатся раскатывать пластилин

прямыми движениями рук (столбики, палочки, колбаски и т.д.); свертывать знакомую

форму для получения другого предмета (палочку в колечко, в баранку) здесь включаются

пальцы; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями (шарик, мячик,

яблоко);

расплющивание

шара

между

ладонями

(лепешка,

печенье,

пряник).

Лепить

предметы

из

двух-трех

частей.

Пользуясь

усвоенными

способами

изображения.

Используется предварительная работа, наглядный материал, художественное слово.

Например: «Грибы на пенечке» коллективная работа.

Воспитатель: показываю детям композиционную основу, с налепами в виде корней и

сучков и двумя-тремя пластилиновыми грибами. Читаю отрывок из стихотворения В.

Шипуновой «Грибной пенёк»:

Тень-тень, потетень,

Посреди поляны пень.

А на пне растут ребята –

Тонконогие опята.

Охраняют пень, стоят.

С высоты на всех глядят.

Предлагаю

детям

слепить

ещё

много-много

грибов

и

разместить

на

пенёчке.

Уточняю представление детей о внешнем виде (строении гриба) и показываю способы

лепки ножки и шляпки:

» у гриба одна ножка - длинная и светлая; берём кусочек пластилина белого или

жёлтого цвета, раскатываем в ладошках столбик - ровный и длинный (прямые движения

ладоней «туда-обратно»);

» у гриба большая шляпка - круглая и яркая; берём кусочек пластилина красного,

оранжевого или коричневого цвета, раскатываем в ладошках шар (круговые движения

ладоней) и сплющиваем, чтобы получился пряник или печенье;

» шляпка гриба держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и

шляпку - вот так; » ставим гриб на пенёк, прикрепляем - крепко, но аккуратно прижимаем;

если наш грибок растёт не на пеньке, а на лесной полянке или под пеньком, отщипываем

кусочек пластилина зелёного цвета, сплющиваем и прикрепляем к ножке внизу - ставим

грибок на зелёную полянку и прижимаем. Дети лепят грибочки.

Литература.

1.

И.А.Лыкова

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

Методические

рекомендации.

2.

А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

3.

А.М.Вербенец Образовательная область. Художественное творчество.

4.

Е.В.Краснушкин

Изобразительное

искусство

для

дошкольника:

натюрморт,

пейзаж, портрет.

5.

Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду.



В раздел образования