Автор: Тараторкина Валентина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад №2"
Населённый пункт: Московская область г.Дзержинский
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация идей интеграции в логико-математическом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОУ
Тараторкина Валентина Игоревна
воспитатель
МБДОУ КВ "Детский сад №2"
г.Дзержинский, Московская область
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной
политики
в
области
дошкольного
образования
на
современном
этапе,
обусловили
необходимость важных изменений в определении содержания, способов организации и
проектирования педагогического процесса в детском саду. Основной задачей современной
системы
образования
является
раскрытие
способностей
каждого
ребёнка,
воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение
использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию
критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во
многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании
мира
вне
и
внутри
себя. В
процессе
математического
образования
в
детском
саду
осуществляется математическое развитие ребенка.
Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует
понимать
«сдвиги
и
изменения
познавательной
деятельности
личности,
которые
происходят в результате формирования математических представлений и связанных с
ними логических операций.
Под логико-математическим
развитием
дошкольников следует
понимать
позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате
освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога
требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к
самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию.
Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени
"координатором" или "наставником", чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и
приобретает характер сотрудничества, когда ребёнок выступает в ситуации совместной с
педагогом деятельности и общения равноправным партнёром.
В
связи
с
этим
у
педагогов-практиков
возникает
вопрос:
"Как
обучать
детей
математике,
учитывая
вышеперечисленные
нововведения?
Математика-наука
довольно
сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.... Всё, что нас
окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить
Тараторкина В. И
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурками и т.п. Таким
образом,
в
детских
видах
деятельности
заложены
огромные
возможности
для
математического развития детей.
Формирование
у
дошкольников
математических
представлений
сегодня
невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Интеграция
(лат. integraio-восстановление,
восполнение;
целый)
рассматривается
как
сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений
связей
между
содержательными
разделами;
состояние
связывания
отдельных
дифференцированных частей и функциональных систем
в целое, а также процесс,
ведущий к такому состоянию. Это одно из важнейших и перспективнейших направлений
становления современного образования. Интегрированный подход соответствует одному
из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по
объёму, но ёмким.
При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам
необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными
возможностями
и
особенностями
детей.
Цели
и
задачи
содержания
дошкольного
образования
в
образовательной
области
"Познание"
(развитие
математических
представлений)
должны
решаться
в
ходе
реализации
других
образовательных областей .
В логико-математическом развитии дошкольников идеи интеграции представлены в
попытке объединения нескольких разделов содержания ( то есть "внутри дисциплинарная
интеграция").
Ярким
примеров
интеграции
разделов
содержания
является
переосмысление
логики и методических приёмов освоения представлений о количестве, числе. Число
используется
для
характеристики
различных
свойств
и
отношений
(им
определяется
количество
углов,
сторон,
вершин;
осуществляется
оценка
размера,
массы,
пространственных и временных отношений; число является итогом счёта и измерения).
В процессе освоения математического содержания предусматривается обогащение
представлений детей об окружающей действительности за счёт использования элементов
природоведческой, экономической, художественно-эстетической, социально-нравственной
направленности.
Математические
представления
и
действия
выступают
при
этом
средством освоения мира, " инструментом познания".
В
связи
с
тем,
что
для
освоения
некоторых
разделов
содержания
логико-
математического
развития
необходимы
опыт
движений
в
пространстве
и
развитие
двигательных
механизмов,
интересны
возможности
интеграции
развития
физической
культуры детей и логико-математического развития.
Существуют
следующие
варианты
организации
обучения
детей
математике
в
комплексе с физическим развитием:
наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
Тараторкина В. И
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
увеличение двигательной активности детей при обучение математике;
комбинирование
умственной
и
физической
нагрузки
в
ходе
физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий.
Идея
интеграции
логико-математического
и
экономического
развития
дошкольников
основана
на
том,
что
в
процессе
экономических
представлений
"востребованы" разнообразные математические действия (счёт, измерения, вычисления);
также
создаются
проблемные
ситуации,
для
решения
которых
дети
стремятся
устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные...), анализировать
условия, рассуждать. В процессе освоения дошкольников представлений о ресурсах,
доходах-расходах,
о
бюджете,
выгодных
предложениях,
экономически
правильном
поведении
(
на
доступных
примерах
из
опыта
семьи)
создаются
ситуации,
способствующие развитию математических представлений и действий.
В процессе освоения краеведческих представлений математическое содержание
может
быть
"востребованным"
и
способствовать
более
дифференцированному
восприятию исторических фактов, культурных традиций, художественно-эстетических
достопримечательностей.
Математические
действия
и
представления
являются
своеобразным инструментом помогающим уточнить знания о достопримечательности
города.
Например,
детям
предстоит
решить
логические
задачи
на
поиск
лишнего,
арифметические
задачи,
содержательной
стороной
которых
являются
некоторые
интересные факты из истории культуры города; осуществить решение примеров и чрез
соотнесение ответа (числа) и буквы - узнать название рек; решить ребусы, загадки о
городе, в которых используются математические данные.
Интеграция
логико-математического
и
речевого
развития
основана
на
использовании при обучении математике разнообразных литературных средств ( сказок,
истории,
стихотворений,
пословиц,
поговорок).
Это
своего
рода
интеграция
художественного
слова
и
математического
содержания.
В
художественных
произведениях
в
образной,
яркой
эмоционально-насыщенной
форме
представлены
некоторое
познавательное
содержание,
"интрига",
новые
(незаконченные
)
математические термины.
Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на
основе некоторого свойства или отношения. В дидактических целях часто используются
произведения,
в
названиях
которых
присутствуют
указания
на
числа.
Основой
математических
знаний
является
счёт.
Самый
яркий
пример
образца
счёта
в
ряду
художественных
средств
обучения,
традиционно
использовавшихся
в
педагогике,
-
считалки.
Используется также интеграция на уровне речевого творчества:
сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах.
сочинение
математических
сказок,
пословиц,
для
чего
требуется
выделить существенные свойства предмета ( проанализировать формы, размер,
назначения) и представить их в образной форме.
Тараторкина В. И
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Взаимосвязь логико-математического и художественно-эстетического содержания
проявляется
в
единстве
использования
некоторых
сенсорных
эталонов
(форма)
и
категорий (размер, пропорции, пространственные отношения).
Относительно
музыкальной
деятельности
общность
состоит
в
использовании
временных
интервалов,
о своении
таких
категорий,
как
д л и т е л ь н о с т ь ,
последовательность,
темп,
ритм,
скорость,
высота
звука;
использовании
счёта
для
определения количества движений.
В
ряде
исследований
намечены
пути
интеграции
логико-математического
и
социально-личностного развития дошкольников. Социальный мир является интересным
и активным познаваемым детьми объектом. Вариантом такой интеграции в сочетание с
тематическим принципом является организация освоения детьми содержания по темам
социальной
направленности,
в
которых
обогащается
логико-математический
опыт.
Проводится обсуждение того, как меняются со временем сам ребёнок, его близкие,
домашние растения и животные; кто в семье старший (младший); организуется решение
и составление арифметических и логических задач, в сюжетах которых используются
факты
из
жизни
семьи.
Используются
рассматривание
фотографий,
иллюстраций,
построение родового дерева, построение плана детской комнаты...
Таким
образом,
интеграция
образовательных
областей
при
обучении
детей
математике выполняет функцию обобщения, систематизации знаний, способствует их
углублению, включению в новые связи, отношения, то есть приводит к качественно
новым знаниям, недоступным вне единого подхода.
Логические и математические игры.
Современные логические и математические игры разнообразны.
В
них
ребенок
осваивает
эталоны,
модели,
речь,
овладевает
способами
познания,
развивается мышление, сообразительность, смекалка
*Отметим некоторые из них:
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега»,
«Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка»,
«Геометрический конструктор» и др.
игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
игры
из
серии
«Форма
и
цвет»:
«Сложи
узор»,
«Уникуб»,
«Цветное
панно»,
«Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»
игры
на
составление
целого
из
частей:
«Дроби»,
«Сложи
квадрат»,
«Греческий
крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
игры-забавы,
головоломки
:
лабиринты,
пазлы,
мозаики,
магические
квадраты;
головоломки с палочками) и др.
*Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей
ребенка.
В
проблемной
ситуации
всегда
складывается
обстановка «потребности
в
познании»
Тараторкина В. И
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в
которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие
способностей,
воображения,
мышления
познавательной
мотивации,
интеллектуальных
эмоций.
Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации:
Взрослый:
•
Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей).
•
Создает обстановку, способствующую активизации детей.
Ребенок
•
Разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого)
*
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
проблемные вопросы
Пример:
как
разрезать
квадрат
на
треугольники,
сколько
способов
вы
можете
предложить?
занимательные вопросы
Пример: у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько
лап у собаки?(четыре)
занимательные задачи
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
задачи-шутки
Пример: Выше какого забора ты можешь прыгнуть?
- Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?
*Этапы разрешения проблемной ситуации:
1.
Представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми. (на примере игры «Как помочь
повару?» Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит
от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что
сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы
для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и
форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы
(представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми)
2.
Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему.
3.
Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и
пересыпанию крупы.
4.
Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
5.
Обобщение результатов и подведение итогов.
Тараторкина В. И
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Тараторкина В. И