Напоминание

"Знакомство с пейзажами И.И. Левитана"


Автор: Осипович Светлана Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: сп ГБОУ ООШ №12, д\с №5 "Зернышко"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Знакомство с пейзажами И.И. Левитана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство с пейзажами И.И. Левитана

Подготовила: Осипович С.И.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860г. Художник рано остался сиротой. Его

детство было настолько тяжелым, что впоследствии он старался никогда не

вспоминать о нем. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище

живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже

ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы

жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой

работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин,

рисунков, эскизов. Современники называли его мастером пейзажа

состояний и настроений. Для своих картин он выбирал такие моменты,

когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал

жизнь природы. Русская природа была основной темой произведений

Левитана.

Левитан был учеником таких известных русских художников, как В.Г.

Перов, А.К. Саврасов и В.Д. Поленов.

После окончания художественного училища началась самостоятельная

творческая жизнь художника. В поисках новых мотивов и впечатлений

весной 1887 г. Исаак Ильич едет на Волгу, где пишет несколько десятков

этюдов и более двух десятков законченных картин. Лучшими из них

являются «Вечер на Волге» (1887-1888); «Вечер. Золотой Плес», «После

дождя. Плес» (обе— 1889).

В беседах с молодыми художниками он не раз говорил, что «самое главное

и самое трудное — это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и

воды». Другая особенность творчества Левитана — это умение писать «по

памяти». Свою известную работу «Вечер. Золотой Плес» он писал по

утрам, реализуя свои вечерние наблюдения.

Пейзажи Левитана пронизаны светом, насыщены палитрой. К концу жизни

художник Левитан стал известен не только в России, но и в Европе.

22 августа 1900 г. Исаака Ильича Левитана не стало. Но его работы до сих

пор вызывают у зрителей восхищение.

Однако, отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их

содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи

Левитана.

Опыт показывает, что пейзаж ближе и доступнее восприятию детей, дети

любят природу, и произведения пейзажной живописи вызывают у них

радостные ассоциации, серьезный интерес.

Как можно знакомить детей с пейзажами Исаака Ильича Левитана

рассмотрим на примере беседы по картине «Цветущие яблони» (1896) .

Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие

яблони» и ответьте на вопросы:

— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

— Где происходит действие картины?

— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на

заднем плане)?

— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это

определить?

— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?

— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?

Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки

к словам:

небо — весеннее, голубое, прозрачное, бездонное...

сад — зеленый, цветущий, яблоневый...

яблони — нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд-

трава — молодая, изумрудно-зеленая, свежая.»

скамейка — старая, деревянная, потемневшая от времени...

Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте

чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду.

Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг

кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни...

Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи

ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Какие запахи вы можете

почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

При проведении бесед интересно использовать стихи, отрывки из повестей и

рассказов русских и советских писателей, посвященных природе России. Но

они должны соответствовать изображенному на репродукции и быть понятны

детям.

Рассматривать картины И.И.Левината русской природы с детьми

целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку

главным содержанием этих картин является природа, рассматривать их лучше

после экскурсий и прогулок в природу, чтобы дать детям необходимый запас

представлений.

Устраивая прогулки и экскурсии следует обращать внимание детей на красоту

природы, вызывать у них чувство любви к прекрасному, всячески развивать

их наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей природы

научит детей понимать форму предмета, видеть различные сочетания цветов

и тонов в разное время года. Наблюдательность повысит силу и яркость

восприятия детей: они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а

потом и красоту пейзажа, изображенного на картине. Научившись наблюдать

природу, дети будут серьезнее смотреть и глубже понимать произведения

искусства, тогда они уже не пройдут мимо хорошей картины художника во

время анализа произведения живописи по репродукциям необходимо широко

использовать метод сравнения. Рекомендуется сравнивать картины на одну и

ту же тему одного художника или двух - трех; можно сопоставлять картины,

изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие

одинаковое настроение или противоположные чувства.

Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого

зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей

Левитана "Март", "Весна", Большая вода" и Саврасова "Грачи прилетели".

Более глубокому осмыслению детьми произведений русского пейзажиста

способствуют знания основных понятий в области изобразительного

искусства : живопись, колорит, композиция, репродукция.

В детском саду желательно создавать свой "художественный фонд" из

репродукций И.И.Левитана, и не только картин, рисунков, лучших рисунков

детей. На основе созданного "художественного фонда" рекомендуется такая

эффективная форма знакомства детей с живописью как выставка

репродукций. Это может быть выставка пейзажной живописи или просто

картин разного жанра. Выставка может быть небольшой на темы "Осень",

"Зима", "Лето", "Весна". Их целесообразно устраивать периодически.

Выставка может быть и как заключение всех бесед, проведенных за

определенный период. Хорошо проводить такую выставку весной, после

того, как в старших группах проводилось систематическое рассматривание

картин.

Воспитатель должен продумать место, где устроить выставку, учитывая

условия детского сада. Важно выбрать самое светлое и просторное

помещение и расположить репродукции так, чтобы их было хорошо видно.

Не следует загружать выставку большим количеством репродукций, это

затрудняет их восприятие.

Отбирая репродукции для выставки, следует помнить об особенности

восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и

удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Поэтому следует уместить

большую часть известных репродукций, по которым проводились беседы, и

среди них разместить новые репродукции, тогда и эти будут восприняты с

интересом. Если же основное место на выставке займут незнакомые картины,

дети, не зная их, не смогут обменяться мнениями о них, и все знакомство с

картинами сведется к названию того, что изображено.

В организации выставок могут принимать участие и сами дети. Они смогут

принять участие в подборе репродукций и в размещении отобранного

материала.

Сделав выставку, нужно организовать ее просмотр с детьми. Воспитатель

расскажет детям об отдельных картинах, и затем даст им возможность самим

посмотреть. Дети свободно подходят от одной картины к другой и

рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей,

проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли, то, что для

них ново. За тем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку, дети

говорят,

какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно

рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

После организованного просмотра дети подготовительной группы сами могут

быть экскурсоводами, показывая выставку родителям, работникам детского

сада, младшим детям.

Эти приемы позволяют вызвать у детей эмоциональную реакцию,

определенные ассоциации, активизируют творческое воображение.

Применение игровых приемов повышает у детей интерес к картине,

заставляет их еще раз внимательно всмотреться в изображение.

Не даром Чехов говорил, что обязательно нужно представлять себя среди того

пейзажа, какой написан художником, тогда он оживет. Нужно смотреть на

картину, как на реальный вид за окном своей комнаты.

Итог по ознакомлению с пейзажной живописью И.Левитана всегда должен

быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом

красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось,

думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить,

почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с

содержанием картины стихотворение, песню и т.д.

2018г



В раздел образования