Напоминание

Оптимизация учебного процесса


Автор: Зайцева Светлана Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №25"
Населённый пункт: г.Нижневартовск Ханты-Мансийский А.О. - Югра
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация учебного процесса
Раздел: полное образование





Назад




Зайцева С.А., МБОУ «Средняя школа №25» г.Нижневартовск
Оптимизация учебного процесса.

Психологические эффекты в практике педагогов.


На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, о т к р ы т о с т ь ю , д о в е р и е м . Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить с у щ е с т в у ю щ и е м е т о д ы п р е п о д а в а н и я д и с ц и п л и н . Одни психолого-педагогические эффекты полезны для обеспечения успехов в обучении учащихся, другие позволяют решать проблемы воспитательного характера. Целесообразно классифицировать эффекты, учитывая их роль в образовательном процессе. Выделяют следующие группы психолого-педагогических эффектов: 1) позволяющие благотворно влиять на процесс воспитания личности; 2) дающие ученикам возможность легче и прочнее усваивать изучаемый материал; 3) используемые учителем в качестве методических приемов обучения; 4) позволяющие разоблачать обман; 5) способствующие личностному и профессиональному росту педагога. Знание эффектов, входящих в каждую группу, и умение их добиваться делает педагога хозяином даже очень непростых педагогических ситуаций.
Эффекты как методические приемы обучения.
Эти психолого-педагогические приемы, поначалу учителем не раскрываются с точки зрения их воздействующей силы. Но в какой-то момент, когда сами учащиеся начнут восхищаться, как легко они усваивают материал, учитель почувствует необходимость раскрыть своим подопечным, благодаря чему эта легкость достигается. Если учитель знает о существовании определенных психолого-педагогических эффектов и умеет их добиваться, он хороший педагог. Одной из важнейших задач своей
деятельности он ставит облегчение для учащихся процесса постижения трудного материала. В этом случае учитель выступает в роли наставника, облегчающего своим подопечным процесс преодоления сложностей учебы. Такой педагог нужен детям: он хорошо понимает их переживания и стремится сделать школьную жизнь как можно более привлекательной.
Эффект метода «круги на воде»
При изучении нового материала полезно использовать прием «круги на воде». Суть его поясняют следующие примеры. «Рафинадрастворимый; что еще —растворимый? Кофе. Кофе — какой? Горький. Что еще — горькое? И т.д. Другой пример: почва — семя — дерево — доски — дом — дрова — печь — зола — почва. Круг замкнулся. На уроке математики учительница может взять любое число и развернуть развивающую работу вокруг этого числа. Так, берется число 7. Учительница спрашивает ребят: — Какое это число? — Какие еще простые числа вы знаете? — Какие числа меньше 7? — Какие числа больше 7? — Сколько получится, если это число удвоить, утроить и т.д.? — На какие числа можно разделить число 7? — Сколько единиц нужно добавить, чтобы получить десяток? — Какие два слагаемых в сумме дадут число 7? — Кто больше приведет различных примеров в ответ на предыдущее задание. И еще много вопросов можно задать, взяв для обсуждения лишь одно число или одно слово: от него как бы идут круги на воде. Так например «Детям дается касса букв (заранее выбранных). Им необ- ходимо составить как можно больше слов из предложенного набора и рассказать о каждом получившемся слове: что оно обозначает — неодушевленный предмет или животное? Этот прием развивает логическое ассоциативное мышление, речь, помогает выявлять связи между предметами или явлениями. Применение этого метода доставляет детям огромное удовольствие».
Эффект квантового выброса информации.
Чтобы рассказ учителя был увлекательным, рекомендуется строить его по принципу россыпи новизны: вставлять оригинальные суждения, яркие цитаты, риторические вопросы и т.п. Одних учащихся это заставляет вздрагивать, других — пробуждаться от дремоты, третьих настраивает на охотничий азарт погони за мыслью учителя. Работоспособность человека, его настроение, готовность выполнять поручения или отказ от них зависят во многом от состава крови в данный
момент. А от того, какие вещества превалируют, зависит эмоциональное состояние человека. Могут выбрасываться в кровь такие гормоны, как адреналин, норадреналин, эндорфин и др. Эндорфин обеспечивает бодрое, радостное, работоспособное настроение. Он вырабатывается в большей мере организмом, если человек искренне улыбается, смеется в ответ на шутки. Один психолог мудро заметил: «Учебное занятие без юмора, что суп без соли». Это важно помнить преподавателям, которые «кормят» иной раз своих учащихся из года в год «пресным супом», так и не понимая, почему обучаемые остаются равнодушными к тому, о чем сообщается на учебных занятиях. Эффект квантового выброса информации может быть достигнут благодаря юмору. Юмор к месту и по делу позволяет усилить работоспособность учащихся, становится кирпичиком в строительстве образовательного проекта «Учение с увлечением». Юмор вышучивает не самого ученика, а лишь его оплошности и в то же время выражает сочувствие, доброе отношение к самому школьнику. Вот почему надо не отвергать этого способа решения сложных проблем, не бояться его применять. Учитель может, например, неожиданно рассказать об истории теоремы Ферма, об ошибках великих людей, чьих-то оплошностях. Это окажет позитивное влияние на работоспособность учащихся, не уведет их в сторону от изучаемого материала, а поможет лучше осознать и усвоить его.


Эффект метода градиента цели.
Метод градиента (от лат. gradientis — шагающий) цели заключается в изменении мотивации деятельности в зависимости от «психологического расстояния» до цели: по мере приближения к конечной или промежуточной цели активность личности, направленная на ее достижение, возрастает. В своей практической работе учителя имеют возможность наблюдать эффект от применения этого метода по мере приближения контрольной работы, зачета или экзаменов. Умело спланированное психологическое воздействие на учащихся дает продуктивный результат. Популярным среди учителей является метод убеждения. Этот метод реализуется при наличии у учителя соответствующих доводов, доказательств, аргументов, фактов, обоснований. Метод убеждения изучается во всех педагогических профессиональных учреждениях образования, о нем рассказывается во многих пособиях для учителей, имеется богатая учебно- методическая литература. Однако использование его не всегда психологически подготовлено. Лучшим обоснованием для изучения определенной темы является признание ее практической значимости, учителя же нередко аргументируют тем, что изученное сегодня пригодится во взрослой жизни: «Будете потом работать, знание этого материала потребуется». Для подростка отдаленное «потом» все равно что конец XXI в. Но явная перспектива — хорошее обоснование изучить новый материал.
Например, такая. Начиная изучение новой темы, учитель говорит своим ученикам: «Сегодня приступаем к освоению важного материала. А в конце недели проведем деловую игру по изученному материалу, для чего разделимся на команды. Если кто-то не выучит, он подведет свою команду, своих товарищей. На следующей неделе будет открытый урок, на который придет много ваших учителей: не подведите ни меня, ни себя. А в субботу проведем открытый урок для родителей. Ведь никто не хочет подвести своих родителей? Чтобы им не было стыдно друг перед другом, учите заданное лучше. Далее предстоит устный зачет. Думаю, что к зачету, как и к последующей письменной работе, вы уже хорошо подготовитесь». Вот так с помощью обозначения этапов деятельности, приближающих учащихся к достижению конечной или промежуточной цели, учитель, опираясь на пошагово возрастающую мотивацию, помогает школьникам и себе решать текущие образовательные задачи.
Эффект метода абстрактной наглядности.


Под использованием метода наглядности обычно имеют в виду показ школьникам предметов или явлений реальной действительности. Однако ориентационно-мотивационный этап цикла изучения учебных тем эффективен лишь при опоре на абстрактную наглядность — схематические свертки изучаемой, информации. Свертки могут быть любого типа: структурно-логические схемы, рисуночные, графические, табличные, даже обычный текстовой план. Важно, чтобы изучаемая информация была легко обозрима. Причем эффект этот действует на всех ступенях школьного обучения — от начальной до полной средней школы. Добиться высокой эффективности этого метода можно, например, необычно используя учебные пособия. Например учительница географии, работающая в сельской школе и имеющая высшую квалификационную категорию, в ответ на сетования коллег, что географические карты в школах поистрепались, а новых достать не удается, возразила: «А я, когда подходят уроки о частях света или о материках, иду в кабинет математики и беру там большой треугольник. И с помощью этого пособия учу ребят абстрактно мыслить. Вот показываю треугольник острым концом вправо и говорю учащимся: «Это Азия. Где здесь Чукотка? Где должна быть Камчатка? А полуостров Индостан где бы вы прикрепили?» Затем опускаю треугольник острым концом вниз и говорю по-другому: «А теперь это Африка. Укажите, где пустыня Сахара. Где мыс Доброй Надежды? А где должен быть расположен остров Мадагаскар?» Проделываю те же манипуляции с Северной и Южной Америкой, поднимая треугольник немного вверх, а затем опуская его ниже. Мои учащиеся научились видеть в этом треугольнике и материк Евразию. Конечно же они много работают и с обычными географическими картами — именно это позволяет успешно «общаться» с
«географическим треугольником», но без него я не могу сказать, что достаточно развиваю абстрактное мышление и воображение учащихся». Как много полезного учащимся дает такая незамысловатая находка учительницы. Эффект абстрактной наглядности позволяет учащимся лучше изучить географические карты: заставляет держать в памяти, в своем представлении те подробности очертаний материков, которые в ином случае усваивались бы гораздо слабее. Каждый учитель может своим путем добиться эффективности метода абстрактной наглядности.
Эффект метода «слово-магнит».
Слово может утешить или обидеть. С помощью слова педагог решает дидактические задачи. Работая со словом, выбранным для развития речи учащихся, учитель «притягивает» к нему такие факты, обстоятельства, пояснения, свойства, признаки, особенности, которые дают ученикам широкое представление о связях явлений или предметов в окружающей действительности. И не только в материальной действительности, но и "в мышлении. Выбранное слово становится магнитом для объяснений, рассуждений, для привлечения новых фактов и обстоятельств. Например, стол. О нем можно сказать: из чего сделан, какой формы, на скольких ножках (опорах), для чего предназначен, в каком состоянии, какого цвета, какого размера, степени новизны, художественной ценности и т.д. При работе с составом слова на уроках русского языка каждая морфема станет тем магнитом, который притянет к себе подобные или альтернативные части слова — по значению и употреблению. На уроках математики можно организовать работу вокруг числа — ответа на вопрос задачи. Это число способно притянуть к себе многочисленные вопросы, чтобы интерпретировать ответ, обсудить смысл получившегося ответа: много это или мало? что было бы лучше, а что хуже? каким образом следовало бы поправить положение? и др. На уроках истории или литературы «магнитом» может стать дата — вариант «слова-магнита». Существует простой способ запоминания дат рождения писателей, чье творчество пришлось на середину и 2-ю половину XIX в. Для этого учитель выбирает одну наиболее запоминающуюся дату. Например, И.С. Тургенев родился в году, который запомнить очень легко: дважды подряд восемнадцать — в 1818 г. Ф.М. Достоевский и Н. А. Некрасов — ровесники — родились на три года позже: в 1821 г. Н.Г. Чернышевский и Л.Н. Толстой — тоже ровесники: они на десять лет моложе Тургенева. А вот А.Н. Островский моложе Тургенева лишь на пять лет: следовательно, он родился в 1823 г. М.Е. Салтыков-Щедрин родился на три года позже Островского (так же, как Некрасов и Достоевский позже Тургенева). А.И. Герцен и И.А. Гончаров (их имена и отчества «перевертываются») — еще два ровесника, но родившихся на шесть лет раньше Тургенева. А.А. Фет на два года моложе Тургенева. Так учитель с помощью метода «дата-магнит» подводит учащихся к пониманию того, что эти писатели - люди одной
генерации, исторически связанные с эпохой начала XIX в., патриотическим подъемом 1812 г. и рожденной Отечественной войной 1812 г. проблемой отношения к народу, его социальному и историческому самосознанию. Целесообразно из всего большого круга этих приемов выделить такие, которые, будучи принятыми учителем, помогают ему лучше утвердиться в своем мастерстве. Психологические эффекты, которые достигают с помощью этих приемов, влияют на развитие личности даже опытного, умудренного годами педагога: делают его человечнее, проницательнее, реалистичнее. Посредством знания этих эффектов учитель сможет увидеть свои прежние профессиональные ошибки, сломать не работающие в современных условиях стереотипы — взгляды и убеждения и, главное, найти пути преодоления того, что в педагогике не соответствует нынешнему времени и потому вредит делу формирования и развития молодого поколения. Самовлияние человека на развитие своей личности велико. Не приходится сомневаться в том, что и педагоги осознают, как важно идти в ногу со временем, не отставать от молодого поколения в понимании новшеств эпохи и человеческих отношений и более мудрыми глазами смотреть на то, что совершается на нашей планете.


В раздел образования