Автор: Храбрых Марина Константиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснотурьинская ДМШ №3"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Колыбельная песня – начало познания мира"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа №3»
«Колыбельная песня – начало познания мира»
Статья
Автор: Храбрых Марина Константиновна
Краснотурьинск
2018
Введение
Испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и
взрослых – это колыбельные песни.
Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных
песен. Колыбельные – самые древние песни человечества, обладающие огромной силой
внушения. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого
младенца колыбельная была своя – ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю
жизнь была для него оберегом.
Можно ли представить, что ребенок заснет под громовое, энергичное пение? Нет,
конечно. Вот почему колыбельная песенка звучит по-особенному мягко, Она такая ласко-
вая, нежная, при всем желании ее не прокричишь.
А при этом еще и ритм, мелодия укачивают, убаюкивают. И, знаете, еще что
убаюкивает, успокаивает малыша? Спокойное, ровное биение материнского сердца!..
Напев у колыбельных песенок известен каждому, кто родился и выпестован на
русской земле. Прислушайтесь к себе... И сами попойте. А можно и свое что-нибудь
присочинить - и имя переправить, и про семейные дела вспомнить.
Наверное, каждый ребёнок в детстве слышал колыбельную либо от мамы, либо от
бабушки. Но в современном технологическом мире традиции потихоньку утрачивают
свои силы. Так ли это на самом деле?
Гипотеза:
колыбельные
песни
положительно
влияют
на
процесс
засыпания
и
дальнейшее развитие ребёнка.
Цель: исследовать происхождение колыбельной песни, изучить ее роль в жизни
ребёнка.
Задачи:
1.
Изучить генезис колыбельной песни.
2.
Проанализировать колыбельные песни других народов, найти их схожесть и различия.
3.
Определить значение колыбельных песен в жизни ребёнка.
4.
Определить
важности проблемы сохранения колыбельных песен в современном
обществе.
Практическая
значимость:
проделанная
работа
полезна
для
педагогов
и
учащихся,
как
музыкальной
школы,
так
и
общеобразовательной.
Систематизация
колыбельных песен позволит более глубоко узнать и сохранить подлинные старинные
фольклорные образцы.
Фольклор и колыбельные песни
Фольклор (Folk-lore) - с английского означает: народная мудрость, народное знание.
В России фольклором называют словесное искусство народа - народно - поэтическое
творчество, устное народное творчество, а это и частушки, и колыбельные песни, и
прибаутки, и сказки.
Не следует думать, что хранителями фольклора являются только пожилые люди.
Почти каждому ребёнку в детстве мамы пели колыбельные песни. Младенец еще и
«мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку:
Баю-баю, баю-бай,
Мой младенчик засыпай.
Придет старый старичок,
Хворостинкой посечет.
Ой, за то посечет,
Что ты ночью мало спишь,
По ночам всегда кричишь.
***
Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.
Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.
Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.
Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят.
Название песен, которыми убаюкивают ребёнка,- колыбельные - идет от основы
колыбать
(колыхать,
колебать,
качать,
зыбать).
Отсюда
же
-
колыбель,
коляска.
В
народном
обиходе
было
и
название
«байка»-
от
глагола
байкать
(баюкать,
качать,
усыплять).
Деревянная
люлька
(вроде
корыта
или
плетёная,
подобная
большой
корзине)
привязана к гибкой жерди у потолка. А к жерди - веревка с петлёй. Мать всегда занята -
или по дому, или в поле. А няня (это может быть и сестрёнка, и соседская девочка, и
родня какая-нибудь) сунет ногу в петлю - и качает колыбель, и припевает, а то ещё и
прядет при этом. Бывают люльки вроде кресел-качалок. А на люльке старательный отец
или мастер ещё и хорошие слова выведет: «Сия колыбель для младенца малого, качать
для усыпания и просыпания, и чтобы он рос, и добрел, и на ум набирался ... родителей
почитать».
Колыбельные
–
первые
уроки
родного
языка.
Постепенно
привыкая
к
повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает
ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает
первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные
представления о жизни.
Колыбельная
–
это
как
бы
материнские
руки,
сомкнутые
вокруг
ребенка,
не
допускающие проникновения зла.
От того какие песни пела ребенку мать, и пела ли вообще, зависит характер
маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более
эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам.
На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в
детстве не пела колыбельных песен».
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из
поколения в поколение. Едва дочка подрастет и начинает забавляться с куклами, как мать
её учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребёнком и не
пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего возраста уже сами
становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.
Генезис колыбельной песни
Жанр колыбельной песни, конечно, неоднократно рассматривался исследователями.
Первым, пожалуй, обратил на него внимание и попытался описать В.А.Жуковский в
1889г., рассмотрев собранные и переведенные им самим колыбельные песни Персии. С
поистине поэтическим вдохновением описывает он выраженные в них чувства и заботы
молодой персиянки о своем младенце.
С тех пор многие ученые-фольклористы обращали внимание на этот жанр, но,
несмотря на это, до сих пор остается достаточно неосвещенных проблем. Основное из
того, что было отмечено – это особенности колыбельной как средства педагогического
воздействия и ее психотерапевтический эффект.
Этнографы показали, что тексты колыбельных песен складывались постепенно,
вначале они состояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в
такт с движениями колыбели. К ним присоединялись и ритмичные поскрипывания ее
деревянных частей. Подобные записи сделаны в разных частях земли от Африки до
Северной
Америки.
Постепенно
развилась
словесная
составляющая
и
появились
собственно колыбельные песни.
Мать своим врожденным чутьем понимала, что ребёнку нужны песни именно такие
- светлые и монотонные. Так зарождалась колыбельная песня. В этих песнях отражается
всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного. Бесспорно, мир матери, характер ее
чувств, заботы и тревоги - все отражено в колыбельной песне. Это добыто опытом
многих сотен поколений матерей.
Колыбельная песня возникла не потому, что кому-то из матерей захотелось излить
свои чувства и переживания, а вызвана к жизни острой необходимостью безболезненного
перевода
ребёнка
из
состояния
бодрствования
в
сон.
Люди
примечали,
что
при
покачивании
ребёнок
быстрее
засыпает.
Это
и
послужило
к
созданию
колыбели.
Покачивание колыбели сопровождалось поскрипыванием, эти «технические шумы» в
итоге и определили ритмическую структуру колыбельного напева.
В колыбельных песнях часто упоминается мурлыкающий кот, воркующие голуби-
гули, а так же такие образы: Сон, Дрёма, Угомон. Колыбельная песня всё время старается
создать образ покоя, тишины:
Баю, баю, баю, бай…
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай.
Белолапа, не скули,
Мою Катю не буди.
И в дудочек не гуди.
До утра не разбуди.
Темна ноченька — не спится,
Моя доченька боится…
А приди к нам ночевать,
В люльке Катеньку качать.
В старинных колыбельных песнях, когда голод стоял у изголовья колыбели, мать
пела о мечтах, о сытой жизни, о достатке:
Байки-байки,
Матери - китайки,
А отцу-то - кумачу,
А сестренкам-то - по серьгам,
А Роме - шапочку с кудрям.
Мечтая, мать рисовала яркую и богатую жизнь:
Вырастешь большая –
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить!
Мамушкам, нянюшкам
Обносочки дарить.
В песнях мать обращается к сверх существам, с просьбой о помощи усыпить
ребёнка:
Ходит Сон у окон,
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
***
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Глагол «угомонись» связан с образом Угомона:
Уж ты глазоньки зажми!
Угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни!
Образ кота был двояким. С одной стороны кот-баюн, помощник матери и друг
ребёнка:
Котя-котя, коток,
Котя - серенький хвосток!
Прийди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
А с другой стороны - реальный кот- воришка, слизывающий сметану, творог,
ворующий «квитку»:
Не ходика-ка ты, коток
Ко соседу в погребок,
Не таскай-ка ты, коток,
Ни сметану, ни творог…
Любовь матери по-особому окрашивает всё, что окружает ребёнка. Ни один жанр
не
имеет
такого
обилия
ласкательно-уменьшительных
суффиксов.
Ласка
распространяется на всё, что окружает ребёнка: «баю дитятко!», «баю Машеньку мою»,
«Спи Юрочек маленький, Спи Юрочек бравенький».
Ласкательные суффиксы получают даже те слова, которые не могут вызвать добрых
эмоций:
Бай-бай, бай-бай,
Не вались, Коля, на край.
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок,
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Во ракитовый кусток.
***
Баю-баю, баю-бай,
Мой младенчик засыпай.
Придет старый старичок,
Хворостинкой посечет.
Ой, за то посечет,
Что ты ночью мало спишь,
По ночам всегда кричишь.
Даже глаголы приобретают ласкательную форму:
Маленькому Васеньке
Спатеньки велят…
А какие звуки сопровождают песню?: «Чох, чох, чох», «Дбрун, дбрун, дбрун»,
«Трю, трю». Вот они первые уроки богатого и гибкого русского языка.
Довольно
долго
колыбельные
песни
рассматривались
или
как
факт
народной
педагогики, или как средство выражения чувств материнской души. В первом случае
колыбельным отводится не только усыпляющая роль, но еще и просветительская, а их
поэтика
ставится
в
прямую
зависимость
от
восприятия
ребенка,
которого,
с
одной
стороны, знакомят с окружающим миром, а с другой – используют для этого понятия и
предметы,
ему
якобы
уже
близкие.
Если
колыбельные
песни
представлялись
как
выражение движений души матери и пестуньи, то в них видели богатство образов и
мотивов, описания повседневной жизни и представления о будущем.
Конечно,
такие
подходы
не
могут
позволить
ответить
на
вопросы
о
причине
появления тех или иных мотивов, образов, объяснить их смысл и проч. Судить, насколько
близки младенцу такие предметы и понятия, как гуля, голубь, кот, конь, сарай, куда
поехал отец и что за калач он ему оттуда привезет, что такое волчок, который пришел,
чтобы утащить его в место, называемое лесок, вряд ли возможно. Почему «мечты» о
богатой жизни выражаются на протяжении ста лет на огромных, никак не связанных
между собой территориях, одними и теми же мотивами, мы тоже вряд ли поймем,
подходя к этим текстам подобным образом.
Всех колыбельных песен не перечислишь - их много. На протяжении сотен лет
собирались лучшие песенки, такие, под которые дети быстро засыпают, которые имели
особое звучание. И мелодии непрерывно шлифовались, улучшались, а всё неудачное -
отсеивалось.
Колыбельные песни других народов, их схожесть и различие.
Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах
было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную»
песню, которая бы сопровождала его всю жизнь.
У
сибирских
народов
именно
через
колыбельные
идет передача
нравственных
идеалов от одного поколения к другому. Исполняя колыбельную песню, мать внушала
сыну или дочери определенное поведение, принятое в обществе. Примечательно, что нет
ни
одной
колыбельной
песни,
программирующей
на
неудачу
или
описывающей
безысходное положение. Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие
Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно
древним традициям этих народов, для каждого младенца создавалась своя колыбельная
песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь
служила
ему
оберегом.
Слова
и
мелодии
защищали
ребёнка
от
злых
духов,
от
бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.
Чувашская
Чуччи-чуччи, чуландай,
Глазки крепко закрывай.
Старый вяз кору припас
Тебе на колыбельку.
Мягкий лен, белый лен
Подарил постельку.
Липа - веревочку,
Яблоня - крючок.
Чуччи-чуччи, баиньки,
Засыпай, сынок!
В этой песне ребенок - часть природы, ее дитя. Мать, любя своего ребенка, попутно
выражает свою любовь к родной природе.
Чувашские колыбельные называются сăпка юрри; татарские колыбельные – бешик
йыри (по названию чувашской и татарской люльки – сăпка и бешик.) По характеру песни
этих народов очень похожи.
Татарская колыбельная
Баю-бай, утеночек,
Куда ушла мамочка?
В березовый лесочек
за ягодкой для Айсылу.
Баю-бай, утеночек,
Куда ушел папочка?
К кузнецу за ведерком
для Айсылу.
Интересно,
что
колыбельные
песни
всех
народов
мира
имеют
схожие
черты:
высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа
много своих «секретов». Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь,
мелодию
и
близкий
к
биению
сердца
ритм,
плавность
и
размеренность
которых
успокаивают его и постепенно погружают в сон.
На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же
слов похожего звучания, большое число мягких звуков в словах колыбельных. Только
удивительно глубоким знанием особенностей души малыша, которое на протяжении
веков
жило
в
народе,
можно
объяснить
ритмическое,
поэтическое
и
музыкальное
построение колыбельных.
Авторские колыбельные песни
Колыбельные бывают не только народные, но и авторские. Собиратели устного
народного творчества ходили, ездили по стране, слушали, записывали. Прежде чем
напечатать,
часто
их
обрабатывали.
Вот
поэтому
в
книгах
есть
пометки,
которые
указывают, кто пересказал. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Подарила всем детям
интересную колыбельную, похожую на рассказ, А. Л. Барто:
Колыбельная
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесём отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год!):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лёд.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь-
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч.
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно:
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино.
У литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой
ритм и мелодии. Они помогают познать окружающий мир, создают атмосферу тепла и
уюта, выполняют воспитательную функцию.
Почему важно петь?
Прежде всего, колыбельная помогает совсем крохотному малышу в дальнейшем
быстрее научится разговаривать, и воспринимать речь, которую он слышит. Плавное,
медленное
звучание
часто
повторяемых
слов,
отпечатывается
в
подсознании,
и
всплывают позже, облегчая первые попытки ребенка, изъяснятся с помощью издаваемых
им звуков.
Для детей постарше значение колыбельной несколько иное. Во-первых, именно
колыбельная помогает ребенку успокоится после дня, который бывает и трудным и
утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает
просто перейти в спокойное состояние отдыха.
Колыбельная расслабляет, помогая в этом – причем не только словами и мелодией.
Во многих семьях ежевечерняя колыбельная – это ритуал. Ребенок знает уже, что
сейчас мама споет песенку – и все тревоги и заботы будут забыты до утра. Можно
закрыть глаза и уснуть ведь мама – самое дорогое и родное существо – посредством
колыбельной убеждает в том, что все хорошо и сон не будет нарушен.
Второе значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни
информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по
сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем информации. А еще
их считают замечательным терапевтическим средством.
По
заявлениям
медиков,
колыбельные
способны
служить
профилактикой
двигательных и речевых расстройств, а, кроме того, они благотворно влияют на детей
чрезмерно впечатлительных, нервных, или же переживших какую – либо душевную
травму, перенесших стресс. Так что колыбельные песни не только принесут ребенку
хорошее настроение, но и помогут вырастить его здоровым.
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный
дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколения, она
дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека
начинается с колыбельных песен. Ребенок еще не родился, но уже живет. Наука доказала
что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса Поэтому
можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна у мамы
вызывать положительные эмоции, ведь ее психоэмоциональное состояние в огромной
степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной,
красивой, мелодичной, вызывать состояние "снизошла благодать".
Если
мама
в
период
беременности
много
поет
своему
еще
не
родившемуся
малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин
голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Пение будущей мамы способствует
улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности.
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам,
которые
поют
своим
детям
колыбельные,
улучшается
лактация,
а
в
дальнейшем
устанавливаются
более
близкие
отношения
с
детьми.
Если
мама
будет
регулярно
напевать
недоношенному
ребенку,
он
гораздо
быстрее
наберется
сил.
У
матерей,
начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления
токсикоза, облегчалось течение беременности. Во время пения колыбельных у мамы
снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление.
Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Ребенку не
важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей
жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации,
уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Сама
фонетика
этих
звуков
несет
положительную
окраску,
вне
зависимости
от
того,
каким
голосом
их
исполняют.
Колыбельные
песни
снимают
тревожность,
возбуждение,
действуют
успокаивающе.
Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения.
Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают, ребенку становится
спокойнее,
и
ему
снятся
хорошие
сны.
Ребенок
быстрее
забывает
свои
беды,
его
укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок
еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в
детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку
мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое
здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику
от стрессов и эмоциональной неустойчивости.
Кроме
того,
последние
исследования
показали,
что
с
помощью
певучих
колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше
воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше
начнет разговаривать.
Со
временем
значение
колыбельной
меняется.
Для
годовалого
ребеночка
она
становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и
кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему
легче воспринимать мелодичные истории. Малыш еще не знает языка, не понимает слов,
но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни
музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от
самого родного, самого дорогого существа-матери.
Заключение
Колыбельные песни передаются от одного поколения к другому, из уст в уста.
Колыбельные песни - мостик из взрослого мира в мир ребёнка, из прошлого мира в
настоящий.
Пройдут года, и вдруг вспомнится взрослому человеку давно ушедшая в мир иной
мама, её ласковые натруженные руки, её образ, её колыбельная. Вспомнится и позовет в
родные края, которые он, оказывается, никогда не перестанет любить. Это зов земли, где
ты впервые услышал мамину колыбельную.
Спойте ему колыбельную снова,
Хоть ему больше, чем год
Ваше тепло, материнское слово
Каждый малыш,
повзрослев, все же ждет.
Итак, мною был рассмотрен жанр колыбельной песни с точки зрения структуры ее
текста,
особенностей
бытования
и
манеры
исполнения,
системы
персонажей
и
пространственных образов. На каждом из этих уровней проводилось сопоставление с
другими жанрами фольклора, а также учитывалось значение контекста традиционной
культуры в целом.
Выявляя
значение
традиционных
песен,
был
проведен
опрос
среди
учащихся,
который показал, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих
пор употребляются.
Сравнивая
традиционные
и
современные
колыбельные
песни,
можно
сделать
вывод, что в современных колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения,
поэтика,
ритм,
мелодия
и
их
роль
до
конца
не
выяснена.
Они
практически
не
употребляются. Среди опрошенных детей никто не знает современных колыбельных
песен, потому что они отошли от своего традиционного назначения.
Своей работой я хотела показать, что в колыбельной песне любого народа много
красоты, любви и добра. Мне бы очень хотелось, чтобы мамы пели их и в наши дни, а
также учили нас, своих детей, петь такие прекрасные песни. Тогда все дети будут расти
здоровые и крепкие. Колыбельные песни - это первые уроки любви, покоя и защиты в
жизни человека. Не существует в мире песен, значение которых можно сравнить со
значением колыбельных.
Колыбельная песня – это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка. С колыбельной
песней передаётся ласка, ребёнок чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым
поют в детстве песни, вырастают нежными и добрыми. Мама и её колыбельная песня
являются началом понимания Родины.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5