Автор: Юрец Олеся Валентиновна
Должность: специалист по комплексной реабилитации
Учебное заведение: ГКСУ СО "Камышинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Камышин Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология игроритмических упражнений "ГРАЦИЯ"
Раздел: дополнительное образование
«Технология игроритмических упражнений «ГРАЦИЯ»
Актуальность:
В настоящее время существуют много ритмопластических
направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных -
это
игроритмика.
Доступность
этого
вида
основывается
на
простых
общеразвивающих
упражнениях,
силовых
упражнений
и
классической
аэробики с различными танцевальными комбинациями. Эффективность в её
разностороннем
воздействии
на
опорно-двигательный
аппарат,
сердечно-
сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность
достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца,
входящими
в
упражнения
танцевально-ритмичной
гимнастики,
но
и
образными
упражнениями,
сюжетными
композициями,
которые
отвечают
возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию,
копирование действий человека и животных.
Игроритмика направлена на всестороннее гармоничное развитие
детей.
Стержнем
является
художественная
направленность
-
танец
с
элементами свободной тематической пластики, пантомимы и гротеска, игры.
Всё это совпадает с мироощущением ребёнка, делает творческий процесс
успешным, интересным, легкоусвояемым, понятным и близким по духу и
восприятию.
Игроритмические упражнения являются основой для развития чувства
ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно,
красиво
и
координационно
правильно
выполнять
движения
под
музыку
соответственно ее характеру, ритму, темпу.
Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить
детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Основные задачи:
— формирование интереса к хореографическому искусству;
— развитие музыкально-ритмического восприятия;
— формирование физических, двигательных навыков и способностей;
— общее физическое развитие;
— воспитание эмоционально-волевой сферы, творческого мышления;
— воспитание трудолюбия, навыков общения в коллективе.
Форма проведения занятий – групповая.
Современные приемы и методы обучения основываются на:
—
комфортной,
эмоционально-положительной
атмосфере
участников
образовательного процесса;
— использовании технологии личностно ориентированного обучения;
— учете индивидуальных способностей каждого ребенка.
Основные принципы :
Наглядность – показ физических упражнений, образный рассказ.
Доступность
–
обучение
упражнениям
от
простого
к
сложному,
от
известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение
количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение
выполнять их самостоятельно, вне занятий.
Индивидуально-дифференциальный подход – учет особенностей возраста,
состояния здоровья каждого ребенка.
Сознательность – понимание пользы выполнения упражнения, потребность
их выполнять.
Материально-
техническая
база
должна
соответствовать
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические
условия реализации:
• учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и
правил, желательно с ковровым покрытием;
• стол;
• стулья;
• магнитофон;
• компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
• фонотека;
• использование сети Интернет;
• набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки,
молоточки, колокольчики;
• спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Дети должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.
Методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций
в
образных
представлениях:
импровизация,
двигательные
упражнения
–
образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание
музыкальных
произведений,
объясняются
элементарные
основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой,
терминология, историческая справка и др.
3.
Метод
наглядного
восприятия,
способствует
быстрому,
глубокому
и
прочному усвоению технологии, повышает интерес к занятиям.
4.
Метод
практического
обучения,
где
в
учебно-тренировочной
работе
осуществляется
освоение
основных
умений
и
навыков,
связанных
с
постановочной,
репетиционной
работой,
осуществляется
поиск
художественного и технического решения.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Виды упражнений:
хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
ходьба сидя на стуле;
акцентрированная ходьба;
акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;
увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами
вперёд к центру;
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.
ходьба в полуприседе;
хлопки руками под музыку;
движения руками в различном темпе.
выполнение
упражнений
руками
под
музыку
в
различном
темпе
и
с
хлопками;
выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом
удары ногой на каждый счёт и через счёт
шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг
вперёд с правой, держать)
хлопки по счёту;
притопы на каждый счёт;
притопы с хлопками поочерёдно;
поднимание
и
опускание
рук
вперёд
по
счёту
под
музыкальное
сопровождение;
хлопки в ладоши;
произвольные упражнения на воспроизведение музыки;
выполнение
простых
движений
руками
в
различном
темпе
(руки
в
сцеплении вверх, вниз);
шаги вперёд, руки в сцеплении вверху, внизу;
приседания с движениями рук;
подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;
плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;
плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз;
ходьба на каждый счет и через счет;
хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками, через счет и наоборот;
гимнастическое;
выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
Игроритмика –
это
ритмические
и
двигательные
комплексы,
которые
выполняются под специально подобранную музыку.
Игроритмика
направлена
на
развитие
координации
движений,
пластики,
развития
произвольного
внимания,чувства
темпа
и
ритма.
Разные
танцевально-ритмические
композиции
имеют
свою
направленность,
завершённость
и
сюжетный
характер.
При
помощи
движений
рук,
выразительности
поз,
пластических
жестов
передаётся
характеристика
музыкального
произведения.
При
исполнении
ритмических
комплексов
используются
телодвижения
и
жесты
рук,
сопровождающиеся
звуком
(хлопками,
притопываниями,
шлепками,
щелчками
п а л ь ц е в ,
притопываниями).
Счётом,
музыкой,
стихотворными
т е кс т а ми
поддерживается
временная
организация
упражнений
и
игр.
Погремушки,
трещотки,
кубики,
ракушки
используются
в
игроритмике
для
игрового
оформления.
Игроримические упражнения
Зайка
Исходное положение: дети сидят на ковриках, прямые ноги вытянуты вперед,
руки на поясе.
Ноги вместе, стопа сокращенная.
Натянуть подъем, вернуться в исходное положение.
Натягивать подъем правой и левой ног по очереди («ушки»).
Наклониться вперед к прямым ногам и взять себя за пальцы ног («ловим
зайку»), в результате получается элемент «складочка».
Божья коровка
Исходное
положение:
сидя,
сгруппироваться,
охватить
руками
согнутые
колени. Одновременно выпрямить ноги перед собой (ноги вместе, подъемы
натянуты),
руки
на
пояс.
Вернуться
в
исходное
положение.
Повторить
несколько раз.
Бабочка
Исходное
положение:
сидя,
соединить
стопы
«подошва
к
подошве»,
подтянуть ноги максимально близко к себе, бедра раскрыть в стороны и
стремиться прижать колени к полу.
Руками изображать движения крыльев бабочки, взмахи ее красивых больших
ресниц.
Затем
наклониться
вперед
и
лечь
корпусом
на
ноги
(«тянемся
животом к пяткам»).
Ящерица
Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, ладонями упереться в пол
на уровне груди. Прогнуть спину наверх, приподняться, опираясь на прямые
руки. Голову держать прямо, плечи опущены вниз.
Медуза
Исходное положение: лежа на животе. Обхватить голени руками с внешней
стороны. Подняться наверх, прогибая спину. Ноги и грудь не касаются пола,
опора на живот. Голову держать прямо.
Рыбка
Исходное положение: лежа на животе, ладонями упереться в пол на уровне
груди. Прогнуть спину. Упор на прямые руки, как в «Ящерице». Голову
наклонить назад. Ноги согнуть в коленях, стопами дотянуться до головы.