Напоминание

"Специфика вокальной работы с хоровыми партиями сопрано и альт в детском хоре".


Автор: Пригоровская Ирина Петровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. В.В.Ковалева" " МО "Город Саратов"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Специфика вокальной работы с хоровыми партиями сопрано и альт в детском хоре".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика вокальной

работы с хоровыми

партиями сопрано и альт в

детском хоре.

Преподаватель МАУ ДО

«ДШИ им. В.В. Ковалева»

МО «Город Саратов»

Пригоровская И.П.

1

Специфика вокальной работы с хоровыми партиями сопрано и альт в

детском хоре.

Певческий

звук

является

фундаментом

всей

хоровой

техники.

Известно, что без качественного звука нельзя добиться в хоре приемлемого

строя, ансамблирования партий. В связи с этим вокальная работа в хоре

играет первостепенную роль.

Пению,

как

любому

искусству,

необходимо

учиться,

учиться

терпеливо

и

настойчиво.

Однако,

несмотря

на

имеющуюся

у

нас

специальную литературу, до сих пор отсутствует единое мнение и единая

методика

детского

вокального

воспитания.

Детский

голос,

обладающий

своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в

зависимости

от

роста

организма

ребенка.

Поэтому

хормейстер

должен

учитывать все факторы в работе с детским хором.

Хормейстер- это в первую очередь, учитель пения. Для успешного

вокального воспитания хормейстер должен:

Успешно владеть своим голосом

Знать научные основы вокальной методики.

Знать специфику вокального воспитания голосов различных хоровых

партиях.

Изучение

хоровой

литературы

(П.Г.

Чеснаков,

Вл.

Соколов,

Г,А.

Дмитревский и т.д.) показало, что авторы в разделе «Вокально-технические

навыки» дают лишь общие для всего хора рекомендации по организации

дыхания, по выработке высокой певческой позиции и.т.д. Ни в одной работе

не

затрагивается

проблема

дифференцированного

подхода

к

воспитанию

певцов различных партий.

В тоже время

в вокальной педагогике мы обнаруживаем большое

количество методических материалов по поводу воспитания различных типов

голосов. Наибольший интерес представляют такие работы:

Дмитриев Л. «В классе профессора М.Э,Донец-Тессейр»

Лебедев В. «О.Н.Благовидова- педагог»

Несомненно, методика работы с певцом – вокалистом в определенной

степени отличается от методики работы с хоровыми партиями.

Несмотря на то, что техника голосообразования и критерии качества

звука у певца – вокалиста и певца хора одинаковые, конечные цели обучения

тех и других разные. В частности, например:

Диапазон певца-солиста должен быть большим. Хоровому певцу

не обязательно иметь большой диапазон, потому что каждая

2

хоровая

партия

специализируется

на

определенном

участке

диапазона.

Вокальная

педагогика

стремится

выявить

тембровое

своеобразие каждого голоса. Вокальное воспитание хорового

певца, несомненно, опирается на природные тембровые задатки

каждого голоса, но культивирует типичные для хоровой партии

качества голоса, которые позволяет ему ансамблировать внутри

хоровой партии и с другими партиями.

Все вышеизложенное указывает на то, что проблема специфики вокального

воспитания различных хоровых партий актуальна и нуждается в детальной

разработке. На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и

те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются. Этот период

интересен и важен в оформлении и закреплении тембра голоса, в полном

овладении дыханием, так как из урока в урок, из года в год, постепенно

укреплялись мышцы живота, дыхательная мускулатура, связки.

Особенности методики работы с партией сопрано.

Тембр голоса партии сопрано отличается легким, светлым, звонким

характером звучания. В хоре партии сопрано часто поручается ведущая роль,

так как она по звучанию находится выше остальных партий.

По качеству пения сопрано часто определяют качество звучания всего

хора,

поэтому

к

певцам

этой

партии

предъявляются

особо

высокие

требования. В частности, желательными для этого голоса являются мягкость

тембра, способствующая ансамблированию, и хорошая подвижность.

Формирование партии сопрано.

При

подборе

голосов

в

партию

сопрано

очень

важно

правильно

определить тип голоса, что является не простой задачей.

Один из показателей типа голоса - звуковысотный диапазон. При

определении типа голоса необходимо обращать внимание на переходные

звуки (смену режима работы складок в пении при регистровом переходе) и

на примарные звуки. По природе голоса детям, как и необученным взрослым

певцам

свойственно

использовать

натуральные

регистры

с

переходом

грудного

звучания

на

фальцетный.

Примарные

-

это

певческие

звуки

звучащие

наиболее

естественно.

У

большинства

детей

домутационного

периода зона примарного звучания фа1 - ля1. Выяснено, что эта зона в разные

годы - до наступления мутационного возраста - меняется. И среднее значение

высоты ре1 - ля1.

Если

от 7лет до 10-11 лет голос ребенка отличается фальцетным

(головным)

звучанием,

небольшим

диапазоном,

(до1 - до2 или ре1 - ре2)

.

3

Голоса мальчиков и девочек в общем однородны. Деление на первые и вторые

голоса условно.

В

возрасте

от

11-12

до

13

-14

лет

-

предмутационный

период,

диапазон несколько расширяется партия сопрано (до1 – фа2,соль2); . В этом

возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три

регистра:

головной,

смешанный

(микстовый)

и

грудной.

У

девочек

преобладает

звучание

головного

регистра,

и

явного

различия

в

тембрах

сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет

центральный

регистр,

имеющий

от

природы

смешанный

тип

звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным.

Тринадцать — пятнадцать лет, мутационный (переходный) период.

Формы

мутации

протекают

различно:

у

одних

постепенно

и

незаметно

(наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других —

более

явно

и

ощутимо

(голос

срывается

во

время

пения

и

речи).

Продолжительность

мутационного

периода

может

быть

различна,

от

нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного

периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача

руководителя - своевременно услышать начало мутации и при первых ее

признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в

более

низко

поющую

партию,

а

затем,

может

быть,

и

освободить

его

временно

от

хоровых

занятий.

Очень

важно,

чтобы

руководитель

чаще

прослушивал

голоса

детей,

переживающих

предмутационный

период,

и

вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

Методические рекомендации по воспитанию партии

сопрано.

Наиболее ценным в партии сопрано является средний и верхний

участок диапазона. Нижний менее употребим в хоре, а если и

встречается

в

партии

сопрано,

то

перекрывается

звучанием

альтовой партии. Хормейстеру необходимо помнить, что основа

полного диапазона- это правильно сформировать центр.

Чем выше звук, тем рекомендуется более активное удержание

дыхания

и

контроль

за

мышечной

свободой

гортани,

чтобы

избежать форсирования и горловое звучание.

Верхний участок диапазона сопрано развивается постепенно,

медленно.

В

том

случае,

если

у

партии

сопрано

не

звучит

середина,

в

работе

с

хором

не

следует

использовать

произведения

с

высокой

тесситурой.

Нарушение

принципа

последовательности

и

постепенности

в

развитии

диапазона

4

партии сопрано может привести к нежелательным последствиям

- к детонации, форсированному звучанию.

Большое

значение

в

воспитании

партии

сопрано

имеет

соотношение головного и грудного звучания в голосе. Увлечение

только одним головным звучанием обедняет голос и не дает ему

гармонично развиваться.

Другая крайность - когда в тембре партии сопрано в середине

диапазона преобладает грудное звучание. При такой дозировке

звук становится тяжеловесным, теряет легкость, полетность.

В

работе

с

партией

сопрано

на

начальном

этапе

обучения

для

выработки ощущения головного звучания допустимо использовать пение с

закрытым ртом. Пример:

На последующих этапах использовать гласные И, Е, которые звучат

близко, всегда впереди:

Для

выравнивания

диапазона

при

нисходящем

движении

следует

удерживать ощущение головного звучания до самого низу, как бы поднимаясь

по шкале вверх:

Особенности методики работы с партией альтов:

В хоре партия альтов используется по-разному. В системе целого в

одних произведениях она может играть второстепенную роль, то есть быть

фоном, в других - ей может быть поручен главный материал.

В произведениях с полифонической фактурой изложения проведение

темы

в

партии

альтов

требует

тембровой

насыщенности,

объемности.

Диапазон альтов , как и сопрано делится на 3 регистра: грудной, смешанный,

головной. В работе над сглаживанием регистров необходимо точно выявить

границы

регистров,

уметь

услышать

в

партии

переходные

ноты,

руководствуясь не только теоретическими знаниями, но и чутким вокальным

слухом.

Формирование партии альтов.

5

Группа альтов отличается певучестью, выразительностью, серебристо-

матовым тембром. Сочное, мягкое звучание альтов придает партии полноту,

компактность,

разнообразие

в

динамике

от

пиано

до

форте.

Диапазон

альтовой партии ля малой октавы - ре, миb II октавы

Методические рекомендации по воспитанию партии альтов.

Особую

ценность

в

партии

альтов

представляет

нижний

и

центральный участок диапазона. Именно здесь наиболее ярко проявляется их

индивидуальная тембровая окрашенность.

Трудность для альтовой партии предоставляет переход от смешанного

регистра к грудному без смены механизма голосообразования. В вокальной

педагогике

нет

единой

методической

установки

по

поводу

достижения

ровности при сглаживании центрального грудного регистра. Такие педагоги

как

К.

Дорлиак,

В.Ф.

Рождественская,

Е.Ф.

Петренко.

О.Н.

Благовидова

предпочитают

начинать

работу

над

регистрам

с

центра,

постепенно

спускаясь к нижнему регистру.

Иной

подход

в

работе

с

меццо-сопрано

у

Е.В.

Образцовой.

Если

вышеперечисленные педагоги использовали «концентрический метод» М.И.

Глинки, который заключается в расширении диапазона с примарных тонов, то

Е.В.

Образцова

использовала

«линеарную»

систему

при

сглаживании

регистров снизу вверх.

Педагог начинала настройку со звуков грудного регистра (СИь – СИ

малой октавы) на слог На или гласной И.

Е.И. Шумилова в работе использовала и концентрический метод и

«линеарный», исходя их того, какой звук хорошо получается у певца. Если

есть низ, то – линеарный, если есть центр, то – концентрический.

В хоровой практике более приемлем метод работы с альтами Е.И.

Шумиловой. В условиях хоровой партии есть голоса как с хорошо звучащим

центром, так и с хорошо звучащим низом диапазона. Для одних, при хорошем

звучании

грудного

регистра,

целесообразней

начинать

со

звука

нижнего

регистра. Но увеличение таким методом работы с альтовой партии может

отрицательно повлиять на тех, у кого еще не звучит грудной регистр, и кому

более

необходим

будет

«концентрический»

метод.

Поэтому

в

работе

с

альтами следует использовать два метода, чередуя их друг с другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение опыта работы педагогов-вокалистов показывает, что они

дифференцированно подходят к воспитанию различных типов голосов. Этот

6

опыт, в известных пределах, может быть использован и в хоровой практике.

Он говорит, в первую очередь, о том, что не может быть единого подхода к

вокальному

воспитанию

различных

хоровых

партий.

Каждая

из

хоровых

партий имеет свои специфические особенности, а, следовательно, в работе с

ними

нужен

дифференцированный

подход.

В

вокальной

работе

избегать

крикливое, форсированное пение. Уделять

большое

внимание высокой

позиции, легкому светлому звучанию детского голоса. Вокальная работа с

партиями требует поиска различных путей и подходов к достижению цели.

Детские

голоса

необходимо

развивать

очень

постепенно

и

осторожно.

Главное, что нужно помнить всегда – бережное отношение к детскому голосу.

7



В раздел образования