Напоминание

"Коррекция звукопроизношения у воспитанников детского сада на логопункте".


Автор: Игнатушко Альбина Сириновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Малютка"
Населённый пункт: р.Башкортостан, г.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция звукопроизношения у воспитанников детского сада на логопункте".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция звукопроизношения у воспитанников детского сада

на логопункте.

Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как

влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже

после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются,

так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения

в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с

дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со

сверстниками, а это ведет к формированию комплекса

неполноценности.

Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда.

Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал,

стараюсь каждому занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать

на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков

заучиваем много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он

слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также.

Использую дразнилки, переговорки, хулиганки, песенки, элементы

театрализации. Так в переговорках на подгрупповом занятии побеждает тот,

кто больше вспомнит и расскажет стихов, потешек на автоматизируемый

звук. При автоматизации звука «Л» шалим и хулиганим, грозим друг другу

пальцем и ругаемся: «Ла-ла-ла!», «Лы-лы-лы!» На этот же звук поем легкий

мотив песенки из слогов, которое является одним из любимых занятий, так

как мы начинаем петь их любимые песни. Такое задание подходит

практически ко всем звукам.

Конечно, этапы формирования правильного звукопроизношения имеют

структуру, которая описана во всех учебниках по логопедии.

Цель:

сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного

употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством

артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.

Основная цель— включить ребенка в

целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять

инструкции логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звука.

Достигается путем применения технических приемов.

Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с

механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука

зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука.

Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со

специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и

не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в

которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь

отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук

глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция

оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой

структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание

отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют

приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по

картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется

дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его

разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации. Здесь включаю в

работу игры с песком, где параллельно ведется цветовая терапия, также

применяю работу с пуговицами, что уже решаются две задачи: это отработка

звуков с помощью пуговиц, и развитие мелкой моторики рук.

4. Дифференциация смешиваемых звуков.

Работа по дифференциации

звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой

дифференциации, закрепление произносительной дифференциации,

формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над

дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап

формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его —

сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления

звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова,

применяются различные формы и виды речи, используются творческие

упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

На этом этапе, я уже использую шагающий театр, пальчиковый театр,

ростовые куклы, где дети раскрываются намного быстрее, так как именно в

игре, они без труда начинают использовать правильную, грамотную речь.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и

продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и

индивидуальных особенностей детей.



В раздел образования