Автор: Поморцева Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД центр детского творчества
Населённый пункт: Хабаровский район с. Некрасовка
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание на основе изучения казачьих традиций."
Раздел: дополнительное образование
Гражданско-патриотическое воспитание на основе изучения казачьих
традиций.
For the formation of patriotic feelings need to develop the younger generation love
to the Motherland, respect to the place of birth and residence. This fully engaged in
exemplary ensemble of Russian song "Ayushki" Children's Creativity Center of
Khabarovsk municipal district.
Поморцева Людмила Васильевна - специалист высшей квалификации,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
педагог дополнительного образования ( Муниципального Казённого
Образовательного учреждения дополнительного образования детей
центра детского творчества -
Хабаровского муниципального района с. Некрасовка ул. Школьная 9).
Гражданско-патриотическое сознание является важнейшим элементом
человеческого мировоззрения, представляет собой широкую систему идей,
традиций взглядов, которые побуждают к развитию патриотизма и защиты
отечества.
Для
формирования
патриотизма
в
современном
мире,
самые
благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку
оно ориентировано на способности и потребности ребёнка, личные интересы,
способствует
творческому
развитию,
создают
необходимые
условия
для
деятельности и проявления активности.
Для
формирования
патриотических
чувств
необходимо
развивать
у
молодого
поколения
любовь
к
Родине,
уважение
к
месту
рождения
и
проживания.
Филиал
центра
детского
творчества,
где
занимаются
участники
образцового ансамбля русской песни «Аюшки», находится на территории
сельского поселения Тополево Хабаровского
муниципального района. В
течение
20-ти
лет
существования
ансамбля
организация
творческого
процесса
направлена
на
развитие
высоких
нравственных
качеств.
На
конкурсе
проектов
по
Программе
«Сообщества
и
Альянсы»
на
муниципальном уровне проект «Традиции – живая нить» получил признание,
и
коллектив
ансамбля
выиграл
гранд
в
размере
2000
долларов.
В
ходе
выполнения
проекта
была
произведена
запись
и
монтаж
видеофильма,
посвящённая
встрече
участников
ансамбля
с
ветеранами
Великой
Отечественной
войны,
проживающими
на
территории
села,
которые
рассказали о событиях военных лет.
Аудио
диски
с
репертуаром
ансамбля
были
подарены
людям,
прикованным
к
больничным
кроватям,
а
также
детским
домам
края,
Краевому
онкологическому
центру,
реабилитационным
центрам
Хабаровского района, домам ветеранов, узлу местного радиовещания, домам
культуры.
Актуальность моей авторской программы «Живой родник» обусловлена
потребностями
современного
общества,
стремлением
к
духовности,
к
восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения
учащихся. Образцовый ансамбль русской песни - как центр национальной
культуры
-
входит
в
Ассоциацию
межнациональных
культурных
связей
Хабаровского
края.
Ансамбль
сотрудничает
с
Краевым
Советом
национальных
и
международных
культурных
связей,
с
общероссийской
благотворительной
организацией
инвалидов
«Всероссийское
общество
гемофилии»,
ведёт
работу
по
развитию
и
сохранению
национальной
культуры.
В
условиях
роста
национального
самосознания
современная
педагогическая
наука
всё
чаще
обращается
к
историческим
памятникам,
культурным традициям. В частности к традициям казачества, как средству
воспитания
подрастающего
поколения.
Казачество
–
образец
высоких
духовных и нравственных ценностей, оно имеет высокую идею в форме
«Святая Русь», необходимо сохранить эту константу и трансформировать
через века в современность.
В познавательном блоке занятий учащиеся знакомятся с историческими
традициями казачества. В творческо-практическом - с песенным фольклором.
Музыка
- неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Песня
способна
сплачивать,
объединять,
вдохновлять.
Разрабатывая
и
внедряя
различные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма,
использую
разнонаправленную
активную
практическую
деятельность:
экскурсии
в
историко-краеведческий
музей
в
селе
Казакевичево
с
очень
точным названием для этого места - «Здесь России рубеж», где собрана
уникальная
коллекция
экспонатов,
которые
раскрывают
материальную
культуру уссурийского казачества и жизнь пограничного села. Встречи с
интересными людьми – носителями традиционной культуры, соблюдающими
традиции казачества.
Просмотр документальных материалов о казачестве,
слушание
записей
лучших
исполнителей
образцов
казачьего
фольклора,
мероприятия этно-культурного
характера, участие в фестивалях казачьей
культуры.
Ансамбль
состоит
в
реестре
Уссурийского
казачьего
войска.
Важным показателем результативности деятельности коллектива являются
достижения: диплом лаурета 1-й степени 1- ого краевого фестиваля казачьей
культуры
г.
Хабаровск.
Диплом
лауреата
1-й
степени
2-ого
открытого
краевого фестиваля казачьей культуры «Казачья гора» г. Хабаровск 2015 год;
Диплом 2-й степени 12-ого Всероссийского фестиваля детских фольклорных
коллективов
«Кубанский
казачок»
г.
Сочи
2010г.
Диплом
Лауреата
Всероссийского фольклорного конкурса « Казачий круг», посвящённый 65-
летию Великой Победы в рамках Фестиваля «Песни России» на Кремлёвской
сцене
г.
Москва
в
2010.
Диплом
Лауреата
21-го
Российского
детского
фестиваля «Казачий круг» на сцене зала имени Балакирева г. Москва 2015г.
Основные идеи педагогики казачества – это воспитание подрастающих
поколений
на
идеалах
и
ценностях
казачьей
культуры,
многовековой
российской
традиции
общности,
становление
личности
свободного
(вольного) человека, укоренённого в свою малую родину, культуру и историю
России.
Воспитание
молодёжи
в
духе
патриотизма
и
державности;
становление в сознании молодёжи психологической готовности к «служению
Отечеству не за страх, а за совесть».
Рецензия: В статье представлен ценный практический опыт автора –
составителя программы «Живой родник» Л.В. Поморцевой, которая на
протяжении 20-ти лет существования ансамбля русской песни «Аюшки»
успешно формирует патриотические чувства детей и подростков,
способствует развитию у них любви к Родине, уважения к месту рождения,
проявлению высоких нравственных качеств в ходе участия коллектива в
различных творческих проектах. Эти проекты не только признаются
лучшими, но и дают возможность коллективу донести своё творчество
людям с ограниченными возможностями здоровья , социально
незащищённым , проживающим в трудно доступных местах нашего
Хабаровского района и края. За годы обучения участники ансамбля
приобретают бесценный опыт знакомства с традициями и историей
казачества на Руси и на Дальнем Востоке, в частности.
В процессе пения, музицирования, движения, декламации, игровых
действ
участники
осваивают
фольклор.
Казачья
песня
сплачивает
,
объединяет
детей
и
взрослых,
способствует
их
духовному
росту
и
проявлению лучших патриотических качеств. Ансамбль « Аюшки» ( более
50-ти человек) является активным
участником всех
творческих дел в
поселении, районе, городе, крае. Ребята путешествуют по России , выезжают
за рубеж
по культурному обмену
на фестивали и конкурсы. Успешно
развивается готовность подростков приносить пользу своему Отечеству. Не
вызывает
сомнения
актуальность
данной
статьи
,
так
как
возникает
возможность
практического
использования
опыта
коллектива
и
его
руководителя
Л.В.
Поморцевой
другими
творческими
объединениями,
стремящимися
своими
делами
внести
достойный
вклад
в
воспитание
истинного гражданина своего Отечества.
Педагог - психолог высшей квалификации МКОУ СОШ с.Тополево,
заслуженный учитель РФ Секерина Ирина Вольтеровна