Автор: Кириченко Евгения Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Звёздочка"
Населённый пункт: ЯНАО, п. Пурпе
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: Пернатые друзья
Раздел: дошкольное образование
В подготовительной к школе группе
(Экология + театр)
Воспитатель: Кириченко Е.В.
Задачи
1.Образовательные
Закрепить и расширить знания о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные.
Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от среды обитания.
Продолжить развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.
Продолжить обучать детей управлению куклами с «живой рукой.
Научить произносить скороговорку
2.Развивающие
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать
самостоятельно и в команде, помогать друг другу. Развивать связную речь – употребление
сложноподчиненных предложений.
Развивать внимание и логику.
Уметь пересказывать и драматизировать сказку.
Способствовать активизации внимания, мышления.
3.Воспитательные
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших
меньших.
Стимулировать желание детей искать самостоятельно выразительные жесты для создания образа
Оборудование: игрушка Флорик (Хозяин мини-музея «Природа - наш дом»), иллюстрации птиц,
таблицы «Кто, чем питается», карточки-схемы «Птицы», картинки пищевые цепочки луга, игра «Что
сначала, что потом», знаки «Защитим природу!»; ширма, кукла с «живой рукой», следы лисы и журавля,
разрезные картинки лисы и журавля, иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», тарелочка и кувшин.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”;
игра “Кто, где и как зимует”, различие зимующих и перелетных птиц), игра «Пищевые цепочки леса»
чтение
стихов,
рассказов
о
птицах.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
птиц,
просмотр
презентаций «Птицы наших лесов». Разучивание скороговорок.
Интеграция
образовательных
областей:
«Коммуникация»,
«Познание»,
«Социализация»,
«Художественное творчество»
Приемы:
-сюрпризный момент,
- игровой,
- словесный,
- наглядный.
Технология:
- игровая.
Формы работы с детьми:
- фронтальная,
- подгруппы
Структура занятия:
I.Организационный момент (постановка проблемы).
II. Работа по теме:
1.
Работа со схемами
2.
Словесная игра «Цепочка слов»
3.
Д/игра «Найди лишнюю птицу»
4.
Физкультурная минутка «Птицы»
5.
Д/игра «Кто, чем питается».
6.
Д/игра «Пищевые цепочки луга»
7.
Пальчиковая гимнастика «Синичка»
8.
Д/и «Что сначала, что потом»
9.
Рассматривание знаков «Берегите природу»
III. Театрализованная деятельность.
1.
Игра «Собери картинку»
2.
Этюд на выразительность жеста и движения «Лиса и журавль»
3.
Этюд с куклой с «живой рукой». «Лиса, лисонька, лиса»
4.
«Сказка рассыпалась» - пересказ сказки.
5.
Этюд на выразительность жеста, мимики и движения
6.
«Солнышко дружбы»
7.
Скороговорка: «Милости прошу к нашему шалашу:
8.
Танец под русскую народную песню «Летели две птички».
IV. Итог.
Ход НОД.
I. Организационный момент.
В гости к ребятам приходит Флорик
Флорик: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я нашел по дороге в детский сад.
Дети. Это яичко, его, наверно, птичка
потеряла.
Воспитатель: А разве только птицы появляется из яиц? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей к доске, на которой висят картинки: змея, кошка, крокодил, черепаха,
рыба, паук, гусеница, и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яиц.
Дети. Кошка не рождается из яиц.
Флорик. Если все они появились из яйца, значит они птицы?
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Флориком? Какое живое существо может называться птицей?
II. Работа по теме:
Работа с моделями. Дети выбирают схемы, которые относятся к птицам. Объясняют, что птицы - это
животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.
Воспитатель. Ребята, а много птиц вы можете назвать? Давайте поиграем в игру «Цепочка слов»
(ребенок называет птицу, а следующий называет птицу первого ребенка и свою)
Дети. Воробей, воробей - сорока, воробей - сорока-синичка, воробей - сорока-синичка-галка, и т. д.
Воспитатель. Ребята, у нас на столах лежат картинки с изображением птиц. Давайте поиграем в игру
«Найди лишнюю птицу»
Дети делятся на 3 команды, каждая подходит к своему столу. На первом столе лежат картинки с
изображением птиц: Курица, утка, петух, иволга, индюк.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
Дети: Здесь лишний воробей, потому что он живет в лесу, а остальные домашние птицы и о них заботится
человек.
2 стол - Синичка, свиристель, курица, воробей, сова, соловей.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
Дети. Лишняя курица, она домашняя птица, Остальные птицы дикие, они живут самостоятельно, пищу
добывают сами, сами строят себе жилище.
Воспитатель: Какую пользу приносят дикие птицы?
Дети: Они уничтожают насекомых и грызунов.
Воспитатель подходит к третьему столу, на котором картинки - гусь, лебедь грач, журавль, сова.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
Дети. Лишняя здесь сова, она остается зимовать.
Воспитатель: Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
Дети. Им зимой нечего есть, а на юге тепло и много еды.
Физминутка «Птицы»
(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения).
Как головою между листвою
Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз)
Как на рыбалку и вперевалку
Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились
Гуси у самой реки,
Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)
И потихоньку пошли, (шаги на месте)
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
Флорик: А я не знаю, чем питаются птицы.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Флорику, чем можно накормить птиц.
Дети: - Насекомыми, червячками, зернышками.
Воспитатель: - Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами. Что это за
птицы?
Дети: - Это птицы насекомоядные.
Воспитатель: - А птицы, которые питаются зернами, семечками?
Дети: - Это зерноядные птицы.
Воспитатель: - А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков?
Дети: - Это хищные птицы.
Д/игра «Кто, чем питается» Воспитатель предлагает, по картинкам рассказать и показать, кто и чем
питается.
Воспитатель: - Скажите, а птицы на нашей планете живут только в одном месте?
Дети: - Нет! Одни живут в лесу, другие на болоте, третьи на лугу.
Воспитатель: - Правильно, птицы живут всюду. И от среды обитания зависит их питание. А как вы
думаете, если человек , на всех лугах построит дома, магазины, стадионы, что может произойти?
Дети. Могут погибнуть птицы и животные.
Воспитатель: Докажите.
Проводится игра «Пищевые цепочки луга» дети с помощью магнитных картинок выстраивают
пищевую цепочку.
Дети. На лугу растет клевер, им питаются мыши, если погибнет клевер, меньше станет мышей, а если
исчезнут все мыши, нечего будет, есть хищным птицам и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Синичка»
На дорожку прилетела (ладонь, ребро)
Шустрая синичка - (машут ладошками)
Желтогрудка -птичка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)
Зоркий черненький глазок (соединяют большой и указательные пальцы в
круги около глаз)
Острый, тоненький носок (соединяют указательные пальцы обеих рук у
носа)
Бегала, скакала (перебирают пальцами на столе)
Хвостиком качала (качают ладонями обеих рук)
Насекомых из щелей (соединяют пальцы в виде клюва,
Ловко доставала имитируя ловлю насекомых).
Флорик. Ребята, а как появляются птенцы?
Дети: Сначала птицы строят гнезда.
Воспитатель: У всех птиц одинаковые гнезда?
Дети: Для своих гнезд каждая птица выбирает разный материал: веточки, соломинки, травинки, мох,
глину, кто - то откладывает яйца, прямо на земле. Некоторые птицы живут в домиках, которые сделали
люди.
Воспитатель предлагает с помощью картинок рассказать о развитии птенцов. Проводится игра «Что
сначала, что потом?»
Флорик. А какую пользу приносят птицы?
Дети: Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей
своим пением и т.д.
Воспитатель: А как человек может помочь птицам?
Дети. Кормить зимой крошками и семенами растений.
Воспитатель предлагает рассмотреть знаки «Берегите природу!» и ответить на вопросы.
Нельзя разорять гнезда, потому что….
Нельзя трогать птенчиков, потому что…
Нельзя разжигать костры, потому что…
Нельзя ломать деревья , потому что…,
Нельзя громко кричать в лесу, потому что…
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие странные следы у нас возле двери.
Игра «По следам к разгадке».
- Ребята, кто же здесь у нас побывал и оставил следы? Давайте попробуем отгадать. (Ответы детей)
Воспитатель: Девочки пойдут по правой дорожке, а мальчики по левой. (Дети идут по запутанным
следам и приходят в музыкальный зал к конвертам, которые лежат на столах). Детей встречает педагог по
театру.
III часть. (Проводит педагог по театру)
Педагог. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Что за странные следы у вас в руках?
Дети. Это следы птицы и животного.
Педагог. Давайте с вами поиграем в игру «Собери картинку» и посмотрим, может у нас в волшебных
конвертах, спрятана отгадка? Мальчики собирают картинку из белого конверта, а девочки оранжевого.
(Мальчики собирают журавля, а девочки лису). Вот вам и отгадка это следы лесы и журавля. Как вы
думаете, ребята, из какой сказки эти герои?
Дети. Из русской народной сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Этюд на выразительность жеста и движения.
Педагог. Ребята, давайте девочки покажут нам, как ходит хитрая лиса - плутовка, а мальчики важного и
справедливого журавля.
Этюд с куклой с «живой рукой».
Ребята, а кто вспомнит потешку «Лиса – лисонька - лиса»
Лиса – лисонька - лиса,
Лиса рыжая краса,
У амбара прибегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке,
В огороде, в уголке.
(На театральной ширме стоит домик, рядом под деревцем крынка. По ширме ребенок ведет лису,
останавливает у крынки).
«Сказка рассыпалась» - пересказ сказки.
Педагог. Ребята, давайте вспомним сказку, про хитрую лису и журавля.
( Пересказ сказки по иллюстрациям).
Этюд на выразительность жеста, мимики и движения. (Дети в кругу, каждый выходит и показывает
импровизированные движения из сказки).
- Лиса с журавлем подружились.
-Лиса приглашает журавля в гости.
-Лиса угощает журавля манной кашей.
-Журавль приглашает лису в гости на обед.
-Журавль угощает окрошкой лису.
-Лиса и журавль обиделись друг на друга.
Игра «Солнышко дружбы» (Дети прикладывают к солнышку лучик и говорят, как надо дружить).
Заучивание скороговорки: « Милости прошу к нашему шалашу:
Я пирогов покрошу и отведать попрошу».
Танец с платочками под русскую народную песню «Летели две птички».
Итог.
Флорик. Ребята, я так много узнал о птицах: где живут, чем питаются, почему улетают в теплые края, как
о них можно заботиться, как их охранять. Что надо дружить и нельзя обманывать. Спасибо вам
большое.
Воспитатель: - Понравилось вам занятие? Почему? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали?
(ответы детей)