Автор: Шукшина Ольга Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа № 1133 дошкольное отделение детский сад №700 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: "Кризис трех лет" Раздел: дошкольное образование
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на
одном из последующих этапов.
К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер,
свое
индивидуальное
отношение
к
миру,
он
научается
действовать
человеческими способами, у него складывается определенное отношение к
себе.
Трехлетний
возраст
характеризуют
как
«трудный».
Его
«трудность»
состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок
проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем,
проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» - определение условное, так как временные рамки кризиса
гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у
других в 3,5 года. Первым свидетельством начала кризиса может служить
появление негативизма, то есть когда ребенок перестает беспрекословно
выполнять просьбы взрослых.
С
одной
стороны,
попытки
отделить
свое
«Я»
и
формирование
своих
собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой стороны, при
объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает
наиболее
доступный
способ:
противопоставление
себя
взрослым.
Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя
точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные
симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность
в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится
злопамятным,
обидчивым,
начинает
хитрить.
Ребенок
начинает
претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание получить
положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника
часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи. Это
следствие ошибок взрослых.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он
взаимодействовал
со
взрослыми.
Если
взрослый
в
целом
позитивно
оценивал
личность
ребенка,
тактично
и
аргументировано
указывал
на
недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание, то ребенок
научится
гордиться
собой
и
своими
успехами.
Если
взрослый
стремился
добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, то у ребенка
разовьется желание противостоять взрослому. В этом случае гневливость,
раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.