Напоминание

"Методика и организация элективного курса "Вермикультивирование""


Автор: Степанова Анна Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "2 Мальжагарская СОШ"
Населённый пункт: МР "Хангаласский улус", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и организация элективного курса "Вермикультивирование""
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВЕРМИКУЛЬТИВИРОВАНИЕ»

Степанова А.Ф., учитель биологии

МБОУ «II Мальжагарская» СОШ

Хангаласский улус, с. Улахан-Ан

В

настоящее

время

все

большую

остроту

приобретает

проблема

снижения

популярности

профессий

сельскохозяйственной

направленности

при

явном

недостатке

данных специалистов в селах, деревнях, фермерских хозяйствах. Несмотря на дефицит

кадров в сельском хозяйстве, большинство выпускников общеобразовательных школ при

поступлении

в

различные

учебные

заведения

не

принимают

во

внимание

возможность

получения «негородской» профессии. Истоки этой проблемы кроются не только в финансово-

неперспективном

характере

профессий

данного

направления,

но

и

в

недостатке

ознакомительной

информации.

В

школьной

программе

эти

вопросы

разобщены

и

рассматриваются

поверхностно,

что

явно

недостаточно

для

создания

информационного

образа сельскохозяйственных профессий. Изменить сложившуюся ситуацию в некоторой

степени

может

помочь

предлагаемый

элективный

курс «Вермикультивирование»,

адресованный учащимся 5,6,7 классов.

Вермикультивирование

это

процесс

переработки

органических

отходов

с

использованием дождевых червей, а полученный продукт называется вермикомпостом или

биогумусом. В 1959 г. в США, в Калифорнийском университете, врачом Барретом выведен

гибрид

«красный

калифорнийский»,

«перешагнувший»

границы

многих

стран,

который

помогает восстанавливать плодородие почвы и получать высокие урожаи.

Во многих развитых странах эта биотехнология привлекает не только фермеров, но и

городских жителей. В нашей республике разведением червей с 1992 г. занимается ООО

«Экоцентр», в котором была разработана и апробирована технология утилизации отходов

животноводства

и

о садков

хозяй-ственно-бытовых

сточных

вод

м е тод ом

вермикультивирования,

а

также

проведены

комплексные

аналитические

исследования

состава

и

качества

биогумуса,

получаемого

из

местного

сырья.

Несколько

лет

вермикультивированием

осадков

хозяйственно-бытовых

сточных

вод

занимались

и

в

муниципальном предприятии «Якутводоканал».

В 2011 году из п.Табага в нашу т. е.,

во 2 Мальжагарскую СОШ, на пришкольном

участке были перевезены 500 штук калифорнийских червей, которых заселили в зимнюю

теплицу на отведенном месте. Во время практических работ, учащихся среднего звена, черви

заинтересовали

своими

способностями

создавать

биогумус

из

сельскохозяйственных

отходов.

Полученные

в

результате

изучения

данного

курса

знания

и

умения

могут

быть

использованы каждым учеником на своих приусадебных участках, огородах, дачах.

Пояснительная записка

Цели курса:

заинтересовать учащихся возможностью использования собственных

знаний

и

умений по разведению калифорнийских червей на практике (на приусадебном

участке,

даче,

огороде);

ориентировать

учащихся

на

получение

профе ссий

сельскохозяйственной направленности;

Задачи:

сформировать

у

учащихся

приемы

и

навыки

с амо стоятельной

познавательной

деятельности,

проведения

практических

работ

и

наблюдений

за

калифорнийскими червями; закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи;

способствовать формированию умения принимать решения и защищать свою точку зрения;

обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков при работе с

вермикультурой.

Основная

идея

курса

углубление

сельскохозяйственной

направленности

профильного обучения, что должно способствовать возрождению этой отрасли народного

хозяйства.

Элективный курс «Вермикультивирование» рассчитан на 17 часов. В процессе изучения

курса предполагается рассматривать теоретические вопросы в тесной связи с практическими

опытами и работами. Это не только поможет закрепить усвоенные знания, но и будет

способствовать

формированию

практических

навыков по

разведению

червей.

Так

же

учащимся предлагаются творческие задания для выполнения их как в пришкольном участке,

так и дома. Защита практических работ и творческих заданий происходит по мере их

выполнения в процессе изучения курса. На заключительном занятии подводятся итоги,

проводится защита зачетных работ в различной форме: доклады, сообщения, демонстрации,

проекты.

Данный материал может быть использован в качестве дополнительной информации при

проведении уроков и внеклассных мероприятий по темам, связанным с изучением типа

кольчатых червей, основ селекции животных, биотических связей в природе; с изучением

агроценозов. Отдельные разделы программы могут применяться и для других профилей

обучения, а также в процессе предпрофильной подготовки.

Методы:

объяснительно-иллюстративный; практические

работы;

эвристический

(частично-поисковый); исследовательский.

Планируемые результаты:

овладение практическими умениями и навыками выращивания калифорнийских

червей;

развитие умения применять полученные знания на практике, выбирать средства

для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность;

развитие умения работать самостоятельно и в группе;

профессиональная ориентация;

выбор профиля при дальнейшем обучении.

Программа

Тема 1. Введение (1 ч). Экскурсия в зимнюю теплицу.

Вермикультивирование

в

условиях

Якутии. Информация

об

учебных

заведениях

начального, среднего и высшего профессионального образования по сельскохозяйственным

специальностям. Специальность «Земледелие».

Тема 2. Почва, ее плодородие (1ч).

Понятие

о

почве

и

ее

плодородии. Экологически

чистое

удобрение

биогумус,

созданный калифорнийскими червями.

Практическая работа. Сравнительный анализ готового биогумуса с вермикомпостом.

Творческое задание. Определение кислотности почв.

Тема 3. Морфологические и физиологические особенности калифорнийских

червей (2ч.)

Особенности

строения

и

жизнедеятельность

калифорнийских

червей.

Признаки

отличия и сходства калифорнийских и дождевых червей.

Практическая работа. Отличительный признак вермикультуры от культуры дождевых

червей.

Тема 4. Особенности размножения и развития вермикультуры (2ч.)

Культивируемые

черви

гермафродиты.

Особенности

размножения

и

развития

вермикультуры.

Практическая работа. Изучение строения яиц, кокона, молодняка и половозрелой

особи вермикультуры.

Тема 5. Плотность червей в субстрате (2ч.)

Зависимость

плотности

червей

от

субстрата

и

ухода

за

ними.

Приемы

и

методы

подсчета популяции вермикультуры.

Практическая работа. Подсчет плотности вермикультуры

Творческое задание. Сделать макеты ящиков для разведения червей

Тема 6. Подготовка нового субстрата (2ч.)

Субстрат

условия

для

нормальной

жизнедеятельности

червей.

Вермикомпост.

Методы приготовления субстрата из перепревшего конского навоза. Рацион питания.

Практическая работа. Приготовления субстрата из перепревшего конского навоза.

Творческое задание. Приготовить сообщение

Тема 7. Основные правила ухода за вермикультурой в условиях зимней теплицы

(2ч.)

Создание оптимальных условий для содержания червей в зимнее время. Температура.

Влажность. Кислотность среды. Уплотненность среды.

Практическая работа. Оценка состояния популяции вермикультуры в зависимости от

субстрата.

Тема 8. Выборка червей из субстрата (2 ч.)

Методы выборки червей из субстрата. Наблюдение за передвижением червей по слоям

субстрата. Подсчет популяции червей на новом субстрате.

Практическая работа. Выборка червей из субстрата

Тема 9. Доработка биогумуса (2 ч.)

Доведение

биогумуса-сырца

до

готовности.

Просушка.

Просеяние.

Использование

приготовленного биогумуса для рассады.

Практическая работа. Просушка и просеяние биогумуса-сырца.

Творческая работа. Выступление с презентациями с результатами работы.

Данный

элективный

курс

в

нашей

школе

проводится

третий

год.

В

результате

посещения

элективного

курса

«Вермикультивирование»,

учащиеся

написали

доклады,

с

которыми успешно выступали в улусной, региональной, республиканской и всероссийской

НПК (см.приложение 2).

Список литературы

1. Гитилис В. С., Мельник И. А. Справочник: пособие по вермикультивированию. -

Ивано-Франковск, 1992. - 32 с.

2. Степанов А. И., Дмитриева В. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование в

условиях Центральной Якутии. - Якутск: НПП «Экоцентр», ЯНИИСХ, 2000. - 40 с.

3. Дмитриева В. И., Степанов А. И., Мерзлая Г. Е. и др. Вермикультивирование: Теория,

опыт, практика. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 120 с.

4.

Красильникова

С.

С.

Безотходное

биодинамическое

хозяйство.

Из

истории

культивирования

дождевых

червей

//

Путь

к

успеху

информации:

Бюллетень

для

сельскохозяйственных предпринимателей. - 1999. - № 1.- С. 115.

Приложение 1

Календарно-тематический план

№ п.п.

Дата

Название темы

Кол.

часов

Вид деятельности

1

Сентябрь

Введение

1

Экскурсия

в

з и м н юю

теплицу

2-3

Октябрь

Почва, ее плодородие

2

Практическая

работа

№1:

сравнительный анализ готового

биогумуса с вермикомпостом.

Творческая

работа

№1:

определение кислотности почв

4-5

Ноябрь

М о р ф о л о г и ч е с к и е

и

физиологические

особенности

калифорнийских червей

2

Практическая

работа

№2:

о т л и ч и т е л ь н ы й

п р и з н а к

вермикультуры

от

культуры

дождевых червей.

6-7

Декабрь

Особенности

размножения

и развтия вермикультуры

2

Практическая работа № 3:

изучение строения яиц, кокона,

молодняка

и

половозрелой

особи вермикультуры

8-9

Январь

П л о т н о с т ь

ч е р в е й

в

субстрате

2

Практическая

работа

№4:

п о д с ч е т

п л о т н о с т и

вермикультуры

Творческая

работа

2:

сделать

макеты

ящиков

для

вермикультуры червей

10,11

Февраль

П о д г о т о в к а

н о в о г о

субстрата

2

Практическая работа № 5:

приготовление

субстрата

из

перепревшего конского навоза

Творческая

работа

№3:

приготовить сообщение

12,13

Март

Основные правила ухода за

вермикультурой

в

условиях

зимней теплицы

2

Практическая

работа

№5:

оценка

состояния

популяции

вермикультуры в зависимости от

субстрата

14,15

Апрель

В ы б о р к а

ч е р в е й

и з

субстрата

2

Практическая

работа

№6:

выборка червей из субстрата

16,17

Май

Доработка биогумуса

2

Практическая

работа

№7:

п р о с у ш к а

и

п р о с е я н и е

биогумуса-сырца

Творческая

работа

№8:

выступление с презентациями о

результатах работы



В раздел образования